Поклонение солнцу в египте. Боги Древнего Египта – список и описание Культ свиней, львов и гиппопотамов


Древний Египет был одной из первых великих цивилизаций на земле, зародившейся на заре истории человечества. И представления древних египтян об окружающем мире значительно отличались от представлений современных людей. Древнеегипетский пантеон состоял из огромного количества богов, которые чаща всего изображались с человеческим телом и головой животного. Поэтому к животным египтяне относились с большим почтением, поклонение животным было возведено в культ.

1. Гарем священного быка


Как часть древнейшего культа животных у египтян почитался бык. Они считали божеством, сошедшим на землю. Из всех быков по особым приметам выбирали одного, который в дальнейшем выполнял роль священного быка по имени Апис. Он обязательно должен был быть черного цвета с особыми белыми отметинами.

Жил этот бык в Мемфисе, в особом «священном хлеву» при храме. Ему обеспечивали такой уход, о котором многие люди даже не могли мечтать мечтать, кормили и почитали, как бога, даже содержали для него гарем коров. В день рождения Аписа устраивались праздники, в жертву ему приносили быков. Когда Апис умирал, его хоронили с почестями и приступали к поискам нового священного быка.

2. Домашнее животное - гиена


Прежде чем остановиться на собаках и кошках, человечество экспериментировало с одомашниванием некоторых довольно странных животных. 5,000 лет назад египтяне держали в качестве домашних питомцев гиен. Рисунки, оставленные на могилах фараонов, показывают, что их использовали для охоты.

Однако, египтяне не испытывали к ним особой любви, зачастую их содержали и откармливали только для еды. И все же хихикающие гиены в качестве домашних животных у египтян не прижились, тем более, что поблизости слонялось множество кошек и собак, которые оказались более подходящими.

3. Причина смерти - гиппопотам


Фараон Менес жил приблизительно 3000 лет до н.э., и оставил большой след в египетской истории. Ему удалось объединить враждующие царства Египта, которыми он в дальнейшем управлял около 60 лет. По сведениям древнеегипетского историка Манефона, Менес умер от ран, полученных во время охоты на гиппопотама. Однако больше никаких упоминаний об этой трагедии не сохранилось. Единственным подтверждением может служить рисунок на камне, изобрающий царя, просящего жизнь у гиппопотама.

4. Священные мангусты


Египтяне обожали мангустов и считали их одними из самых священных животных. Они поражались храбрости этих маленьких пушистых зверьков,отважно сражавшихся с огромными кобрами. Египтяне устанавливали бронзовые статуи мангустов, носили амулеты с их изображениями и содержали их в качестве любимых домашних питомцев.

Некоторые египтяне даже были похоронены с мумифицированными останками своих любимых мангустов. Мангусты вошли даже в египетскую мифологию. Согласно одной из историй, бог солнца Ра превращался в мангуста, чтобы бороться со злом.

5. Убийство кошки каралось смертью


В Египте кошка считалась священным животным, и за ее убийство, даже невольное, полагалась смертью. Не допускалось никаких исключений. Однажды даже сам король Египта попытался спасти римлянина, который случайно убил кошку, однако ему это не удалось. Даже под угрозой войны с Римом, египтяне линчевали его и оставили труп на улице. Одно из преданий повествует, как кошки стали причиной того, что египтяне проиграли войну.

В 525 до н.э. царь персов Камбис, перед наступлением приказал своим воинам наловить кошек и прикрепить их к щитам. Египтяне, увидев испуганных кошек, сдались без боя, т.к. не могли причинить боль своим священным животным.

6. Траур по кошке


Смерть кошки для египтян была трагедией, не меньшей, чем утрата члена семьи. По этому случаю в семье объявлялся траур, при котором все должны были сбрить свои брови.
Тело мертвой кошки бальзамировали, ароматизировали и хоронили, помещая к ней в могилу мышей, крыс и молоко для ее дальнейшей загробной жизни. Захоронения кошек были огромными. В одном из них было найдено около 80000 забальзамированных кошек.

7. Охота с гепардами


На больших кошек, таких как львы, охотиться разрешалось. В то же время гепард, по египетским стандартам, считался небольшой, достаточно безопасной кошкой, которую можно было держать даже дома. У обычных жителей, конечно, не было в доме гепардов, но короли, в частности Рамзес II, в своем дворце имел множество прирученных гепардов, и даже львов, и он не был единственным. Рисунки на древних могилах часто изображают египетских королей на охоте с прирученными гепардами.

8. Город священного крокодила


Египетский город Крокодилополис был религиозным центром культа, посвященного богу Собеку, изображавшемуся в виде человека с головой крокодила. В этом городе египтяне держали священного крокодила. Люди со всех концов съезжались, чтобы взглянуть на него. Крокодил был увешан золотом и драгоценностями, и его обслуживала группа священников.

Люди приносили в качестве подарков еду, и священники, открывая крокодилу рот, заставляли его ее съесть. Они даже вливали в его открытый рот вино. Когда крокодил умирал, его тело заворачивали в тонкую ткань, мумифицировали и хоронили с большими почестями. После этого в качестве священного животного выбирали другого крокодила.

9. Зарождение жуков-скарабеев


Египтяне считали, что жуки-скарабеи волшебным образом зарождались в экскрементах. Египтяне считали, что жуки-скарабеи обладают волшебной силой. И все они, от богатых до бедных, носили этих жуков в качестве амулетов. Египтяне видели, как скарабеи скатывают в шары экскременты и прячут их в норы. Но они не видели, как впоследствии самки откладывают в них свои яйца, и поэтому считали, что скарабеи появляются из экскрементов чудесным образом и наделяли их волшебной силой.

10. Война из-за любви к гиппопотамам


Причиной одной из самых больших войн Египта стала любовь фараона Секененра Тао II к гиппопотамам. Он содержал в своем дворце целый бассейн с гиппопотамами. Египет тогда состоял из нескольких королевств. Однажды фараон Апопи, правитель более сильного королевства, приказал Секененре Тао II избавиться от гиппопотамов, потому что они сильно шумят и мешают ему спать.

Это, конечно, была издевательская причина, поскольку Апопи жил в 750 км от гиппопотамов. Секененра, долгое время терпевший тиранию со стороны Апопи, на этот раз не выдержал и объявил ему войну. И хотя сам он погиб, войну продолжил его сын и другие фараоны. И закончилась она объединением Египта.

С Древним Египтом связаны и самые невероятные открытия. Так, недавно стало известно, что .

«Боги в Древней Греции» - Тициан «Венера». Афина. Гермес – Меркурий – бог торговли, дорог и воров. Статуя Зевса в Олимпии. Солнце – Гелиос. Деметра. Расскажите миф о Нарциссе. Генеалогическое древо древнегреческих богов. Арес – по-римски Марс – бог несправедливой, кровожадной войны. Посейдон - Нептун – бог морей. Музы – богини искусства.

«Религия древних египтян» - Боги древних египтян. Храмы – жилища богов жрецы – служители богов. Для чего фараоны Египта организовывали военные походы? Нут. Апоп. Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Какая связь существовала между религией и государственной властью? Апис. Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов?

