День смерти человека не случаен, как и день рождения. Мытарства: сквозь тернии - в рай

Строка поиска: поминки

Найдено записей : 100

Здравствуйте. 27 августа прошлого года у нас умерла бабуля. В этом году будет год со дня смерти. Сейчас идёт Успенский пост до 28 августа. Подскажите, когда нам можно устраивать поминки? Можно раньше поминать на 1-2 дня?

Алла

Уважаемая Алла, если Ваша бабушка была крещеной, в первую очередь следует зайти в храм и заказать заупокойную службу по усопшей, при том усердно помолиться и самой. Поминальную трапезу можно устроить в день, удобный для всех родственников, сдвиг на 1 - 2 дня вполне допустим.

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте, батюшка! Помогите, пожалуйста, мне объяснить! Я помню, был у меня такой момент в детстве - мне было лет 8, я как-то приехала после летнего отдыха домой, а у нас соседка недавно умерла, я попала на ее поминки, а через несколько дней пошла гулять. Спускаюсь по лестнице, навстречу мне бабуля идет (тоже соседка), я с ней поздоровалась и начали мы дальше спускаться, а навстречу нам поднимается с первого этажа та соседка, что умерла - совершенно живая. Бабуля, которая рядом со мной шла, испугалась и спрашивает соседку: откуда ты взялась? ты же умерла! - а соседка в ответ: я не умирала, я уходила; тут я испугалась и выбежала на улицу. Пришла домой, рассказала, мне, естественно, никто не поверил. До сих пор не могу понять, что это было.

Любовь

Люба, описываемый Вами случай редок, но известен - это наваждение, то есть, нечистый дух принимает на себя облик умершего для того, чтобы на всю жизнь напугать маленькую девочку, смутить наивную старушку и ввергнуть их в пучину суеверия и страха. А слова, произнесенные им, совсем не от Бога.

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте, у нас сороковой день будет в Духов день - можно делать поминки или нельзя?

Иван

Духов день, с одной стороны, не является двунадесятым праздником, поэтому поминки в этот день допустимы, но в некоторых местностях этот праздник является чтимым наравне с Троицей или престольными праздниками. Поэтому, если в вашей местности этот праздник особо почитается, лучше поминки перенести на другой день.

протоиерей Андрей Ефанов

Моя мама умерла 3 мая 2011 года в 2 часа 45 минут утра. Скоро год. Скажите, можно ли ее поминать 1 мая, или же помин первый год должен быть день в день? какого числа нужно ее поминать? Ответьте мне, пожалуйста.

Лидия

+
Уважаемая Лидия! Под словом «поминать» церковные люди подразумевают молитву за усопшего, и тут нет причин переносить поминовение на более ранний день. Если под «помином» Вы подразумевали поминки, т. е. поминальную трапезу, то лучше не устраивать ее до годовщины, можно устроить в ближайший удобный день после, хотя, конечно же, это не принципиально.

диакон Илия Кокин

Здравствуйте! Моя мама умерла 20.02.2012 г., сороковой день выпадает на 30.03.2012, пятницу Великого Поста. Посоветуйте как правильно мне провести поминки, когда пригласить священника и сделать обед. Спасибо.

Людмила

+
Лучше всего в этот день попросить священника в храме отслужить заупокойную литию по новопреставленной, а поминки устроить уже после Пасхи, на Радоницу – это первый день после Пасхи, когда начинают поминать усопших. В этом году Радоница выпадает на 24 апреля.

диакон Илия Кокин

Добрый день! У меня вопрос: можно ли в Великий Четверг перед Пасхой поминать усопших родителей, 12 апреля будет 9 дней со дня их смерти. Спасибо.

