Плетнев: Я был в секс- кварталах в Таиланде. Пианист Михаил Плетнев

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Диск, выпущенный «Deutsche Grammophon», включает сюиту из балета «Золушка» Сергея Прокофьева и цикл пьес для фортепиано «Моя матушка-гусыня» Мориса Равеля.


Родился 14 апреля 1957 года в Архангельске, в семье профессиональных музыкантов. Отец – Плетнев Василий Павлович, баянист, окончил институт имени Гнесиных. Мать – Плетнева Ольга Дмитриевна, пианистка.

Вскоре после рождения Михаила семья Плетневых переехала в Саратов. Отец стал преподавателем консерватории, мать – концертмейстером в консерватории. Через год в связи с проблемами с жильем семья переехала в Казань. Музыкальные наклонности Миши Плетнева проявились очень рано. В 3 года будущий музыкант рассаживал перед собой любимых плюшевых зверей, рисовал и вырезал бумажные музыкальные инструменты и раздавал их своим зверятам, а затем начинал дирижировать. Таким был самый первый оркестр Плетнева. В 7 лет Михаил поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Казанской консерватории по классу фортепиано к преподавателю К.А. Шашкиной. В 13 лет он был переведен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского в класс Е. Тимакина.

В усвоении знаний он был неутомим и активен, имел собственный подход к изучаемому материалу, отличался независимостью суждений и мыслей, умел защищать свою точку зрения. Одаренный подросток старался максимально полно использовать время учебы в школе. В 16-летнем возрасте Михаил Плетнев получил Гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже (1973). В 1974 году он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Я. Флиера, выдающегося пианиста и педагога. Профессору достался очень непростой студент, весьма крепкий орешек с неуступчивым характером. Однажды Флиер упомянул, что на одно занятие с этим юношей он тратит столько же сил и нервов, сколько на два своих сольных концерта...

Успехи не замедлили сказаться. В 1977 году М. Плетнев получает первую премию на V Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году завоевывает золотую медаль и первую премию на VI Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве. Член жюри конкурса, замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: «У Плетнева сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту». «Я чрезвычайно благодарен судьбе, – говорил после конкурса М. Плетнев, – что она подарила мне 3,5 года учебы и тесного общения с Яковом Владимировичем» (Флиер умер 18 декабря 1977 года). Вскоре после смерти Я.В. Флиера М. Плетнев поступает в класс под руководством Л.Н. Власенко (в свое время ученика Флиера), лауреата премии имени Чайковского. «Кстати, всю программу для конкурса имени Чайковского я успел подготовить под его руководством и на этом ответственном соревновании выступал как бы от его имени». Триумф на конкурсе положил начало мировой известности Михаила Плетнева.

В 1979 году Плетнев с отличием окончил консерваторию, в 1981 году – аспирантуру у Л.Н. Власенко и становится ассистентом у него в классе. Через некоторое время у Михаила Плетнева появляется свой класс фортепиано в Московской консерватории. С 1981 года он являлся солистом Госконцерта, неустанно расширял свой репертуар, который включал в себя сочинения различных эпох и стилей. В огромном исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига (мировая премьера!) и Симфонические этюды Шумана. В его активе – произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена «Пляска смерти» – парафраз на Dies Irac для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Особо следует отметить плетневские интерпретации, его транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского. Плетнев предстает на сцене не только как солист, но и как ансамблист в партнерстве с кларнетистом Майклом Коллинзом, в составе квинтета солистов Российского национального оркестра. Слава пианиста-виртуоза прочно закрепилась за Михаилом Плетневым с самых первых его выступлений. Его сравнивают с Горовицем, Мекеланджели. «Главное для Плетнева – идея, мысль, – считает музыкальный критик Ф. Фахми, – мыслить для него – значит творить. Сильной конструктивной логике этот пианист подчиняет все. И даже его блистательная техника как бы отходит на второй план...» Трактовки исполняемых Плетневым произведений покоряют своей глубиной и эмоциональной духовностью, яркой индивидуальностью и совершенством.

Страстный темперамент Плетнева скрывается за некоторой внешней аскетичностью, но именно глубинный психологизм, свойственный его игре, способен держать слушателей в напряженном внимании. Он много и с неизменным успехом гастролирует в России и за рубежом. Плетнев-пианист выступал с замечательными дирижерами, такими как Аббадо, Ашкенази, Баршай, Бломстед, Гатти, Гергиев, Джулини, Инуе, Маазель, Нагано, Песек, Слаткин, Телеманн, Федосеев, Хайтинк, Шайли, Ярви и др., с первоклассными музыкальными коллективами: Берлинским, Мюнхенским, Израильским, Лондонским, Чешским, Токийским филармоническими оркестрами, Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, Байрейтским симфоническим оркестром радио, Копенгагенским фестивальным оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Питсбургским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Santa Cecilia, Chamber Orchestra of Europe. В мае 1995 года Плетнев выступил в Берлине с Берлинским симфоническим оркестром под управлением К. Зандерлинга в концерте в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

М. Плетнев регулярно дает сольные концерты по всей Европе, в Японии и США. Его знают любители музыки в Амстердаме, Лондоне, Париже, Риме, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Бонне, К?льне, Дюссельдорфе, Брюсселе, Милане, Цюрихе, Базеле, Женеве, Люцерне и т. д. На взлете карьеры пианиста Плетнев дебютировал и как дирижер (1980), после чего выступал в качестве приглашенного дирижера со многими ведущими оркестрами страны. В 1990 году сбылась заветная мечта музыканта – создать независимый симфонический оркестр. Музыкальный и человеческий авторитет М. Плетнева привлекли в его оркестр большое число талантливых исполнителей-инструменталистов.

С момента основания Российского национального оркестра (РНО) и до 1999 года Плетнев являлся художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда РНО. Ровно через год после создания оркестр достойно выступил в Ватикане, в резиденции Иоанна Павла II. В последующие годы коллектив триумфально гастролировал в США, Японии, Юго-Восточной Азии, выступал в крупнейших музыкальных центрах Европы, на музыкальных фестивалях в Риме, Белграде, Берлине, Вене, Лондоне, Амстердаме, Женеве, Мадриде, на Сицилии, в концертных залах менее крупных городов. Оркестр дал множество концертов у себя на родине: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти и других городах Поволжья, в Воронеже, Вологде, принимал участие в фестивалях Чайковского в Ижевске и Клину, рахманиновских фестивалях в Нижнем Новгороде и Тамбове, фестивале, посвященном 60-летию Шнитке, и др. Камерный состав оркестра участвовал в «Декабрьских вечерах» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Свой оркестр Плетнев вывел в разряд лучших симфонических коллективов мира. В программы оркестра входят шедевры отечественной и зарубежной музыки: произведения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Шостаковича, Гайдна, Брукнера, Бетховена, Мусоргского, Лядова, Равеля, Скрябина, Танеева, Ляпунова, Вебера, Конюса, Делиба, Прокофьева, Моцарта, Россини, Брамса, Штрауса, Шнитке, Щедрина, Губайдулиной, Артемова... Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева за короткий срок получил широкое международное признание и числится в десятке лучших оркестров мира. Это единственный симфонический оркестр в России, который приглашается на записи на известнейшую западноевропейскую фирму «Deutsche Grammophon».