«Древние боги» - Мать Сыра Земля - важный персонаж в славянской мифологии с древнейших времен. Даждьбог. Крышень. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Сварог. У Перуна мысли быстры, Что захочет - так сейчас. Все люди должна уметь ладить друг с другом.

«Боги Египта» - Анюбис. Древний Египет: БОГИ. Орюс. Пта. Сет. Туэрис. Ре, бог солнца. Апи. Изис. Озирис. Бастет, кошка, превращающаяся в львицу. Селкис. Изображение бога Солнца Ре в лодке. Бог солнца Ре каждый день пересекает небо в своей лодке. Собек. Бес. Атор. Тот. Кнум.

«Боги славян» - Даждьбог. Отсюда Перун производитель, творец. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка (2 августа). Посмертный судья и прижизненный испытатель, могучий волшебник и повелитель магии, оборотень. Все оживает, растет, тянется к солнцу. Связь богов со сменой времён года. ЛАДА – жена Ярило.

«Боги Греции» - Деметра – богиня земледелия. Гефест - бог огня и кузнечного дела. Сатиры – демоны плодородия. Посейдон – бог моря. Афина -богиня мудрости и справедливой войны. Гера – верховнаябогиня, жена бога неба Зевса. Аид – Бог в царстве мёртвых. Зевс – бог неба. Аполлон - бог солнца. Гермес – вестник богов. Арес – бог войны.

Для всех древних людей мир был наполнен тайной. Многое из того, что их окружало, воспринималось как непознанное и пугающее. Древнеегипетские божества представляли для людей природные и помогающие разобраться в устройстве мироздания.

Пантеон древнеегипетских богов

Верования в богов и были заложены в древнеегипетской цивилизации с момента ее зарождения, а права фараонов основывались на их божественном происхождении. Египетский пантеон населяли божества, обладающие сверхъестественными способностями, с помощью которых они помогали верующим и защищали их. Однако боги не всегда были доброжелательны, поэтому, чтобы заслужить их благосклонность, требовалась не только молитва, но и различные подношения.

Историкам известно более двух тысяч божеств древнеегипетского пантеона. Основные боги и богини Древнего Египта, которым поклонялись по всей территории царства, насчитывают менее ста имен. Множеству остальных поклонялись лишь в отдельных племенах и регионах. С развитием древнеегипетской цивилизации и культуры была создана национальная религия, которая стала предметом многих изменений. Боги и богини Египта зачастую меняли свой статус и место в иерархической лестнице в зависимости от доминирующей политической силы.

Загробные верования

Египтяне верили, что каждое человеческое существо состоит из физических и духовных частей. В дополнение к сах (тело) человек имел сущность шу (тень, или темная сторона души), ба (душа), ка (жизненная сила). После смерти духовная часть освобождалась от тела и продолжала существовать, но для этого ей были необходимы физические останки или заменитель (например, статуя) - как постоянный дом.

Конечной целью умершего было объединить свои ка и ба, чтобы стать одним из «блаженных мертвых», живущих в качестве ах (духовная форма). Для того чтобы это произошло, покойного должны были признать достойным в суде, на котором его сердце взвешивали против «пера истины». Если боги считали умершего достойным, он мог продолжить свое существование на земле в духовной форме. Причем изначально считалось, что сущностью ба обладали только боги, а также богини Египта. Например, верховный Ра имел аж семь ба, но позже жрецы определили, что каждый человек обладает этой сущностью, доказывая тем самым свою близость к богам.

Не менее интересно, что сердце, а не мозг, считалось вместилищем мыслей и эмоций, поэтому на суде оно могло свидетельствовать за или против умершего.

Процесс поклонения

Богам поклонялись в храмах, находящихся в ведении жрецов, действующих от имени фараона. В центре храма располагалась статуя того бога или богини Египта, которым был посвящен культ. Храмы не являлись местами общественных богослужений или собраний. Обычно доступ к олицетворению божества и ритуалу поклонения был изолирован от внешнего мира и являлся доступным только для служителей культа. Лишь во время некоторых праздников и торжеств статую Бога выносили для всеобщего поклонения.

Простые граждане могли поклоняться божествам, имея собственные статуи и амулеты дома, они предоставляли защиту от сил хаоса. Поскольку после Нового царства роль фараона как главного духовного посредника была упразднена, религиозные обычаи переориентировали на прямое В результате жрецы разработали систему оракулов, чтобы сообщать волю богов непосредственно верующим.

Внешний вид

Большинство в физической форме, как правило, представляли собой сочетание человека и животного, многие из них были связаны с одним или более видов животных.

Считалось, что настроение, в котором пребывали боги или богини Египта, непосредственно зависело от образа животного, сопровождающего их появление. Разгневанное божество изображалось как свирепая львица, в хорошем расположении духа небожитель мог выглядеть как ласковая кошка.

Чтобы подчеркнуть характер и силу богов, их также было принято изображать с телом человека и головой животного, или наоборот. Иногда таким подходом пользовались, чтобы наглядно показать могущество фараона, он мог быть изображен с человеческой головой и телом льва, как в случае Сфинкса.

Многие божества были представлены только в форме человека. Среди них были такие фигуры, как очень древние космогонические боги, а также богини Египта: воздуха — Шу, земли — Геб, неба — Нут, плодородия — Мин, и ремесленник Птах.

Существует целый ряд второстепенных богов, которые принимали гротескные формы, в том числе богиня Амат, пожирающая мертвых. Ее образ состоит из части крокодила, львицы и бегемота.

Боги Эннеады

В древнеегипетской мифологии есть девять главных солнечных богов, которые известны под общим названием Эннеада. Родиной великой божественной девятки являлся город солнца Гелиополис, где находился центр поклонения верховному богу Атуму (Амун, Амон, Ра, Пта) и другим основным божествам, связанным с ним. Итак, имели главные боги и богини Египта имена: Амун, Геб, Нут, Изида, Осирис, Шу, Тефнут, Нефтида, Сетх.

Верховный бог Древнего Египта

Атум - бог первотворения, создавший себя из первичного хаоса Нун так или иначе имеет родственные связи со всеми главными богами Древнего Египта. В Фивах богом-создателем считался Амун, или Амон-Ра, который, как Зевс в греческой мифологии, являлся верховным богом, царем всех богов и богинь. Он также считался отцом фараонов.

Женской формой Амона является Амаунет. «Фиванской Триаде» - Амону и Мут вместе с их отпрыском Хонсу (Лунный бог) - поклонялись в Древнем Египте и за его пределами. Амон был главным божеством Фив, чья власть росла, как город Фивы вырос из незначительного поселка в Старом царстве в мощный мегаполис Среднего и Нового царств. Он восстал, чтобы стать покровителем фиванских фараонов, и в конечном счете стал выступать в ипостаси Ра, доминирующего божества древнего царства.

