Проблемные вопросы блока «Человек». Обществознание

Я уже отмечала, что в экзаменационной работе элементы двух содержательных линий «Общество» и «Человек» объединены в один блок - модуль. И это придает этому материалу особую сложность. В данной статье рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпускников вопросов содержательной линии «Человек».

Данный подмодуль содержит такие вопросы:
человек как результат биологической и социальной эволюции; бытие человека; потребности и интересы; деятельность человека, её основные формы; мышление и деятельность; цель и смысл жизни; самореализация; индивид, индивидуальность, личность; социализация индивида; внутренний мир человека; сознательное и бессознательное; самопознание; поведение; свобода и ответственность личности.

Краткие выводы по разделу

1. Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической деятельности. При определенных задатках и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные ценности. В человеке тело (физическое) и ум (психическое) образуют нерасторжимое единство. Выделение человека из мира животных происходило несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединили эти два процесса - антропосоциогенез . Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живет его биологическая природа. Но со своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.

2. Личность - продукт культурной, а не биологической эволюции. Поэтому общество оказывает на личность максимальное влияние. Когда говорят о личности, то подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость.
Личность - это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т.д. Причем, все эти социальные свойства личность получает под влиянием общества в процессе социализации. Социализация - процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей, в ходе которого происходит становление полноценного и полноправного члена общества.

Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела принимает решения и несет ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.

3. Бытие - категория, которая означает существова-ние, основанное на положении «я есть». Деятельность - это такая форма активности, которая не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует ее. Виды деятельности: практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества) и духовная (связана с изменением сознания людей).

Структура деятельности: мотив, цель, средства, действия, результаты.

4. Потребности - осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования. потребности человека можно разделить на три группы:

Биологические (потребность в пище, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода …);
- социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе);
- духовные (потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры).

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог Абрахам Маслоу. Он отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных).

К первой группе относятся:

А) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, воде, одежде, дыхании, жилище, отдыхе…);
б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости).

Ко второй группе относятся:

А) социальные потребности (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);
б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте);
в) духовные (потребности в самовыражении).

От потребностей следует отличать интересы людей.

5. Социализация и воспитание личности:

А) приспособление человека к обществу (социуму);
б) процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей;
в) превращение человека в социального индивида, т.е. личность.

6 . Девиантное поведение - отклоняющееся поведение, которое не согласуется с ожиданиями общества относительно поведения человека. Само по себе отклонение как бы не существует, оно возникает только в том случае, если уже есть норма и описываемый ею образец (стандарт) поведения. Любое отклонение - это всегда отклонение от стандарта.

Девиантное поведение включает в себя самые разные явления, причем не обязательно негативные. Наказание за отклоняющееся поведение зависит от серьезности нарушения, а также от того, насколько велики его последствия.

Отклонения могут быть:

1) абсолютными (нарушение норм, справедливых для всех без исключения членов общества - уголовные преступления);
2) относительными (действия или поведение, не соответствующее ожиданиям лишь некоторых индивидов или некоторых социальных групп).

Задания для систематизации материала

Задания уровня С

С1 . Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, кото-рые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.

С2 . Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека» ? Сформулируйте три суждения.

СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности» . В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

С4 . Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» .
Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет - не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу - прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека - создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития - уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина - пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам...

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7 . Отто фон Бисмарк писал: «Свобода - это роскошь, которую не каждый может себе позволить» .
Согласны ли вы с автором? Почему?
Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.

Ответы:

С1 . Правильный ответ может содержать следующие характеристики:
прямохождение; развитая кисть руки; сложноорганизованный мозг; возможность видеть в трех измерениях; пластичность потребностей.
Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:
человек - существо общественное, социальное, а не только биологическое;
понятия индивид - индивидуальность - личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;
личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);
вне общества - общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.
Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.

СЗ . Правильный ответ может содержать следующие утверждения:
человек - существо общественное и сознательное;
в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.
Допускаются иные формулировки ответа.