Российский национальный оркестр открыл перед Плетневым-дирижером поистине безграничные возможности, позволил в полную силу расцвести его дирижерскому таланту. В октябре 1993 года Михаил Плетнев дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, заменив в последнюю минуту заболевшего М. Ростроповича. Практически сразу был организован второй концерт с этим оркестром, где Плетнев выступил в роли дирижера и исполнителя одновременно. В мае 1994 года в Берлине на праздновании по поводу вывода войск союзников из Германии Плетнев с воодушевлением дирижировал Берлинским симфоническим оркестром. Маэстро Плетнева приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры мира. Среди них: Лос-Анджелеский, Лондонский, Роттердамский филармонические оркестры, Национальный симфонический оркестр Турции, Оркестр радио Северной Германии, Национальный Королевский шотландский оркестр и Шотландский камерный оркестр, Бирмингемский симфонический и Будапештский фестивальный оркестры, Стокгольмский симфонический оркестр радио и др.

Яркая творческая натура Михаила Плетнева гармонично проявляется и в его композиторской деятельности. Он – автор Триптиха для симфонического оркестра, Фортепианного квинтета, Фантазии на казахские темы для скрипки с оркестром, Транскрипции фрагментов балета «Анна Каренина» Родиона Щедрина. «Пролог» и «Скачки» из этого балета он включил в программу конкурса имени П.И. Чайковского и с успехом исполняет в концертах. Плетнев переоркестровал Первый и Второй фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В 1997 году он написал Классическую симфонию в 4 частях, в 1998 году – Альтовый концерт с посвящением Ю. Башмету. Премьера Скрипичного концерта Бетховена в переложении для кларнета, сделанная Плетневым специально для М. Коллинза (Великобритания), состоялась в 1999 году. Традиционное рождественское выступление Российского национального оркестра в зале имени Чайковского в 1995 году вылилось в спектакль-концерт – музыкально-хореографическую феерию «Щелкунчик». Михаил Плетнев вновь удивил музыкальный мир, создав совершенно новый жанр представления. Идея интерпретации балета Чайковского возникла у него в Воткинске, на родине великого композитора. Постановка феерии осуществлена им в хореографии С. Головкиной – директора Московского академического хореографического училища. Оркестр и дирижер М. Плетнев – магический Дроссельмейер – разместились в глубине сцены, а перед ними танцевали юные балетные ученики С. Головкиной в обрамлении детского хора «Весна» (руководитель С. Пономарев), и волшебник слова С. Бэлза знакомил зрителей с фрагментами произведений Гофмана, Дюма-сына и М. Петипа. Обычно невозмутимый Плетнев чувствовал себя чародеем, погружая зал в атмосферу фантастически прекрасной музыкальной сказки. Еще на студенческой скамье М. Плетнев записал свою первую долгоиграющую пластинку, выпущенную фирмой «Мелодия». Эта же студия осуществила запись его конкурсных выступлений. С тех пор множество выступлений пианиста в разных странах записано самыми крупными теле- и радиокомпаниями, выпущены его кассеты и диски. Фортепианный альбом с записью произведений Скарлатти (EMI – Virgin Classics, 1996), по мнению Music Magazine «Gramophone», – «это самая прекрасная игра, какая только может быть. Одного исполнения Скарлатти было бы достаточно, чтобы обеспечить Плетневу место среди величайших пианистов всех времен». Его записи произведений Чайковского, среди которых фортепианные переложения Плетнева сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», вошли в антологию Philips Classics «Великие пианисты XX века». Диск «Homage to Rachmaninov» записан М. Плетневым в 1998 году близ Люцерна, в доме самого композитора пианист играл на рояле Рахманинова – великолепном «Steinway», что запечатлено в документальном фильме Т. Палмера «Сергей Рахманинов – воспоминания» (NVC Arts). С 1993 года Плетнев плодотворно сотрудничает с фирмой «Deutsche Grammophon»; компакт-диски с записями пианиста заслужили самую высокую оценку критики. На дисках записаны: фортепианные концерты Моцарта и Гайдна, Концертштюк для фортепиано с оркестром Вебера, Клавирные сонаты К.Ф.Э. Баха, сочинения Грига, в том числе Семь фуг, Рондо-Каприччиозо Мендельсона, «Хоровод гномов» Листа, Рапсодия на тему Паганини и Вариации на тему Корелли Рахманинова, диск с записью сочинений Шопена назван «Лучшей записью 1997 года». В эти же годы на компакт-дисках фирмы «Deutsche Grammophon» Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнева записаны: шесть симфоний, «Итальянское каприччио», «Манфред», увертюры-фантазии «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», фантазии «Буря» и «Франческа да Римини», «Торжественная увертюра 1812 год» Чайковского, три симфонии «Утес», «Симфонические танцы», поэма «Колокола», «Славянские танцы» Дворжака, Третья симфония, «Поэма экстаза» и «Прометей» Скрябина, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева, увертюры из опер «Вольный стрелок» и «Оберон» Вебера, симфонические картины «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» Лядова, Скрипичный концерт Бетховена в переложении для клар

нета М. Плетнева (солист М. Коллинз), концерты Глазунова, Мясковского, Прокофьева, Кабалевского и многое другое.

На пике славы и успеха Михаил Плетнев принял решение в начале сезона 1999/2000 года сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского национального оркестра, мотивируя столь серьезный шаг тем, что исполнение административных функций создает определенный дефицит времени, и тем, что он хотел бы полностью сосредоточиться на своей творческой деятельности – композитора, пианиста, дирижера... Коллектив учредил для него звание – Почетный дирижер Российского национального оркестра. По просьбе оркестра маэстро вновь возглавил РНО в январе 2003 года и вошел в сформированную коллективом Дирижерскую коллегию.

За большие заслуги перед российской музыкальной культурой М. Плетнев – один из самых ярких художников современности – награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), удостоен высоких званий: народный артист России (1989), лауреат Государственных премий (1982, 1993), лауреат премии Ленинского комсомола (1978), заслуженный артист Удмуртии (1979). М. Плетнев – лауреат премии «Award» (1996) – «Лучший пианист года» (своего рода музыкальный «Оскар») и музыкальной премии «Grammy» (2005).

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Диск, выпущенный «Deutsche Grammophon», включает сюиту из балета «Золушка» Сергея Прокофьева и цикл пьес для фортепиано «Моя матушка-гусыня» Мориса Равеля. Ранее этот альбом получил еще две престижные награды – «Diapason d’Or» и «Preis der Deutschen Schallplattenkritik».

В настоящее время Михаил Плетнев продолжает свою концертную деятельность. Его выступления всегда вызывают большой интерес и проходят с огромным успехом, а гастроли расписаны не на один год вперед. Михаил Плетнев – это яркая творческая личность, а самое главное, он – Музыкант с большой буквы.