Татьяна

+
На страстной неделе в Великий четверг служится полная литургия, на которой происходит поминовение и за здравие, и за упокой. В Вашем случае, Татьяна, помянуть родителей будет можно (и даже нужно), подав за них заказную записку на этой литургии.
Если же Вы имеете в виду поминальную трапезу для родственников и знакомых, то такое поминовение неуместно ни во время страстной, ни во время пасхальной недели. Страстная неделя - это как бы кульминация, вершина Великого поста. У кого есть силы и здоровье, тот усугубляет свой пост в пище. У кого не было сил соблюдать весь Великий пост, те стараются хотя бы Страстную неделю попоститься как положено. А поминальная трапеза, напротив, существует для того, чтобы накормить людей, угостить их посытнее и повкуснее, чтобы они запомнили оказанную им милость и помолились за усопшего. Как Вы сами понимаете, эти вещи несовместимы.
Пасхальная неделя, в свою очередь, связана с радостью этого величайшего праздника, а поминки - это все же печальное мероприятие. Поэтому здесь возникает тот редкий случай, когда поминовение усопших переносится на Радоницу (в этом году она приходится на 24 апреля). Это самый подходящий день, чтобы устроить поминальную трапезу, угостить людей, и тут уже всё будет совершенно уместно и правильно.

протоиерей Константин Мазейка

Здравствуйте, Батюшка! У меня произошла такая ситуация: сегодня исполнился год, как умер дорогой мне человек - моя бабушка. В церковь сходить не получилось, так как мы живем в селе и церковь у нас работает только в воскресенье. Это поминки были в субботу. Все мы сделали, помянули за столом, а вечером в часы ее смерти я решила зажечь свечу и помолиться, прочитала молитву "Чин литии совершаемый дома и на кладбище" и стала заниматься другими делами, пока свеча догорала, тут я не досмотрела, свеча не догорела, но я ее начала поправлять, она у меня потухла, я зажгла снова. Остался маленький огарок, и я потушила, потом прочитала в интернете, что свеча должна догорать до конца, и решила снова зажечь ее и почитать молитвы, но молитву я так и не успела дочитать, а свеча сгорела, я ее потушила и дочитала молитву до конца. Как вы считаете, я совершила грех неправильным поминанием или эти обстоятельства не так важны? Спасибо за ответ!

Татьяна

Уважаемая Татьяна! В самом деле, такого рода обстоятельства никакого значения в принципе не имеют и для христианина иметь не могут. Мало того, воспринимать такого рода вещи всерьез означает унижать Бога, компрометировать веру христианскую, потому что в такого рода суетные вещи верят язычники, а не христиане. Для Бога имеет значение само наше молитвенное усилие - труд веры и любви, а не то, как именно и с какой скоростью горит свеча, если она вообще горит в этот момент (можно ведь, к примеру, зажечь лампадку, полную масла и тогда вообще такого рода проблемы не возникнет, если, конечно, лампадку не будет задувать сквозняком). То есть, обращать внимание на такие вещи - это, можно сказать, тщета, пустая трата времени и сил, не говоря уже о том, что это вообще противно Богу, поскольку, повторюсь, выражает не христианское, но, скорее, магическое языческое мировосприятие. Вероятно, Вам имеет смысл покаяться в этом на исповеди и больше на такого рода чепуху не обращать внимание, а когда есть нужда молиться, то и прилагать усилия, собственно, в молитве, потому что, как говорят святые отцы, "молиться - это кровь проливать", то есть дело молитвы для нас, пораженных грехом людей, и без того трудно, чтобы позволять себе всерьез отвлекаться на совершено посторонние предметы.

протоиерей Андрей Спиридонов

Здравствуйте. Скажите, когда правильно сделать поминальный стол для родственников и знакомых почившего. Сорок дней по кончине приходятся на 9 января, а это-понедельник (умер отец 1-го декабря 2011 г.). В понедельник является рабочим днем и как правило собрать родственников а главное близких знакомых в этот день проблематично, все работают. Можно ли устроить поминальный стол (именно поминальный стол-трапезу) 8-го января, вечером после 15-00? Близкие родственники (сын, дочки) будут на Панихиде 9-го января, а вот поминальный стол (трапеза) возможна 8-го января? Если нет, то в какой день до 9 го января или после нужно сделать поминальный стол. Заранее, огромное спасибо за ваш ответ.