Амон означает «скрытый, таинственной формы». Он чаще всего представал как человек в одежде и короне с двойными перьями, но иногда верховный бог изображался в виде барана или гуся. Подразумевалось, что истинная сущность этого бога не может быть раскрыта. Культ Амона распространился далеко за пределами Египта, ему поклонялись в Эфиопии, Нубии, Ливии и некоторых районах Палестины. Греки считали, что египетский Амон является проявлением бога Зевса. Даже Александр Македонский счел целесообразным обратиться к оракулу Амона.

Функции и имена главных богов Древнего Египта

  • Шу - муж Тефнут, отец Нут и Геба. Он и его жена были первыми богами, созданными Атумом. Шу являлся богом воздуха и солнечного света. Обычно изображался как человек, носящий головной убор в виде шлейфа. Функцией Шу было держать тело богини Нут и отделять небо от земли. Шу не был солнечным божеством, но роль в обеспечении солнечного света связывала его с богом Ра.
  • Геб - отец Осириса, Изиды, Сета и Нефтиды. Находился в вечном соединении с богиней Нут до тех пор, пока Шу их не разделил. Как бог земли, он был связан с плодородием, считалось, что землетрясения — это смех Геба.
  • Осирис - сын Геба и Нут. Почитался как бог загробного мира. Имея зеленую кожу — символ обновления и роста - Осирис также являлся богом растительности и покровителем плодородных берегов Нила. Несмотря на то что Осирис был убит собственным братом Сетом, к жизни (для зачатия сына Гора) его вернула жена Изида.
  • Сет - бог пустыни и грозы, позже стал ассоциироваться с хаосом и тьмой. Он изображался в виде человека, имеющего голову собаки с длинной мордой, но иногда встречаются его изображения в виде свиньи, крокодила, скорпиона или бегемота. Сет является одним из ведущих персонажей легенды об Изиде и Осирисе. В результате растущей популярности культа Осириса Сет стал демонизироваться, и его изображения были удалены из храмов. Несмотря на это, в некоторых частях Древнего Египта ему по-прежнему поклонялись как одному из главных божеств.

Богиня-мать

Возглавляет пантеон богиня-мать, покровительница влаги и жары Тефнут. Жена Шу и первая богиня, созданная Атумом, в мифах упоминается как дочь и око Ра. Позднее стала отождествляться с Мут, женой Амона и матерью Хонсу, являлась одной из главных Фиванских богинь. Почитается как великая Божественная мать. Мут обычно изображается как женщина в бело-красной короне. Иногда встречаются ее изображения с головой или телом грифа, а также в виде коровы, потому что в более поздний период она слилась с Хатхор, еще одной великой Божественной матерью, которая обычно изображалась как женщина с рогами коровы.

Функции и имена богинь Древнего Египта

А теперь представим перечень женских божественных ипостасей.

  • Нут - богиня неба, мать Осириса, Изиды, Сета и Нефтиды, жена и сестра Геба. Обычно проявляется в человеческом образе, ее вытянутое тело символизирует небо. Являясь частью культа загробного мира и хранительницей душ, она часто изображалась на потолках храмов, гробниц и внутренней стороне крышки саркофагов. И по сей день на древних артефактах можно встретить изображение этой богини Египта. Фото старинных фресок Нут и Геба наглядно показывает представление об устройстве мироздания.

  • Изида - богиня материнства и плодородия, покровительница детей и угнетенных, мать бога Гора, жена и сестра Осириса. Когда ее любимый муж был убит своим братом Сетом, она собрала расчлененные части его тела и соединила их повязками, оживив Осириса и заложив тем самым фундамент древнеегипетской практики мумифицирования своих умерших. Вернув Осириса к жизни, Изида также ввела понятие о воскресении, что оказало глубокое влияние и на другие религии, включая христианство. Изида изображается как женщина, держащая в руке анх (ключ жизни), иногда и с женским телом и головой коровы или с короной в виде рогов коровы.

  • Нефтида, или Госпожа подземной обители, - вторая сестра Осириса, младший ребенок божественной семьи Геба и Нут, часто упоминается как богиня смерти или хранительница свитков. Позже отождествлялась с богиней Сешат, покровительницей фараонов, в функции которой входило защищать царские архивы и определять срок правления фараонов. Сумерки считались временем этой богини, египтяне верили, что Нефтида плавает по небу в ночной, а Изида - в дневной лодке. Обе богини почитались как защитницы умерших, поэтому часто изображались в виде соколих или крылатых женщин в храмах, гробницах и на крышках саркофагов. Нефтида завершает перечень «Главные богини Египта». Список могут продолжить не менее почитаемые.

Могущественные богини Египта

  • Сехмет - богиня войны и исцеления, покровительница фараонов и арбитр в зале суда Осириса. Изображалась в виде львицы.
  • Бастет - богиня, которой поклонялись египетские матери. Часто изображалась в виде кошки в окружении котят. За способность ожесточенно защищать своих детей она считалась одной из самых свирепых и смертоносных богинь.

  • Маат являлась олицетворением богини истины, нравственности, справедливости и порядка. Она символизировала гармонию мироздания и была противоположностью хаоса. Поэтому являлась главным участником в церемонии взвешивания сердца в зале загробного суда. Обычно изображается в виде женщины со страусовым пером на голове.
  • Уто, или Буто, - кормилица бога Гора. Воспринималась и почиталась как защитница живых и покровительница фараонов. Буто всегда была готова нанести удар по любому потенциальному противнику фараона, поэтому изображалась как кобра, обвивающая солнечный диск (урей), и часто входила в королевские регалии как символ суверенитета Египта.
  • Хатхор - богиня материнства и плодородия, покровительница изящных искусств, также известна как владычица неба, земли и преисподней. Высокопочитаемая богиня у древних египтян. Рассматривалась как мудрая, добрая и ласковая защитница живых и мертвых. Чаще всего Хатхор изображалась в виде женщины с рогами коровы и уреем на голове.

Эти древние божества женского пола высоко почитались людьми. Зная, как звали богинь в Египте, их жесткий нрав и быстроту расправы, египтяне с благоговением и ужасом произносили в молитвах их имена.

Прежде чем кратко остановиться на деяниях Эхнатона - одного из самых удивительных людей в мировой истории - следует сказать несколько слов об египетской религии. Она являлась основной формой идеологии в Египте. Все стороны культуры были пронизаны религиозными представлениями и находились под их воздействием. Эти представления египтян, возникшие в доисторические времена, отражали беспомощность человека перед грозными и необъяснимыми для него явлениями природы и общественной жизни. Обоготворение предметов и поклонение им было одним из самых древних верований. Но, пожалуй, самым характерным явлением было приписывание животным и растениям сверхъестественных сил. Особенно был развит культ животных. Все животные без исключения почитались за божества. Каждый ном и каждое селение имели своих покровителей в образе того или иного животного, рыбы, насекомого. Крокодилу, например, поклонялись более чем в тридцати местах.

Боги Египта: Амон-Ра, Тот, Хонсу, Хатхор, Атум, Маат, Анубис, Геб, Сохмет, Нейт, Ра.

