«Матерям говорили, что их дети умерли»: страшная история сирот Дюплесси. В общем, все умерли - сироты дюплесси и трупы детей под приютом в шотландии Дети дюплесси подлинная история элис квинтон

Пишет ivakin_alexey в Элита и илоты
А хотите вам одну историю расскажу?
Наткнулся я на нее совершенно случайно.
Как вы думаете, в какой стране и в какое время возможно такое - организация католической церковью детских притонов, содержащихся за счет государства?
Вот представьте себе, государство принимает закон, по которому законнорожденными детьми признаются только те, кто рожден в венчанном браке. Что происходит с остальными? Незаконнорожденный по этому закону тот, кто родился в обычной семье, но родители не венчаны в католической церкви. Протестанты это, православные, атеисты - не важно.
Так вот, в законном порядке, ребенок изымается из семьи и отправляется в сиротский приют. Государство оплачивает организации, содержащей приюты, сумму, которая увеличивается вдвое, если ребенок признается душевнобольным. Коррупционная схема понятна, да? Сиротские приюты поголовно становятся приютами для душевнобольных. При этом, дети в этих приютах эксплуатируются во всех отношениях - трудовых, сексуальных, экспериментальных. До сих пор не ясно - сколько прошло через систему детских концлагерей. Называются числа от 20 до 50 тысяч детей.
Как вы думаете, где и когда это было?
Нет, это не нацистская Германия. И не Испания эпохи инквизиции. Это не Зимбабве и не Кампучия. Это даже не античность.
Это одна из самых мирных и благополучных стран мира.
Это Канада.
Время действия - 1944-1959 год.
Главный герой - Морис Ле Нобле Дюплесси.

В 1944 году, когда Дюплесси пришел к власти в Квебеке, он начал строить квази-государство под лозунгом: "Небеса - голубые, ад - красный!". Была запрещена компартия, ограничены права профсоюзов, закрыты левые СМИ. Зато много говорил о национальной гордости франкоканадцев и долге добрых католиков.
О преступлениях против гражданских свобод "национальным союзом" Дюплесси можно говорить еще много.
Самое главное и самое дикое - это "сироты Дюплесси".
Будете заполнять велфер в Квебеке - вам будет такой пункт "Являетесь ли вы сиротой Дюплесси?"

Сироты Дюплесси - это те самые дети, которых в 1945-1959 забрали из семей. Самым обычным образом - если ты не католик, если безработные родители или малообеспеченные, если женщина ребенка родила вне брака - младенца изымала полиция. Ну и в этот же списко - семьи профсоюзных активистов и коммунистов.
Правительство Канады выделяло сумму 1,25 доллара США в сутки на одного человека. Если ребенок признавался психически нездоровым 2,75 доллара на человека. Дюплесси даже не заморачивался проведением обследований. Одна бумага, пара подписей и легким движением руки сиротский приют превращался в психиатрическую лечебницу.
А психиатрия тех лет в США - это мрак и ужас. Вот очень мягкое описание того, что там было это Кен Кизи и его "Полет над гнездом кукушки". Я повторяю, очень мягкое. Вам там сколько раз показывали электрошок? Один?
А теперь представьте, что ребенку, например, с десяти до восемнадцати лет еженедельно это делают. Просто потому, что он родился не в той семье. Слишком бедной семье.
Испытания психотропных препаратов. На сиротах очень удобно экспериментировать. Никто жаловаться не будет.
А вот еще один - связывание на несколько суток в смирительной рубашке.
Самым активным - лоботомия.
Лоботомия в те времена делалась так - сначала обезболивание электрошоком. Затем ножом для колки льда (я не шучу!, это уже к концу пятидесятых специальные инструменты изобрели) пробивалась кость глазной впадины, рассекались волокна лобных долей головного мозга.