С4 . В ответе должны присутствовать следующие позиции:
логическая цепочка: интерес - цель - деятельность - жизнь ; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;
цель - это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;
мотивы - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей - биологических, социальных, идеальных;
особую роль в мотивации играют интересы - осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.
Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

2) В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент: автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;
творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности - служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:
возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.;
речь идет о внутренних конфликтах;
в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7 . При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода - это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость - это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).

Использованные материалы:
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2. Аналитический отчет по результатам ЕГЭ 2010 г. Обществознание. (www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html)
3.Открытый сегмент ФБТЗ. Обществознание - (www.fipi.ru/view) Обществоведение. Часть 2.

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.

Дени Дидро.

31. Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

32. Что препятствует полноценному общению людей?

Достижение своей цели любыми средствами

33. Глубинная причина всех социальных конфликтов - это

несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

34. Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

трудового

35. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологическая составляющая включает

половые и возрастные особенности

36. Если кто-либо лживо утверждает, что человек украл миллион рублей, - это что?

Клевета

37. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

развитием средств массовой коммуникации

38. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического? А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления. Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а, наоборот, теория - эмпирию.

верно только А

39. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

личность

40.Признаком традиционного общества является

«непрерывность», плавность исторического процесса

41. Какую науку следует назвать общественной?

Все выше перечисленные

43. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии? А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом. Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.

верно только А

44. Какие из перечисленных прав и свобод входят в понятие политических прав человека?

Право участвовать в управлении делами государства, право на объединение

45. При переходе от традиционного общества к индустриальному

возросла социальная мобильность





46. Термин "открепительный талон для голосования" используется для характеристики

избирательной системы

47. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров без законных оснований наказывается в соответствии с нормами права

уголовного

48. Способность личности к моральному самоконтролю называется

совесть

49. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

мужчины

50. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет

неоднозначность последствий научных открытий

51. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

половина состава Государственной Думы Федерального Собрания РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина - по пропорциональной

52. В США 12% богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. это - проявление

социального неравенства

53. Основополагающей отраслью российской правовой системы является право

конституционное

54. Что не является элементом творчества?

Инстинкт

55. К числу основных подсистем общества как системы относится

экономика

56. Исключительным признаком правового государства является

разделение властей

57. Уровень жизни населения в значительной степени определяется

объемом произведенных товаров и услуг

58. Надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществляет:

Органы прокуратуры

59. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

верны оба суждения

60. К массовым временным миграциям относится

туризм

2. Биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия (труда), обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, творческой активностью и нравственно-этическими качествами (самосознанием).

3. Биосоциальное существо, т.е. живое существо, обладающее мышлением, сознанием и членораздельной речью, нравственно-этическими качествами, способностью производить орудия (труда) и пользоваться ими (в процессе общественного производства).

4. Высшая ступень (развития) живых организмов на Земле.

5. Высшая ступень развития жизни на Земле, социальное существо, производящее орудия труда, преобразующее природу, обладающее сознанием и членораздельной речью.

6. Высшее на Земле живое существо.

7. (Высшее) живое существо (организм), (в отличие от животного) обладающее мышлением (мысли) и речью, способностью производить орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.

8. Высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью.

9. Высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесной речью, нравственными понятиями и совестью.

10. Высший представитель отряда приматов.

11. Двойственное существо - природное и общественное.

12. Достаточно сложная информационная система, являющаяся элементом биосферы и основой её верхней, на настоящем этапе развития, ступени - общества.

13. Живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого.

14. Живое существо, в отличие от животного обладаюшее даром речи, мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.

15. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими.

16. Живое существо, наделённое духом, душой и разумом.

17. Живое существо, наделённое духом, разумом и способностью к общественной жизни.

18. Живое существо, обладающее даром мышления и речи.

19. Живое существо, обладающее мышлением и речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

20. Живой одухотворённый организм.

21. Животное (и млекопитающее) культурное, способное резервивовать и сообщать опыт.

22. Животное несостоявшееся, обреченное своей биологической неполноценностью на поиск "противоестественных" способов существования.

23.Животное общественное.

24. Животное политическое, т.е. обладающее даром социальности.

25. Животное, производящее орудия.

26. Животное разумное, социальное.

27. Животное с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.

28. Животное символическое.

29. Идеальное существо, воплотившее в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевлённую разумом, духовностью.

