«Культ семьи - национальная идея Беларуси. Семьи белоруссии Семья и брак в белоруссии библиография

I. Кризисные явления современной белорусской современной семьи. Отношение к браку

II. Методологическая часть

Список литературы

I. Кризисные явления современной белорусской современной семьи. Отношение к браку

Анализ проблемной ситуации:

Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье. Конечно, этот процесс изменения ее состоит в связи с изменением всей остальной общественной жизни. Нередко замечаются некоторые кризисные явления, происходящие с семьей.

Проблема:

уход от старых семейных традиций, формирование новых измененных отношений в семье по мере того, как изменяются основы современного общества.

Аспекты проблемы:

все быстрее и быстрее растущий процент разводов и "разлучений от стола и ложа";

уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами "законного брака";

рост "внебрачных" союзов мужчины и женщины;

падение рождаемости детей;

освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимных отношений;

уничтожение религиозной основы брака;

все более и более возрастающая роль государства (государственных органов) в воспитании детей и охране семьи и брака.

Цель исследования:

Проанализировать причины ослабления семьи и признаков падения ее современных "устоев".

Задачи:

Выявить кризисные моменты, влекущие за собой разложение и ослабление белорусской семьи.

Проанализировать процентное соотношение между числом зарегистрированных браков и разводов.

Раскрыть понятие брак (официально зарегистрированный и фактический).

Рассмотреть влияние церкви на брачные и семейные отношения.

Указать на ослабление функций семьи. Роль матери и отца в воспитании детей.

Проследить, как осуществляется охрана и брака государством.

Объект: белорусская семья как социальный институт.

Предмет: проблема семейно-брачных отношений.

Интерпретация основных понятий.

Ключевым понятием в данном исследовании является термин "брак".

БРАК - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Беларуси признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах).

Следует различать некоторые формы брака.

ГРАЖДАНСКИЙ БРАК - брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. Иногда гражданским браком называют также фактический брак.

ЦЕРКОВНЫЙ БРАК - в православии одно из таинств, брак, заключенный в церкви по религиозным обрядам.

ФАКТИЧЕСКИЙ БРАК - фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке.

Понятие "брак" неразделимо с понятием "семья". Но семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Существует множество определений понятия "семья". Следующая интерпретация наиболее точно раскрывает его суть.

Семья - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляет воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семью создают отношения родитель-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь ввиду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства.

Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. С социологической точки зрения, правильнее за основу брать наиболее распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений - основной тип семьи, а те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами. Данное уточнение связано с тем, что в последние годы в социологии семьи на Западе и в нашей стране стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству, и даже партнерству или сожительству.

Системный анализ.


БЛОК-СХЕМА

Дальнейшее существование семьи в современных принудительных формах становится весьма трудным. Выделение основных аспектов проблемы служит признаком падения современных "устоев" семьи, применительно же к факту ослабления семейной связи оно является неопровержимым доказательством.

Одним из проявлений кризиса семьи является - развод. В нашей стране наряду со свободой брака существует и право супругов на развод. По статистике ежегодно расторгалось примерно 1,5% от их общего количества всех браков и образовывалось 2788 тысяч новых семей. Таким образом, соотношение между браками и разводами составляет примерно 3:

1. Но этот показатель различен в зависимости от места жительства и возраста людей. Так в больших городах разводов приходится больше чем в сельской местности.

По мере роста числа разводов возможность того, что они будут компенсированы повторным браком, становится всё меньшей. Лишь 10-15% женщин с детьми повторно выходят замуж. В результате увеличивается количество неполных семей.

Так, используя данные последних десяти лет видим: 1990г. - 99229 зарегистрированных браков, 1995 г. - 77027, 2000 г. – 62485 г., 2009 г. - 90444.

Число разводов: 1990 г. - 34986, 1995 г. - 42119, 2000 г. - 43512, 2009 г. - 40164.

При этом уделяется не малое значение возрасту вступления в брак. Средний возраст мужчин и женщин, желающих вступить в брак возрастает. Статистические данные такие: в 90-м - 24,2, в 2000г. - 25,0, 2009г. - 25,9 лет. Для женщин: 90-й год - 22,5, 95г. - 22,1, 2000г. - 22,8, 2009г.23,8 года. Отмечается также и то, что возраст повторного вступления в брак также возрастает. На это воздействуют в первую очередь экономические, социальные факторы, влияние общественного мнения, формируемого с изменением жизни всего государства.

Одновременно и причиной ослабления семьи, и в то же время признаком ее распада служит факт уменьшения деторождения в браке. Иметь детей и быть отцом и матерью для семьи до сих пор было нормой. Семья без детей была исключением, чем-то ненормальным. Что же наблюдается в последние десятилетия? Рождаемость постепенно падает. В "моду входят" "бездетные" браки, иметь детей считается теперь "неудобным и непрактичным" по целому ряду соображений: говорят в этих случаях и о трудности жизни, и о материальных и экономических заботах, и о том, что дети - "роскошь", стоящая весьма дорого, и о трудности их содержания, воспитания, обучения. Мотивы приводятся разные. Но, как они ни разнообразны, факты остается фактом: процент брачной рождаемости падает.