Михаил Плетнев не имеет соперников по необычайной творческой многогранности. Он интересуется многим: философией, театром, читает периодику, увлекается джазом, неравнодушен к футболу и теннису, хорошо разбирается в технике. Владеет английским, французским, немецким, итальянским и испанским языками.

Живет и работает в Москве.

В 7 лет Михаил поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Казанской консерватории по классу фортепиано к преподавателю К.А. Шашкиной. В 13 лет он был переведен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории имени Чайковского в класс Е. Тимакина.

В 16-летнем возрасте Плетнев получил Гран-при на Международном юношеском конкурсе в Париже (1973). В 1974 году он поступил в Московскую консерваторию в класс профессора Я. Флиера.

В 1977 году Плетнев получил первую премию на V Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году завоевал золотую медаль и первую премию на VI Международном конкурсе пианистов имени П.И. Чайковского в Москве. Член жюри конкурса, замечательный американский пианист и педагог Ю. Лист сказал: «У Плетнева сильный музыкальный ум, широкое мировоззрение. Но это не значит, что он играет одним рассудком. У него есть тот баланс сердца и ума, который так необходим музыканту».

В том же году Плетнев поступил в класс под руководством Л.Н. Власенко, лауреата премии имени Чайковского.

В 1979 году Плетнев с отличием окончил консерваторию, в 1981 году - аспирантуру у Л.Н. Власенко и стал ассистентом у него в классе. Через некоторое время у Плетнева появился свой класс фортепиано в Московской консерватории.

С 1981 года он являлся солистом Госконцерта. Плетнев постоянно расширял свой репертуар, который включал в себя сочинения различных эпох и стилей. В исполнительском багаже Плетнева-пианиста есть произведения Баха и Бетховена, Скрябина и Шостаковича, все фортепианное наследие Чайковского, недавно обнаруженные Семь фуг Грига и Симфонические этюды Шумана, произведения крупных форм Гайдна, Моцарта, Шопена «Пляска смерти» - парафраз на Dies Irac для фортепиано с оркестром Листа, концерты для фортепиано с оркестром Грига, Листа, Рахманинова. Критики особо отмечали плетневские интерпретации, его транскрипции для фортепиано сочинений Чайковского.

Слава пианиста-виртуоза закрепилась за Плетневым с первых его выступлений. Он много и с неизменным успехом гастролировал в России и за рубежом.

Плетнев-пианист выступал с замечательными дирижерами, такими как Аббадо, Ашкенази, Баршай, Бломстед, Гатти, Гергиев, Джулини, Инуе, Маазель, Нагано, Песек, Слаткин, Телеманн, Федосеев, Хайтинк, Шайли, Ярви и др., с Берлинским, Мюнхенским, Израильским, Лондонским, Чешским, Токийским филармоническими оркестрами, Национальным оркестром Франции, Берлинским симфоническим оркестром, Байрейтским симфоническим оркестром радио, Копенгагенским фестивальным оркестром, Симфоническим оркестром Сан-Франциско, Питсбургским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Santa Cecilia, Chamber Orchestra of Europe. В мае 1995 года Плетнев выступил в Берлине с Берлинским симфоническим оркестром под управлением К. Зандерлинга в концерте в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Он также регулярно дает сольные концерты по всей Европе, в Японии и США.

Плетнева знают любители музыки в Амстердаме, Лондоне, Париже, Риме, Вене, Копенгагене, Мюнхене, Гамбурге, Франкфурте-на-Майне, Бонне, Кельне, Дюссельдорфе, Брюсселе, Милане, Цюрихе, Базеле, Женеве, Люцерне и т. д.

В 1990 году сбылась заветная мечта музыканта - создать независимый симфонический оркестр. В 1991 году, на взлете карьеры пианиста Плетнев дебютировал и как дирижер, после чего выступал в качестве приглашенного дирижера со многими ведущими оркестрами страны.

С момента основания Российского национального оркестра (РНО) и до 1999 года Плетнев являлся его художественным руководителем, главным дирижером и президентом фонда РНО.

Ровно через год после создания оркестр достойно выступил в Ватикане, в резиденции Иоанна Павла II. В последующие годы коллектив гастролировал в США, Японии, Юго-Восточной Азии, выступал в крупнейших музыкальных центрах Европы, на музыкальных фестивалях в Риме, Белграде, Берлине, Вене, Лондоне, Амстердаме, Женеве, Мадриде, на Сицилии, в концертных залах менее крупных городов. Оркестр дал множество концертов у себя на родине.

Свой оркестр Плетнев вывел в разряд лучших симфонических коллективов мира. В программы оркестра входят шедевры отечественной и зарубежной музыки: произведения Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Шостаковича, Гайдна, Брукнера, Бетховена, Мусоргского, Лядова, Равеля, Скрябина, Танеева, Ляпунова, Вебера, Конюса, Делиба, Прокофьева, Моцарта, Россини, Брамса, Штрауса, Шнитке, Щедрина, Губайдулиной, Артемова... Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева за короткий срок получил широкое международное признание и числится в десятке лучших оркестров мира. Это единственный симфонический оркестр в России, который приглашается на записи на известнейшую западноевропейскую фирму «Deutsche Grammophon».

В октябре 1993 года Михаил Плетнев дирижировал Лондонским симфоническим оркестром, заменив в последнюю минуту заболевшего Мстсилава Ростроповича. Практически сразу был организован второй концерт с этим оркестром, где Плетнев выступил в роли дирижера и исполнителя одновременно.

В мае 1994 года в Берлине на праздновании по поводу вывода войск союзников из Германии Плетнев дирижировал Берлинским симфоническим оркестром.

Плетнева приглашают дирижировать многие выдающиеся оркестры мира. Среди них: Лос-Анджелеский, Лондонский, Роттердамский филармонические оркестры, Национальный симфонический оркестр Турции, Оркестр радио Северной Германии, Национальный Королевский шотландский оркестр и Шотландский камерный оркестр, Бирмингемский симфонический и Будапештский фестивальный оркестры, Стокгольмский симфонический оркестр радио и др.

Плетнев переоркестровал Первый и Второй фортепианные концерты Шопена, создал Каприччио для фортепиано с оркестром, сделал фортепианные переложения сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В 1997 году он написал Классическую симфонию в 4 частях, в 1998 году - Альтовый концерт с посвящением Ю. Башмету. Премьера Скрипичного концерта Бетховена в переложении для кларнета, сделанная Плетневым специально для М. Коллинза (Великобритания), состоялась в 1999 году. Традиционное рождественское выступление Российского национального оркестра в зале имени Чайковского в 1995 году вылилось в спектакль-концерт - музыкально-хореографическую феерию «Щелкунчик».

Множество выступлений пианиста в разных странах записано самыми крупными теле- и радиокомпаниями, выпущены его кассеты и диски. Фортепианный альбом с записью произведений Скарлатти (EMI - Virgin Classics, 1996), по мнению Music Magazine «Gramophone», - «это самая прекрасная игра, какая только может быть». Его записи произведений Чайковского, среди которых фортепианные переложения Плетнева сюит из балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», вошли в антологию Philips Classics «Великие пианисты XX века».

