Вопрошающим о заупокойных обрядах. Панихида по усопшим (текст) — как заказать в церкви или во время поста

Панихида - это церковная служба по умершему.

Слово «панихида» в переводе с греческого означает «всенощная». Панихида представляет собой сокращенную утреню. Ее последование очень похоже на «Последование мертвенное мирских тел», то есть чин погребения мирянина. Однако некоторые элементы отпевания в ней отсутствуют, что делает панихиду более краткой.
Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства, в годовщину смерти.
Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.

Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного.
Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ - ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день . Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицом Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная . Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая . Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы . Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница . Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).


Для людей верующих церковные службы и обряды важны на протяжении всей жизни. При рождении ребёнка крестят, как бы вверяя его судьбу в руки Господа. Затем следует первое причастие. Дальше, когда человек становится взрослым и создаёт семью, - венчание. Чтобы очиститься от грехов, он исповедуется. Чтобы поддержать здоровье, заказывает соответствующие молебны. И в последний путь уходят воцерквлённые люди тоже с напутствием священника, соборовавшего их и служащего по ним панихиду.

Значение слова

Для тех, кто не знает, панихида - что это такое, поясним. по умершему человеку. То есть служба, которая длится в течение ночи и переходит в заутреню, или заупокойную утреннюю службу. Следует отметить, объясняя, что представляет собой панихида, что это обряд, характерный именно для православия. В католичестве и протестантских конфессиях его не совершают. Правда, как поясняют священники, дома, в частном (келейном) порядке можно помолиться об иноверце, почитать псалмы. В храме же для таких представившихся не проводится панихида. Что это означает для умершего? Если его не проводят в последний путь согласно его религии, то он предстанет перед своим Создателем без отпевания. Для людей верующих такая смерть является большой трагедией, ибо молитвы за душу грешную крайне важны. Помимо церковной, существует и гражданская панихида. Что это - изложим ниже.

Виды церковных панихид

Первая из заупокойных служб совершается над только что умершим телом - до того, как его погребут в земле. Следующая проводится на третий день после отхода его в мир иной. Затем на 9-ый, 40-ой. Дальше отмечается первая и последующие годовщины смерти, дни рождения и именины - на них тоже заказывается в церкви панихида. Что это имеется в виду: по каждому умершему в день его святого обязательно правится служба. Кроме отдельных, существуют и общие панихиды - их называют Вселенскими. Это традиционные дни, когда поминают всех умерших. Например, Родительская Суббота. Панихида по усопшему имеет ещё одно, историческое церковное наименование: заупокойное чинопоследование. Совершается оно и дома, когда специально по вызову приходит священник, и в храме, и на кладбище.

Гражданская панихида

Это официальная торжественная церемония, не связанная с духовными сферами. Такая панихида по усопшему обычно делается для высокопоставленных лиц, глав государств или известных, прославленных личностей. На похоронах знаменитых актёров, писателей, музыкантов и других представителей культурной элиты, видных политиков, военачальников говорятся прощальные речи, за гробом следуют длинные процессии. Гражданская панихида может включать почётный караул, траурные митинги, обязательное возложение венков и букетов, торжественный салют. Иногда подобные действа перерастают в манифестации, политические акции, если умерший был членом какой-либо неформальной или диссидентской организации. В этом плане гражданская панихида коренным образом отличается от церковной. Правда, в отдельных случаях оба ритуала могут совмещаться.

Структура древнерусской заупокойной службы

Служба за упокой за время своего существования претерпела ряд структурных изменений.

  1. Первоначально, в эпоху Древней Руси, образцом для богослужения были византийские каноны и правила. В то время начиналось оно примерно в первой половине ночи и включало в себя:
  • Ектении (слова, призывающие к молитве, содержащие ряд прошений и прославление Господа).
  • 3 антифона (песнопения хора, символизирующие голоса ангелов, также славящих Всевышнего).
  • 5 особых молитв. Такое чинопоследование существовало в русском христианстве примерно с 8-го века. Песенная служба за упокой часто проводилась в именины святых мучеников, особенно в местах их упокоения. Это определяло, каким святым молиться следует в конкретный день. Впоследствии произошло перенесение обряда по времени на вторую половину ночи. Отдельные панихиды сводились к общему другие - к параклисисам.