Потеря религиозной основы брака и семьи имеет громадное значение. То, что раньше было божеским установлением, стало обычным человеческим учреждением; то, что раньше окружено было ореолом святости, превратилось в дело рук человеческих; посягательство на брак, раньше бывшее грехом и преступлением, теперь стало вопросом житейского удобства. Разрыв или осквернение брака прежде означали оскорбление божественного установления и заповедей, теперь превратились в обычное явление. Если раньше трудно было решиться на разрыв, то теперь все лишние препятствия пали. Говоря коротко, исчезновение религиозного характера брака дало возможность более легко и лишь с точки зрения удобства рассматривать и относиться к нему. Благодаря гражданскому браку исчез один из рычагов, ранее принуждавших более строго и серьезно относиться и уважать "от Бога данную" связь.

Падение родительской власти над детьми - такова та основная черта, которой характеризуется история взаимоотношений родителей и детей. Если раньше семья была единственной или главной воспитательницей, школой и опекуном, то теперь эта роль семьи должна исчезнуть. И действительно, на наших глазах мы видим, как государство мало-помалу отнимает у семьи ее воспитательные, учительские и опекунские функции и берет их в свои руки. Раньше все это принадлежало семье; теперь государство берет это на себя. Раньше последнее не вмешивалось в хозяйничанье родителей, теперь все больше и больше врывается в эту сферу, требует у родителей отчета, накладывает на них ряд обязанностей и говорит: "это ты не можешь делать, это не имеешь права, то-то должен делать" и т.д.

Гипотезы:

Социально-экономическое развитие страны влияет на изменение семейно-брачных отношений и их формы.

В современном обществе происходит трансформация функций семьи и появлению новых.

Женщина, получив равные права с мужчиной, меняет свое поведение по отношению к семье и воспитанию детей.

Государство, беря на себя опеку над семьей, освобождает родителей от исполнения некоторых функций, что имеет ряд положительных и отрицательных сторон.

II. Методологическая часть

2.1 Обоснование выборочной совокупности

Выборка по исследованию носит объективный невероятностный характер, так как построена с определенной целью - изучить отношение к браку у населения республики старше 18 лет. Лица старше 18 лет могут более адекватно обосновать свою позицию, так как более вероятно, что они приближены к периоду брачного выбора в отличие от несовершеннолетних граждан. Поэтому генеральная совокупность взята в количестве 8 137 000 человек. По характеру изменения единицы отбора выборка будет многоступенчатой. Разделение идет по типу населенного пункта (город, сельская местность), где проживает данный респондент. исходя из этого добавляется разделение и по полу и по возрасту (от 18 до 29, от 30 до 49, от 50 и старше). Мужчины и женщины, как правило, имеют разные точки зрения, касающиеся данной темы. Также различия наблюдаются у старшего (состоящих в браке продолжительное время) и младшего поколений (недавно вступивших в брак или еще нет). По способу отбора выборка независимая (переменная).

Проведя необходимые статистические расчеты, выборочная совокупность составила 1536 человек. Для проведения опроса городских жителей понадобится взять случайно отобранных 1140 человек, из сельской местности - 396 человек; 768 женщин и столько же мужчин. Данные приведены ниже в таблице.


Выборочная совокупность основана на статистических данных, полученных при переписи населения Беларуси с 08.10.2009г. по 02.11 2009г. Данные получены по состоянию на 00: 00 часов 02.11 2009г.

Уважаемый респондент, предлагаем вам ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым с целью изучения отношения к браку . Нас интересует Ваше отношение к данной проблеме. Анкета проводится анонимно.

Инструкция к заполнению анкеты.

Прочтите различные варианты ответов, затем отметьте любым условным обозначением вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. Кроме того Вы можете предложить ответы непредусмотренные в анкете.

Ваш возраст

Ваше семейное положение

Женат (замужем)

Холост (не замужем)

Разведен (а)

Вдовец (вдова)

Где Вы проживаете?

областной центр

районный центр

городской поселок

Отдаете ли Вы предпочтение "гражданскому" (фактическому без регистрации в государственных органах) браку?

Как Вы считаете, в каком возрасте нужно вступать в брак мужчине?

После 30 лет

Как Вы считаете, в каком возрасте нужно вступать в брак женщине?

После 30 лет

I. В каком возрасте Вы вступили в брак? __________

II. В каком возрасте планируете вступить в брак? ___________

Как Вы относитесь к вступлению в брак в раннем возрасте (до 18 лет)?

Очень хорошо

Скорее хорошо, чем плохо

Очень плохо

Скорее плохо, чем хорошо

Затрудняюсь ответить

Что Вы считаете главным при выборе партнера для создания семьи?

Вероисповедание

Личные качества. Если да, то какие? __________

Материальное положение

Национальность

Социальное положение

Уровень образованности

Другое ___________

Что Вы вкладываете в понятие "счастливый брак"? (выберите не более 5 вариантов ответа)

Взаимопонимание

Гармоничные сексуальные отношения

Наличие детей

Независимое материальное положение

Отдельное проживание от родителей

Совместное времяпровождение

Уважение

Другое ____________

Считаете ли Вы важным сегодня обряд венчания?