С 1993 года Плетнев плодотворно сотрудничает с фирмой «Deutsche Grammophon»; компакт-диски с записями пианиста заслужили самую высокую оценку критики. На дисках записаны: фортепианные концерты Моцарта и Гайдна, Концертштюк для фортепиано с оркестром Вебера, Клавирные сонаты К.Ф.Э. Баха, сочинения Грига, в том числе Семь фуг, Рондо-Каприччиозо Мендельсона, «Хоровод гномов» Листа, Рапсодия на тему Паганини и Вариации на тему Корелли Рахманинова, диск с записью сочинений Шопена назван «Лучшей записью 1997 года». В эти же годы на компакт-дисках фирмы «Deutsche Grammophon» Российским национальным оркестром под управлением М. Плетнева записаны: шесть симфоний, «Итальянское каприччио», «Манфред», увертюры-фантазии «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», фантазии «Буря» и «Франческа да Римини», «Торжественная увертюра 1812 год» Чайковского, три симфонии «Утес», «Симфонические танцы», поэма «Колокола», «Славянские танцы» Дворжака, Третья симфония, «Поэма экстаза» и «Прометей» Скрябина, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева, увертюры из опер «Вольный стрелок» и «Оберон» Вебера, симфонические картины «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора» Лядова, Скрипичный концерт Бетховена в переложении для кларнета М. Плетнева (солист М. Коллинз), концерты Глазунова, Мясковского, Прокофьева, Кабалевского и многое другое.

В начале сезона 1999/2000 года Плетнев принял решение сложить с себя полномочия художественного руководителя, главного дирижера и президента фонда Российского национального оркестра, решив полностью сосредоточиться на творческой деятельности. Коллектив учредил для него звание - Почетный дирижер Российского национального оркестра. По просьбе оркестра Плетнев вновь возглавил РНО в январе 2003 года и вошел в сформированную коллективом Дирижерскую коллегию.

За заслуги перед российской музыкальной культурой Плетнев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), удостоен высоких званий: народный артист России (1989), лауреат Государственных премий (1982, 1993), лауреат премии Ленинского комсомола (1978), заслуженный артист Удмуртии (1979). М. Плетнев - лауреат премии «Award» (1996) - «Лучший пианист года» (своего рода музыкальный «Оскар») и музыкальной премии «Grammy» (2005).

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен «Грэмми» в номинации «лучшее исполнение камерной музыки». Диск, выпущенный «Deutsche Grammophon», включает сюиту из балета «Золушка» Сергея Прокофьева и цикл пьес для фортепиано «Моя матушка-гусыня» Мориса Равеля. Ранее этот альбом получил еще две престижные награды - «Diapason d’Or» и «Preis der Deutschen Schallplattenkritik».

В 2006 году Плетнев создал «Фонд поддержки национальной культуры» - организацию, целью которой наряду с обеспечением Российского национального оркестра является организация и поддержка культурных проектов самого высокого уровня, таких как Волжские турне, Мемориальный концерт памяти жертв страшной трагедии в Беслане, музыкально-образовательная программа «Волшебство музыки», разработанная специально для воспитанников детских домов и интернатов для детей с физическими и умственными отклонениями, абонементная программа в Концертном зале «Оркестрион», где совместно с МГАФ проводятся концерты, в том числе и для социально незащищенных граждан, обширная дискографическая деятельность и Большой фестиваль РНО.

В настоящее время Михаил Плетнев продолжает концертную деятельность. Его выступления всегда вызывают большой интерес и проходят с огромным успехом, а гастроли расписаны не на один год вперед.

Михаил Плетнев интересуется философией, театром, читает периодику, увлекается джазом, неравнодушен к футболу и теннису, хорошо разбирается в технике. Владеет английским, французским, немецким, итальянским и испанским языками.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Михаил Васильевич Плетнев привлекает пристальное внимание и специалистов, и широкой публики. Он по-настоящему популярен; не будет преувеличением сказать, что в этом отношении он стоит несколько особняком в длинной шеренге лауреатов международных конкурсов последних лет. На выступлениях пианиста практически всегда аншлаги и ничто не указывает на то, что такое положение может измениться.

Плетнев - художник сложный, неординарный, со своим характерным, запоминающимся лицом. Им можно восхищаться или нет, провозглашать его лидером современного пианистического искусства или напрочь, «с порога», отвергать все, что им делается (бывает и так), в любом случае знакомство с ним не оставляет людей равнодушными. А это главное, в конце концов.

Он родился 14 апреля 1957 года в Архангельске, в семье музыкантов. Позднее переехал с родителями в Казань. Его мать, пианистка по образованию, работала в свое время и концертмейстером, и педагогом. Отец был баянистом, преподавал в различных учебных заведениях, в течение ряда лет исполнял обязанности доцента в Казанской консерватории.

Способности к музыке Миша Плетнев обнаружил рано - уже с трех лет потянулся к роялю. Учить его стала Кира Александровна Шашкина, преподавательница Казанской специальной музыкальной школы. Вспоминает сегодня он о Шашкиной только добрым словом: «Хороший музыкант... К тому же Кира Александровна поощряла мои попытки сочинять музыку, и мне остается лишь сказать ей большое спасибо за это».

В 13-летнем возрасте Миша Плетнев переехал в Москву, где стал учеником Центральной музыкальной школы по классу Е. М. Тимакина. Видный педагог, открывший дорогу на сцену многим известным впоследствии концертантам, Е. М. Тимакин во многом помог Плетневу. «Да, да, очень во многом. И едва ли не в первую очередь - в организации двигательно-технического аппарата. Педагог глубоко и интересно мыслящий, Евгений Михайлович превосходно умеет это делать». В классе Тимакина Плетнев пробыл несколько лет, а затем, когда приспело время студенчества, перешел к профессору Московской консерватории Я. В. Флиеру.

Плетневу нелегко давались уроки с . Причем не только из-за высокой требовательности Якова Владимировича. И не потому, что они представляли разные поколения в искусстве. Слишком уж несхожи были их творческие индивидуальности, характеры, темпераменты: пылкий, увлекающийся, несмотря на возраст, профессор,- и ученик, выглядевший едва ли не полной его противоположностью, почти антиподом... Но и Флиеру, как передают, было непросто с Плетневым. Непросто из-за его трудного, упрямого, несговорчивого характера: почти на все у него оказывалась собственная и независимая точка зрения, он не уходил от дискуссий, а, напротив, в открытую искал их - мало что бралось им на веру без доказательств. Очевидцы рассказывают, что Флиеру иной раз приходилось подолгу отдыхать после уроков с Плетневым. Однажды будто бы он сказал, что на одно занятие с ним расходует столько же сил, сколько тратит на два сольных концерта... Все это, впрочем, не мешало глубокой привязанности учителя и ученика. Может быть, даже наоборот, укрепляло ее. Плетнев был «лебединой песней» Флиера-педагога (ему не пришлось, к сожалению, дожить до самого громкого триумфа своего воспитанника); профессор говорил о нем с надеждой, восхищением, верил в его будущее: «Понимаете, если он сыграет в полную меру своих сил, вы действительно услышите нечто необычное. Такое нечасто встречается, поверьте мне - у меня достаточный опыт...» (Горностаева В. Споры вокруг имени // Сов. культура. 1987. 10 марта.) .

