Тестирование по теме ссср в 1953 1964. «оттепель» в ссср

Тест: СССР в 1953 - 1964 гг.: попытки реформирования общества.

1. Определите главных претендентов на власть, после смерти Сталина:

А) Маленков Г.И.

Б) Молотов В.М.

В) Берия Л.П.

Г) Хрущев Н.С.

2. Выберите причину ареста Берии Л.П.

А) обвинение в незаконных репрессиях

Б) обвинение в неумелом руководстве МГБ

В) обвинение в сотрудничестве с империалистическими разведками

Г) обвинение в заговоре для восстановления господства буржуазии

3. В каком году развернулась компания по освоению целины

А) 1954 г.

Б) 1955 г.

В) 1956 г.

Г) 1957 г.

4. Какая из реформ в экономике не относится к реформам Хрущева Н.С.

А) повышение закупочных цен на колхозную продукцию

Б) сокращение нерентабельных предприятий

В) повышение технического уровня производства

Г) развитие атомной энергетики

5. Найдите реформы проведенные в образовании:

А) новые правила приема в вузы

Б) введение восьмилетнего обучения

В) укрупнение школ, путем закрытия малочисленных

Г) открытие ПТУ

6. Продолжите словесный ряд: А.Ахматова, А.Твардовский, М.Зощенко……

7. Соотнесите термины и их значения

А. важнейшая составная часть номенклатуры.

2.партократия

Б.форма национальной нетерпимости, враждебное отношение к евреям.

3.реабилитация

В.перемещение руководящих кадров

4.антесемитизм

Г.политические действия направленные на завоевания общественного доверия путем заведомо невыполнимых обещаний

5.популизм

Д. преобладание власти одного лица в государстве или в коллективе.

6.ротация

Е.восстановление в правах, восстановление доброго имени.

8. В каком году была образована Организация Варшавского Договора

А) 1953 г.

Б) 1954 г.

В) 1955 г.

Г) 1955 г.

9. Что явилось пиком противостояния между системами капитализма и социализма

А) «Карибский кризис» 1962 г.

Б) позиция СССР по германскому вопросу

В) проблема отношений с государствами «третьего мира»

Г) введение войск СССР в Венгрию

10.в чем причины отставки Н.С.Хрущева

А) административные экспромты Хрущева, кадровая чехарда

Б) сокращение Вооруженных Сил

В) провал экономической политики

Г) нормализация отношений с западными странами

Ответы: 1а,в,г; 2в,г; 3а; 4б; 5в; 6…..; 7. 1-д,2-а,3-е,4-б,5-г,6-в; 8в; 9а; 10б.


Вариант 1

А1. К мероприятиям Н. Хрущева в экономической сфере относится:

1) разрешение приватизации земли

2) создание министерств

3) отказ от административных методов управления

4) ликвидация подсобных хозяйств колхозников

А2. Какое определение характеризует интенсивный путь развития производства?

1) увеличение урожайности

2) увеличение числа рабочих на предприятии

4) строительство новых предприятий

А3. В результате «оттепели» в сфере культуры:

1) была полностью отменена цензура печати

2) исчез партийный контроль над духовной сферой

3) официальным направлением в живописи стал авангардизм

4) был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки и искусства

А4. Построение основ индустриального общества в СССР в конце 1950-х - начале 1960-х гг. привело к:

1) введению обязательного высшего образования

2) разрешению учиться за рубежом

3) закрытию гуманитарных институтов

4) созданию обязательной восьмилетней политехнической школы

А5. Мероприятия Н.С. Хрущева в области международных отношений:

1) прекращение холодной войны

2) ухудшение отношений с Китаем

3) создание СЭВ

4) заключение советско-германского Пакта о ненападении

А6. Одно из направлений внешней политики СССР во 2-й половине 1950-х - начале 1960-х гг.:

1) усиление гонки вооружений

2) прекращение контактов со странами третьего мира

3) отказ от силовых методов в политике

4) создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии

А7. Как называется отказ или отсрочка от выполнения тех или иных обязательств государства?