Затрудняюсь ответить

Как Вы считаете, кто должен быть главой в семье?

Супруги должны быть равноправны

Как Вы считаете, должен ли мужчина зарабатывать больше чем женщина?

Не всегда

Имеете ли Вы детей? (если не нет, переходите к вопросу №17)

Сколько у Вас детей?

Более 3-ех

Как Вы считаете, может ли наличие детей спасти семью от развода?

Затрудняюсь ответить

Кто из членов Вашей семьи больше времени уделяет воспитанию детей?

Бабушки и (или) дедушки

Старшие братья, сестры

Другие родственники______________

Отметьте по 5-бальной шкале на каком уровне, на Ваш взгляд, осуществляется взаимосвязь "семья-государство"? (большему значению соответствует больший уровень шкалы)


Спасибо Вам за откровенные ответы.

Список литературы

1. Кодекс РБ о браке и семье: симв. и доп. По состоянии на 1 авг. 2009г. - Минск: НАЦ. Центр правовой информ. РБ, 2009г.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) от 24 ноября 1996г. Мн. 2003г.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Медков. Социология семьи. М. 1996г.

4. Антонов А.И. Семья: функции, структуры, теории семейных изменений // Основы социологии. М., 1994г.

5. Вольфсон С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М., 1937г.

6. Ковалевская И.А. Трансформация понятия "гражданский брак". Архангельск, 2009 г.

7. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1998.

8. Смелзер Н. Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992, с. 79.

9. Бокун Н.Ч. Методы выборочных обследований. Мн., 1997г.

10. Мучник И.Б., Петренко Е.Э. Территориальная выборка в социологических исследованиях. М. 1980г.

В Международный день семьи МБФ «Семья - Единение - Отечество» выдвинул на всенародное и международное обсуждение концепцию «Культ семьи - национальная идея Беларуси» . Председатель Правления фонда Владимир Всеволодович Грозов отмечает, что святость семьи должна лежать в основе национальной идеологии Беларуси . Сегодня публикует текст этой концепции.

Семья, как основной элемент общества

Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа.

Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие и крепость семьи - вот мерило развития и стабильности страны.

Мировые вызовы институту брака и семьи

Проблемы кризиса семьи и связанные с ними демографические проблемы находятся в настоящее время в центре внимания мировой общественности, всех международных государственных, социальных и политических институтов.

Недавние исследования американских ученых показывают, что происходит за последние 50 лет с институтом семьи. Эти данные ни кого из здравомыслящих людей нашей планеты не оставляют равнодушными.

Уменьшилось количество людей, находящихся в браке - с 72% до 52%. Увеличилось количество разведенных - с 5% до 20 %, в отдельных странах до 50%. Возросло количество лиц никогда не вступавших в брак - с 14% до 27%. Количество женщин, родивших детей, будучи незамужними - с 5% до 41%

Ослабевание института семьи приводит к росту спроса на миграцию, увеличению и омоложению преступности. Увеличивается число детей, воспитывающихся вне семьи или в неполной семье.

Появляются новые «социальные вирусы» - мода на бездетность (течение чайлдфри), мода на игрушечных детей как на стильный аксессуар (реборны). Понятие гражданских прав разрослось до таких широт, что слилось с узаконенным убийством под названием «право на смерть» не только таким как внутриутробный аборт при нежелательной беременности или в результате перинатальной диагностики, но и таким как эвтаназия. В настоящее время уже предлагается послеродовой аборт больных младенцев, и даже младенцев, угрожающих благосостоянию семьи.

Отвержение либеральной философией значимости морально-этических проблем постепенно ведет к ориентации науки лишь на коммерческое использование результатов, вследствие чего процветает фетальная терапия и фетальная косметология, а по сути, каннибализм. Активная популяризация методов ЭКО и суррогатного материнства, прикрываясь заботой о лечении бесплодия, на самом деле в большей степени является «пространством» для экспериментирования над природой человека, что ведет к коммерциализации женской половой сферы (биологической проституции), обесцениванию жертвенной, в первую очередь, материнской любви, угасанию материнского инстинкта и, в конечном итоге, обесцениванию человеческой жизни.

Либерализация в области сексуальной морали привела к увеличению сексуальных девиаций, всплеску сексуального насилия, к снижению возраста сексуального согласия во многих странах и имеет своей целью легализацию педофилии. Болезненная сексуальность, стремясь выхолостить понятие брака как союза между мужчиной и женщиной, привела к узакониванию однополых браков в таких некогда христианских католических странах, как Англия и Франция. Кризис традиционной семьи переживает Америка, не остались в стороне страны Азии и Африки.

Однако перечисленные выше социальные трансформации не только приводят к разрушению устоев всего общества, но и оказывают сильнейшее влияние на развитие различных психических отклонений в отдельных людях, о чем свидетельствует рост количества суицидов и фактов террористической агрессии в обществе.

Не подлежит сомнению значение семьи для душевного и духовного развития человека, его становления как полноценной личности во всех культурах и странах.