Руслан

Уважаемый Руслан! В такого рода случаях Церковь не стремится жестко регламентировать, как и в какой день и час можно или нельзя устраивать поминальную трапезу. В общем-то, это ваше внутрисемейное дело, поступайте как удобно. Главное, помнить, что эти дни являются для нас одним из главнейших христианских праздников, почему и поминальную трапезу вполне можно устраивать с праздничным настроением, это не будет чем-то не должным по отношению к усопшему, ведь мы, в принципе, исповедуем победу над смертью во Христе, «Который ныне родился в Вифлееме». Естественно, что с христианской же точки зрения желательно, чтобы поминки устраивались бы «чинно», то есть без излишеств в злоупотреблении горячительными напитками, а также неплохо любящим усопшего не забывать молиться о нем.

протоиерей Андрей Спиридонов

здравствуйте, у бабушки поминки 27 января 2012 - а в этот день пост. Можно ли справлять их как в обычный день?

Олег

Уважаемый Олег, постный день остается таковым вне зависимости от повода, по которому мы собираемся вместе за столом. Ничто Вам не мешает накрыть постный стол для пришедших помянуть Вашу бабушку или же перенести их при необходимости на другой день..

иерей Даниил Луговой

Как правильно делать поминки по усопшему? Например: полгода?

Лидия

В плане церковном - нужно подать записку «о упокоении» на Литургию, а также - заказать панихиду в храме, важно при этом и самим придти помолиться при совершении панихиды. Или, если Вы в этот день посещаете кладбище, то, если будет возможность, можно пригласить священника для совершения литии (краткой панихиды) на могиле. Что касается домашней поминальной трапезы, то практику ее совершения Церковь не регламентирует, это целиком зависит от Ваших предпочтений и пожеланий. Естественно, что если день поминок оказывается постным, то для верующих предпочтительнее постная трапеза.

протоиерей Андрей Спиридонов

Добрый вечер, Батюшка! 22 июля будет два года, как с нами нет нашего сына. Он погиб. Скажите, пожалуйста, как правильно / для его души/ организовать этот день? С уважением к Вам наша семья. Мноие Вам лета. Храни Вас Господь.

Надежда

Уважаемая Надежда! Этот день имеет смысл провести покаянно и с молитвой. К примеру, придти в храм – исповедаться и Причаститься. Заказать в храме поминовение – как на Литургии, так и на литии (панихиде). После чего, если есть возможность, помолиться на могиле (пригласить туда священника для совершения литии, если это опять же возможно). Поминальную трапезу (поминки) предварить молитвой. И вообще, независимо от дня и времени года, стараться жить по-христиански, иметь мирный дух, тогда и наша молитва о наших усопших будет более угодна Богу.

Татьяна

Здравствуйте, наш папа покончил жизнь самоубийством, перед этим поджёг дом с его младшей дочерью и маленькими детьми, дом, сестру и деток мы спасли, уходя он оставил предсмертную записку, в которой ни в чём не раскаялся и не просил прощения. Папу мы похоронили вчера. Можно ли делать поминки 40 и 9 дней? Нужно ли освятить дом, там происходят непонятные вещи, и что делать вообще????

Татьяна

Поминки устраивайте на свое усмотрение, но самое главное – это ваша молитва за усопшего, тем более при таких трагических обстоятельствах. Дом действительно нужно освятить.

У меня погиб сын, не дожил неделю до своего семнадцатилетия. На поминках после похорон кутьи не было (про неё просто забыли под тяжестью всего произошедшего, заказали поминальный обед в кафе), были блины с медом, поминки были без вина. Насколько плохо то, что не было кутьи? Надо ли на 40 день, когда поедем на кладбище сделать её и давать всем? На кладбище придут его друзья из школы и из колледжа, и мне бы конечно было удобнее раздать им для поминовения конфеты или фрукты, чем предлагать кутью или надо именно её?

Татьяна

Не волнуйтесь, Татьяна, традиция делать кутью восходит к еще дохристианским временам и не является каким-то обязательным элементом христианского поминовения усопших, так что сделайте, как Вам удобнее. Для Вашего сына сейчас гораздо важнее не то, что будут есть в его память, а как за него будут молиться.

Сороковой день приходится на первую неделю Великого поста, а именно на пятницу. Можно ли получить благословление на масло у батюшки, или нужно перенести помины на субботу.

Александр

Можно и так, и так, но лучше устроить поминки в субботу.