Обожествлялись с древнейших времен силы природы и небесные светила.
Божества, олицетворявшие эти силы, носили общеегипетский характер. Бог Солнца назывался Ра, Луны - Тот, Земли - Геб, Неба - Нут, Нила - Хапи и т. д. В дальнейшем о божествах складывались понятия как о носителях различных духовных и общественных сил: правды, войны, мудрости, царской власти и т. п. Но количество богов не уменьшалось. Предметы, животные, небесные светила остались как воплощение, материальная оболочка этих сил. Бог Луны Тот в виде павиана или ибиса считался олицетворением мудрости, звезда Сириус, по представлениям египтян, являлась «душой богини Исиды», в соколообразном божестве Хоре воплощалось представление о царской власти. Многие божества Хор убивает Сета.
мыслятся и в образе человека: богиню
Правды, например, изображали в виде женщины с пером на голове. В связи с «очеловечиванием» богов распространялись изображения божеств с телом человека и головой животного. Бога Луны и Мудрости - Тота - могли изображать в виде человека с головой ибиса.
С Древнего царства широко распространился по всему Египту культ Осириса - бога умирающей и воскресающей природы и бога мертвых. Согласно распространенному среди египтян мифу Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Осирис стал первым царем и научил людей земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса. Жена Осириса Исида бежала в болота Дельты. Там у нее родился сын Хор, который вступил в борьбу с Сетом. В конце концов боги оживили Осириса, но он делается царем мертвых, а царем живых становится Хор, олицетворением которого считался всякий фараон. Сперва лишь умершего фараона почитали за бессмертного Осириса. Но с конца Древнего царства идея бессмертия широко распространилась среди египтян. Каждый желал воскреснуть после смерти, как Осирис.
С идеей о бессмертии тесно связан заупокойный культ. По представлениям египтян, человек не мог существовать после смерти без тела. Поэтому труп старательно обрабатывали, мумифицировали. В основном способы мумификации, бальзамирования сводились к следующему: из тела покойника вынимали все внутренности и пропитывали его растворами различных солей, предохраняющих от тления. Далее покойника пеленали и укладывали в гроб. Мумификацией занимались специальные
мастера-бальзамировщики. Затем гроб переносили в гробницу, снабженную утварью и жертвенными дарами для существования покойника. По представлениям египтян, у человека было несколько душ. Душе Ка - «двойнику», изображавшейся в виде статуи покойного, приносились жертвы. Обычно этим занимались специальные жрецы - «рабы двойника». Но совершенно необязательным было принесение настоящей жертвы. Можно было ограничиться словесной формулой с пожеланием «тысячи быков, птиц, мер ладана» для Ка такого-то.
Гробницами царей Древнего царства являлись огромные пирамиды - «вечные жилища» умерших фараонов. На стенах внутренних

Хнум на гончарном круге лепит фараона и его «двойника».

помещений и проходов пирамид к концу V и при VI династии появились так называемые «Тексты пирамид» - древнейший памятник религиозной литературы не только в Египте, но и во всем мире. Содержанием текстов является заупокойный ритуал, собрание изречений и магических заклинаний с целью обеспечить умершему фараону бессмертие и благополучное достижение потустороннего царства.
Уже в период Древнего царства, то есть в III тысячелетии до нашей эры, в Египте создались сложные философско-богословские концепции. На это указывает дошедший до нас «Мемфисский философско-богословский трактат». Этот трактат посвящен, собственно говоря, решению основного вопроса философии, то есть тому, что лежит в основе мироздания - дух, мысль или материальное начало.
Жрецы Гелиополя объявляли, например, первоосновой мира первобытные воды Нун. Из этих вод воссияло солнце Ра - Атум (бог солнца Ра, отождествленный с местным божеством Атумом). Ра-Атум породил бога Шу - воздух и богиню Тефнет - влагу; последние породили бога земли Геба и богиню неба Нут, а уж от них произошли четверо богов: Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Таким образом, несмотря на общую
религиозную оболочку, гелиопольская концепция за первооснову мира принимала первобытные воды, то есть какое-то материальное начало. Мемфисская жреческая школа придерживалась иной точки зрения. В своем трактате она доказывает, что Птах, главный бог Мемфиса, является всебогом, чья мысль и речь создали Вселенную. Остальные боги - это лишь различные проявления сущности Птаха, исполнительные органы. Эта концепция подкрепляется ссылкой на то, что человеческие чувства (зрение, слух, обоняние) дают материал для мысли, мысль выводит суждение, а речь выполняет замысленное. Таким образом, перед нами явно идеалистическая концепция, считающая первоосновой

Воскресение Осириса.

мира мысль и приказание божества, то есть доказывающая первичность духовного, а не природного начала. Крайне любопытным представляется и сам факт борьбы философских школ в III тысячелетии до нашей эры.
Крах Древнего царства, выдвижение средних слоев населения, распад страны на отдельные номы изменили некоторые религиозные представления. Жречество полусамостоятельных номов в целях возвеличивания своих местных богов сблизило их с общеегипетскими богами. Скромный по своему значению бог Себек в образе крокодила отождествлялся с Хором, Ра, Анубисом и другими богами. Выдвинули и малозначащего до XII династии бога каких-то сокровенных подводных сил - Амона. Его отождествили с общеегипетским богом солнца - Ра. Новый бог становится покровителем и защитником средних слоев и государственным богом XII династий. Его роль особенно усилилась в начале Нового царства. Амон-Ра в качестве «отца» фараона ведет воинственных Тутмосидов на завоевания чужеземных территорий. Ему строятся огромные храмы, особенно в Фивах - столице государства.

В течение истории египетского общества не остается неизменным и заупокойный культ. Выдвижение средних слоев во время Среднего царства привело к тому, что «Тексты пирамид», которые писали на стенах проходов в пирамиды в конце Древнего царства, переселяются в измененном, конечно, виде на саркофаги (гробы) простых смертных. Культ Осириса также делается всеобщим достоянием.
Но изменения в социальной структуре общества, классовые противоречия во время становления Среднего царства порождали подчас взгляды, не совместимые с религиозной идеологией. В некоторых литературных произведениях этого времени ставится под сомнение вера в загробную жизнь.
В период Нового царства можно отметить дальнейшее развитие заупокойного культа. В саркофаг покойного клали свиток папируса с начертанным на нем текстом. Этот сборник или «Книга мертвых» представлял собрание заговоров, заклинаний, магических формул и всего того, что должен был произнести покойный, чтобы благополучно пройти через суд Осириса. Нужно было оправдаться в 42 грехах, и тогда он попадал в преисподнюю для вечной жизни; в противном же случае его съедали чудовища. «Книга мертвых», по сути дела, являлась «шпаргалкой» для состоятельного мертвеца, так как бедняк не мог, конечно, заказать себе списка «Книги мертвых».
В Новом царстве окончательно выработалось представление о потустороннем существовании. Загробный мир казался таким же Египтом, но еще более плодородным: среди полей протекал подземный Нил, по которому в ладьях плыли солнце, луна и звезды. От работы на полях загробного мира, так же как и от суда Осириса, можно было избавиться. Для этого в гробницу клали магические фигурки рабов - «ушебти» («ответчики»), которые на том свете должны были делать все за покойного.