Состояние семейных отношений в Беларуси

Глобализация несет новые угрозы институту семьи. Неправильные с точки зрения традиционной морали формы семейных отношений, созревшие в посторонней культурной среде, проникают и в белорусское общество.

Государство, понимая необходимость защиты и укрепления семьи от внутренних и внешних вызовов и угроз, принимает необходимые меры.

В 2011 году была принята «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы». Одна из основных задач Национальной программы - укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций. Принятие программы свидетельствует об озабоченности государства состоянием семейных отношений в стране.

Обществу есть о чем бить тревогу. Всего в 2012 году в Беларуси расторгнуто 39 тысяч браков - на 450 больше, чем в 2011году. На 1000 человек населения пришлось 4,1 развода.

Среди расторгнутых браков наибольший удельный вес более 40% приходится на возраст 25-34 года, то есть на наиболее репродуктивный возраст. В прошлом году около 58% разведенных семейных пар имели несовершеннолетних детей.

Отношение к семейным устоям характеризуется данными, которые показывают, сколько приходится разводов к числу заключенных браков. В 2012 году данное соотношение сложилось, к сожалению, не в пользу брачности: оно увеличилось до 512 разводов на 1000 заключенных браков по сравнению с 445 в 2011 году.

Сельские семьи являются более устойчивыми: в минувшем году в городских поселениях на 1000 заключенных брачных союзов пришлось 528 разводов, в сельской местности - 435 разводов.

По мнению зам. премьер-министра Беларуси А.А. Тозика, курирующего социальную сферу, нужно принять все необходимые меры для того, чтобы остановить депопуляцию нации: «Если мы этого не сделаем, то спрашивается, какой смысл в том, что мы с вами корячимся, если через 200 лет может не быть нашего народа». Выступая 16.02.2011 в Палате представителей он заявил: «При этом семья должна стать культом... все это должно быть для нас глобальной задачей, над которой должны работать руководители всех уровней».

В год, объявленный в Беларуси, Годом бережливости, мы понимаем, что семья, дети нуждаются сейчас в самом бережном отношении со стороны общества и государства.

Многолетний опыт реализации программы «Семья - Единение - Отечество» утвердил нас в понимании, что, только мобилизуя весь народ на спасение семьи, мы сможем остановить демографическую угрозу исчезновения нашего самобытного народа - хранителя лучших духовных традиций славянской цивилизации.

Необходимость национальной идеи

Без высокой, достойной, объединительной идеи не может существовать ни человек, ни нация. Национальная, общенародная идея мобилизует внутренний, до поры до времени скрытый, потенциал народа на исторические свершения. Глубоко осознанный национальный идеал мобилизует народ, открывает ему смысл жизни, который выше будничных забот и борьбы за существование, который соединяет с прошлым, оправдывает настоящее и открывает будущее. Национальная идея выражает природу и характер народа, оформляет смысл его бытия. Такой идеей может стать идея возрождения традиционной крепкой, по возможности многодетной семьи, укрепления семьи, как центра всех наших объединенных усилий.

В чем Беларусь может быть реальным мировым лидером? Она сможет стать лидером в сохранении традиционных семейных ценностей, лидером в сохранении, поддержке и укреплении института семьи, в решении демографических проблем. Почему именно Беларусь? Потому что, национальная сплоченность, единение, коллективизм (общинность, соборность - исходные понятия) - национальная уникальность Беларуси, прошедшая испытание временем. Традиция - это живое духовно-материальное единство бывших, настоящих и будущих поколений. Охранительство и творческое развитие семейных традиций будут способствовать дальнейшему сплочению белорусского народа.

Семья - колыбель и хранительница нравственности

Мировой опыт показал, что отступление от национальных духовно-нравственных традиций приводит к деградации общества и, как следствие, к утрате независимости и национальным катастрофам.

Издревле процветание семьи строилось на традиционных ценностях.Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории.

Возникает насущная необходимость описания и представления нашего национального семейного идеала. Следующий шаг - выработка путей к его восстановлению в сознании и в жизни нынешнего поколения.

Семья , в нашем понимании, это - союз мужчины и женщины, основанный на любви и браке, в котором воспитываются дети, связанный общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью и взаимопомощью, крепкими родственными отношениями и традициями с предыдущими поколениями. Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении»

Целью семейного союза между мужчиной и женщиной является достижения семейного счастья - возрастание в любви, гармоничные отношения, согласие и радость в воспитании детей, на основе нравственных ценностей, единодушие в понимании духовного смысла брака.

Семейные традиции - это уважение к наследию предков, по отцовской и материнской линии, сформировавшееся в определенной культурно-исторической, территориальной, природной среде, открытость и уважение к культуре и взглядам других, предание, передача духовного, культурного и социального наследия, передающегося от поколения к поколению, сохраняющееся в семьях. Сохранение преемственности поколений. Это любовь к своему народу, роду, к своим предкам, к родной природе и земле.

Национальный идеал семьи - это идеал большой, многодетной крепкой семьи, отношения в которой построены на христианских ценностях веры, надежды и любви. Нравственная чистота, целомудрие, святость и крепость семьи охранялась многовековой мудростью наших предков и передавалась от поколения к поколению. Из народного отношения к семье и образовались традиционные семейные ценности.