1) мораторий 3) ультиматум

2)денонсация 4) провокация

А8. Причина Карибского кризиса:

1) вторжение американских войск на Кубу

2) восстание на Кубе под руководством Ф. Кастро

3) захват советского корабля карибскими пиратами

4) размещение советских ядерных ракет на Кубе

А9. В «брежневской» Конституции, в отличие от «сталинской»:

2) СССР объявлялся государством диктатуры пролетариата

3) закреплялась руководящая роль КПСС в советском обществе

4) закреплялось федеративное устройство страны

А10. В ходе проведения аграрной реформы 1965 г.:

1) были ликвидированы колхозы

2) увеличился экспорт российского хлеба за границу

3) повысились закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию

4) были созданы фермерские хозяйства

A. Первый в истории человечества запуск искусственного спутника Земли

Б. Образование НАТО и СЭВ

B. XX съезд партии

Г. Отставка Н.С. Хрущева

A. Создание Организации Варшавского договора

Б. Карибский кризис

B. XX съезд КПСС

В3. Как называется ведение хозяйства предприятия на основе самоокупаемости, самофинансирования и самоуправления?

С1. Прочтите отрывок из воспоминаний А.А. Громыко и ответьте на вопросы.

По справедливости тогдашний период назван «застойным». Он был застоем в экономике, науке и технике, социальной сфере…

Страна тогда закупала за рубежом много промышленного оборудования. С его освоением наша промышленность не справлялась… Пролежав годы, устаревало с точки зрения технологии и становилось фактически непригодным…

Почти систематически страна закупала и зерно. Сельское хозяйство Советского Союза переживало исключительно трудные времена…

Все это не могло не отразиться в отрицательном плане на жизненном уровне населения…

Было ясно, что наша наука и техника во многих отношениях отстают от развития науки и техники в передовых капиталистических странах…

Сама оценка положения в стране… была какой-то вялой, давалась от случая к случаю. Многие факты просто скрывались.

К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Кто в это время стоял во главе государства? О каких фактах «застоя» говорит автор воспоминаний? На основе знаний по истории приведите дополнительно не менее двух фактов, подтверждающих данную в документе оценку этого периода.

Обобщающее тестирование по теме: «СССР в 1953-1982 гг.»

Вариант 2

А1. К мероприятиям Н. Хрущева в социальной сфере относится:

1) лишение колхозников свободы передвижения

2) развитие личного подсобного хозяйства

3) широкомасштабное жилищное строительство

4) введение платы за обучение в вузах

А2. Какое определение характеризует экстенсивный путь развития производства?

1) увеличение урожайности

2) введение новых технологий

3) расширение посевных площадей

4) повышение производительности труда

А3. Положительный результат «оттепели» в сфере культуры:

1) расширение связей с зарубежной общественностью

2) установление идеологических рамок в творчестве

3) уничтожение партийно-правительственного контроля над духовной сферой

4) провозглашение соцреализма единственным направлением в литературе и искусстве

А4. Мероприятия Н.С. Хрущева в области международных отношений:

1) начало холодной войны

2) разрыв отношений с Югославией

3) создание ООН

4) соглашение о прекращении войны в Индокитае

А5. Чем вызван пересмотр советским руководством внешнеполитической линии во 2-й половине 1950-х гг.?

1) опасностью для человеческой цивилизации применения ядерного оружия

2) ослаблением позиций СССР на мировой арене

3) превращением США в сверхдержаву

4) ухудшением отношений с Китаем

А6. Какие государства называют странами третьего мира?

1) ставшие членами ОВД

2) ставшие членами НАТО

3) расположенные на африканском материке

4) слаборазвитые в экономическом отношении

А7. В результате ввода советских войск в Венгрию:

2) исчезла угроза ядерной войны

4) окрепли экономические связи с Западной Европой

А8. Стремление советского руководства достигнуть военно-стратегического паритета с США привело к:

1) возрастанию роли военно-промышленного комплекса

2) улучшению уровня жизни советских граждан

3) снижению доли военных расходов в бюджете страны

4) использованию военно-технических разработок в гражданском производстве

А9. Причина появления диссидентского движения:

1) влияние западных спецслужб

2) кризис официальной коммунистической идеологии

3) окончание холодной войны

4) смягчение партийного контроля над жизнью общества

А10. Причина неудачи аграрной реформы 1965 г.:

1) неблагоприятная погодная обстановка

2) использование административных рычагов управления

3) развитие рыночных механизмов

4) разрушение колхозов

В1. Определите последовательность событий.

A. Смерть И.В. Сталина

Б. Создание Организации Варшавского договора

B. Выступление Н.С. Хрущева с докладом на XX съезде КПСС «О культе личности и его последствиях»

Г. Первый в истории полет человека в космос

В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

В3. Период, отмеченный снижением темпов развития советской экономики и усилением отставания от стран Запада в научно-технической сфере, получил название «эпохи___________ ».

С1. Прочтите отрывок из документа и ответьте на вопросы.