Панихида в православии

Позднее, уже в русском православии, сложился свой регламент отправления панихиды. Вначале Устав предписывал проводить её на Троицкую субботу (перед святым праздником) и ещё в одну субботу, называемую «мясопустной». Затем такие панихиды были наречены «Вселенскими». К ним относятся сейчас, помимо уже перечисленных дат, службы панихиды на субботы второй, третьей и четвёртой Великопостных недель, на Радоницу (Фомин понедельник и вторник) и в субботу перед Покровом.

В это время было принято поминать родных и близких, всех братьев и сестёр по вере и тех христиан, кого настигла скоропостижная смерть, кто не был отпет вовремя. Тогда же было принято решение проводить панихиды над умершим до его предания земле и затем по определённым дням и годовщинам.

Порядок проведения службы был записан в специально для этого предназначенных Требнике, Псалтыре, Октоихе и «Последовании за усопших». Там же содержатся предписания о том, каким святым молиться, какие духовные тексты читать.

Обычная панихида состоит из заупокойной утрени (основная часть) и литии (заключения). На столик с распятием и свечами, перед которым производится ритуал, ставится кутья (её ещё называют коливом). Это кушанье после обряда едят за помин все собравшиеся. Литию читают, когда покойника выносят из дома или другого помещения, где он находился, а также при вносе его в притвор храма, после возвращения похоронной процессии с кладбища и т. д. Последнее песнопение панихиды - «Вечная память». Песню поют все, кто присутствует на службе. Если человек умер в Великий пост, по нему служится только лития.

Стоимость обряда

Предположим, вам по умершим близким нужна панихида. "Сколько стоит обряд?" - вопрос достаточно актуальный и совсем не праздный. Естественно, что единого тарифа нет, а в каждом приходе свои цены. О них следует заранее справиться у духовных лиц, к которым собираетесь обратиться с требой. Например, просто поминальная записка, то есть проскомидия, может стоить от 10 рублей и выше; стоимость сорокоустов начинается от ста рублей, только панихиды стоят столько же, а отпевание - примерно 500. В разных храмах эти цифры могут колебаться в пределах 50-100 рублей.

Для чего нужна панихида

Какую роль играют песнопения панихиды, молитвы во время неё и вообще, для чего умершему человеку весь этот обряд? Во-первых, он облегчает душе переход из одного состояния в другое, от нахождения в теле до бестелесности. Когда за усопшего молятся, раздают милостыни и пожертвования, это является своего рода ходатайством за его душу перед Всевышним. И чем больше милосердных дел будет совершено и молитв прочитано, тем больше оснований для того, чтобы многие грехи покойного были ему прощены.

Об этом повествуют жития святых и говорится в Писании. Как учит Церковь, в первый и второй дни сопровождает посланный за нею ангел, вместе с которым она путешествует по местам, которые были дороги умершему. Она вспоминает потерянную жизнь и одним событиям умиляется, за другие раскаивается. На третий день душа должна предстать перед Богом, чтобы поклониться Ему. Это очень важный и ответственный момент, потому на него обязательно проводится панихида. Она является первым ходатайством за грешников, коими все мы являемся. С третьего по девятый дни душа находится в созерцании райской обители, наслаждаясь её красотою и благами, которые сулит пребывание в ней. А на 9-ый она снова идёт к Богу на поклонение. Поэтому именно к этой дате приурочена следующая панихида, на которой усиленно молятся о прощении души и о том, чтобы она была оставлена в раю с другими святыми душами.

Следующее местопребывания души умершего - в преддвериях ада, где она с содроганием лицезреет муки грешников. На сороковой день она в третий раз появляется пред престолом Господним. И особую силу имеет проведённая панихида на 40 дней, ведь решается участь преставившейся души в зависимости от её прижизненных дел. И молитвы, поминание за умершего смягчают Божий приговор и могут даже полностью оправдать отошедшего в мир иной человека.