У народов Арктики был распространен обычай погребения в море. Умершего клали в лодку, снабжали запасом продовольствия, орудиями охоты, сухой одеждой и отталкивали от берега. Если волны уносили лодку, то считалось, что умерший остался доволен и никогда не вернется, чтобы побеспокоить живых.

Следы подобных представлений сохранились и до наших дней в обычае класть умершего в гроб, стараясь обеспечить его максимальным комфортом на пути в царство мертвых, а также в ритуальном угощении на его поминках.

Мифы Древнего мира

Кому поклонялись древние египтяне?

У древних египтян в общей сложности было свыше 2 000 богов и богинь, которым они поклонялись. Некоторым из них, таким как Амон, поклонялись во всем Египте, в то время как культ других богов имел лишь местное значение. Большинство верховных богов имели свой родной город, где находился их главный храм. Им поклонялись также в других святилищах и храмах по всей стране. Некоторые боги и богини олицетворяли собой воду или воздух, а также силы природы и различные стихии. Другие были связаны с различными сторонами повседневной жизни, например с ткачеством или земледелием.

Еще с самого раннего периода истории Египта стали связывать многие божества с определенными животными или птицами, а иногда и с растениями. Богов стали изображать на росписях или резных изображениях с головами соответствующих им животных. Многие боги и богини были связаны друг с другом узами родства. Перечислим некоторых из них.

У египтян существовало множество различных имен и образов бога солнца, творца, но главным из них был бог Ра. Амон считался царем богов в Египте XVI–XI веков до н. э. Он был соединен с Ра в двуединое божество и стал именоваться Амон-Ра. Животные, которые были ему посвящены, – это баран и гусь. Осирис, как считали египтяне, был некогда царем Египта. Он даровал людям вино и хлебные злаки. Он стал владыкой царства мертвых. Его сестра и жена Исида научила людей ремеслам.

Сет был богом пустынь, бурь и непогоды. Посвященные ему животные – это осел, гиппопотам и свинья. Апис – бог плодородия. Ему был посвящен бык. Анубис был богом мертвых и бальзамирования. Обычно он изображался с головой шакала. Бог Птах считался покровителем одной из столиц Египта – города Мемфиса. Ему был посвящен священный бык по имени Апис. Сехмет, жена бога Птаха, являлась богиней материнства и олицетворяла разрушительные силы солнца. Ей посвящалась львица. Нефертум, сын Птаха и Сехмет, был богом благовоний. Ему посвящался священный голубой лотос, особо почитавшийся древними египтянами.

Нут была матерью солнца, богиней охоты, войны и ткачества. Ее священными символами были щит и стрелы. Бог Себек, которому посвящался крокодил, был богом воды. Маат была богиней справедливости и истины. Она олицетворяла собой гармонию и уравновешенность Вселенной. Ее символом являлось страусовое перо. Бога Тота почитали как самого мудрого. Его священным животным был павиан, а священной птицей – ибис. Баст считалась богиней-матерью, олицетворявшей лучезарную энергию солнца. Священным животным богини Баст была кошка.

Бес, бог-карлик, был шутом богов. Он охранял дома простых египтян и оберегал детей. Осирис считался царем загробного мира, его жена Исида – покровительницей всех женщин, богиней мореплавания. Позднее египтяне стали считать, что она же покровительствует плодородию. Их сын Гор был первым фараоном и покровителем царской власти в Египте. Его священной птицей был сокол.

Этот далеко не полный перечень божеств, которым поклонялись древние египтяне, показывает, насколько творческая фантазия этого талантливого народа смогла отразить в пантеоне силы природы и занятия простых людей.

Кто такой Амон?

Амон (в переводе с древнеегипетского – «тайный, сокрытый») – один из главных богов древнеегипетской мифологии. Первоначально Амон был богом Солнца и центром его культа являлся город Фивы. Но постепенно его почитание распространилось на весь Египет, и Амон стал восприниматься как бог-творец, создавший весь мир и людей.

За шестнадцать веков до н. э. Амон становится главнейшим египетским богом, а его культ становится государственной религией. С этого времени образ Амона объединяется с другим богом солнца – Ра и получает наименование Амон-Ра.

Одним из составных элементов культа было обожествление фараона. Считалось, что фараон рождается от царицы-матери, к которой является Амон-Ра в образе ее мужа. Любопытно, что молитвы, прославляющие Амона и фараонов, почти дословно напоминают аналогичные молитвы христианской церкви.

Амон-Ра почитали и как небесного заступника, защитника бедных и угнетенных.

В одной из молитв говорится: «Маленькие да воззовут к тебе». Существовало даже предание о том, как Амон явился в суд, чтобы защитить бедняка.

Вместе с тем в культе Амона сохранились и традиционные черты политеизма: его представляли в образе барана, изображения которого встречались в Египте повсеместно. Огромная статуя Амона в Карнакском храме в Фивах имела внутреннее помещение, где находился жрец, вещавший именем бога.

Образ этого могущественного бога вдохновлял многих писателей. В частности, он включен в число действующих лиц эпопеи американского фантаста Р. Говарда о приключениях Конана.

Кто первым сделал мумию?

Древние египтяне верили в загробную жизнь. Они считали, что душа подобна птице с человеческим лицом, которая может летать весь день, но к ночи обязательно должна вернуться в могилу, опасаясь злых духов. Тело должно сохраняться таким же, каким его оставила душа, чтобы она могла узнать его по возвращении и залететь в ту могилу, которую покинула. Отсюда и возникло слово «мумия». Оно арабское и означает «тело, сохраненное при помощи смолы и воска».



На самом деле, большинство мумий было сделано без использования воска. Тело обрабатывалось солью. Соль, помещенная внутрь тела, взаимодействуя с сухим воздухом, забирала влагу. Когда тело высыхало, его обмывали, натирали смолой сосновых деревьев и заворачивали в сотни метров ткани.

До 3000 года до н. э. египтяне высушивали тела покойников в песках пустыни. Песок сохранял тела. Позднее важные персоны хоронились в гробницах, высеченных в камне, или в великолепных пирамидах. Но пирамиды и каменные надгробья не так сухи, как пески пустынь. Поэтому стало необходимым совершенствовать искусство создания мумий.

Около 1500 года до н. э. мумии стали покрывать оболочкой, имевшей форму тела и тщательно раскрашенной. Потом появились саркофаги, которые тоже имели форму тела и были красиво украшены. Иногда мумиям добавляли бороды. Борода в Древнем Египте была принадлежностью только бога или короля. Такие бороды показывали, что человек надеялся в загробной жизни проводить время в очень представительной компании.

Как изготовлялась мумия? Из тела умершего человека извлекались мозг, органы пищеварения и легкие. Они хранились отдельно в четырех сосудах, так называемых канопах. В более поздние времена их после обработки опять помещали в тело.

Затем тело обрабатывалось солями, которые вместе с сухим воздухом пустыни поглощали влагу. Обезвоженное тело обмывалось, натиралось сосновой смолой и обертывалось в сотни метров холста. На все это уходило 70 дней.