И еще об одном музыканте надо сказать, перечисляя тех, кому обязан Плетнев, с кем у него были достаточно продолжительные творческие контакты. Это - , по классу которого он закончил в 1979 году консерваторию, а затем ассистентуру-стажировку. Небезынтересно напомнить, что это талант во многом другой творческой конфигурации, нежели у Плетнева: его щедрая, открытая эмоциональность, широкий исполнительский размах - все это выдает в нем представителя иного артистического типа. Впрочем, в искусстве, как и в жизни, противоположности нередко сходятся, оказываются полезными и нужными друг другу. Примеров тому немало и в педагогическом обиходе, и в практике ансамблевого музицирования и т. д., и т. п.

Еще в школьные годы Плетнев принял участие в Международном музыкальном конкурсе в Париже (1973) и завоевал Гран-при. В 1977 году у него первая премия на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде. А потом последовало одно из главных, решающих событий его артистической жизни - золотой триумф на Шестом конкурсе имени Чайковского (1978). Отсюда и берет начало его путь в большое искусство.

Примечательно, что на концертную сцену он вышел практически законченным артистом. Если обычно в таких случаях приходится видеть, как подмастерье постепенно вырастает в мастера, ученик - в зрелого, самостоятельного художника, то с Плетневым подобного наблюдать не довелось. Процесс творческого повзросления оказался здесь как бы свернутым, спрятанным от посторонних взоров. Публика сразу познакомилась с вполне сложившимся концертантом - спокойным и расчетливо-точным в своих действиях, отлично владеющим собой, твердо знающим, что он хочет сказать и как это следует делать. Ничего художественно незрелого, дисгармоничного, неустоявшегося, по-ученически сырого не усматривалось в его игре - хотя было ему в ту пору всего лишь 20 с небольшим и сценическим опытом он практически не располагал.

Среди своих сверстников он заметно выделялся как серьезностью, строгостью исполнительских трактовок, так и на редкость чистым, духовно возвышенным отношением к музыке; последнее, пожалуй, располагало к нему больше всего... В его программах тех лет была знаменитая Тридцать вторая соната Бетховена - сложное, философски углубленное музыкальное полотно. И характерно, что именно этому сочинению довелось стать одной из творческих кульминаций молодого артиста. Публика конца семидесятых - начала восьмидесятых годов вряд ли забыла Ариетту (вторую часть сонаты) в исполнении Плетнева - юноша тогда впервые поразил в ней своей манерой произносить как бы вполголоса, очень веско и значительно, музыкальный текст. Кстати, подобная манера сохранилась у него и поныне, не утратив своего гипнотического воздействия на аудиторию (Есть полушутливый афоризм, согласно которому всех концертирующих артистов можно поделить на две основные категории; одним под силу хорошо сыграть первую часть Тридцать второй сонаты Бетховена, другим - вторую ее часть. Плетнев одинаково хорошо играет обе части; это действительно случается редко.) .

Вообще, оглядываясь на дебют Плетнева, нельзя не подчеркнуть: даже когда он был еще совсем юн, в его игре не было ничего легковесного, поверхностного, ничего от пустой виртуозной мишуры. При его отменной пианистической технике - элегантной и блестящей - никогда и ни в чем не давал он повода упрекнуть себя в чисто внешних эффектах.

Едва ли не с первых же выступлений пианиста критика заговорила о его ясном и рациональном уме. И действительно, отсвет мысли всегда отчетливо присутствует на том, что он делает на клавиатуре. «Не крутизна душевных движений, а ровность исследования » - вот что определяет, по мнению В. Чинаева, общий тонус искусства Плетнева. Критик добавляет: «Плетнев действительно исследует звучащую ткань - и делает это безукоризненно: высвечиваются все - до мельчайших деталей - нюансы фактурных сплетений, в слушательском сознании вырисовывается логика штриховых, динамических, формальных пропорций. Игра аналитического ума - уверенного, знающего, безошибочного» (Чинаев В. Спокойствие ясности // Сов. музыка. 1985. № 11. С. 56.) .

Когда-то в одном из интервью, опубликованных в печати, собеседник Плетнева сказал ему: «Вас, Михаил Васильевич, считают артистом интеллектуального склада. Взвешивают в данной связи различные «за» и «против». Интересно, что вы сами понимаете под интеллектом в музыкальном искусстве, в частности, исполнительском? И как соотносится интеллектуальное и интуитивное в вашей работе?»

«Сначала, если позволите, об интуиции, - ответил он. - Мне кажется, что интуиция как способность где-то близка к тому, что мы понимаем под художественно-творческой одаренностью. Благодаря интуиции - давайте назовем ее, если хотите, даром художественного провидения - человек может достигнуть большего в искусстве, нежели карабкаясь только лишь по горе специальных знаний и опыта. Примеров, подтверждающих мою мысль, достаточно много. Особенно в музыке.

Но, полагаю, вопрос надо бы ставить несколько иначе. Почему или одно, или другое? (А ведь, к сожалению, именно так и подходят обычно к проблеме, о которой мы говорим.) Почему бы не высокоразвитая интуиция плюс хорошие знания, хорошее понимание? Почему бы не интуиция плюс умение рациональным путем постигнуть творческую задачу? Хуже от такого сочетания никак не будет.

Иногда слышишь, что груз знаний может в известной мере отяготить творческую личность, приглушить в ней интуитивное начало... Я так не думаю. Скорее наоборот: знания и логические размышления придают интуиции силу, остроту. Поднимают ее на более высокую ступень. Если человек тонко чувствует искусство и одновременно обладает способностью к глубоким аналитическим операциям, он уйдет дальше в творчестве, нежели тот, кто полагается только на чутье.

Кстати, те артисты, которые мне лично особенно импонируют в музыкально-исполнительском искусстве, как раз и отличаются гармоничным сочетанием интуитивного - и рационально-логического, бессознательного - и сознательного. Все они сильны и своей художественной догадкой, и интеллектом.

Рассказывают, что, когда выдающийся итальянский пианист Бенедетти-Микеланджели гостил в Москве (это было в середине шестидесятых годов), его спросили на одной из встреч со столичными музыкантами - что по его мнению особенно важно для исполнителя? Он ответил: музыкально-теоретические знания. Любопытно, не правда ли? А что означают - в широком смысле слова - теоретические знания для исполнителя? Это и есть ведь профессиональный интеллект. Во всяком случае, сердцевина его...» (Муз. жизнь. 1986. № 11. С. 8.) .

Разговоры об интеллектуализме Плетнева ведутся, как отмечалось, достаточно давно. Можно услышать их и в кругах специалистов, и среди рядовых любителей музыки. Как заметил некогда один знаменитый писатель, бывают разговоры, которые, однажды начавшись, уже не прекращаются... Собственно, в самих этих разговорах не было ничего предосудительного, если только не забывать: речь в данном случае должна идти не о примитивно понимаемой «холодности» Плетнева (будь он просто холоден, эмоционально беден, ему нечего было бы делать на концертной сцене) и не о каких-то «умствованиях» его, а об особом мироощущении артиста. Особой типологии дарования, особом «способе» воспринимать и излагать музыку.