Многодетность - чадолюбие, любовь к детям, желание иметь много детей, потребность заботиться, воспитывать и развивать их, воспитание в каждом ребенке христианина, гражданина, семьянина, национальная семейная традиция, символ семейственности и семейного счастья.

Семейный духовный союз между мужем и женой не достигает своей полноты без детей. Дети являются не только биологическим, но и духовным продолжением мужа и жены

Мы размышляли, как возродить в молодом поколении национальный идеал семья, как сохранить и передать следующим поколениям национальные семейные традиции, как остановить разрушение нравственных устоев общества, и пришли к выводу для мобилизации всех здоровых сил белорусского общества, нашей национальной идеей должен стать культ семьи.

Мы видим культ семьи, как принятое и очерченное обществом сакральное пространство - священное, святое обладание которым ставит семью в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения.

Во времена нынешних тяжелых испытаний на прочность семьи, как брачного духовного и социального союза между мужчиной и женщиной, союза утвержденного Богом, семья просто обязана стать общенародным культом. Культом нравственным, а не религиозным. Христианское вероучение всегда призывало и призывает нас хранить и оберегать святость семьи, как малой церкви. Все верующие люди, думаем, нас поддержат, так как во всех традиционных религиях воспитывается благоговейное отношение к семье.

В эпоху масштабных социально-экономических преобразований крепкая, традиционная семья создает еще неосознанный многимисоциальный капитал - это нравственные общественные отношения.

Гражданами мы становимся в обществе, подданными - в государстве, а людьми - в семье. Любовь к Родине и Отечеству зарождается в нас от любви к матери и отцу. В семье мы приобщаемся к родному языку, обучаемся правилам поведения, осваиваем культуру быта. Все это имеет не только духовную и моральную общественно-полезную ценность, но и ценность социально- экономическую.

Сколько стоит нравственность? Почему укрепляя нравственные основы семьи, мы укрепляем государство и экономику.

Еще никогда в истории человечества борьба за человеческие души, за ценностные ориентиры не проходила так изощренно и коварно, как в наши дни. Если соизмерять людские потери из-за ложных ценностных установок, из-за утери нравственности, то можно с уверенностью сказать, идет мировоззренческая демографическая война, проявляющая себя во всех сферах жизни современного общества. Управляющие трансконтинентальных монополий, ради корысти и наживы в условиях обладания мощными ресурсами и скоростями информационного века способны на колоссальные деструктивные действия против интересов общества, государства, нравственности и культуры. Другими словами, финансовые, организационные, научно-технические ресурсы нашего времени дали «злым людям» такие возможности и явили миру примеры такого разрушения, что стало очевидным - не наука и технологии, а нравственные качества людей сегодня главный капитал любой страны, который в огромной степени определяет направления развития социальной и инженерно-технологической сферы. И, в связи с этим, роль духовно-нравственного сознания и морали в современном глобализирующемся мире возрастает, они становятся реальным фактором процветания или упадка народов и государств, фактором национальной и стратегической безопасности.

Давайте ответим себе на важный для нас вопрос. Сколько стоит нравственность, основы которой закладываются в семье? Понимание этих вопросов очень необходимо сейчас всем людям, всем странам, переживающим цивилизационный кризис института семьи.

Сначала определимся, что мы понимаем под нравственностью. Под нравственностью мы понимаем нормы и правила поведения человека, основывающиеся на духовных и душевных внутренних его качествах, на признанных человеком идеалах добра, справедливости, долга и чести. Для верующего человека - это жизнь по Божьим заповедям.

Здесь уместно напомнить мысль Владимира Соловьева . Нет, и не было в человечестве такого низменного состояния, в котором материальная необходимость добывания жизненных средств не осложнялась бы нравственным вопросом: общество и в своей хозяйственной жизни должно быть организованным только осуществлением добра.

Еще классики экономической науки У. Петти, Адам Смит, Дж. Кейнс стремились установить, как добро и зло, свойственные природе человека, их моральные нормы влияют на экономическую деятельность и общественные отношения.

У. Петти выразил это так: «...нет идеи более опасной, нежели неверие в бессмертие души, поскольку она превращает человека в животное, она лишает его совести и страха перед совершением какого угодно злого дела, если он только может избежать наказания со стороны человеческих законов,...эта идея делает людей добычей всех дурных помыслов и желаний, которые не могут быть известны другим людям». Свидетельством взаимосвязи нравственных и экономических проблем можно считать и тот факт, что Адам Смит начал свою научную деятельность как профессор нравственной философии, т. е. теории морали. «Теории нравственных чувств» - первая книга великого экономиста.

Давайте посмотрим на экономическую оценку нравственности с практической стороны, будем исходить из «оценки ущерба» причиняемого безнравственным поведением и оценки «затрат на защиту» от угроз безнравственного поведения.