Напомню, что вся болезнь детей - то что они не из католических семей.
Результат лоботомии весьма непредсказуем - эпилептические припадки, потеря контроля над мускулатурой, недержания ну и летальный исход, конечно же.
Для справки: лоботомия как метод была открыта в 1936 году, в Португалии. С 1936 по 1949 год Эдгар Мониш проводил опыты по лоботомии. Научным исследованием это нельзя назвать - это была бессистемная наработка практики. Операции не анализировались ни по диагнозам, ни по последствиям. Тем не менее, в 1949 году Монеш получает Нобелевскую премию по медицине. С 1949 года лоботомия победоносно зашагала по... Хотел сказать, что по планете, но нет, не по всей планете. Исключительно по странам западного мира. Только в США лоботомии подверглись около 50 тысяч американцев. Причем, показаниями были не только психозы, но и неврозы и даже субдепрессивные состояния. Пропагандист лоботомии в США Уолтер Джексон Фримен ездил на "Лоботомобиле" и сделал самостоятельно 3500 операций, не имея хирургических навыков. Свободный человек, свободная страна... Даже Роуз Кеннеди умудрился в мозг нож засунуть. Не то, что тоталитарный СССР, в котором было проведено 176 операций, после чего лоботомия была запрещена. И не потому, что буржуазная, а потому что лженаука. Из 176 лишь 8 случаев дали положительную динамику.
Но вернемся в Квебек.
Психиатрия, это еще не все.
По мимо психиатрии - принудительный детский труд. Лишенные родительского попечения и признанные психически нездоровыми - дети вполне себе использовались, наравне со взрослыми, на общественных работах.
Сироты Дюплесси лишались элементарных юридических прав. Я не про голосование и прочие эфемерные свободы. Эти дети не могли наследовать имущество биологических родителей.
И сексуальная эксплуатация.
И мальчиков, и девочек - без разницы.
36 операций по восстановлению ануса у мальчика можете себе представить? Трахнули, зашили, трахнули, зашили, трахнули, зашили...
По достижению 18 лет, тех, кто выжил в этих концлагерях, просто вышвыривали на улицу. Абсолютно не адаптированных к нормальной жизни. Они не умели на автобусе ездить, я уже не говорю о более сложных вещах, типа, устроиться на работу.
Количество прошедших через систему концлагерей Дюплесси точно неизвестно до сих пор. От двадцати до пятидесяти тысяч. Возможно, больше.
В 1959 году Дюплесси умирает. Национальный союз - его партия - проигрывает выборы либералам. Когда те приходят к власти в Квебеке - приходят в ужас. И...
И тишина. Дело не раскрывается, не доходит до общества. Улики уничтожаются, приюты распускаются. Все хорошо, прекрасная маркиза. Улыбаемся и машем.

Робкие ростки информации появляются лишь в 1989 году. Канадские журналисты "Радио Канада" раскопали эту информацию. Жертвы концлагерей объединились в организацию "Сироты Дюплесси".
Правда восторжествовала? Как бы не так.
Правительство Квебека признало со скрипом правоту оставшихся в живых 3 тысяч человек. Даже компенсации назначило. Да толку. Выплаты обставлены таким образом, что через стену бюрократический процедур прорваться практичеки невозможно. Про велфер я недаром упомянул. Ответите "да" на вопрос: "были ли вы сиротой Дюплесси?" - вам откажут во въезде в Канаду пожизненно.
Ах, да. Ватикан свою вину не признает до сих пор.
Это Канада. Это сразу после того, как была побеждена нацистская Германия. Западные страны - гордо себя назвавшие "страны первого мира" - это обычный рабовладельческий кастовый строй, в котором есть элита, есть варвары и есть илоты. Они не люди, и с ними можно делать все, что угодно. Это сугубо утилитарное отношение к человеку.
Никаким гуманизмом там не пахнет, не обольщайтесь.

26 сентября 2016, 10:28


В 1940-1950-х годах тихая Канада стала местом, где развернулась ужасная трагедия. Под прикрытием борьбы за «традиционные ценности» и религиозную мораль премьер-министр провинции Квебек Морис Дюплесси превратил сеть детских приютов в коррупционную систему для зарабатывания денег. Дети терпели там ужасные издевательства и унижения.

С середины 1940-х по конец 1950-х годов в Канаде существовала сеть «клиник для умственно неполноценных». Людей туда помещали против их воли и совсем не для того, чтобы лечить. Пациентов гоняли на принудительные работы, испытывали на них медикаменты, подвергали физическим и сексуальным издевательствам. Но самое страшное состоит в том, что пациентам этих «клиник» было меньше 18 лет. Человека, ответственного за сломанные судьбы десятков тысяч малолетних канадцев, звали Морис Ле Нобле Дюплесси.