Употребляя нынешнюю терминологию, можно сказать, что его подход (наш подход!) к межгосударственным отношениям был предельно идеологизирован. Пропагандируя принципы мирного сосуществования, он не уставал в тех или иных выражениях повторять дразнившую и ожесточавшую американцев мысль: «Мы вас закопаем». Он признавал за каждым народом право выбора того или иного строя, но одновременно заявлял: «Ликвидация капиталистической системы – это коренной вопрос развития общества».

О каком политическом деятеле идет речь? Какое название получил этот период в истории нашей страны? Подтвердите фактами непоследовательность проводимого этим государственным деятелем внешнеполитического курса.

Вариант 1

Вариант 2

хозрасчетом

Описанные в тексте события относятся к середине 1960-1980-х гг. Во главе страны с 1964 по 1982 г. стоял Л.И. Брежнев. Автор приводит следующие факты застоя в экономике, науке и технике, социальной сфере: закупка оборудования и зерна за рубежом, падение жизненного уровня населения, низкий уровень науки и техники в СССР по сравнению с передовыми капиталистическими странами.

Н.С. Хрущев. «Оттепель»

СССР 1953-1964 Вариант1

1. В 1953г. произошло событие:

1) начало реформ в сельском хозяйстве; 3) создание совнархозов;

2) принятие новой программы КПСС; 4) XX съезд КПСС.

2) уменьшились масштабы репрессий против инакомыслящих;

3) была допущена деятельность других партий, кроме КПСС;

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго в и запишите результат в ТЕТРАДЬ

СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ, ГОДЫ

А) Строительство Берлинской стены 1) 1956г.

Б) Усиление конфликта с Китаем 2) 1963

В) Карибский кризис 3)1954

5)1961

4. Установите соответствие между событиями, явлениями и периодами, годами, к которым они относятся.К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запиши в ТЕТРАДЬ

СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ, ГОДЫ

А) попытка Молотова, Кагановича снять Хрущева 1) 1956

Б) арест и казнь Л.П. Берии 2) 1953 г.

В) 20съезд КПСС 3) 1957

Г) первый полет человека в космос 4) 1955

5) 1961

А) репатриация 1) оправдание и восстановление граждан в правах

Б) репарации 2) возмещение государством ущерба, нанесенного

Г)ресталинизация 3) возвращение на родину военнопленных и других. лиц, оказавшихся за ее пределами

4)ограничение или прекращение гонки вооружений

5)отказ от критики культа личности, возвращение к. отдельным чертам единовластия тоталитарного типа

А) запуск первого искусственного спутника Земли

В) развитие атомной энергетики

Г) запрет на развитие кибернетики

Д) выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского самолета ТУ-104

Е) широкое внедрение роботов и ЭВМ в промышленность

Укажите верный ответ.

1)АВД 2)АГЕ 3)БВГ 4)ГДЕ

СССР 1953-1964 Вариант2

1. В 1954г. произошло событие:

1) XX съезд КПСС. 3) создание совнархозов;

2) начало освоения целинных земель; 4) начало реформ в сельском хозяйстве;

2. В период 1953 - 1964гг., в отличие от периода 1945 - 1952гг.:

1)были распущены творческие союзы, контролировавшиеся КПСС;

2) была допущена деятельность других партий, кроме КПСС;

3) началось массовое жилищное стоительство;

4) поощрялась индивидуальная трудовая деятельность.

3. Установите соответствие между событиями, явлениями и периодами, годами, к которым они относятся.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запиши в ТЕТРАДЬ

СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ, ГОДЫ

А) первый полет человека в космос 1) 1955

Б) арест и казнь Л.П. Берии 2) 1956 г.

В) 20съезд КПСС 3) 1953

Г) попытка Молотова, Кагановича снять Хрущева 4) 1961

5) 1957

4. Установите соответствие между событиями, явлениями и периодами, годами, к которым они относятся. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите результат в ТЕТРАДЬ

СОБЫТИЯ ПЕРИОДЫ, ГОДЫ

А) Карибский кризис 1) 1956г.

Б) Усиление конфликта с Китаем 2) 1961

В) Строительство Берлинской стены 3)1954

Г) Применение силы против Венгрии 4)1962

5)1963

5. Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?

6. Установите соответствие между приведенными понятиями и их признаками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в ТЕТРАДЬ

А) репарации 1) оправдание и восстановление граждан в правах

Б) репатриация 2) возмещение государством ущерба, нанесенного

В) реабилитация другому государству

Г)ресталинизация 3)ограничение или прекращение гонки вооружений

4)отказ от критики культа личности, возвращение к отдельным чертам. единовластия тоталитарного типа

5)возвращение на родину военнопленных и других. лиц, оказавшихся за ее пределами

7. Какие из перечисленных событий, явлений научно-технического развития СССР относятся к периоду 1953 – 1964 гг.?