Что же касается эмоциональной сдержанности Плетнева, о которой так много разговоров, то спрашивается, стоит ли спорить о вкусах? Да, Плетнев закрытая натура. Эмоциональная строгость его игры может доходить порой чуть ли не до аскетизма - даже когда он исполняет Чайковского, одного из любимых своих авторов. Как-то, после одного из выступлений пианиста, в прессе появилась рецензия, автор которой употребил выражение: «косвенная лирика»,- это было и точно, и к месту.

Такова, повторим, художественная природа артиста. И можно лишь порадоваться, что он не «наигрывает», не пользуется сценической косметикой. В конце концов, среди тех, кому действительно есть что сказать , замкнутость не столь уж редка: как в жизни - так и на сцене.

Когда Плетнев дебютировал как концертант, заметное место в его программах занимали сочинения И. С. Баха (Партита си минор, Сюита ля минор), Листа (Девятая и Пятнадцатая рапсодии, Первый фортепианный концерт), Чайковского (Вариации фа мажор, фортепианные концерты), Прокофьева (Седьмая соната). В дальнейшем он с успехом играл ряд произведений Шуберта, Третью сонату Брамса, пьесы из цикла «Годы странствий» и Двенадцатую рапсодию Листа, «Исламей» Балакирева, «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, Большую сонату, «Времена года» и отдельные опусы Чайковского.

Нельзя не вспомнить о его монографических вечерах, посвященных сонатам Моцарта и Бетховена, не сказать о Втором фортепианном концерте Сен-Санса, прелюдиях и фугах Шостаковича. С большим интересом были встречены в сезоне 1986/1987 года Концерт ре мажор Гайдна, Сюита для фортепиано Дебюсси, прелюдии Рахманинова, соч. 23 и другие пьесы.

Настойчиво, с твердой целеустремленностью ищет Плетнев свои, наиболее близкие ему стилевые сферы в мировом фортепианном репертуаре. Пробует себя в искусстве разных авторов, эпох, направлений. В чем-то терпит и неудачи, но в большинстве случаев находит то, что ему нужно. Прежде всего - в музыке XVIII века (И. С. Бах, Д. Скарлатти), в венской классике (Гайдн, Моцарт, Бетховен), в некоторых творческих регионах романтизма (Лист, Брамс). И, разумеется, в сочинениях авторов русской и советской школы.

Дискуссионнее у Плетнева Шопен (Вторая и Третья сонаты, полонезы, баллады, ноктюрны и др.). Именно здесь, в этой музыке, начинаешь ощущать, что пианисту действительно не хватает временами непосредственности и открытости чувств; причем характерно, что в ином репертуаре и в голову не приходит говорить об этом. Именно тут, в мире шопеновской поэтики, неожиданно замечаешь, что Плетнев и вправду не слишком-то склонен к бурным сердечным излияниям, что он, выражаясь современным языком, не очень контактен, и что между ним и аудиторией постоянно существует некая дистанция. Если исполнители, которые, ведя музыкальный «разговор» со слушателем, словно бы на «ты» с ним; Плетнев всегда и только на «вы».

И еще существенный момент. Как известно, в Шопене, в Шумане, в произведениях некоторых других романтиков от исполнителя требуется нередко изысканно капризная игра настроений, импульсивность и непредсказуемость душевных движений, гибкость психологической нюансировки , короче, все то, что бывает свойственно лишь людям определенного поэтического склада. У Плетнева же, музыканта и человека, несколько иное... Не близка ему и импровизационность романтического толка - та особая свобода и раскованность сценической манеры, когда кажется, что произведение стихийно, чуть ли не спонтанно возникает под пальцами концертанта.

К слову, один из весьма уважаемых музыковедов, побывав однажды на выступлении пианиста, высказал мнение, что музыка у Плетнева «рождается сейчас, сию минуту» (Царёва Е. Создание картины мира // Сов. музыка. 1985. № 11. С. 55.) . Так ли? Не вернее было бы сказать, что как раз наоборот? Во всяком случае, куда чаще приходится слышать, что все (или почти все) у Плетнева заранее и тщательно продумано, организовано, выстроено. И затем с присущей ему точностью и последовательностью воплощено «в материале». Воплощено со снайперской меткостью, с почти стопроцентным попаданием в цель. Таков здесь художественный метод. Таков стиль, а стиль, известно, это человек.

Симптоматично, что Плетнева-исполнителя сравнивают иной раз с Карповым-шахматистом: находят нечто общее в характере и методологии их деятельности, в подходах к решению стоящих перед ними творческих задач, даже в чисто внешнем «рисунке» того, что создается ими - одним за клавиатурой рояля, другим за шахматной доской. Исполнительские трактовки Плетнева сопоставляют с классически ясными, стройными и симметричными построениями Карпова; последние в свою очередь уподобляют безукоризненным по логике мысли и технике выполнения звуковыми конструкциям Плетнева. При всей условности подобных аналогий, при всей их субъективности, они явно несут в себе нечто привлекающее внимание...

Нелишне добавить к сказанному, что художественная стилистика Плетнева вообще типична для музыкально-исполнительского искусства нашего времени. В частности, та антиимпровизационность сценических воплощений, на которую только что указывалось. Нечто похожее можно наблюдать в практике самых видных артистов сегодняшнего дня. В этом, как и во многом другом, Плетнев очень современен. Возможно, потому-то и возникают столь горячие споры вокруг его искусства.

Он обычно производит впечатление человека, всецело уверенного в себе - и на сцене, и в быту, в общении с окружающими. Одним это по душе, другим, бывает, не очень... В той же беседе с ним, фрагменты которой приводились выше, была затронута косвенным образом и эта тема:

Вы, конечно, знаете, Михаил Васильевич, что есть артисты, склонные в той или иной мере переоценивать себя. Другие, напротив, страдают недооценкой собственного «я». Не могли бы вы прокомментировать этот факт, причем хорошо бы под таким углом зрения: внутренняя самооценка артиста и его творческое самочувствие. Именно творческое

По-моему, все тут зависит от того, на каком этапе работы находится музыкант. На какой стадии. Представим, что некий исполнитель разучивает новое для себя произведение или концертную программу. Так вот, одно дело сомневаться в начале работы или даже в середине ее, когда находишься еще один на один с музыкой и самим собой. И совсем другое - на сцене...

Пока артист пребывает в творческом уединении, пока он еще в процессе труда, для него совершенно естественно не доверять себе, недооценивать сделанное. Все это лишь во благо. Но когда оказываешься на людях, ситуация меняется, и принципиально. Тут уже любые разновидности рефлексии, недооценки себя чреваты серьезными неприятностями. Подчас непоправимыми.