Морис Дюплесси был обычным квебекским адвокатом. Придерживался консервативных взглядов, подчеркивал свою религиозность и привёрженность строгой морали. Завершив адвокатскую карьеру, стал столь же обычным провинциальным политиком, не помышлявшим о федеральном уровне. Благо по канадским законам регионы имеют очень большую самостоятельность.

Политическая биография Дюплесси началась в местной Консервативной партии. А в 1935 году 45-летний экс-адвокат стал лидером и создателем Национального союза.

В 1936 году новая партия выиграла региональные выборы, и Дюплесси занял пост премьер-министра провинции Квебек. Правда, на следующих выборах Национальный союз проиграл Либеральной партии. Но в 1944 году взял реванш. Тогда Дюплесси вернулся в премьерское кресло, чтобы остаться в нем до самой своей смерти в 1959 году.

Его приход к власти не сулил поначалу никаких потрясений. Но вскоре выяснилось, что консерватизм в понимании Мориса Дюплесси - это максимальное ограничение гражданских прав и наделение гигантскими полномочиями католической церкви. По сути премьер-министр начал строить в Квебеке мини-государство религиозных фанатиков, для которых каждое слово любого католического священника было истиной в последней инстанции и прямым руководством к действию.

Неудивительно, что главными врагами Дюплесси считал коммунистов. При нем в Квебеке была запрещена деятельность Коммунистической партии, ограничены права профсоюзов и начались преследования любых «леваков». «Небеса голубого цвета, а ад - красного!» - гласил один из официальных лозунгов Национального союза.

Газету «Комба», которая попыталась критиковать его методы, Дюплесси закрыл, а любое вольнодумие решительно подавлял. Удивительно, что при этом дело обходилось без массовых репрессий или казней недовольных. Дело в том, что Дюплесси пользовался поддержкой малограмотных слоев населения. Им нравилось то, что он говорил о «традиционном обществе», о «национальной гордости франкоканадцев» и «долге добрых католиков». И вскоре это принесло свои зловещие плоды.

Чем больше власти сосредотачивал в своих руках Морис Дюплесси, тем более нетерпимым он становился к чужим взглядам. В Национальном союзе за авторитарный стиль управления его прозвали Шефом. Пока дело касалось вопросов сугубо политических, его категоричность и несгибаемость еще не могли причинить откровенного зла. Но вскоре Шеф решил «привести в порядок» общественную мораль.

В Квебеке были максимально ужесточены законы, касающиеся семейных отношений. Отныне любой ребенок, рожденный вне брака, подлежал помещению в сиротский приют. Законным, разумеется, признавался лишь брак, освященный католической церковью (напомним, дело происходило в середине XX века!). А приюты, в которые поступали «сироты», были полностью переданы в управление католическим монашеским орденам. Стоит заметить, что эта ситуация была не уникальна - такая же практика существовала в 1940-е годы и во Франции, «наследником» которой считался Квебек.

В сиротские приюты отправлялись также дети слишком бедных или безработных родителей. Внешне все выглядело как забота о маленьких канадцах. Но реально в «черные списки» попадали прежде всего семьи активистов профсоюзного движения, коммунистов или людей, потерявших работу по политическим причинам. Католическая церковь, которая всячески поддерживала Мориса Дюплесси, своевременно обеспечивала идеологическое обоснование для подобных мер, лицемерно выражая готовность позаботиться о несчастных «сиротах».


При этом Дюплесси вовсе не был фанатиком или бессребреником. Вскоре он смекнул, что при помощи армии «сирот» можно делать неплохие деньги. Дело в том, что правительство Канады регулярно выделяло Квебеку субсидии на содержание учреждений социальной защиты. Сумма для сиротских приютов рассчитывалась из нормы 1,25 доллара США в сутки на человека. А вот для психиатрических клиник норма была выше - 2,75 доллара в день на пациента. Поэтому несчастных детей, отнятых у родителей, стали массово признавать умственно неполноценными. А иногда просто одним росчерком пера меняли статус всего сиротского приюта на статус психиатрической клиники.

Надо ли говорить, что от бюджетных денег непосредственно до детей доходили жалкие крохи? Приличные суммы оседали на счетах Национального союза и церковных структур, остальное разворовывалось уже непосредственно на местах.