А) широкое внедрение роботов и ЭВМ в промышленность

Б) широкий экспорт промышленной продукции СССР в страны Запада

В) запрет на развитие кибернетики

Г) развитие атомной энергетики

Д) запуск первого искусственного спутника Земли

Е) выход на трассы первого в мире реактивного пассажирского самолета ТУ-104

Укажите верный ответ.

1)АВД 2)АГЕ 3)БВГ 4)ГДЕ


МКОУ «Нестеровская основная общеобразовательная школа»

Учитель истории:

Пименова С.Н.

д. Нестеровка 2013 г.
Ход урока:


  1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Проверим нашу готовность с вами к уроку (на столе должны лежать учебники, тетради, ручки, карандаши, линейка, дневник).

  1. Постановка цели урока
На протяжении нескольких уроков мы рассматривали тему “Эпоха Н.С. Хрущёва”. Слайд 1 (Хрущев) Мы говорили о борьбе за власть, проанализировали процесс десталинизации, дали оценку экономическим реформам, рассмотрели социальную политику государства. Сегодня мы говорим об «оттепели» в духовной жизни советских людей.

Слайд 2 (Цель) Цель сегодняшнего урока: рассмотреть пути развития духовной жизни в СССР в период «оттепели». Одной из задач сегодняшнего урока будет попытка выяснить, каким образом осуществляется процесс преодоления проявлений сталинизма в духовной жизни общества.

Теперь я предлагаю приступить к нашему учебному занятию. Откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока: Слайд 3 («Духовная жизнь в СССР в период «оттепели»)

3. Повторение пройденного.

Перед тем как, мы преступим непосредственно к изучению новой темы, я предлагаю вам, выполнить тест по теме «Экономика СССР в 1953-1964 гг.»

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) Н.А. Булганин

1)повышению урожайности

4)верно все указанное

5)верно 1 и 2

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) А.Н. Косыгин

3) лично Г.М. Маленковым

4) при Н.С. Хрущеве

3) с введением совнархозов

4) с конца 50-х гг.

1) Новочеркасске

2) Новороссийске

3) Новомосковске

4) Новотроцке

3) после XX съезда КПСС

1) группы «Б»

2) радиотехнической

3) группы «А»

4) целлюлозно-бумажной

Ответы: 1-1; 2-5; 3-3; 4-4; 5-4; 6-3; 7-2; 8-1; 9-2; 10-1.

Обменяемся тетрадями и проведем взаимопроверку (если верно дано 10 ответов ставим «5», 8-9 ответов «4», 5-7 ответов «3», меньше 5 ответов «2».

Учитель:

С помощью этого теста мы повторили экономические события, связанные с эпохой правления Н. Хрущева.

Мне хотелось бы начать урок со стихотворения Николая Алексеевича Заболоцкого «Оттепель».

Оттепель после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

Ребята, из этого четверостишия как вы думаете, о каком периоде в нашей истории мы будем вести сегодня беседу? Кто мне может сказать, что такое оттепель? (В БСЭ, дается следующее определение: Оттепель, повышение температуры до положительных значений в устойчивый морозный период).

А, что же такое оттепель в жизни нашей страны нам и предстоит узнать.

Учитель: А теперь я вам предлагаю вспомнить, какие явления и события повлекли изменения духовной жизни в обществе в 1953-1964 гг. Слайд 4

Ученики:


  1. 5 марта 1953 г. – смерть Сталина.

  2. февраль 1956 г. - XX съезд партии.

  3. Осуждение культа личности.

  4. Возвращение репрессированных (реабилитация).

  5. Смягчение внешнеполитического курса.

  6. Попытки реформирования социально-экономической сферы, в том числе отмена платы за обучение, начало массового жилищного строительства, увеличение пенсий, снижение пенсионного возраста; колхозники получили паспорта, введена денежная оплата их труда и пенсии для колхозников.
Учитель: Молодцы ребята. Именно эти события стали ключевыми событиями. Повлекшими за собой изменения в духовной жизни общества.

Чтобы составить свое собственное мнение об изменениях, которые произошли в культуре, в обществе в период « хрущевской оттепели», нам будет нужно поработать на уроке, обратите внимание на выставку книг, которую я вам приготовила, вы её можете посмотреть на перемене.

Хрущевская «оттепель» конца 50-х-начала 60-х годов - это не весна, в том значении, как мы понимаем, но это надежды на весенние перемены в стране.