Доброго дня, в январе 2009 года без вести пропала моя мама, по истечении года нам показали фотографии умершей и захороненной женщины, опознать, что это мама, было невозможно, после генетической экспертизы, дали подтверждение, что это моя мама, при погребении ее не отпели, мы не поминали, так как не знали. Она захоронена на пустом кладбище для неопознанных, я бы хотела ее перезахоронить, могу ли я ее отпеть до перезахоронения или это лучше сделать при окончательном погребении. Мама была очень верующим человеком и мне кажется ей сейчас очень не спокойно неотпетой. И еще один вопрос: как церковь относится к кремации? С перевозом гроба которому уже более года может возникнуть много проблем на границе, я бы хотела похоронить маму на родине в Узбекистане, мама мне не снится, но она последнее время часто снится своей сестре, говорит, что хочет кушать, наверное это потому, что за год ни разу не делали поминки, когда можно сделать первые поминки? Со дня смерти прошло уже больше года, заранее спасибо, очень жду ответа...

Людмила

Наверное, было бы правильнее отпеть Вашу маму при самом погребении. Традиционно христиане не кремируют покойных, но на самом деле это совершенно непринципиально: при воскресении мертвых всесильный Господь способен восстановить тело человека, как из праха, так и из пепла. Поминки можно сделать в день погребения, однако главное - организуйте церковное поминовение мамы.

Евгения

Ближайшая суббота – 6 февраля является днем особого поминовения усопших, это «Вселенская родительская суббота», поэтому в этот день Вам стоит подать записку о поминовении усопшего, а непосредственно в 40-й день можно попросить священника отслужить панихиду, но литургический помин в этот день не совершается. Устроить поминки лучше в субботу или воскресенье, т.к. в эти дни пост не такой строгий. Далее на протяжении Великого поста будут еще 3 родительские субботы, в которые совершается сугубое поминовение усопших. В эти дни также желательно подавать записки о упокоении усопшего.

Батюшка! Подскажите, как правильно поминать новопреставленного, если 40-й день приходится на пятницу первой недели Великого Поста? Можем ли мы в этот день заказать панихиду, поехать на кладбище? Когда можем собрать близких родственников? Очень важно знать, так как в православной литературе встретили противоположные рекомендации, что в первую неделю поста вообще не поминают, что переносят на ближайшую субботу после, а другое мнение, что на ближайшую субботу до. Мы запутались.

Александр

Их действительно очень много, но большинство из них сводятся к двум идеям: 1. Мы должны исполнить ряд мелких обрядовых предписаний (положить определенные вещи в гроб, попричитать над усопшим, устроить пышные поминки и пр.). На самом деле, главное, что мы можем сделать для покойного – молиться за него, заказать помин в церкви, раздавать милостыню нуждающимся с просьбой молиться за усопшего. 2. Покойный представляет для живых опасность. Опять же, на самом деле, наибольшую опасность для нас представляем мы сами.

Умер брат, 61 год. Я пенсионерка, но активно работаю. После смерти матери он прекратил со мной отношения по той причине, что я посмела, согласно завещанию взять 1/2 часть дома. Я всегда им помогала, он меня оскорблял, бил, унижал, жена его негативно относилась ко мне. Я все это всерьез не воспринимала, т.к. во-первых, списывала на то, что он злоупотребляет спиртными напитками, имел тяжелый характер, во-вторых, я очень, очень отходчивая и не умею практически обижаться. На протяжении последних 5 лет он не общался, и когда он умер, я пошла на похороны, дала деньги, но никакой другой помощи от меня не захотели, со мной никто из родственников снохи и она не общался, на поминки не звали. Я чувствовала себя не просто изгоем и никому ненужным человеком, я физически чувствовала исходящую от жены брата и их родни злобу, ненависть. Я на ближайшей службе заказала сорокоуст, поминание на Литургии, всю службу не могла удержатся от слез, хотя отношение вышеуказанных лиц мне безразлично. После всего как брат меня обижал, у меня на него нет, конечно, зла, но он мне стал безразличен, я не могу вызвать в своей душе любовь к покойному, хотя намерена и далее поминать его. Скажите, нормальное ли это состояние, что я стала к брату и его жене безразлична.