Есть в юриспруденции много методик по оценке причиненного ущерба. Какой только ущерб не оценивается. Например «Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира или нарушения их среды обитания». А методик оценки вреда и исчисления размера ущерба от безнравственных действий по уничтожению и самоуничтожению «венца природы» - человека не существует. Сделаем такую попытку определить порядок оценки вреда обществу от безнравственного поведения человека и последствий этого вреда. Понятие «вред» включает в себя прямые и косвенные потери, а также убыток.

Прямые потери - гибель и смерть людей от преступных действий, в результате социальных болезней и утраты нравственности.

По данным государственной статистики Республики Беларусь.

Умерло от употребления алкоголя в 2011 г. - 4 446 чел, на 100 тыс. населения - 46,9. Погибших от правонарушений в 2011 г. - 16 662 чел. В состоянии опьянения совершено в 2011 г. - 20,4% всех преступлений (в том числе убийств - 82,7%). В 2010 г. совершено - 2462 самоубийств (25,9 случаев на 100 тыс. населения). В иерархии внешних причин смертности населения в 2010 г., самоубийства, наравне со случайными отравлениями алкоголем, занимают первое место (по 25,9 случаев на 100 тыс. населения), опережая несчастные случаи, связанными с транспортными средствами (15,4 случаев), случайные утопления (13,8 случаев) и убийства (5,4 случаев). Это только частичная выборка без учета погибших в результате техно и других катастроф от нарушения законов, правил, халатности, безответственности, которые опосредованно имеют отношение к нравственности.

Косвенные потери - неполученный потенциальный доход от добросовестного труда и выполнения своих обязанностей, от здорового образа жизни. Применяется только при расчете ущерба от безнравственных действий.

К косвенным потерям, хотя трудно так говорить, относятся экономические потери от коррупции, низкого качества жизни, в связи с недостатками нравственного воспитания: алкоголизм, наркомания, преступность и насилие, тунеядство, сиротство, инвалидность.

В 2011 году на наркологическом учете в Беларуси состояло:

С диагнозом алкоголизм -195 239 чел, из них женщин - 38 791 чел.

С диагнозом наркомания - 10 872 чел.

Количество родителей лишенных родительских прав в 2011 г. - 3 766 чел.

Количество детей, родители которых лишены родительских прав - 4 462 чел.

К косвенным потерям также можно отнести криминальную составляющую затрат от подростковой и детской преступности. Посчитаем убытки от нарушения законодательства. Убытки от безнравственных отношений и безнравственного поведения - расходы, которые люди, чьи права нарушены, произвели или должны будет произвести для восстановления нарушенных прав, утрат или повреждения их имущества (реальный ущерб), а также неполученных доходов, которые эти лица получили бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы их права не были нарушены (упущенная выгода).

Цифры абортов - более 2 млн. за 10 лет. 25% женщин применяют гормональные контрацептивы и внутриматочные спирали, имеющие абортивный эффект систематического убиения неродившихся младенцев. Все количество абортивных потерь человеческих жизней трудно измерить. Это миллионы нерожденных детей, миллионы несостоявшихся жизней. Если учесть последствия абортов (более половины абортируемых женщин становятся бесплодными) становится понятной цена такого нравственного выбора. Сколько недополученных талантов, рабочих рук, не вспаханных полей?

А сколько стоят нравственные страдания? Судьи федеральных судов России обеспокоены вопросом конкретизации размеров компенсации морального вреда.

Классификатор примерной цены нравственных страданий в российской судебной практике (по приговорам последнего времени) заставляет задуматься о многом. Приведем примеры отдельных компенсаций: продажа некачественных товаров - 3-5 тысяч рублей, изнасилование 6-летней девочки - 50 тысяч рублей, каждый год, проведенный в тюрьме невиновным - 250 тысяч рублей, убийство человека (компенсация родным убитого) - 300-800 тысяч рублей.

Исчисление размера ущерба, нанесенного государству и обществу безнравственной деятельностью и безнравственным поведением. Исчисление размера ущерба объектам природы и среде обитания безнравственной хозяйственной и иной деятельности.

Другая статья экономических потерь - исчисление затрат на «защиту от угроз» безнравственного поведения : содержание силовых, охранных, судебных, пенитенциарных структур, контролирующих органов и учреждений, охранная сигнализация, защитные устройства, ограждения и многое другое.

Если суммировать все перечисленные выше государственные и народные затраты на безнравственное поведение, то они составят, возможно, не менее половины бюджета страны. Национальная академия наук Беларуси совестно с Общественным советом по нравственности Беларуси могли бы провести такие расчеты, экономически обосновать эффективность вложения народных средств в нравственное воспитание и поддержание нравственных отношений и разработать программу первоочередных мер по возрождению норм нравственного поведения.

Уверенны, что одна десятая средств, расходуемых на последствия безнравственных действий, направленная на возрождение нравственности, воспитание культуры семейных отношений дала бы нашей стране мощнейший не только социальный, но и экономический эффект.

Самоорганизация и семейная взаимопомощь - неиспользуемый общественный потенциал

Одним из путей формирования новых общественных институтов в Беларуси является путь развития различных форм самоорганизации населения, основанных на добровольческой активности граждан, семейной взаимопомощи и взаимодействия.