Слайд 5 Хрущёвская оттепель - неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х - середина 1960-х годов). Запишем данное определение в тетради.

Ребята, а как вы думаете, почему именно это название получил этот период?

Под «оттепелью» понимается особое духовное состояние общества, связанное с началом демократизации и обновления духовной жизни страны.

Современник так сказал о своей эпохе: "Мое поколение вступало в жизнь в незабываемое время. Это была эпоха XX съезда – эпоха великих надежд. Я помню полуночную толпу у только что открытого памятника Маяковскому, этот незабываемый, нескончаемый российский спор - о главном. К нам возвращались не только люди и имена - к нам возвращалась вера".

4. Изучение нового материала

Учитель: Первыми проявлениями “культурной оттепели” стали статья В. Померанцевой “Об искренности в литературе”, повесть И. Эренбурга “Оттепель” (именно после ее появления слово стало общественно значимым) и др. Слайд 6. Эти произведения поставили очень важные для нашего общества вопросы: почему правда (искренность) в литературе и жизни подменялась ложью, в чем предназначение интеллигенции, что в нашей истории замалчивается или излагается лживо. Приметой времени стало стремление преодолеть недавнее прошлое.

В «Новом мире» появились написанные в новом ключе статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, М. Лифшица, а также ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панферова («Волга-матушка река») и др. В них авторы отходили от лакировки реальной жизни людей. Впервые был поставлен вопрос о губительности для интеллигенции той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом. Слайд 7.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководства Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытки А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к гибели. Слайд 8.

Он оставил после себя Предсмертное письмо. Давайте с вами его прочтём.

под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с.471-472.)

(в своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью»).

Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).

Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руководство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Слайд 9.

А сейчаспоработаем с учебником с. 289 Из выступления Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства.

Какие границы творческой свободы устанавливались Хрущевым? Насколько определенными они были?

Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобретали характер официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения.

После XX съезда КПСС было несколько ослаблено идеологическое давление в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Ответственность за «перегибы» прежних лет была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова и др. Слайд 10.

В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «от всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В.Шебалина, Г.Попова, Н. Мясковского и др. Слайд 11.

Сообщение о Шостаковиче Д.

Ребята, а кто мне может сказать, что такое симфония? (Симфония – это произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла).

Мне бы хотелось, чтобы вы прослушали самую известную симфонию Д.Д.Шостаковича 7 или как её называют Ленинградскую. Прослушивание.

Какое настроение у вас после прослушивания данного произведения?

Немцы тоже слышали это произведение и 9 августа 1942 года, они написали. Мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…

Галина Лелюхина, флейтист:

Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мертвый.

Почему же фашисты не стреляли? Нет, стреляли, вернее, пытались стрелять. Они целились в белоколонный зал, они хотели расстрелять музыку. Но 14-й артиллерийский полк ленинградцев обрушил за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив семьдесят минут тишины, необходимой для исполнения симфонии. Ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией, ни что не мешало музыке звучать над городом и над миром, и мир, услышав её, поверил: этот город не сдастся, этот народ непобедим!

Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определенные границы.

Показательной является кампания против Б. Пастернака и его романа «Доктора Живаго». Присуждение Нобелевской премии за данный роман, поставило писателя практически вне закона, он был исключен из Союза писателей, а рукопись была напечатана в Италии. В это время вышло в свет постановление президиума правления Союза писателей СССР, в котором осуждались действия и идеи Пастернака.

Он отказался от ее получения, что не покидать страну. Но гонения на Пастернака не прекратились. Слайд 12.

Наряду с гонениями на Пастернака издаются произведения Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», которые производят переворот в идеологии простого народа.

А сейчас давайте с вами прослушаем фрагмент из произведения «Один день Ивана Денисовича».

Ребята, как вы думаете, а кто является главным героем данного произведения? (Сам Солженицын А.И.)

О чем рассказывает главный герой? (всю правду о лагерной жизни)

Слайд 13. Интересно, что сам Хрущев дал «добро» на выпуск этих произведений. Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев в своих выступлениях обращал внимание писателя на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». Официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры.

Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, К. Паустовский и др.), Слайд 14. но и скульпторы, художники, режиссеры (Э. Неизвестный, Р. Фальк, М. Хуциев), философы, историки. Слайд 15.

Тем не менее, в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, Сообщение о Шолохове М. «Тишина» Ю. Бондарева), Слайд 16. кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, основанным на новом курсе советского руководства. Слайд 16.

5. Закрепление изученного

В качестве закрепления материала, я предлагаю проанализировать стихотворение Р.Рождественского «История». Мы используем элемент игровой технологии «Выбери нужное». Текст стихотворения и вопросы к нему у вас лежат на столах.