За это время плотники изготавливали футляр для мумии. Если умерший был богатой и важной особой, делали целый комплект футляров, каждый из которых вставлялся внутрь следующего. Художники разрисовывали футляры яркими красками. Стены могилы украшались рисунками и текстами, рассказывающими историю жизни этого человека. В могилу помещались все вещи, которыми он любил пользоваться.

Египтяне верили, что, совершив весь этот ритуал, они подготовили человека к его будущей жизни.

Кроме того, египтяне считали священными и некоторых животных. Из этих животных также делали мумии и хоронили на кладбищах животных.

Почему умерших превращали в мумии?

Принято считать, что мумификация – превращение умершего в мумию – была свойственна только древним египтянам. На самом деле, это совсем не так. Археологи установили, что такой способ захоронения применялся многими древними народами.

Для их религиозных систем было свойственно представление о том, что человеческое тело является лишь оболочкой, в которой находится бессмертная душа. После смерти человека душа покидает тело и направляется в царство мертвых. Чтобы тело последовало туда вместе с душой, его превращали в мумию, то есть с помощью определенных приемов предохраняли от неизбежного и быстрого разложения в жарком климате.

Любопытно, что процесс мумификации может происходить и естественным путем при сочетании определенной температуры и влажности. Так происходило, например, с телами вождей индейцев Латинской Америки. Сухой и жаркий климат останавливал разложение и вызывал высыхание тканей трупа. Аналогичные скелеты, обтянутые кожей и остатками мускулов, были обнаружены археологами в различных пустынях Земли при раскопках городов, засыпанных песком.

Внезапно засыпанные песком люди также высыхали и превращались в естественные мумии. Любопытно, что их исследование позволило археологам ответить на многие вопросы, и, в частности, о том, какими болезнями болели люди в то далекое прошлое. Например, череп мумии одного из вождей индейского племени носил следы трепанации, видимо примененной для удаления гематомы, возникшей при ушибе головы. После этой находки ученые пришли к выводу о высоком уровне развития древней медицины.

Вот почему процесс мумифицирования людей важен как для соблюдения религиозной обрядовости, так и как материал для научных поисков.

Что такое мартовские иды?

Идами называли одну из трех определенных дат древнеримского календаря. Иды приходились на 15-е число в марте, мае, июле и октябре и на 13-е в остальных месяцах. Другие фиксированные дни назывались нонами и календами. Первые дни каждого месяца – это календы (с ними связывали новолуние). Нонами считались даты за девять дней до ид, то есть, в зависимости от месяца, 5-е или 7-е числа. И вот что еще интересно: дни в каждой дате считались в обратном порядке с конца!

Мартовские же иды знамениты тем, что в эти дни был убит пожизненный римский диктатор Гай Юлий Цезарь. Случилось это в Сенате. Правда, один предсказатель предупредил консула о заговоре сенаторов, посоветовав при этом остерегаться мартовских ид, но Цезарь к нему не прислушался.

Кто такая Фортуна?

Первоначально Фортуна выступала в римской мифологии как богиня урожая, а также покровительница женщин и материнства. Об этом свидетельствует само ее имя, происходящее от латинского глагола ferre – «носить, вынашивать».

Посвященный Фортуне праздник (11 июня) обычно сопровождался богатыми жертвоприношениями в посвященных ей святилищах. Существовал даже обряд посвящения Фортуне. Невесту во время бракосочетания одевали в образ этой богини.

Введение же культа Фортуны как богини судьбы, счастливого случая и удачи связывалось с царем Сервием Туллием, который благодаря любви Фортуны из сына рабыни стал царем. В благодарность царь воздвиг богине несколько святилищ.

Известно, что Фортуна была очень почитаемой богиней. Посвященные ей алтари воздвигали не только люди, нуждавшиеся в удаче, но и военные легионы, коллегии ремесленников и даже отдельные семьи.

Изображение Фортуны украшало монеты, чеканившиеся почти при всех римских императорах. Фортуну всегда изображали с рогом изобилия в руках, а также стоящей на шаре или колеснице.

Римляне считали, что те, к кому Фортуна особенно благосклонна, отмечены особым знаком – невидимой печатью Фортуны, благодаря которой не только она, но и все другие боги оказывают им поддержку.

Сколько богов было у древних греков?

С одной стороны, ответить на этот вопрос совсем несложно. Круг олимпийских богов во главе с Зевсом состоит из двенадцати богов, разделенных на пары: Зевс – Гера, Посейдон – Деметра, Аполлон – Артемида, Арес – Афродита, Гермес – Афина, Гефест – Гестия. Все они почитались с помощью многочисленных обрядов, главнейшим из которых был лектистерний – угощение богов.

Возникновение круга из двенадцати богов основывалось на многолетних наблюдениях древних над звездами и светилами и нашло отражение в делении года на двенадцать месяцев.

Собрание главнейших богов изображено Фидием (438 г. до н. э.) на восточной стене Парфенона. Сидящие боги являются зрителями Панафинейского шествия.

Однако кроме этих богов греки почитали и множество других. Их культ, как например, Гекаты (богини колдовства) пришел из глубокой древности. Некоторые были покровителями определенных областей Греции (Дионис, Вакх и Пан).

Кроме богов греки поклонялись многочисленным нимфам и местным божествам, являвшимся покровителями рек, водопадов, отдельных мест. В их честь воздвигались многочисленные святилища и приносились жертвы.

К 217 году до н. э. римляне заимствовали у греков круг двенадцати богов, что, в частности, привело к окончательному установлению соответствий между римскими и греческими божествами. Римские божества также разделялись на пары: Юпитер – Юнона, Нептун – Амфитрита, Аполлон – Диана, Марс – Венера, Меркурий – Минерва, Вулкан – Веста.

Одновременно римляне заимствовали и некоторых других богов, которым также дали свои имена. Например, Дионис стал у них Бахусом.

Тема двенадцати богов в живописи разрабатывалась Беллини, Рубенсом, Брейгелем Старшим, Тьеполо. Их образы вдохновили Шиллера на написание одного из лучших его стихотворений – «Боги Греции».

Существовал ли на самом деле Олимп?

Это название, часто встречающееся в Греции и Малой Азии, имеет еще догреческое происхождение. Наиболее известен покрытый снегом, лесистый многовершинный горный массив высотой до 2918 метров. Он является самой возвышенной частью Греции.

Представление об Олимпе в греческой мифологии и поэзии не связано с конкретным местом. Недосягаемо высокая, всегда покрытая облаками гора Олимп является мифической резиденцией верховных греческих богов. На ней находится дворец царя богов Зевса и жилища прочих богов. Отсюда и их наименование «олимпийцы».

Название «Олимп» отчасти синонимично слову «небо» и является метафорическим обозначением верхнего мира, недоступного простым смертным.

В древности реальный Олимп находился на пересечении важных торговых путей. Из Македонии в Грецию можно было попасть или по узкой полоске побережья Пиэрии между Олимпом и Фермским заливом, затем по Темпейской долине между Олимпом и Оссой или через перевал западнее Олимпа.