Любовь – это чувство, и его нельзя достичь усилием воли или путем логических убеждений, как говорится, «сердцу не прикажешь» и «насильно мил не будешь». Вы выбрали совершенно верное средство – молитву за брата. Продолжайте молиться за него, но еще было бы хорошо, если бы Вы стали молиться о здравии его родственников, на которых Вы обижены. Со временем искренняя и внимательная молитва рождает и чувство приязни, симпатии к тому, за кого молишься.

назад
CTRL ←
5

Уважаемый читатель!

Cуществует старинное предание Православной Церкви о том, что те православные христиане, что скончались на Пасху или в Светлую Седмицу, минуют мытарства загробные. Основывается это Предание на неизреченной милости Господней, по которой распятый на кресте вместе со Христом разбойник, воззвавший к Нему, получил обетование в тот же день быть со Спасителем в раю. Существует множество свидетельств, подтверждающих это Предание.

У Сергия Нилуса в книге "Сила Божия и немощь человеческая" в главе "Христос Воскресе!" читаем о том, как в 1906 году после Пасхальной службы утонули в реке Жиздре паломники Оптинского монастыря. Среди них оказалась и девица Екатерина, отца которой С. Нилус утешал в скорби так:

Ну, разве тебе это не в радость? В Великий Четверг причастилась, а в первый день Пасхи Бог ее взял к Себе. А знаешь, чем Церковь-то наша святая утешает? Кто, сказывает она, помрет на Пасху, того душа прямо, минуя все мытарства, идет ко Господу.

Более того, Нилус приводит свидетельства странницы, которой мать утопшей девицы Катерины говорила, что во сне видела не раз свою дочь, которая ей наказывала: "не плачь, говорит, маменька, - мне хорошо у Господа".

Православные христиане верят в то, что самая смерть на Страстной Седмице или в Светлую Пасхальную Седмицу уже говорит о милосердии Господа к усопшей душе, так как случайного ничего не бывает, тем более нет, по убеждению православных чад и их пастырей, и случайной смерти. Если умер в это время человек-грешник, значит, за какие-то тайные добродетели умилосердился над ним Господь; кончина же праведника в это время подтверждает богоугодность его жизни.

Свидетельства С. Нилуса с церковной точки зрения не подлежат сомнению и являются авторитетными, т.к. все свои сочинения этот писатель публиковал по благословению старцев Оптиной пустыни, а книги его проходили через их редакторский контроль, что для авторского самолюбия не всегда было безболезненно. Приведем еще свидетельства духовного отца С.Нилуса Оптинского старца о.Варсонофия о блаженной кончине на Пасху монахини Евфросинии, глубоко чтимой о.Варсонофием за высоту духовной жизни:

"Нынче дни св.Пасхи, самого великого Праздника в христианской Церкви, праздников праздник и торжество из торжеств. Каждый день Церковь оглашается радостными песнями пасхального канона. Помню, как восхищалась каноном матушка Евфросиния".

"Вот, - говорила она, - прошла моя жизнь, ничего не знаю за собой хорошего, с чем предстать пред Престолом Божиим, а услышу пение "Воскресения день, просветимся, людие", и радостно, спокойно становится на душе. "От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас приведе".

Господь исполнил желание матушки Евфросинии, и скончалась она на Пасху. Когда подняли гроб с ее иссохшим тельцем 80-летней старицы, хор запел "Воскресения день", вместо "Святый Боже", широко раскрылись двери Церкви, с улицы волною хлынул свет, и ушла она к вечному, незаходимому Свету. Да сподобит и нас Господь такой блаженной кончины. Молитесь об этом, и, когда диакон возглашает: "Христианской кончины живота вашего, безболезненны, непостыдны, мирны", - не забывайте положить поклончик, да упокоит вас Господь со святыми Своими. Аминь".