История – прямая и нелепая!

От суеты.

От тупости души.

И перекрашивали!

И перекрашивали!

История!

Веселая история!

Послушай!

Ты ж не просто пыль архивов!

Ребята я даю вам 1 мин. Для того. Чтобы вы поработали самостоятельно.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

– Что он предлагает?

(Такие произведения показывают позицию авторов, не согласных с единой идеологией в рамках советской системы; они имеют право выражать свои мысли так, как считают нужным, а политическое руководство страны всячески стремилось удержать культуру в «рамках».)

6. Подведение итогов.

Итак, сталинские холода ушли в прошлое, но настоящего тепла не наступило. «Оттепель» могла вызвать паводок, грозивший снести всю систему. Контроль за умами людей стал более гибким и изощрённым, но не менее строгим. Эти годы были приглашением к свободе, но не самой свободой. После “оттепели” вновь ударили “заморозки” и до настоящей “весны” было еще очень далеко.

7. Домашнее задание. Параграф 41. выучить стихотворение любого поэта периода «оттепели»

Материалы к уроку

Тест по теме «Экономика СССР в 1953-1964 гг.»

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) Н.А. Булганин

2.Меры по улучшению сельского хозяйства, предложенные Г.М. Маленковым сводились к:

1)повышению урожайности

2)включению фактора личной заинтересованности колхозников

3)освоению целинных и залежных земель

4)верно все указанное

5)верно 1 и 2

3.Обеспечить подъем сельского хозяйства за счет повышения закупочных цен на продукцию колхозов и освоения целинных и залежных земель предлагал:

1) Г.М. Маленков

2) В.М. Молотов

3) Н.С. Хрущев

4) А.Н. Косыгин

4.Пенсии колхозникам были введены:

1) с завершением коллективизации

2) во исполнение Конституции 1936 г.

3) лично Г.М. Маленковым

4) при Н.С. Хрущеве

5.Быстрый рост благосостояния крестьян породил опасения о «перерождении» их в «кулаков», и власти начинают возврат к администрированию и принуждению:

1) с соответствии с решениями XX съезда КПСС

2) с принятием Программы построения коммунизма

3) с введением совнархозов

4) с конца 50-х гг.

6.С 1955 по 1962 г. площади под кукурузу увеличились более чем вдвое, что привело:

1) решению проблем обеспечения населения говядиной

2) увеличению почти вдвое сбора зерновых

3) общему снижению сбора зерновых

4) созданию надежной кормовой базы животноводства

7.Кризис в освоении целинных земель в 1962-1963 гг. связано с:

1) ослаблением внимания руководящих органов к освоению новых земель

2) эрозией почв, непродуманной системой земледелия и погодными условиями

3) падением трудовой дисциплины

8.Повышение в июне 1962 г. цен на ряд основных продуктов питания вызвало недовольство и даже открытые выступления рабочих, наиболее серьезным из которых было выступление в:

1) Новочеркасске

2) Новороссийске

3) Новомосковске

4) Новотроцке

9.Курс на преимущественное развитие легкой промышленности, проводившийся правительством с августа 1953 г., был свернуть:

1) с началом освоения целины в 1954 г.

2) с отставкой Г.М. Маленкова с поста главы правительства

3) после XX съезда КПСС

10.За 1950-1965 гг. удвоились объемы производства промышленности:

1) группы «Б»

2) радиотехнической

3) группы «А»

Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талан­том незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммуниз­ма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кла­дью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым челове­ком, неисчислимых бюрократических дел.

И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скром­ности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература-этот высший плод нового строя-унижена, затравлена, загублена. Самодовольство товарищей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них, можно ждать худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается под­лость, ложь и клевета, ухожу из жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государ­ством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).

под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996

с.471-472.)

Как вы думаете, в чём главная суть этого письма?

Стихотворение Р.Рождественского «История».

Подтвердите словами из стихотворения следующие положения.

I. – Представители власти не говорят всей правды своему народу.

II. – История как наука искажается в угоду власти.

V. – Сделать выводы по обсуждению предложенных вопросов

Слушаем отрывок из стихотворения, работаем с текстом.

История прекрасная, как зарево.

История – проклятая, как нищенство!

Людей преображающая заново и отступающая перед низостью.

История – прямая и нелепая!

Как часто называлась ты – припомни!

Плохой, когда была великолепною!

Хорошей – хоть была постыдно подлой!

Как ты зависела от вкусов мелочных.

От суеты.