Концлагерь по-квебекски

Дети, попавшие в приюты и объявленные умственно неполноценными, оказывались лишены любых прав. Их беспощадно использовали для работ наравне со взрослыми. На них без всяких мер предосторожности испытывали «новые методы лечения» - такие как сильнодействующие психотропные препараты, пропускание через тело электрических разрядов или многочасовая фиксация в смирительной рубашке. А некоторых из тех, кто пытался проявить непослушание или поднять бунт, ждала лоботомия.

Но даже все это было еще не самым страшным. Персонал приютов относился к детям как к своей собственности. И использовал их для удовлетворения самых низменных страстей. Как девочки, так и мальчики постоянно подвергались сексуальному насилию, не говоря уже о каждодневных побоях, унижениях и издевательствах. Тех, кто умирал, не вынеся истязаний, хоронили в групповых безымянных могилах. По сути это были самые настоящие концлагеря, ничем не уступавшие по жестокости того, что в них происходило, нацистским застенкам. Количество детей, погибщих в ходе экспериментов, точному подсчету не поддается. Сравнительно недавно в Монреале было обнаружено крупное захоронение детских останков, расположенное неподалеку от одного из подобных пыточных заведений.

И творилось это все в тихой Канаде и после того, как Третий рейх был уже побежден. А Морис Дюплесси тем временем продолжал вещать о «традиционных ценностях», религии и «национальной гордости» - в перерывах между подсчетом денег.


Сколько человек прошли через этот ад на земле, до сих пор точно не подсчитано. Называются числа от 20 до 50 тысяч детей. После того как они достигали 18 лет, их просто вышвыривали на улицу - совершенно не приспособленных к жизни, не знающих и не умеющих ничего, привыкших считать себя людьми второго сорта, «детьми греха», и готовых покорно терпеть любые унижения. Понятно, что никто из них и не думал бороться за свои права или предавать огласке страшную правду. Не в силах справиться со страшными воспоминаниями и постоянным стрессом, многие покончили с собой.

В 1959 году умер Морис Дюплесси, и Национальный союз тут же утратил свое влияние. Представители пришедшей к власти Либеральной партии Квебека пришли в ужас от того наследия, которое им досталось. Однако решили не выносить сор из избы. Выстроенная Дюплесси людоедская система «лечебниц» была ликвидирована, а католические ордена отстранены от бюджетной кормушки. Этим все ограничилось, и Канада спокойно прожила еще 30 лет.

В 1989 году в эфире «Радио Канада» вышла передача, в которой приняли участие несколько человек, в детстве содержавшихся в «клиниках». Тогда-то законопослушные канадцы и узнали о том, какой кошмар творился в их стране на протяжении более чем десятка лет. Жертвы насилия объединились в организацию, которую назвали «Сироты Дюплесси», и с тех пор добиваются справедливости, хотя бы постфактум. К началу 1990-х их насчитывалось около 3 тысяч человек.

Хотя и очень неохотно, но правительство Квебека все же признало правоту «Сирот Дюплесси». Как пострадавшим от произвола, им были назначены денежные компенсации, но и здесь не обошлось без проблем. Власти обставили выплаты таким количеством бюрократических процедур, что получить деньги смогли далеко не все. Католическая церковь же до сих пор отрицает свою причастность к истории «Сирот Дюплесси» и отказывается приносить официальные извинения.

Взято с zagadki-istorii.ру

МОСКВА, 15 дек — РИА Новости. Их можно встретить на улицах канадского Квебека - они работают грузчиками и дворниками, просят милостыню и спят на лавках в парках. Это так называемые сироты Дюплесси, жертвы чудовищного "эксперимента", проведенного католической церковью в 1940-1950-е годы. Тысячи детей содержались в монастырских приютах и психиатрических лечебницах, где их насиловали и пытали. РИА Новости — об одном из самых трагических событий в истории Канады, о котором молчали десятилетиями.

Дети греха

Люсьен Лэндри - один из немногих, кто выжил в этой системе. Сейчас он возглавляет комитет, который занимается защитой прав сирот Дюплесси. Он прожил в психиатрической лечебнице при церкви, куда попал с ложным диагнозом, семь лет. Лэндри рассказал о своей истории и о том, как реализовывалась программа, которую впоследствии в Канаде назвали геноцидом.