Как показал лучший мировой и наш исторический опыт, самой эффективной, жизненной, самодостаточной и общественно полезной формой самоорганизации подобного типа являются общины, построенные на основе традиционного народного уклада, принятых народом норм и ценностей.

Люди, объединяющиеся на основе общих духовно - нравственных ценностей вызывающие доверие друг у друга, способны к устойчивому объединению и со временем естественно создают свою среду, уклад и образ жизни с соответствующими нормами поведения, исключающими коррумпированность членов объединении в силу своей открытости. Именно такие самоорганизации являются наиболее стабильными и позитивными источниками накопления социального капитала в обществе и быстро образуют многочисленные круги доверия. Учитывая развитие современных информационных технологий, новыми формами самоорганизации, взаимодействия и взаимопомощи выступают, и будут выступать социальные сети семейной взаимопомощи.

Развитие самоорганизации является ключом к успешному функционированию многих антикризисных программ и моделей, нейтрализуя и преображая, неизбежные негативные социальные явления в обществе.

Кооперация и Потребительские общества как средство возрождения общин и семейной взаимопомощи

Нравственного оздоровления общества невозможно достичь без выхода за пределы экономической системы, основанной на культе индивидуального коммерческого успеха. Издревле существовала общинная организация хозяйствования в славянской цивилизации, показавшая эффективные результаты общественного и культурного развития.

Для возрождения общинной и семейной взаимопомощи особенно возрастает ценность экономического и социального новаторства, экономического и социального эксперимента с общей собственностью работников, основанной на их труде. Самоуправление и совместное предпринимательство являются такими социально-экономическими механизмами, которые, как раз, отвечают желанию доверительной, объединенной общими принципами, коллективной трудовой деятельности. Решение семейных, хозяйственных, жизненно важных проблем, возможно на основе межсемейной солидарности, взаимовыручки, взаимопомощи, а не культа индивидуального успеха.

Необходимо предложить активным семьям методику коллективного действия для создания малых экономических форм. Нужна практика применения, личный опыт. Люди должны стать не исполнителями, а носителями данной идеи. Она не может быть спущена сверху или посажена, как дерево. Кооперация должна расти, как трава снизу от каждого, признающего идею и делающего своими руками свою экономику. Тогда и возникнет народная экономика свободных производителей.

Общественная самоорганизация и кооперация - удивительно широкое социальное явление, оно наглядно демонстрирует тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни. Кооперативное движение в мире - самое многочисленное социально-экономическое движение современности. Оно объединяет около 700 миллионов кооператоров. Его центр - Международный кооперативный союз (МКС), включает в себя 192 национальных кооперативных союза из 76 стран.

Предпосылки для развития общинных кооперативных отношений сформулированы в Беларуси в Законе Республики Беларусь 25 февраля 2002 г. N 93-З »О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь».

Проблемно-проектные социальные технологии - ресурс взаимодействия общественности и власти в решении демографических проблем

Известный ученый и мыслитель А.В.Чаянов, рассуждая о взаимодействии с властью, писал «Кооперация и государство - этовода и огонь. Если их согласовывать, то из огня и воды получится паровая машина... которая может производить огромную работу ».

Возникают следующие вопросы. Как согласовать и задействовать огромный социальный капитал взаимодействия общества и власти? Как преобразовать в реально действующий, созидательный «человеческий ресурс» отношение к народу как «человеческому фактору»? Как отобрать лучшие социальные и предпринимательские народные семейные инициативы, инициативы в поддержку семьи, и содействовать их внедрению? Как пробудить и направить в созидательное русло гражданскую активность общественности, прежде всего молодежи, на решение демографической проблемы и защиту жизни, семьи, нравственности?

В докладе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на четвертом Всебелорусском народном собрании «Наш исторический выбор - независимая, сильная и процветающая Беларусь » (06.12.2010) в качестве первой и наиважнейшей составляющей уровня и качества жизни человека названа полноценная семья. «Полноценная семья - это не просто семья, это семья, в которой рождаются и растут дети. Белорусских граждан должно становиться больше!... Для Беларуси минимально необходимая численность - как минимум 20 миллионов человек, а оптимальная - 30. Надо сделать все, чтобы в нашей стране престижно было иметь много детей в семье».

Для мобилизации всех общественных, человеческих ресурсов страны для демографического возрождения Беларуси, для решения задач, поставленных президентом, предлагается использовать успешный опытпроблемно-проектных социальных технологий. Суть данных технологий - путем проведения проблемно-проектных семинаров, конкурсов, направленных на решение наиболее острых демографических проблем, производить отбор и вовлечение активных граждан, представляющих различные социальные и профессиональные группы гражданского общества, в разработку эффективных социально-экономических проектов, объединенных в дальнейшем, для координации и управления в целевые общественно-государственные программы.

Руководство и эксперты программы «Семья - Единение - Отечество», обеспечивающие уже более шести лет плодотворное соработничество Белорусской Православной Церкви, государства, религиозных и общественных организаций в решении задач демографического развития регионов Республики Беларусь, предлагают совместно с Национальной академией наук Беларуси, посредством подготовки и проведения серии проблемно-проектных семинаров, разработать общенациональную, общественно-государственную программу «Демографическая стратегия - 2050».