От тупости души.

Как ты боялась властелинов, мерящих

Тебя на свой придуманный аршин!

Тобой клянясь, народы одурманивали.

Тобою прикрываясь, земли грабили!

Тебя подпудривали и подрумянивали,

И перекрашивали!

И перекрашивали!

Ты наполнялась криками истошными

И в великаны возводила хилых…

История!

Веселая история!

Послушай!

Ты ж не просто пыль архивов!

Информационный проспект

урока истории в 9 классе

«Духовная жизнь в СССР в период «оттепели»»

Цель: Рассмотреть пути развития духовной жизни СССР в период «оттепели»

Задачи:

1) Образовательные:


    1. Расширить и закрепить понимание противоречивых взаимоотношений власти и творческой интеллигенции в послевоенный период,

    2. Обобщить, систематизировать и углубить знания по теме «оттепель»,

    3. 2) Воспитательные:
Продолжать воспитывать бережное отношение и любовь к книге, привлекать детей к регулярному посещению школьной библиотеки.

    1. Воспитать у учащихся патриотизм, уважение к историческому пути своего народа через сопереживание судьбам конкретных людей.

    2. 3) Развивающие:

    3. Развивать умение работать с историческими документами, умение рассуждать и применять знания.

    4. Развитие мыслительных способностей учащихся.
Оборудование: ноутбук,мультимедийная установка, колонки.

Материал к уроку: учительская презентация, ученические презентации по биографиям М.А. Шолохова и Д.Д. Шостаковича, тест по теме «Экономика СССР 1953-1964 гг.», исторический источник «Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г.», аудиозапись 7 Симфонии (Ленинградской) Д.Д. Шостаковича, аудиозапись фрагмента произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», стихотворение Р.Рождественского «История», выставка книг поэтов и писателей периода «оттепели».

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Постановка цели урока

  3. Повторение пройденного
- тест «Экономика СССР 1953-1964 гг.» (взаимопроверка);

Чтение наизусть учителем четверостишия из стихотворения Н.А. Заболоцкого «Оттепель»;

Словарная работа – Хрущёвская оттепель


  1. Изучение нового материала
- вступительное слово учителя по теме;

Работа с историческим источником «предсмертное письмо А.А. Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г. (учитель и учащиеся);

Самостоятельная работа учащихся с учебником с.289 Из выступления Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства;

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации о творчестве Шостаковича Д.Д. (Камальдинова Н.)

Прослушивание и беседа 7 Симфонии Шостаковича Д.Д.

Прослушивание фрагмента из произведения «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына

Сообщение учащегося с демонстрацией презентации о творчестве Шолохова М.А. (Новиков М.)


  1. Закрепление изученного на уроке
- анализ стихотворения Р.Рождественского «История»

  1. Подведение итогов

  2. Домашнее задание
Параграф 41, выучить стихотворение любого поэта периода «оттепели»

Задание 1. Прочитайте приведенные документы и ответьте на поставленные вопросы

1. Что общего в экономической стратегии, предложенной Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым в 1953 г.?

Идеи развития сельского хозяйства, освоения целинных и залежных земель

2. В чем, на ваш взгляд, заключается принципиальная разница в подходах к развитию промышленного производства, предложенных Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым?

Г. М. Маленков настаивал на развитии легкой промышленности. Н. С. Хрущев предлагал развивать тяжелую промышленность

3. В чем вы видите принципиальную разницу в подходах этих политиков к развитию сельского хозяйства?

Г. М. Маленков — соронник легкого реформирования. Н. С. Хрущев — поддерживал более радикальные меры

4. Есть ли разница в отношении Г. М. Маленкова и Н. С. Хрущева к личному подсобному хозяйству крестьян?

Г. М. Маленков положительно относился к личному подсобному хозяйству крестьян, Хрущев — отрицательно

5. За счет каких источников Н. С. Хрущев предполагал обеспечить крупные капиталовложения в сельское хозяйство, погасить долги колхозов государству и сохранить и даже снизить розничные цены на сельскохозяйственную продукцию? Реалистичны ли были эти проекты, если учесть ситуацию в продовольственном снабжении начала 60-х гг.? Почему?

За счет освоения целины, скупки скота у рабочих совхозов; увеличения посевных площадей кукурузы, что не дало никакого результата, так как погодные условия и непродуманная система землепользования привела к эрозии почв

Задание 2. Проанализируйте приведенные данные и ответьте на вопросы

Рост посевных площадей под кукурузу в 1955—1962 гг.

1955 г. - 18 млн га

1962 - 37 млн га

1. Чем вы можете объяснить приоритетное развитие кукурузы в эти годы?