30. Индивид, входящий в определенную систему общественных отношений.

31. Индивидуальное бытие общественных отношений.

32. Лицо, являющееся носителем каких-либо внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-либо среде, обществу и т.п.

33. Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств.

34. Материя, стремящаяся познать себя, достигшая уровня самопознания.

35. Мыслящее, но главным образом волящее и чувствующее существо.

36. Носитель и организатор отношений в обществе.

37. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением).

38. Носитель разума, возникший на одной из планет Солнечной системы - Земле - около миллиона лет назад.

39. Носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.).

40.Обладатель лучших интеллектуальных или моральных качеств.

41. Общественное существо, мыслящее, производящее орудия труда и обладающее речью, которое возникло на Земле вследствие исторического развития организмов от простых к более сложным и представляет собой самую высокую степень их развития.

42. Общественное существо, обладающее сознанием и разумом.

43. Общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

44. Общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно–исторической деятельности и культуры, выступивший в этом процессе своего самоосуществления как личность.

45.Общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности.

46. Общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития жизни на Земле, способное производить орудия труда и с их помощью воздействовать на окружающий мир, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

47. Общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

48. Один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.

49. Организм, наделённый психикой.

50. Особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества.

51. Разумное, общественное млекопитающее животное (существо), выступающее в процессе своего существования как личность, творец культуры, истории и цивилизации.

52. Разумное, общественное существо, выступающее в процессе своего существования как личность.

53. Разумное существо, способное к абстрактному мышлению и объективному восприятию мира.

54. Самый умный примат.

55. Свободное нравственное существо, личность, у которой максимум ответственности, воли, цельности, чистоты, ума и могущества.

56. Свободное существо, творящее мир из полноты собственной сущности, (во имя свободы, предназначения, во имя смысла бытия Человека).

57. Система, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

58. Социальное существо, то есть осознающий себя субъект, в сочетании с инстинктивным природным и очеловеченным миром.

59. Совокупность всех общественных отношений.

60. Способное к разуму существо, обладающее телом, душой и умом.

61. Стремление быть Человеком.

62. Субъект всех общественных отношений.

63. Субъект духовной деятельности, создающий мир культуры, носитель общезначимого сознания, всеобщего идеального начала - духа, разума.

64. Субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами.

65. Субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

66. Субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

67. Субьект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле.

68. Субъект, производящий изменения в окружающем мире, других людях и в себе самом.

69. Существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

70. Существо природно-общественное.

71. Существо чувственно-телесное.

72. Творец истории, цивилизации и культуры, всей материальной и духовной культуры на Земле.

73. Тот, у кого ум поднят до разума и (главнее) выше, чем тело; у кого развита воля - он может отвечать за то, что он сам решил; у кого высокий уровень культуры и порядок с самооценкой (собою доволен, не комплексую); кто ведет человеческий образ жизни, для кого характерна активная созидательная свобода; у кого и насколько есть совесть и личная ответственность за происходящее в его жизни и вокруг него.

74. Целостное биосоциальное существо.