Символика цифр

Как заказать панихиду? Об этом можно узнать у священника в храме. Вам подробно объяснят, что нужно делать, к кому обращаться и т. д. Мы же вновь вернёмся к символике цифр. Трёхдневная панихида совершается также в честь Воскресенья Христа и Святой Троицы. Девятидневная - для прославления 9-ти которые перед Царём Небесным просят о помиловании грешника. Панихида на 40-й день служится в память о сорокадневном плаче евреев по Моисею; о посте такой же длительности, после которого Моисей удостоился говорить с Богом и получил скрижали от Него; о 40-летнем хождении евреев по пустыне; о вознесении Иисуса Христа на небо после того, как тот умер, воскрес и ещё 40 дней был со своими учениками на земле. Именно поэтому Христианская Православная Церковь и советует совершать поминовение усопших на 40-ые сутки, чтобы их души могли взойти на Небесный Синай, лицезреть Отца нашего, достигнуть обещанного Всевышним блаженства и остаться в райских кущах среди праведников. Поэтому столь важно, чтобы в каждый из указанных дней родными умершего заказывалась служба, подавалась поминальная записка. Панихида и литургия очень полезны душам.

Регламент действа 1-й части

Рассмотрим теперь подробно содержательную сторону обряда. Обычный регламент его таков. С возгласа «Благословен всегда наш Бог, и ныне, и присно, и во веки веков» начинается панихида. Текст ее неизменен на протяжении многих столетий. Потом священник и все присутствующие трижды читают главную молитву верующих - «Отче наш». Следом двенадцатикратное повторение возгласа «Господи, помилуй!», православные молитвы «Слава и ныне», «Придите и поклонимся». Далее читается важнейший для всех христиан псалом №90, известный более по первой строке своей: «Живый в помощи…». Он является утешительным для всех, кто живёт с Богом в сердце, так как рисует картину счастливого перехода души от земных мытарств к вечной радостной и беззаботной жизни на небе, рядом с Творцом.

Через изображение фантастических чудовищ, аспидов и драконов в псалме аллегорически отражаются преграды, стоящие на пути усопшего для его сближения с Отцом Небесным. Однако Господь не оставляет Своих детей в одиночестве, поддерживая их во всех испытаниях, в том числе и в этих. Данный псалом как бы составляет основу службы. Панихиды не обходятся без него, ведь суть ритуала глубоко отражена в этом произведении.

Затем в последование звучит ектения «Миром Господу помолимся». Батюшка читает прошения - обычные и об умерших. Первое из прошений - об оставлении (прощении) грехов. Ведь именно они могут не пустить душу в рай, а уготовить ей вечные муки. Заканчивается прошение возгласом: «Господу помолимся!» Второе прошение - о больных, немощных, скорбящих, жаждущих утешения. Завершается оно традиционным воззванием помолиться Богу, чтобы Он избавил от всяких напастей и болей, послал свет надежды и ободрения. Третье прошение - о душе умершего, дабы отправил её Господь в «места злачные», где пребывают все праведники. Завершается оно всё тем же «Господу помолимся» и славословием Святой Троице. Заканчивается ектения исполнением «Аллилуйи». Завершают эту часть такие песнопения панихиды, как тропарь «Голубиная мудрость».

Регламент действа 2-й части

Следом поют ещё тропарь «О непорочных», в припеве которого есть такие слова: «Благословен, Господи еси…». Потом произносят новую ектению - заупокойную - и поют «Покой, Спасе…». После этого священник читает 50-ый псалом и со своими служками поёт канон. Между его частями (после песен 3, 6, 9) читают малые ектении заупокойные. Должны звучать кондак «Со святыми упокой» и икосы «Сам Един…». Лития - заключительная часть панихиды. Она начинается с чтения «Трисвятого», продолжается тропарём 4 гласа «Со духи праведных», ектенией «Помилуй нас» и песнопением «Вечной памяти».

Парастас

Так называется великая панихида. Во время богослужения хор поёт «Непорочны» и весь канон целиком. Слово «парастас» переводится с древнегреческого как «ходатайство». А великое оно потому, что молебны проводятся за всех умерших христиан. Начинается служба в пятницу вечером и продолжается ночью (всенощная) на родительские субботы. Состоит такая панихида из традиционного начала, великой ектении, тропарей, кафизсы 17, 50-го псалма, канона и малого служения.