Кукурузу просто сеять и собирать, она пользовалась большой популярностью в США. Хрущев стремился подражать развитию сельского хозяйства в США

2. Какие последствия для развития сельского хозяйства имела «кукурузная кампания»?

Произошло общее снижение сбора зерновых, приведшее к массовым закупкам зерна за границей. Повысились цены на продукты, из чего последовало массовое недовольство граждан и их репрессии. Авторитет Хрущева упал. План развития сельского хозяйства был провален

Задание 3. Прочитайте документы и ответьте на вопросы

1. Чем вы можете объяснить необходимость освоения целинных и залежных земель?

Освоение целинных и залежных земель было необходимо для обеспечения страны дефицитным продовольствием

2. Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном?

«Интенсивный путь» — программа Маленкова, ориентированная на повышение урожайности

3. В чем вы видите причины колоссальных издержек в освоении целины?

Большие территории, неосвоенная инфраструктура, непродуманная система землепользования

4. Согласны ли вы с утверждением целинника о том, что «иной подход был в то время невозможен»? Почему?

Было необходимо срочно обеспечить страну продовольствием, иной подход был возможен, но потребовал бы большего времени и усилий

Задание 4. Проанализируйте приведенные данные и документы, ответьте на вопросы

Темпы роста промышленного производства в СССР в 1951 — 1965 гг.

1. Проанализируйте данные первого графика. Что они показывают?

Темпы роста промышленного производства в СССР в период с 1951 по 1965 г. падали с 85% до 51%

2. О чем свидетельствуют факты, приведенные во втором графике?

Аналогично промышленному сельскохозяйственное производство также снизило темпы с 20,5% до 11%

3. В чем вы видите объективные и субъективные причины падения темпов роста промышленности и сельского хозяйства в начале 60-х гг.?

Неправильный подход к решению проблем, мешавших развитию производства. Переход экономики в новый режим, послевоенное время

4. Из чего исходило руководство КПСС, представляя Программу построения коммунизма в СССР к 1980 г.?

В стране налаживалось развитие материально-технической базы коммунизма, рост промышленности, удовлетворение потребностей населения

5. Как вы относитесь к прогнозам западных средств массовой информации о невозможности выполнения Программы КПСС? На чем были основаны их прогнозы угасания темпов экономического роста в СССР

Прогнозы западных средств массовой информации были не субъективны и основывались с учетом собственных выводов об этапе Холодной войны и послевоенном спаде в экономике СССР

Задание 5. Прочитайте документ и ответьте на вопросы

1. Как вы считаете, какие из приведенных положений были внесены в проект Конституции 1962—1964 гг. впервые (в сравнении с предыдущими конституциями страны)?

Впервые было внесено положение о праве использования личной собственности (трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода), в том числе её наследование

2. Как вы можете прокомментировать отношения собственности, зафиксированные в проекте Основного закона страны?

Средства производства это государственная собственность. Личная собственность (частная собственность) на средства производства запрещена

3. Как вы понимаете, что такое «потребительский характер» личной собственности граждан при социализме?

Отсутствие права на распоряжение частной собственностью. Не допускается использование личной собственности для извлечения нетрудовых доходов, а также в иных противоречащих интересам государства целях

4. Можете ли вы назвать какие-либо природные и экономические объекты, не зафиксированные в Конституции как относящиеся к государственной собственности?

Природные: атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство

5. Какова была эффективность существовавшей в СССР экономической системы?

На тот момент экономическая система в СССР была самая эффективная в мире

6. Что нужно было сделать, на ваш взгляд, для повышения эффективности советской экономической системы?

Для повышения эффективности советской экономической системы нужно было повысить урожайность и улучшить промышленное производство

Задание 6. Приведите в соответствие данные таблицы

Год Ответ: Событие
1) 1954 а а) Начало освоения целинных земель
2) 1953 к б) Начало широкой кампании за выращивание кукурузы
3) 1957 е в) Утверждение шестого пятилетнего плана
4) 1957 ж г) Начало широкомасштабного жилищного строительства
5) 1955 г д) Упразднение МТС
6) 1956 в е) Ликвидация отраслевой системы управления экономикой
7) 1961 и ж) Запуск первого искусственного спутника Земли
8) 1958 д з) Установление 7-часового рабочего дня
9) 1960 з и) Денежная реформа. Первый полет человека в космос
10) 1963 л к) Начало борьбы с подсобными хозяйствами крестьян
11) 1959 б л) Начало продовольственного кризиса и массовых закупок продовольствия за границей