"В психиатрических лечебницах нас лечили холодным душем и таблетками, ставили опыты над сиротами, над детьми, потому что у них не было родителей. Проводились опыты в научных целях. Но не было тестов с целью определить состояние этих детей. Это было системно организовано врачами и согласовано с министерством здравоохранения Квебека в период Дюплесси. Кроме того, сирот продавали американцам", — сказал он.

Морис Дюплесси — бывший премьер-министр Квебека, он пришел к власти в 1936 году, после почти 40-летнего правления либеральной партии. Дюплесси отстаивал интересы консервативной части общества, был националистом и ярым католиком. Власти закрывали газеты, преследовали коммунистов, ограничивали в правах профсоюзы. Но настоящими жертвами режима стали дети: их забирали из бедных семей, у безработных родителей и у матерей-одиночек. Судьба младенцев, рожденных вне брака, еще трагичнее. Женщинам приходилось отказываться от них без надежды когда-либо увидеть. Младенцы сразу после рождения попадали под опеку церкви, и относились к ним как к "плоду греха".

"Пришедшей за ребенком матери - и я могу это доказать - говорили, что ребенок умер или был усыновлен. Матери лгали потому, что считали ее недостойной воспитывать ребенка, недостойной забрать его", — рассказала изданию Sputnik France автор книги "Дети Дюплесси: Подлинная история Элис Квинтон" Полин Гилл.

Власть церкви при новом режиме достигла небывалого масштаба: она получила доступ к здравоохранению, образованию и социальным услугам. Сироты содержались в приютах при монастырях, деньги на них выделяли власти (на детей с ментальными расстройствами в двойном размере). Лэндси считает, что католическая церковь разработала коррупционную схему: для увеличения доходов здоровых детей помещали в психиатрические лечебницы с ложными диагнозами. Некоторые детские дома были полностью переквалифицировали в психиатрические больницы.

"Некоторые школы, которые вполне можно было назвать приютами, где детям давали основы воспитания и образования, были преобразованы в психиатрические больницы. По данным исследований, религиозные учреждения, согласившиеся превратить монастыри и приюты в психиатрические больницы, получили 70 000 000 прибыли. Я видел много таких дел, детей даже не осматривали врачи. Монахини заполняли медицинские выписки. Часто в тридцати досье, заполненных одним и тем же почерком, все дети были признаны страдающими тяжелыми душевными заболеваниями", — рассказал Люсьен Лэндри.

Выжить в аду

Над детьми, отправленными в психиатрические лечебницы, ставили опыты, травили лекарственными препаратами, делали лоботомию. Живых продавали на опыты, мертвых - в университеты за 10 долларов. В 1999 рядом с одной из лечебниц была обнаружена братская могила, в которой покоились останки более двух тысяч человек.

"Увы! Проводились медицинские опыты над этими детьми, которых некому было защитить. Проводились опыты, часто лоботомия. На этих детях опробовали наркотики, многие от этого умерли. Но это уже другая история, об этом трудно говорить. У меня были свидетельства детей, видевших вещи, связанные с погребениями инкогнито", — рассказал Люсьен Лэндри.

Дети целыми днями могли сидеть в смирительных рубашках. Их пичкали мощными лекарствами и заставляли работать наравне со взрослыми. Они были лишены образования, ухода и заботы. Часто дети подвергались сексуальному насилию со стороны религиозных деятелей и администрации больниц. Когда Лэндри исполнилось 19 лет, ему удалось сбежать.

"Были сироты в возрасте 16 —18 лет, они работали в кафетерии, в прачечной, в разных местах. Я работал в кафетерии для персонала. Так мне удалось убежать. Поскольку мы были в психиатрической больнице и пытались бежать, у нас отбирали белье и надевали на нас рубашки, у нас не было ни обуви, ни чулок. Брили голову. Но работая в учреждении, можно было одеться и носить длинные волосы. Оттуда можно было убежать", — сказал он.

Право на право

По разным данным, жертвами режима Дюплессии стали около 300 тысяч детей. 200 тысяч из них были проданы на черном рынке по цене, варьирующейся от 45 долларов до 20 тысяч. Сто тысяч детей воспитывались в детских домах и психиатрических клиниках. Повзрослеть удалось лишь нескольким тысячам.