человек
- существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности . Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.
Ч. выступает как: организм (наделенный психикой ); индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); Я -образ (система представлений , самооценка , уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация , отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом). Ч. является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме Ч. как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания , его формирования в деятельности и общении . Объективно существующее многообразие проявлений Ч. в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали образы Ч., явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития. В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы Ч.», оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми: 1) «ощущающий Ч.» (Ч. как сумма знаний, умений и навыков ); Ч. как «устройство по переработке информации »;
2) «Ч.-потребитель» (нуждающийся Ч. как система инстинктов и потребностей );
3) «запрограммированный Ч.» (в поведенческих науках - Ч. как система реакций , в социальных - как репертуар социальных ролей);
4) «деятельностный Ч.» (Ч.
, осуществляющий выбор ; Ч. как выразитель смыслов и ценностей ).
Если в практическом человекознании, в т. ч. в педагогике, исходят из образа «Ч. ощущающего», то Ч. сводится к сумме знаний, его действия расцениваются как продукт прошлого опыта , а процесс воспитания Ч. подменяется убеждениями , уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями . В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании Ч. происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией». Образ Ч. как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии прежде всего под влиянием психоанализа . Многие направления (индивидуальная психология - А. Адлер , аналитическая психология - К. Юнг , неопсихоанализ - Э. Фромм и др.) исходили в своих концепциях из образа «Ч. нуждающегося», выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей. Образ «запрограммированного Ч.» определяет представления о Ч. в социобиологии (развитие Ч. как развертывание генетических программ), бихевиоризме , рефлексологии и необихевиоризме (развитие Ч. как обогащение рефлекторных программ поведения ), социологических и социально-психологических ролевых концепциях Ч. (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка Ч. в психологии основывается на образе «запрограммированного Ч.», то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений , на к-рые должны послушно реагировать живые социальные автоматы. Образ «Ч.-деятеля» - основа для построения культурноисторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию Ч., гуманистического психоанализа и экзистенциальной логотерапии . Здесь Ч. понимается как субъект ответственного выбора, порождаемого жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни. От образов Ч. в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа развития Ч. Преобладание образов «ощущающего Ч.», «нуждающегося Ч.» и «запрограммированного Ч.» во многом обусловили реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций человекознания. В их обособлении проявляется метафизическая схема детерминации развития Ч. под влиянием двух факторов - среды и наследственности. В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Ч. В этой схеме свойства Ч. как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Ч., к-рые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение Ч. Будучи условием осуществления деятельности Ч., социальная среда несет те нормы , ценности , роли , церемонии, орудия, системы знаков , с к-рыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития Ч. выступает совместная деятельность и общение, посредством к-рых осуществляется движение Ч. в мире людей, приобщение его к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление, самореализация и самоперсонализация Ч.

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .


человек
- существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Как субъект и продукт деятельности трудовой в обществе является системой, где физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Психология изучает в человеке психику и ее развитие (см. социогенез), его индивидуально-психологические особенности (см. индивидуальность; личность), роли, выполняемые им в социальной жизни, его деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении.

Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .


Синонимы :
    архантроп, аск, атлантроп, африкантроп, безенчук, бодисатва, брахикефал, венец творения, гомо сапиенс, гульбияван, двуногий, двуногое, двуногое без перьев, душа, землянин, индивид, индивидуум, йети, квартерон, кроманьонец, лицо, личность, малый, млекопитающее, муж, мужчина, мыслящий тростник, мэн, нара, неадерталец, неандерталец, некто, неоантроп, один человек, особа, официант, парень, периэк, персона, пикник, питекантроп, презинджантроп, примат, прислужник, рабочая единица, рабочая сила, рожденный женщиной, сапиенс, селфмейдмен, синантроп, синатроп, слуга, смертный, создание, субъект, существо, телантроп, тип, типаж, титан, тофалар, трихромат, троглодит, усач, услужающий, услужник, фигура, царь природы, чадатроп, чел, человече, человечек, человеческое существо, человечина, человечишка, человечище, эоантроп, юдольник, явантроп

ЧЕЛОВЕК - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в к-рой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Ч. является предметом изучения ряда наук:
антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Психология изучает в Ч. его психику и ее развитие (см. Социогенез), его индивидуально-психологические особенности (см. Индивидуальность, Личность), роли, к-рые он выполняет в социальной жизни, деятельность и общение. Практически вся психология обращена к проблеме Ч. как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении, прежде всего в трудовой деятельности.