Кладбищенская панихида

Каким образом проходит панихида на кладбище? В проведении ритуала есть свои особенности. В первую очередь отличие состоит в том, что у могилы совершается лития, то есть часть панихиды. Причина этого кроется в характере самой службы. Заупокойная утреня должна проводиться в церкви, так как там находится святой престол, стол с распятием и другие необходимые предметы культа. Начинается она с «Благословен Бог», по окончанию которого все присутствующие и певчие произносят: «Аминь». Потом трижды читается «Отче наш» и поются тропари (заупокойные) «Со духи праведных».

После этого следует собственно заупокойная ектения, возглас «Слава Тебе, Христе…» и отпуст, когда присутствующие духовные лица трижды восклицают «Вечная память…». В самом конце обряда тихо проговаривается «Бог да ублажит…». Это очень важная молитва, которая объединяет всех верующих, живых и усопших, в одно целое в лоне Святой Церкви перед лицом Господа. Кутья для такой литии обычно не приносится. Исключение могут составлять пятничные панихиды, более торжественные и потому выделяемые особо.

Записки о поминании

В церквях принято подавать записки для поминовения, но касается это только тех умерших, которые были крещены, то есть относятся к православию. Написана она должна быть чисто и аккуратно, разборчиво, чтобы священник прочёл всё правильно. Как конкретно должна выглядеть записка? Панихида служится по тем усопшим, которые представлены следующим образом:

  • Имя обязательно записывается в родительном падеже (кого? - Анны).
  • Форма имени должна быть полной, не сокращённой или уменьшительно-ласкательной. Касается это не только взрослых, но и умерших детей. Потому указывают: не Дима, а Димитрий.
  • Обязательно нужно узнать церковный вариант светских, мирских имён. Например, у Егора духовный аналог Георгий, у Полины - Апполинария.
  • Если в записке речь идёт о ребёнке, то до 7-ми годов он записывается как «младенец», далее, до 15, - отрок (отроковица).
  • Фамилии и отчества, гражданство, чин, национальность или в поминальных записках не указываются.
  • Можно отметить, как давно человек покинул этот мир. Писать «новопреставленный» следует, если ещё не прошло 40 дней, «покойный» - при более позднем сроке. Употребляется термин «приснопамятный», если у усопшего в данный день памятная дата.
  • В записках не поминаются те, кто Церковью признан святым. В записках «о упокоении» любой может написать не только имена кровных родных, но и своих покойных друзей, учителей, вообще дорогих людей.

Годовщина смерти

Как уже указывалось, поминать усопшего нужно не только на 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, но и на годовщину, другие важные даты. Все они - отличный повод для заупокойной молитвы, столь необходимой душе человека. Это та неоценимая помощь, которую «отсюда» могут оказать живущие ушедшему в мир иной человеку.

Каким образом совершается панихида на годовщину смерти? К началу службы утром следует прийти в церковь. Заранее напишите поминальную записку, а в храме передайте её свечнице. Обычно такие записки принимаются на проскомидиях, обеднях, ектениях. Во время панихиды они зачитываются во всеуслышанье. Сами усопшие считаются «приснопамятными».

Отстояв службу, нужно пойти на кладбище, побыть там, положить цветы, помолиться. Обязательно следует подать милостыни, дать еду или одежду бездомным. Ведь добрые дела, совершаемые во имя какого-либо человека, являются, как учит церковь, хорошим подспорьем душе. Затем помяните умершего за трапезой. Перед едой нужно прочесть «Отче наш» или псалом 90-й.

Сороковины

Очень важной считается панихида на 40 дней. Её обязательно нужно заказать (или сорокоуст) и заплатить деньги. По одним поверьям, душа покидает в этот день землю, отправляется навсегда в иной мир для ожидания судного дня. По другим, наоборот, она на краткое время возвращается к людям, чтобы попрощаться и расстаться навсегда с теми, кто был некогда дорог. Молитвы, панихида и сорокоуст крайне важны именно теперь, так как могут определить место, где пребывать душе вечность. Церковь считает крайне полезным до этого срока заказать Неусыпаемую Псалтирь. Обряды в церкви проводятся по заведённому порядку.