После свержения режима Дюплесси в 1960-1970-х годах, в жизни детей мало что поменялось. Правда об их судьбе начала появляться лишь в 1990-е годы. Сироты собрались вместе, чтобы попытаться вести нормальную жизнь. Проблема состояла в том, что им так и не сняли ложные диагнозы, поэтому многие из них оказались юридически недееспособными. Они жили на улицах, работали на низкоквалифицированных работах, либо побирались.

"Это началось в начале 1990-х годов. Некоторые сироты Дюплесси объединились, чтобы начать более нормальную жизнь, потому что их все еще считали недееспособными, поднадзорными. Они стали узнавать, почему их признали недееспособными. Так все и началось. Люди стали объединяться, предъявлять требования, в том числе, чтобы освободиться от этого статуса душевнобольного, как их тогда называли, чтобы можно было беспрепятственно решать их проблемы. В тот момент перед ними все еще стояла проблема управления их имуществом", — рассказал Лэндри.

Для него эта история закончилась хорошо. Лэндри отыскал родителей, познакомился со сводными братьями и сестрами. Но его история — одна на тысячу.

"Я родился то ли в Монреале, то ли в Квебеке, и они узнали, что я родился в Квебеке. Связались с моими родителями, спросив их, готовы ли они встретиться с сыном. Все прошло очень хорошо. Но иногда сирота, мать или отец отказывались встречаться, потому что они снова вышли замуж или женились. Но со мной все прошло хорошо, мы встретились, потом навещали друг друга. Я поддерживаю связь с моими сводными сестрами и братьями. Мне в этом смысле повезло", — сказал он.

На протяжении десятилетий в Канаде существовал свой фашизм, только объектом массового уничтожения были дети. Пытки, бесчеловечные эксперименты, концлагеря под видом психбольниц. Десятки тысяч детей прошли через это, выжили далеко не все. Сейчас эти дети выросли и столкнулись с тем, что властям выгоднее делать вид, что их страшного прошлого просто не было.

В конце Второй мировой войны премьер-министром крупнейшей канадской провинции Квебек стал ярый консерватор и радикальный сторонник католической церкви Морис Дюплесси. Всех детей, рожденных вне католического брака, в бедных семьях или у безработных родителей, он приказал насильно забирать из семьи и передавать в приюты и монастыри. В истории эти десятки тысяч детей остались как «сироты Дюплесси».

На каждого сироту правительство Канады выделяло чуть больше доллара в день. А если тот признавался психически нездоровым, сумма удваивалась. Поэтому приюты массово переквалифицировали в психиатрические лечебницы. А на деле - в концлагеря для самых маленьких.

Род Виньё, автор книги «Сироты Дюплесси»: «Один журналист из Торонто в рамках расследования скандала получил разрешение посетить такой приют. И первой была клиника Сен-Жан-де-Дьё. Он сделал сенсационные снимки скрытой камерой. Один из них - обнаженная девушка, прикованная цепями в камере для пыток».

Эрве Бертран не помнит своих биологических родителей, его выкупили в приют еще в младенчестве. Так он и стал сначала сиротой, а потом - сумасшедшим.

Эрве Бертран: «У одной из сестер были заплаканные глаза, я спросил, что случилось. А она мне сказала, что с завтрашнего дня вы все станете сумасшедшими. Оказывается, какой-то большой священник сообщил, что регламент в приюте полностью изменяется. Все двери будут запираться ключом, вместо комнат будут камеры, вводится новая форма одежды - смирительная рубашка».

Когда в госпитале Сен-Жан-де-Дьё умирали дети, их хоронили на кладбище около бывшего свинарника. А тех, кто не был похоронен, продавали в клиники для исследований за 10 долларов. Таким образом даже на мертвых сиротах владельцы приютов пытались заработать.

Адвокат десятков сирот Дюплесси Ален Штерн утверждает, что это был настоящий фашизм на государственном уровне. И государство так за него и не извинилось, ограничившись денежными компенсациями.

Ален Штерн: «На каждого из сирот Дюплесси по этой компенсации приходилось приблизительно по 10–15 тысяч долларов. Такая выплата была просто возмутительной и уж точно никак не соответствовала обстоятельствам».

После смерти Дюплесси людоедскую систему приютов ликвидировали, а церковь отлучили от бюджетных потоков. Вот только что делать с сиротами, не придумали.