Нужно упомянуть также еще один Олимп – горную вершину высотой 2543 метра на границе греческих областей Мизии (на юге) и Вифинии (на севере). Ныне близ нее находится турецкий город Улудаг. Эта гора, поросшая густым лесом, издавна служила источником корабельного леса и убежищем разбойников.

Существовали ли амазонки?

В «Мифах Древней Греции» можно прочитать о могучем богатыре Тесее, сыне афинского царя Эгея, который плавал к берегам Понта Эвксинского (Черного моря). Когда корабль стоял у побережья страны амазонок, Тесей пригласил их царицу Антиопу, которую он полюбил, к себе на палубу. Стоило Антиопе подняться на корабль, как гребцы дружно налегли на весла, и оставшиеся на берегу амазонки уже ничего не могли сделать, чтобы спасти свою царицу. Тогда они отправились в Афины, чтобы освободить ее. Но Антиопа уже успела полюбить мужественного Тесея и стала его женой. Когда амазонки подступили к стенам Афин, Антиопа уже сражалась рядом с Тесеем против своих бывших подданных. Целых четыре месяца бесстрашные амазонки воевали с греками, но потом грекам удалось заключить с ними перемирие, и амазонки вернулись обратно к себе, в Причерноморье.

В легендах многих стран мира рассказывается о мужественных женщинах-воительницах амазонках, которые жили отдельно от мужчин и все свое время посвящали воинским занятиям. Но не только легенды повествуют об этих удивительных женщинах, о них упоминается и во многих исторических документах, например в «Сравнительном жизнеописании» древнегреческого писателя Плутарха. Здесь также можно прочитать биографию Тесея, который действительно жил когда-то в Афинах, путешествовал в страну амазонок и похитил их царицу Антиопу.

Не только Плутарх, но и другие древнегреческие историки указывают, что амазонки жили на побережье Черного моря, в Крыму и на Кавказе. Уже в более близкое к нам время лейб-медик Петра I Готлиб Шобер, побывав на Кавказе, привез оттуда любопытные рассказы о «женских племенах», которые управляли мужчинами, поручали им только самую черную работу по хозяйству и запрещали даже прикасаться к оружию, которым сами владели в совершенстве.

Сейчас уже найдены материальные подтверждения того, что амазонки действительно существовали. На Кавказе, в Северном Причерноморье, в курганах Приазовья обнаружены захоронения женщин-воительниц. В древние времена было принято рядом с умершим класть в их могилы различные предметы, которыми эти люди пользовались при жизни. Вот и в этих захоронениях рядом с останками взрослых женщин и даже девочек-подростков лежат не только бусы, но и в большом количестве мечи, воинские доспехи и колчаны, полные стрел. В одном из донских курганов обнаружена глиняная ваза с изображением всадницы, от которой защищается пеший воин.

Следы амазонок встречаются не только на территории России, в Закавказье и на Украине, но и во многих других местах нашей планеты.

Кто такие дельфийские оракулы?

Древние греки, римляне, народы Востока перед принятием каких-либо важных решений имели обыкновение обращаться к богам. Они задавали вопрос и ждали, пока всевышний не даст им ответ: какой-нибудь знак, предзнаменование того или иного рода. Но чаще всего люди ходили к оракулу – тому, кто мог непосредственно воспринять волю бога и передать ее верующим. Наиболее знаменитым у греков считался оракул храма Аполлона в Дельфах. Этот город находился у подножия горы Парнас – обители бога Аполлона, покровителя солнца, искусств и девяти муз. Греки были убеждены, что Дельфы и есть центр мироздания. Самым знаменитым оракулом Дельф была жрица Пифия. Окруженная клубами дыма, она вещала глухим голосом то, что якобы передавал ей бог. Из всех дельфийских оракулов она, пожалуй, была самой удачливой. Очень часто ее информация или подтверждалась последующими событиями, или хотя бы была нейтральной, не приносящей вреда. Быть может, у нее была самая большая сеть информаторов в Дельфах? Или ей просто везло? Впрочем, однажды кто-то из оракулов отсоветовал грекам воевать с персами. Тем не менее греки победили в этой войне. С тех пор авторитет оракулов упал, и к их помощи стали прибегать все реже и реже.

Кто такой Пан?

В греческой мифологии бог Пан относится к самым занимательным персонажам. Сын Гермеса, он был богом полей, лесов и скота. Козлоногий, с козлиными же рожками, заросший шерстью, Пан любил вино и веселье. Жил в Аркадии. Этот район Греции – край пастухов. Пан изобрел флейту, до сих пор носящую его имя (флейта Пана). Как божество стихийных сил природы, Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх. Поэтому его имя стало основой слова «паника».

Гадали ли греки по руке?

Всегда и повсюду люди пытались войти в связь с таинственными силами, заглянуть в свое будущее, объяснить необычные и грозные явления природы, истолковать сны, отогнать призраки давно умерших людей. Так было и в Древней Греции. Уважением и доверием окружали здесь колдунов, прорицателей, гадателей, состоявших, как считалось, под прямым покровительством богов. Было много видов гаданий. Тайны их толкования переходили из поколения в поколение и сохранялись только в устном предании. Древние греки гадали по полету птиц, по поведению кур, клюющих зерна, по рыбам (как они ведут себя в воде). Со временем стали гадать также по ящерицам и змеям, паукам. Гадали также по внутренностям священных животных, по огню (высоте и форме пламени, куда ветер относит дым и т. п.). Свою судьбу пытались узнать и по воде, когда у источников вели наблюдения за щепочками или пучками волос, брошенных в бурлящую воду. Гадали по молнии и грому, по непроизвольным движениям человека, по его отдельным словам и даже по звону в ушах или тому, как он чихает. Хорошо известное до наших дней гадание по руке также было известно грекам. Еще они гадали по числам, выпадавшим на игральных костях. Счастливыми у греков считались числа три, семь, девять. А вот к роковому числу 13 греки были равнодушны и не боялись его, как наши некоторые суеверные современники.

Почему оливу называют «деревом мира»?

Олива, или маслина, – это вечнозеленое дерево или кустарник. Она была окультурена человеком более 4000 лет тому назад в Сирии и на островах Эгейского моря, откуда еще в глубокой древности разошлась по всему Средиземноморью.

У многих народов прекрасное плодовое и декоративное дерево олива считалось священным. Ему воздавали почести, прославляли в поэтичных легендах и преданиях. Вот одна из них. Однажды между богом морей Посейдоном и богиней мудрости Афиной вышел спор о владычестве над Аттикой. Собравшийся совет богов постановил присудить победу тому из них, кто принесет больше пользы жителям Аттики. Посейдон вонзил свой трезубец в землю, и из нее забил фонтан соленой воды. Афина же воткнула в землю копье, и оно превратилось в прекрасную, цветущую оливу. Конечно, мудрые боги признали победительницей Афину. Эта легенда показывает уважение и благодарность людей к оливе.