После службы основной попросите провести панихиду. Можно заказать на кладбище литию. Подаются поминальные записки, посещаются могилы, организуются угощения. Или же поступают христиане так: накануне важного дня заказывают в храме поминание во время Литургии, на сами сороковины совершают панихиду, днём читают псалтырь, вечером делают поминки. День должен быть проведён степенно, в разговорах и воспоминаниях о том, ради кого всё совершается. Без соблюдения этих ритуалов душе очень сложно в своей новой обители. Поэтому нельзя, чтобы живые отказывали мёртвым в поддержке через Господа.

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на "канун". Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны).

Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на "канун", надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: "Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память" (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их."

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего - Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

Панихида

После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников - в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный (имя)".

Неусыпаемая псалтирь

Сорокоуст о упокоении

Можно заказать панихду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию по усопшим. Лития (греч. -"усиленное моление"). Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия - это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт.)

И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи - в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их - это не христианский обычай.

Молитва об упокоении

В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной". После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Свеча о упокоении

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света - в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании и возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным - это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.

Сорокоуст о упокоении

Покойного закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают - это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.

Молебен, панихида - это не самое главное.

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).
В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ.

Согласно христианской традиции, поминки по усопшему проводятся в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой день после смерти. В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.
На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Поминальная трапеза в сороковой день схожа с поминками в день похорон. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.
Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.
Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые совершаются в мясопустную родительскую субботу (за неделю до Великого Поста), в Радоницу (через девять дней после Пасхи), накануне Троицы и в Димитриевскую родительскую субботу (суббота до 8 ноября). Кроме того, в три субботы в Великом Посту (2-ю, 3-ю и 4-ю) Вселенская Церковь постановила поминать всех умерших христиан соборно.
Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами.
Свеча, поставленная за упокоение «на канун», является одним из непременных видов поминовения. При этом необходимо вознести Господу молитвы за усопших: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».
Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей.

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.
Панихида - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.
«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».

Дни поминовения усопших.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Елена Терехова

Когда служится панихида по усопшим

— это молитвенное поминовение, на котором совершается заупокойное богослужение в надежде на милость Бога и оставление грехов умершего. Такие службы можно заказывать в третий, девятый, сороковой день после смерти, на день рождения преставившегося.

Если панихида совершается в храме, надо поставить свечку на подсвечник, который похож на доску с отверстиями для свечей. Он называется «канун». Там же находится небольшой крест. Канун имеет свое значение. Он напоминает о том, что все умершие могут надеяться на Царство Небесное и сиять божественным светом, как воск.

Свечи во время панихиды по усопшим не ставят на канун на неделе перед Пасхой. Потому что в это время верующие все свое внимание обращают на события Христа перед Его распятием. После расставания с телом душа некоторое время находится в аду.

На сороковой день Господь решает, где ей остаться. Поэтому, если душа умерла в маловерии и без покаяния, молитвы родственников ей необходимы. До сорокового дня мы поминаем умершего как новопреставленного.

Во время заупокойной молитвы священник кадит, диакон произносит слова, хор поет панихиду. Когда умирает человек, у его родственников иногда появляется много вопросов по поводу его отпевания. Например: «Можно ли заказать панихиду по усопшему , если он католик?», «Можно ли заказать панихиду, если умерший некрещенный?», «Что можно сделать для преставившегося, если его погребли без отпевания?», «Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если не известно место его захоронения?», «Зачем надо приносить в храм продукты?»

На все вопросы есть ответы. Неправославных можно поминать в домашней молитве. Но нельзя заказывать о них панихиду в храме. Некрещенных тоже не отпевают в храме, так как они не являлись членами Церкви, не исповедовали Господа Иисуса Христа, не причащались тайн Христовых.

Если умершего похоронили без отпевания, но он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты.

Панихиды по усопшим, в войну погибшим и в неизвестном месте захороненным можно отслужить заочно, если человек был крещеным. А полученную после отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Верующие приносят продукты в храм для того, чтобы служители церкви за трапезой помянули усопших. Это милостыня, пожертвования за преставившихся. Чтобы было больше молитвенников за умерших, можно накрыть поминальный стол для нищих, бездомных, сирот.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Молитва заупокойная может облегчить страдания душ усопших в загробном мире, особенно в том случае, когда произносится искренне и от чистого сердца. Ее можно читать в храме, дома, на могиле почти круглый год, за исключением пасхальных дней. Но есть и особые дни поминовения умерших.