В 1940-1950-х годах тихая Канада стала местом, где развернулась ужасная трагедия. Под прикрытием борьбы за «традиционные ценности» и религиозную мораль, премьер-министр провинции Квебек Морис Дюплесси превратил сеть детских приютов в коррупционную систему для зарабатывания денег. Дети терпели там ужасные издевательства и унижения.

С середины 1940-х по конец 1950-х годов в Канаде существовала сеть «клиник для умственно неполноценных», куда помещали людей против их воли и совсем не для того, чтобы лечить. Пациентов гоняли на принудительные работы, испытывали на них медикаменты, подвергали физическим и сексуальным издевательствам. Но самое ужасное было в том, что пациентам этих «клиник» было меньше 18 лет. Человека, ответственного за сломанные судьбы десятков тысяч малолетних канадцев, звали Морис Ле Нобле Дюплесси.

Дюплесси был обычным квебекским адвокатом, который придерживался консервативных взглядов, подчеркивал свою религиозность и приверженность строгой морали. Завершив адвокатскую карьеру, стал столь же обычным провинциальным политиком, не помышлявшим о федеральном уровне. Благо, по канадским законам регионы имеют очень большую самостоятельность.

Политическая биография Дюплесси началась в местной Консервативной партии. А в 1935 году 45-летний экс-адвокат стал лидером и создателем Национального союза. В 1936 году новая партия выиграла региональные выборы, и Дюплесси занял пост премьер-министра провинции Квебек. Правда, на следующих выборах Национальный союз проиграл Либеральной партии, но в 1944 году взял реванш. Тогда Дюплесси вернулся в премьерское кресло, чтобы остаться в нем до самой своей смерти.

Его приход к власти не сулил поначалу никаких потрясений. Но вскоре выяснилось, что консерватизм в понимании Мориса Дюплесси — это максимальное ограничение гражданских прав и наделение гигантскими полномочиями католической церкви. По сути, премьер-министр начал строить в Квебеке мини-государство религиозных фанатиков, для которых каждое слово любого католического священника было истиной в последней инстанции и прямым руководством к действию.

Неудивительно, что главными врагами Дюплесси считал коммунистов. При нем в Квебеке была запрещена деятельность коммунистической партии, ограничены права профсоюзов и начались преследования любых «леваков». «Небеса голубого цвета, а ад — красного!», — гласил один из официальных лозунгов Национального союза.

Газету «Комба», которая попыталась критиковать его методы, Дюплесси закрыл, а любое вольнодумие решительно подавлял. Удивительно, что при этом дело обходилось без массовых репрессий или казней недовольных. Дело в том, что Дюплесси пользовался поддержкой малограмотных слоев населения. Им нравилось то, что он говорил о «традиционном обществе», о «национальной гордости франкоканадцев» и «долге добрых католиков». И вскоре это принесло свои зловещие плоды.

Чем больше власти сосредотачивал в своих руках Морис Дюплесси, тем более нетерпимым он становился к чужим взглядам. В Национальном союзе за авторитарный стиль управления его прозвали Шефом. Пока дело касалось вопросов сугубо политических, его категоричность и несгибаемость еще не могли причинить откровенного зла. Но вскоре Шеф решил «привести в порядок» общественную мораль.

В Квебеке были максимально ужесточены законы, касающиеся семейных отношений. Отныне любой ребенок, рожденный вне брака, подлежал помещению в сиротский приют. Законным, разумеется, признавался лишь брак, освященный католической церковью (напомним, дело происходило в середине XX века).

А приюты, в которые поступали «сироты», были полностью переданы в управление католическим монашеским орденам. Стоит заметить, что эта ситуация была не уникальна — такая же практика существовала в 1940-е годы и во Франции, «наследником» которой считался Квебек.

В сиротские приюты отправлялись также дети слишком бедных или безработных родителей. Внешне все выглядело как забота о маленьких канадцах. Но реально, в «черные списки» попадали прежде всего семьи активистов профсоюзного движения, коммунистов или людей, потерявших работу по политическим причинам.

Католическая церковь, которая всячески поддерживала Мориса Дюплесси, своевременно обеспечивала идеологическое обоснование для подобных мер, лицемерно выражая готовность позаботиться о несчастных «сиротах».