С тех пор олива стала символом добрых намерений, спокойной трудовой жизни и мира. Венок из оливковых ветвей надевали на голову победителей Олимпийских игр древности, во время проведения которых, по прекрасной традиции, прекращались все войны. А голубя с оливковой ветвью в клюве, нарисованного великим Пабло Пикассо, все страны признали эмблемой мира.

Кто такой Геракл?

Всем хорошо известно, что Геракл был необычайным силачом. Однако для древних греков его имя значило куда больше. Они поклонялись ему, словно одному из богов.

Согласно легенде, Геракл был сыном бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Гера, божественная жена Зевса, ненавидела его. Когда Геракл еще не умел ходить и лежал в своей колыбели, она подослала к нему двух змеев, чтобы те убили его. Однако младенец с легкостью справился с ними, задушив обоих. Став взрослым, Геракл женился на Мегаре, однако Гера наслала на него приступ безумия. В припадке сумасшедшего гнева он убил свою жену и детей.

Чтобы загладить свою вину, Геракл по указанию оракула в Дельфии предложил свои услуги царю Эврисфею, который поручил ему совершить двенадцать подвигов. Повествованию об этих подвигах и посвящена большая часть мифа о Геракле.

Он начал с того, что задушил свирепого льва. Затем он убил Гидру – чудовище с девятью головами, восемь из которых были смертными, а одна – бессмертная. Всякий раз, когда Геракл отрубал Гидре одну смертную голову, на ее месте вырастали две. Третий его подвиг заключался в поимке исключительно сильного и злобного дикого вепря. Согласно четвертому приказу Эврисфея Геракл доставил ему лань с золотыми рогами. Потом Гераклу пришлось очищать от навоза огромный скотный двор царя Авгия, который не чистился в течение 30 лет. Геракл изменил русла двух рек, направив их на скотный двор, и он стал чистым всего за сутки.

Шестым подвигом Геракла стало изгнание и убийство пожиравших людей стимфалийских птиц; седьмым – поимка критского быка. Восьмой задачей было укрощение диких кобылиц царя Диомеда, кормившего их человеческим мясом. Девятый подвиг Геракл совершил, добыв для дочери Эврисфея пояс Ипполиты – царицы амазонок. Десятый подвиг заключался в том, чтобы доставить коров Гериона с острова, лежавшего далеко на западе в океане. По дороге Геракл, достигнув западной оконечности Европы, расколол скалу и образовал Гибралтарский пролив. Вслед за этим Геракл по поручению Эврисфея добыл для того золотые яблоки Гесперид. Двенадцатый подвиг Геракл выполнил, приведя к царю сторожевого пса, стоявшего у врат Аида, царства умерших, Цербера.

Кто такие кентавры?

Представьте себе, что вы живете сотни лет тому назад и никогда не видели ни единой лошади. Вдруг вам попадается на глаза всадник, словно приросший к своему скакуну, который с легкостью перепрыгивает через канавы и изгороди или несется галопом по равнине. Вполне возможно, что вам пришло в голову, будто человек и конь – это единое существо! Так думали и некоторые индейцы, когда увидели впервые испанских всадников.



В древности в горах Фессалии в Греции жили люди, охотившиеся верхом на диких лошадях. Они были такими прекрасными наездниками, что жители окружающих регионов стали искренне верить, будто их соседи – странные существа, полулюди-полулошади. Отсюда и возник миф о кентаврах.

Кентавры в греческой мифологии являлись как раз такими «человеколошадьми», жившими в горах Фессалии и Аркадии. Они вели привольную и дикую жизнь, поэтому великий древнегреческий поэт Гомер назвал их «дикими зверями».

С персонажами греческих мифов всегда происходили удивительные, захватывающие приключения, и кентавры в этом смысле не были исключением. Одна из историй рассказывает о царе Пирифойе. Царь праздновал свою свадьбу с девушкой по имени Дейдамия. Посреди праздника пьяный кентавр Эвритион попытался похитить невесту. В результате началась битва между воинами царя и кентаврами, в которой последние потерпели поражение.

Надо заметить, что в греческих мифах кентавры чаще всего вели себя именно так. В более поздние времена статуи и картины запечатлели кентавров, впряженных в колесницу Диониса – бога вина – или несущих на себе Эроса – бога любви.

Почему греки так чтили Гермеса?

Гермес был одним из наиболее чтимых и уважаемых богов Древней Греции. Его культ возник в глубокой древности. Первоначально Гермес был богом скотоводства и лишь с течением времени превратился в покровителя торговли.

Гермесу посвящались вертикально поставленные камни, или гермы. Перед ними приносились жертвы в случае находки заблудившегося животного, совершения прибыльной сделки или просто в честь счастливых находок, которые так и называли – гермайоны (посланные Гермесом).

Поскольку атрибутом Гермеса был жезл, которым он якобы усыпил великана Аргуса, его почитали также и как бога сна и сновидений. Считалось, что Гермес всегда найдет выход из любого положения.

В позднейшие времена (III в. до н. э.) Гермес даже считался богом красноречия и его изображения помещались в школах и палестрах.

Вот почему Гермес был единственным из греческих богов, к которому применяли эпитет «трисмегист» (трижды величайший). На рубеже II и III веков н. э. появилось даже собрание оккультных сочинений, которые считались якобы написанными Гермесом.

Существовала ли Атлантида?

Со времен древних греков до нас дошли истории об исчезнувшем с лица земли острове или континенте, который назывался Атлантида. Люди полагали, что он находился в Атлантическом океане к западу от Гибралтара, совсем неподалеку от берегов Европы, и являлся чем-то вроде совершенного места – рая на Земле.

По легенде, Атлантида была могучим королевством, покорившем всю Юго-Западную Европу и Северо-Западную Африку. Распространение ее власти далеко на восток было остановлено афинянами, жителями Древней Греции.

После того как это случилось, жители Атлантиды постепенно стали отходить от добродетели, совершать множество грехов и предаваться различным порокам. Тем самым они прогневили богов, и те в наказание погрузили огромный остров в океанскую пучину. Эта легенда дошла до нас благодаря трудам великого греческого философа Платона, жившего за 300 лет до нашей эры. Согласно его утверждениям, остров исчез за 9000 лет до того, как изложил эту легенду в своей книге.

В Средние века люди верили в правдивость рассказов об Атлантиде. В XIV и XV веках предпринималось немало экспедиций с целью поисков этого континента. Весьма вероятно, что в основе легенды лежат события, имевшие место в действительности. Возможно, некогда путешественник, вернувшись на родную землю, рассказал своим соотечественникам о незнакомой и причудливой стране, и со временем эти рассказы превратились в легенду об Атлантиде.

Даже и теперь есть люди, твердо верящие в то, что такой континент существовал. В соответствии с мнением тех, кто считается наибольшими авторитетами в области всего, что касается Атлантиды, это было место, где человек впервые создал цивилизацию, в частности научился обрабатывать железо и обрел письменность. По их мнению, многие из тех богов, которым поклонялись люди в древности, были реально существовавшими королями и королевами Атлантиды.