Есть музыканты, постоянно мучащие себя мыслями, что они чего-то не смогут, в чем-то оплошают, где-то сорвутся; и т. д. И вообще, мол, что им делать на сцене, когда в мире есть, скажем, Бенедетти Микеланджели... С подобными умонастроениями на эстраде лучше не появляться. Если слушатель, находящийся в зале, не ощущает уверенности в артисте, он невольно теряет уважение к нему. Тем самым (это хуже всего) и к его искусству. Нет внутренней убежденности - нет и убедительности. Сомневается, колеблется исполнитель - засомневается и аудитория.

В общем, я бы резюмировал так: сомнения, недооценка своих усилий в процессе домашней работы - и возможно большая уверенность в себе на эстраде.

Уверенность в себе, говорите вы... Хорошо, если эта черта в принципе присуща человеку. Если она в его характере. А если нет?

Тогда не знаю. Зато твердо знаю другое: всю предварительную работу над программой, которую готовишь для публичного показа, надо проделывать с предельной основательностью. Совесть исполнителя, как говорится, должна быть абсолютно чиста. Тогда приходит и уверенность. У меня, во всяком случае, именно так (Муз. жизнь. 1986. № 11. С. 9.) .

В игре Плетнева всегда обращает на себя внимание тщательность внешней отделки. Бросается в глаза ювелирная чеканка деталей, безукоризненная правильность линий, четкость звуковых контуров, строгая выверенность пропорций. Собственно, Плетнев не был бы Плетневым, если бы не эта абсолютная законченность во всем, что является делом его рук - если бы не это пленительное техническое мастерство. «В искусстве изящная форма - великое дело, особенно там, где вдохновение не прорывается бурными волнами...» (О музыкальном исполнительстве.- M., 1954. С. 29.) ,- писал некогда В. Г. Белинский. Он имел в виду современного ему актера В. А. Каратыгина, однако выразил закон универсальный, имеющий отношение не только к драматическому театру, но и к концертной сцене. И никто иной, как Плетнев - великолепное подтверждение этого закона. Он может быть более или менее увлечен процессом музицирования, может выступить более или менее удачно - единственное, чего он просто не может, это быть небрежным...

«Есть концертанты, продолжает Михаил Васильевич, в игре которых ощущается порой какая-то приблизительность, эскизность. То, смотришь, они густо «замажут» педалью технически трудное место, то артистически вскинут вверх руки, закатят глаза к потолку, отвлекая внимание слушателя от главного, от клавиатуры... Мне лично это чуждо. Повторяю: я исхожу из того, что в произведении, исполняемом публично, все должно быть доведено в ходе домашней работы до полной профессиональной завершенности, отграненности, технической безупречности. В жизни, в быту, мы уважаем лишь честных людей, не так ли? - и не уважаем тех, кто вводит нас в заблуждение. То же самое и на сцене».

С годами Плетнев все более строг к себе. Жестче делаются критерии, которыми он руководствуется в своей работе. Длительнее становятся сроки разучивания новых произведений.

«Понимаете ли, когда я был еще учеником и лишь приступал к концертной деятельности, мои требования к игре основывались не только на моих собственных вкусах, взглядах, профессиональных подходах, но и на том, что я слышал от своих учителей. В известной мере я видел себя сквозь призму их восприятия, судил о себе, исходя из их наставлений, оценок, пожеланий. И это было совершенно естественным. С каждым так бывает в пору учебы. Сейчас же я сам, от начала до конца, определяю свое отношение к сделанному. Это интереснее, но и сложнее, ответственнее.»

Плетнев сегодня неуклонно, последовательно продвигается вперед. Это заметно каждому непредубежденному наблюдателю, каждому, кто умеет видеть. И хочет видеть, разумеется. При этом неверным было бы думать, конечно, что путь его всегда ровен и прям, свободен от каких-то внутренних зигзагов.

«Я никак не могу утверждать, что пришел ныне к чему-то незыблемому, окончательному, прочно устоявшемуся. Не могу сказать: раньше, мол, я делал такие-то или такие-то ошибки, зато теперь уж все знаю, понимаю и ошибок более не повторю. Разумеется, какие-то заблуждения и просчеты прошлого становятся для меня очевиднее с годами. Однако я далек от мысли, что не впадаю сегодня в другие заблуждения, которые дадут знать о себе позже».

Возможно, именно непредсказуемость развития Плетнева-художника - те неожиданности и сюрпризы, сложности и противоречия, те приобретения и потери, с которыми сопряжено это развитие,- и вызывает повышенный интерес к его искусству. Интерес, доказавший свою прочность и устойчивость как у нас в стране, так и за границей.

Разумеется, не всеми Плетнев одинаково любим. Нет ничего естественнее и понятнее. Выдающийся советский прозаик Ю. Трифонов когда-то говорил: «По-моему, писатель, не может да и не должен нравиться всем» (Трифонов Ю. Как слово наше отзовется...- М., 1985. С. 286.) . Музыкант - тоже. Но вот уважают Михаила Васильевича практически все, не исключая и абсолютного большинства его коллег по сцене. Нет, наверное, показателя более надежного и верного, если вести речь о действительных, а не мнимых достоинствах исполнителя.

Уважению, которым пользуется Плетнев, во многом способствуют его грампластинки. Он, к слову, из тех музыкантов, которые не только не проигрывают в записи, но порой даже выигрывают. Прекрасное подтверждение тому - диски, запечатлевшие исполнение пианистом нескольких сонат Моцарта («Мелодия», 1985), си-минорной сонаты, «Мефисто-вальса» и других пьес Листа («Мелодия», 1986), Первого фортепианного концерта и «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова («Мелодия», 1987). «Времен года» Чайковского («Мелодия», 1988). Перечень этот при желании можно было продолжить...

Помимо главного в своей жизни - игры на рояле, Плетнев еще и сочиняет, дирижирует, преподает, занимается другими работами; словом, возлагает на себя многое. Теперь, правда, он все чаще задумывается о том, что нельзя постоянно работать только на «отдачу». Что необходимо время от времени притормозить, оглянуться вокруг, воспринять, ассимилировать...

Родился 14 апреля 1957 года в Архангельске в семье музыкантов. Учился в музыкальной школе при Казанской консерватории, затем в ЦМШ при МГК имени П. И. Чайковского у Е. М. Тимакина.

С 1974 года по 1979 год обучался в Московской консерватории в классе профессора Якова Флиера, впоследствии в классе профессора Л. Н. Власенко, в 1981 году закончил аспирантуру.

С 1996 года живёт в Швейцарии. Владеет недвижимостью и рестораном в Таиланде.

Профессиональная деятельность

После победы на VI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского началась интенсивная концертная деятельность пианиста. Он выступал по всему миру с сольными программами и вместе с известнейшими оркестрами Европы и Америки - Филармоническими оркестрами Берлина, Лондона, Израиля, Мюнхена, Чехии, играл под управлением выдающихся дирижёров современности - Клаудио Аббадо, Бернарда Хайтинка, Лорина Маазеля, Зубина Меты, Курта Зандерлинга, Неэме Ярви. Плетнев считается одним из лучших в мире интерпретаторов музыки Чайковского.

В 1980 году дебютировал как дирижёр.

Является основателем и художественным руководителем Российского национального оркестра.