А вот свидетельство С.Нилуса о праведной кончине замечательной подвижницы в миру Елены Андреевны Вороновой, посвятившей свою жизнь благотворительности материальной и духовной среди заключенных:

"С начала Великого поста Елена Андреевна стала себя чувствовать очень плохо, припадки грудной жабы усилились и участились до того, что бедный друг наш, несмотря на все свое ангельское терпение, вынуждена была громко стонать и жаловаться Богу на нестерпимые муки. Стонет она в своих невыразимых страданиях и все причитывает:

Господи, прости меня! Тяжело мне, Господи! Но я не ропщу, не ропщу я, Господи, пошли мне нетерпеливой терпенья!

И в таких минутах она неисходно пребывала от первой недели Великого поста до Великого Понедельника Страстной Седмицы. В этот день, после особенно тяжелого припадка, она вся точно просветлела и говорит подруге всей своей зрелой жизни, с которой под одной кровлей скоротала не менее тридцати лет:

Нет, Соня, в Великую Пятницу я умру непременно.

Откуда ты это знаешь?

Мне это Сам Господь сказал: я Его видела. Он явился мне и сказал: "У тебя доброе сердце, так потерпи до Пятницы: в день Моего распятия умрешь и ты.

Как сказала, так в Великую Пятницу и умерла".

Итак, Церковное Предание говорит о том, что те, кого Господь удостоил скончаться в день Святой Пасхи, минуя мытарства, отходят ко Господу. Но подчеркнем здесь слово "удостоил"; будем помнить духовное указание нам отца Варсонофия Оптинского о том, что о блаженной кончине нужно просить, молить Бога, готовиться к смерти подлинно христианской всей своей жизнью, так как по грехам нашим не стоит уповать нам на то, что смерть наша, быть может, внезапная, придется на Великие Дни.

Церковное Предание свидетельствует о том, что утешением самому умирающему и его близким может служить кончина в дни Страстной Седмицы Великого Поста, Светлой Седмицы, а также двунадесятых Праздников. Не забывает, конечно, нас, грешных, и Царица Небесная в дни празднования Своих икон. Может служить утешением и кончина в день своего святого. Жизнь некоторых тайных подвижников и молитвенников тесно связана бывает с помощью тех или иных Божьих угодников, так что смерть в день этих угодников вселяет в них надежду на заступничество во время прохождения мытарств.

Да сподобит Господь и нас молитвами Царицы Небесной, святых угодников и отцов наших духовных такой блаженной участи.


Ответ на этот вопрос прочитали 5839 посетителей

Ольга, Новотроицк

Переносятся ли поминки, если попадают на Страстную неделю или воскресенье?

Если 40-й день преставленному приходится на Страстную неделю, надо ли переносить поминки (обед, разумеется, из постных продуктов) на другой день? Если полгода по умершему препадает на Вербное воскресенье, можно ли помянуть в пятницу шестой или понедельник Страстной недели? Я слышала, что устраивать поминки в субботу и воскресенье, то есть в выходные дни, не принято. И правильно ли я понимаю, что поминки должны быть постные?

Согласно указанию Номоканона, сороковые дни со дня смерти христианина всегда творятся в тот день, на который препадают (за исключением самого дня Пасхи); третины, девятины, полугодовые и годовые поминания переносятся, если препадают на дни, когда заупокойные службы не творятся. Так, в течение Великого поста указанные поминания совершаются либо в предыдущую, либо в последующую субботы. В Вашем случае также, но есть сложности. Пятница в этом году совпадает с двунадесятым праздником Благовещения (полугодовые поминки никак не совершаются по Уставу), в воскресение — праздник Входа Господня в Иерусалим (опять полугодовое поминание не совершается), в понедельник Страстной недели также помина нет. Остается возможность — Лазарева суббота. Это крайний день, когда поминаются наши ушедшие близкие до Радоницы, т.е. заупокойной службы после прохождения Светлой седмицы.

По уставу о пище получается, что в пятницу пища с рыбой, в субботу — с рыбной икрой, в воскресение — с рыбой, в понедельник — даже без растительного масла. Выбор все равно за Вами, но теперь Вы знаете, что делать. Бог в помощь!

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это – вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил.

А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап, как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?» – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот». – «Какие хлопоты?» – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?» – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла, и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг эта женщина поняла, что, когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?» – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?» – «А не приносила ли она платье в горошек?» – «Вы что, волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге) . И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?» – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?» И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди».

То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной?

Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг.

И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,