При этом Дюплесси вовсе не был фанатиком или бессребреником. Вскоре он смекнул, что при помощи армии «сирот» можно делать неплохие деньги. Дело в том, что правительство Канады регулярно выделяло Квебеку субсидии на содержание учреждений социальной защиты. Сумма для сиротских приютов рассчитывалась из нормы 1,25 доллара США в сутки на человека.

А вот для психиатрических клиник норма была выше — 2,75 доллара в день на пациента. Поэтому несчастных детей, отнятых у родителей, стали массово признавать умственно неполноценными. А иногда просто одним росчерком пера меняли статус всего сиротского приюта на статус психиатрической клиники.

Нужно ли говорить, что от бюджетных денег непосредственно до детей доходили жалкие крохи? Приличные суммы оседали на счетах Национального союза и церковных структур, остальное разворовывалось уже непосредственно на местах.

Дети, попавшие в приюты и объявленные умственно неполноценными, оказывались лишены любых прав. Их беспощадно использовали для работ наравне со взрослыми. На них без всяких мер предосторожности испытывали «новые методы лечения», такие как сильнодействующие психотропные препараты, пропускание через тело электрических разрядов или многочасовая фиксация в смирительной рубашке. А некоторых из тех, кто пытался проявить непослушание или поднять бунт, ждала лоботомия.

Но даже все это было еще не самым страшным. Персонал приютов относился к детям как к своей собственности и использовал их для удовлетворения самых низменных страстей. Как девочки, так и мальчики постоянно подвергались сексуальному насилию, не говоря уже о ежедневных побоях, унижениях и издевательствах.

Один из выживших после всех этих пыток, рассказывал, как каждый вечер дети сжимались в своих кроватях, с ужасом прислушиваясь к шагам в коридоре и гадая, кого из них уведут на растление. Он сам пережил 32 операции по восстановлению ануса.

Тех, кто умирал, не вынеся истязаний, хоронили в групповых безымянных могилах. По сути, это были самые настоящие концлагеря, ничем не уступавшие по жестокости того, что в них происходило, нацистским застенкам.

Только вот творилось это все в тихой Канаде и после того как Третий рейх был уже побежден. А Морис Дюплесси тем временем в перерывах между подсчетом денег продолжал вещать о традиционных ценностях, религии и национальной гордости.

Сколько человек прошли через этот ад, до сих пор точно не подсчитано. Называются числа от 20 до 50 тысяч детей. После того как они достигали 18 лет, их просто вышвыривали на улицу — совершенно не приспособленных к жизни, не знающих и не умеющих ничего, привыкших считать себя людьми второго сорта, «детьми греха», и готовых покорно терпеть любые унижения.

Понятно, что никто из них и не думал бороться за свои права или предавать огласке страшную правду. Не в силах справиться со страшными воспоминаниями и постоянным стрессом, многие покончили с собой.

В 1959 году умер Морис Дюплесси, и Национальный союз тут же утратил свое влияние. Представители пришедшей к власти Либеральной партии Квебека пришли в ужас от того наследия, которое им досталось, однако решили не выносить сор из избы. Выстроенная Дюплесси людоедская система «лечебниц» была ликвидирована, а католические ордена отстранены от бюджетной кормушки. Этим все ограничилось, и Канада спокойно прожила еще 30 лет.

В 1989 году в эфире «Радио Канада» вышла передача, в которой приняли участие несколько человек, в детстве содержавшихся в «клиниках». Тогда-то законопослушные канадцы и узнали о том, какой кошмар творился в их стране на протяжении более десяти лет.


Эмблема организации «Сироты Дюплесси»

Жертвы насилия объединились в организацию, которую назвали «Сироты Дюплесси», и с тех пор добиваются справедливости, хотя бы постфактум. К началу 1990-х их насчитывалось около 3 тысяч человек.

Хотя и очень неохотно, но правительство Квебека все же признало правоту сирот Дюплесси. Как пострадавшим от произвола, им были назначены денежные компенсации, но и здесь не обошлось без проблем. Власти обставили выплаты таким количеством бюрократических процедур, что получить деньги смогли далеко не все.


Собрание организации «Сироты Дюплесси»

Католическая церковь до сих пор отрицает свою причастность к истории сирот Дюплесси и отказывается приносить официальные извинения.

Виктор Банев