Выступает в качестве приглашённого дирижёра с такими ведущими музыкальными коллективами - Филармонические оркестры Лондона, Токио, Лос-Анджелеса и другими.

С 15 февраля 2006 года - член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

С 2007 года участвует в ежегодном международном фестивале «Crescendo».

Репертуар и записи

В 2007 году осуществил (в качестве дирижёра-постановщика) в Государственном академическом Большом театре России постановку оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».

В качестве пианиста записал сочинения Людвига ван Бетховена (все фортепианные концерты), Эдварда Грига, Ференца Листа, Феликса Мендельсона, Вольфганга Амадея Моцарта, Модеста Мусоргского, Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Фредерика Шопена.

Как дирижёр записал сочинения Людвига ван Бетховена (все симфонии), Сергея Рахманинова (все симфонии), Николая Римского-Корсакова, Сергея Танеева, Петра Чайковского (все симфонии), Дмитрия Шостаковича, Родиона Щедрина.

Некоторую известность завоевали выполненные Плетнёвым фортепианные транскрипции фрагментов трёх балетов Чайковского.

Премии, награды и звания

  • В 1973 году, в возрасте 16 лет, удостоен Гран-при на Международном юношеском фортепианном конкурсе в Париже.
  • В 1977 году - первая премия на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде.
  • В 1978 году - первая премия и Золотая медаль VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
  • 1978 год - премия Ленинского комсомола - за высокое исполнительское мастерство
  • 1982 год - Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки - за концертные программы (1978-1981)
  • 1979 год - заслуженный артист Удмуртской АССР
  • 1989 год - народный артист РСФСР
  • 7 декабря 1993 года - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1993 года - за концертные программы Российского национального симфонического оркестра последних лет
  • 27 мая 1996 года - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года - за создание и исполнение на юбилейном музыкальном фестивале «Альфред Шнитке фестиваль» (1994 год, г. Москва) Третьей и Четвертой симфоний, Концерта для альта с оркестром, Концерта № 2 для виолончели с оркестром, Кончерто гроссо № 5, трех духовных хоров («Богородице Дево радуйся», «Иисусе Христе» «Отче наш»), кантаты «История доктора Иоганна Фауста»
  • 30 мая 1997 года - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени - за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
  • 30 января 2002 года - премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года
  • В 2005 году - премия Grammy - за лучшее исполнение камерной музыки.
  • 9 июня 2006 года - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2005 года - за выдающееся исполнительское мастерство и новаторство в области музыкального искусства, открывшие новую страницу в отечественной и мировой культуре
  • 13 апреля 2007 года - орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность
  • Удостоен независимой российской премии «Триуф», а также Европейской культурной премии.

Фильмография

  • 2005 - «Высокая музыка в сердце России» - документальный фильм о волжском туре оркестра, 2005 г., 39 мин., режиссёр Никита Тихонов

Инцидент в Таиланде

6 июля 2010 года был задержан в Таиланде по подозрению в растлении малолетних, отпущен под залог. По сообщению СМИ, 7 июля Плетнёву были предъявлены обвинения в изнасиловании 14-летнего мальчика. Сам Плетнёв все обвинения отрицал. 3 декабря 2010 года дело против Михаила Плетнёва было закрыто. 28 декабря прокуратура Таиланда обнародовала заключение об отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела против Плетнёва.

Пианист Михаил Плетнев благодаря своему многолетнему упорному труду и таланту стал одним из самых титулованных музыкантов России. Проявил себя Плетнев и как успешный дирижер, под его руководством был создан Национальный оркестр России. Впоследствии множество ценителей искусства классической музыки назвали его одним из лучших в мире.

Биография Михаила Плетнева

Михаил Васильевич Плетнев родился в семье музыкантов. Мать была пианисткой, а отец работал концертмейстером в консерватории. Именно поэтому все его детство, которое он провел в Казани, было неразрывно связано с музыкой.

В возрасте 7 лет родители отдали Михаила учиться игре на фортепиано в музыкальную школу при городской консерватории. А когда ему было 13 лет, семья перебралась в Москву. Плетнев сразу же продолжил обучение искусству игры на пианино в новой музыкальной школе.

Спустя 3 года, в свои 16 лет Плетнев становится победителем Гран-При Международного конкурса в Париже. На следующий учебный год Плетнева приняли в консерваторию Москвы. Его наставниками стали Флиер и Власенко.

Еще до окончания консерватории Михаил побеждает еще в двух важных конкурсах: всесоюзном и московском международном.

По окончании консерватории в 1979 году Плетнев без раздумий идет в аспирантуру. Два года спустя Михаил наравне с бывшим наставником Власенко преподает игру на фортепиано собственному классу.

В 1980 году пианист выступил в роли дирижера, а в 1981 к Михаилу пришла настоящая известность на родине. Он успешно выступает сольно на государственном концерте. После его интерпретаций классических произведений критики мирового класса называют пианиста настоящим виртуозом.

Следующие 10 лет пианист гастролирует, выступает как сольно, так и под руководством знаменитых дирижеров. А в 1990 Михаил основывает благотворительный фонд, целью которого стало возрождение классической музыки в России. На собранные средства Плетнев создает собственный независимый симфонический оркестр, которым лично дирижирует.

С 2006 года Михаил занимается своим фондом поддержки национальной культуры.

За свои творческие успехи и популяризацию классической музыки пианист удостоен ордена «За заслуги перед отечеством» 4 и 3 степени, а также звания народного артиста.

«Самые громкие скандалы 2010»: прилюдный стриптиз, измены и шпионские страсти

Личная жизнь Михаила Плетнева

Подробности личной жизни пианиста тщательно им скрываются. Известно лишь, что Плетнев не был женат. Детей у него также нет.

В период с 1996 года исполнитель и композитор, проживая в Таиланде, несколько раз обвинялся в растлении несовершеннолетних мальчиков. Открыто были выдвинуты обвинения в адрес Плетнева в 2010 году после задержания в его доме преступника Бунпхасонга. Тот практически открыто занимался поставкой мальчиков для публичных домов и съемкой детской порнографии.

Во время допроса Бунпхасонг рассказал, что Михаил был одним из его клиентов. Однако по результатам обыска в доме музыканта доказательств преступлений не нашли. Плетнева отпустили под залог, однако через 2 дня после инцидента в полицию Таиланда обратились опекуны 14-летнего мальчика. Они обвиняли Плетнева, который учил музыке школьников, в растлении их ребенка. Но суд, несмотря на тяжесть обвинения, позволил Музыканту за дополнительный залог выехать из страны.

Со слов самого Плетнева, он был знаком с Бунпхасоном как с художником. А все обвинения в его адрес выдвигались исключительно для получения от артиста откупа.

Вскоре суд Таиланда снял все обвинения с пианиста, но этот скандал все же существенно повлиял на карьеру музыканта. Работать с ним отказались несколько международных симфонических оркестров.

Слухи о криминальном пристрастии пианиста не утихают. В прессе всплывала информация о растлении им мальчика в Японии. Это обвинение было снято с Плетнева из-за отсутствия доказательств. Но и в России во время спецоперации по ликвидации детской порностудии имя музыканта фигурировало в деле.