ЧЕЛОВЕК - особый род сущего, творец исторического развития, культуры, субъект социального творчества. Ч. - биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. В совр. философии схвачены существенные черты, отражающие своеобразие человека как земного творения: его бытие социально; у него есть разум и ценности; он постоянно развивается; в нем сильна драма между сознанием и бессознательным; ему присуща общительность; он возвышается над природным царством. Укажем на основные вехи в философском постижении Ч. Одна из древнейших интуиции - истолкование Ч. как своеобразного ключа к разгадке тайн универсума - получила отражение в восточной и западной мифологии, в античной философии. Ч. на ранних ступенях развития не отделял себя от остальной природы. Он теснейшим образом ощущал свою генетическую, неразрывную связь со всем органическим миром, о чем свидетельствует, в частности, буддизм. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слитны. Процесс познания с самого начала "отягощен" способностью Ч. оценивать реальность как "очеловеченную", созданную по его меркам. Это находит свое выражение в антропоморфизме, т.е. бессознательном восприятии космоса и божества как живых существ, подобных самому Ч. В древней мифологии и философии Ч. выступает как малый мир (микрокосм) и большой мир (макрокосм). Представление о их параллелизме и изоморфное™ - одна из древнейших натурфилософских концепций. Об этом свидетельствует космогоническая мифологема "вселенского человека" (инд. пуруша в Ведах, сканд. Имир в "Эдде", кит. Пань-Гу). Наиболее развернутая типология философских постижений Ч. в европ. философии принадлежит Шелеру. Он выделяет пять концепций Ч.: теистическую (иудейскую и христианскую) трактовку Ч.; античную концепцию "человека разумного", к-рая выражена у Анаксагора, а у Платона и Аристотеля оформлена в философских категориях; натуралистические, позитивистские и прагматические учения, толкующие Ч. как homo faber ("человек деятельный"); представление о Ч. как свихнувшейся обезьяне, помешанной на "духе"; воззрение, согласно к-рому Ч. и его самосознание оценивается чрезмерно восторженно, что присуще совр. философии. Многие философы усматривают уникальность Ч. в том, что он обладает разумом. Эта идея концептуально оформляется еще в древнегреческой философии. В античной философии сложилась еще одна версия, согласно к-рой Ч. понимается как "политическое животное", т.е. обладающее даром социальности. Принципиально новый поворот в осмыслении Ч. содержится в христианстве. Рождается представление о Ч. как идеальном существе, воплотившем в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевленную разумом, духовностью. Ч. рассматривается как центр и высшая цель мироздания. Наряду с такими мировоззренческими установками, как природоцентризм, теоцентризм, социоцентризм рождается антропоцентризм. Христианство явилось почвой европ. персоналистской традиции. Ч. внутри этой традиции оценивается как суперценность. Созданный по образу и подобию Божьему, Ч. обладает свободой воли, находится перед выбором индивидуализма и универсализма. По мнению Бубера, в истории человеч. духа различаются эпохи, когда обостренное чувство одиночества, хрупкости и неустроенности Ч. рождает антропологическое мышление. В такие эпохи возникают глубокие философские мысли о Ч., обсуждаются проблемы человеч. природы, понятия любви, греха, совести, святости, спасения. Бубер писал, что первым через семь с лишним столетий после Аристотеля поставил гл. антропол. вопрос Бл. Августин. Постижение Ч. начинается у нею с вопроса:

"Добр или зол человек?" Ощущение одиночества, падшести, покинутости впервые возникает именно в философии Августина. В философии Фомы Аквинского рождается новый христ. космос. Личность оказывается самым благородным существом во всей разумной природе. Новый всплеск антропол. мышления фиксируется в позднем средневековье, когда постепенно распадается антропоцентрическая картина мира. Возрожденческий идеал Ч. сопряжен с поиском своеобразия Ч. Так рождается проблема индивида, индивидуальности как поиск самобытности Ч. Возрожденческий индивидуализм порождает стихийное самоутверждение Ч. В европ. сознании возникает идея гуманизма, прославляющая Ч. как высшую ценность. Трагизм и негарантированность человеч. существования обозначается затем в формуле провозвестника новой постренессансной эпохи Паскаля "Человек - мыслящий тростник". Паскаль говорит о бренности, о вселенском страхе Ч. Острейшее самосознание одинокой личности сменяется в эпоху Просвещения либерально-просветительскими представлениями о неисчерпаемых возможностях независимой и разумной личности. Культ автономного Ч. - развитие персоналистской линии европ. сознания. Нем. классич. философия принесла с собой множество философских догадок и прозрений о Ч. Они выстраивались вокруг проблемы свободы и духа Ч. В трудах Канта родилась идея создания особой сферы философского знания - философской антропологии. 19 в. вошел в историю философии как антропол. век. Была сделана попытка изложить учение о Ч., обозначить соотношение социального и бессознательного в Ч. Критика панлогизма была сопряжена с изучением биол. природы Ч. Воскрешается христ. идея близости Я и Ты в философии Л. Фейербаха. В 19 в. романтики высказали догадку, что человеч. бытие значительно богаче его социального измерения. Возникло обостренное внимание к человеч. самочувствию, к тончайшим нюансам человеч. состояний. Философы обратили внимание на богатство и неисчерпаемость личностного мира Ч. В поле их зрения попали любовь, творчество, смерть как факты человеч. бытия. После рождения философской антропологии Канта Ч. осмысливается как мыслящее, но главным образом волящее и чувствующее существо (Шопенгауэр, Кьеркегор). Философы жизни поставили вопрос о том, что Ч. "плохо укоренен в природе", является "халтурой природы", "еще не установившимся животным" (Ницше). Обсуждается проблема возвращения Ч. к биол., инстинктуальной подоснове (противопоставление "дионисийского" и "аполлонического" человека). Значительным открытием 19 в. явилась идея Маркса, что антропология должна быть переосмыслена через проблему социальности, что человеч. природа исторична. Индивидуальное и истор. развитие Ч. - процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества, "абсолютного движения становления" (Маркс) человеч. в Ч. Марксово понимание Ч. получило последующую разработку в трудах представителей Франкфурт, школы, отечеств, философов. Они показали, что история человечества - прежде всего летопись постоянного развития Ч. и одновременно растущего отчуждения. Отчужденный Ч. не только чужд другим людям, он лишен человечности и в естественном, природном, и духовном смысле. Такое отчуждение от человеч. сущности ведет к экзистенциальному эгоизму и формулируется как превращение Ч. в средство своего индивидуального существования. В процессе отчуждения Ч. в известном смысле лишается даже своего тела и окружающей его природы, а также своего духовного Я, себя самого как человеч. существа.

В 19-20 вв. огромный вклад в постижение Ч. внесла русская философия, обнаружившая персоналистский пафос в противовес зап. позитивизму. Она развила понятие аскезы, концепцию цельности духа, проповедь универсального всеединства. Рассматривая божеств, и человеч. природу Ч., русская философия толковала Ч. как точку пересечения двух миров (Бердяев ) - микрокосма и макрокосма.

Трактуя Ч. как "символическое животное", зап. неокантианство по-новому поставило проблемы антропогенеза, уникальности Ч. В трудах Шелера, Гелена философская антропология обнаружила себя как определенное течение нем. философской мысли. Введя понятие бессознательного, психоанализ определил его место в философской антропологии. Последователи Фрейда (Юнг, Фромм )сформулировали вопрос о Ч. как вместилище архетипов, о вечности экзистенциального поиска. Появление экзистенциализма значительно расширило представление о человеч. бытии. Экзистенциализм продемонстрировал специфический тип философствования. Он приковал внимание к индивидуальным смысло-жизненным вопросам (вины и ответственности, решения и выбора, отношения Ч. к своему призванию и к смерти). Экзистенциализм дал трактовку основных тем - элемента случайности в судьбе Ч., бессилия разума, отчуждения, неизбежности смерти, одиночества. Проблемой и установкой экзистенциализма стал стоич. антиисторизм. В персонализме личность предстала как фундаментальная онтологическая категория, основное проявление бытия. Другое направление - структурализм - стало рассматривать личность как отложения многочисленных ушедших веков.

В настоящее время постижение Ч. сопровождается расцветом философско-антропол. мысли, антропол. ренессансом.

Лит.: Несмелов В.И. Наука о человеке. Т. 1-2. Каз., 1905-06; Бердяев Н.А. О назначении человека. Париж, 1931; 1993; Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1965; Cassirer E. An Essay on Man. New Haven; L., 1944; Buber М. Das Problem des Menschen. Hdlb., 1948; Rothacker E. Probleme der Kulturanthropologie. Bonn, 1948; Idem. Philosophische Anthropologie. Bonn, 1964; Dempf A. Theoretische Anthropologie. Bern, 1950; Marcel G. L"homme problematique. P., 1955; Plessner H. Philosophische Anthropologie. Fr./M., 1970; Кассирер Э. Избранное: Опыт о человеке. М., 1998.
П. С. Гуревич. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый
А-Л. С-П., Университетская книга. 1998