Цели «Демографической стратегии - 2050»

Внешняя. Позиционировать в международном сообществе Республику Беларусь, как первую страну в мире с общенародным культом традиционной семьи.

Внутренняя. Создать все необходимые благоприятные условия для поддержки, укрепления и защиты традиционной семьи, для воспитания, образования и развития детей на основании традиционных семейных ценностей.

Мобилизовать, консолидировать и направить все общественно-государственные ресурсы страны для достижения к 2050 году роста народонаселения Республики Беларусь до 30 миллионов человек.

Миссия предлагаемой стратегии - возрождение традиций народа-победителя: патриотизма, жертвенности, общественного служения в деле развития и укрепления национального суверенитета страны, сохранении, преумножении белорусского народа.

Наследники побед

Для решения таких масштабных задач, стоящих перед Беларусью надо воспитать и подготовить молодое поколение, на плечи которого ляжет их выполнение. Молодежь, мотивированная своим воспитанием к служению Отечеству - вот кто сейчас необходим обществу и государству. Без всенародного подъема, всенародной поддержки, прежде всего, поддержки молодежи не будет ни крепкой традиционной семьи, ни эффективной экономики, ни безопасного государства. Государству, отвечающему на острейшие социально-экономические вызовы современности, нужны самоотверженные служители Отечества, патриоты - государственники, которых может взрастить общенациональная героическая воспитательная среда.

Важнейшей проблемой современности является полоролевая идентичность - мужественность и самостоятельность юношей, будущих отцов. Это важнейшая задача для возрождения и укрепления традиционной семьи. Может ли сохраниться и возродиться крепкая традиционная семья без глав семейств - отцов? - Конечно, нет. Отечество создают и сохраняют отцы. Отцовство это - ответственность, цельность, мужественность и стойкость.

Здесь особое место должно занимать военно-патриотическое воспитание юношей. Нужно всемерно использовать имеющийся опыт кадетского образования, опыт кадетских школ, кадетских корпусов, возрождать национальные традиции раздельного мужского и женского воспитания.

Воинская подготовка всегда были школой мужества, доблести, героизма - школой воспитания духа победителей, которого сейчас так недостает современной молодежи. Воинские закалка и служба были традиционной школой организованности и лидерства, способствующей воспитанию организаторов-управленцев всех уровней. Для страны, которая ориентируется на новаторский путь развития, жизненно важно дать новаторский подход к гражданско-патриотическому воспитанию.

Народная память свято хранит историю нашей победы в Великой Отечественной войне. Белорусский народ первый из народов Советского Союза испытал на себе немецко-фашистскую агрессию. Герои Брестской крепости, герои партизаны - общенародный пример сплоченности, мужества и стойкости. Нам есть чем гордиться, где черпать силы и с кого брать пример.

В условиях современных демографических угроз и вызовов Беларусь обязана стать образом «Брестской крепости» в глазах мирового сообщества для сохранения традиционной семьи.

Всё для Победы

Национальная программа демографической безопасности принята до 2015 г., в который мы будем праздновать 70-летие, а «Демографическую стратегию - 2050» планируем реализовать к 2050 году, 115-летию Победы в Великой Отечественной войне. Осмысляя наше героическое прошлое, мы можем также как наши деды и прадеды провозгласить - «Все для фронта, все для Победы!», но уже в современной демографической войне.

Давайте задумаемся, что сможет сделать каждый из нас, что сможем сделать мы вместе для этой победы, что оставим последующим поколениям? Кто будет жить, и продолжать традиции белорусского народа через несколько поколений?

Для получения зримых демографических результатов можно обозначить и направления главных ударов. Это - борьба с пьянством, алкоголизмом, абортами, разрушением нравственных устоев общества.

Для борьбы с основной социальной болезнью, которая разрушает и заставляет страдать десятки тысяч семей и детей, уносит и сокращает сотни тысяч жизней необходимо, как радикальную меру, после всенародного обсуждения, подготовить и ввести на определенный срок антиалкогольный «Сухой закон».

Другой народосберегающей, решительной мерой должно стать принятие закона «О запрещении абортов», который остановил бы многомиллионные жертвоприношения человеческой похоти убиенных, нерожденных младенцев.

Общественному совету по нравственности Беларуси необходимо подготовить проект «Закона по защите нравственности и традиционных семейных ценностей». Создать для этого постоянно действующую рабочую группу.

Белорусский народ в братской семье народов, победивший жестокого и очень сильного врага, должен, обязан сегодня показать пример своего единства и сплоченности всем народам в деле борьбы с социальными болезнями, безнравственностью, разобщенностью, в деле возрождения святости семьи.

Мы убеждены, что белорусский народ сможет явить другим народам пример выхода из семейного и демографического кризиса современной цивилизации.

Отвечая на все демографические вызовы и угрозы современности, мы заявляем:

Традиционная семья - колыбель и хранительница нравственности!

Республика Беларусь - оплот традиционной семьи!

Семья сегодня - это наша «Брестская крепость»!

Оргкомитет Республиканской духовно-просветительской программы и Международный фонд «Семья - Единение - Отечество»

Вот уже двадцать лет наша страна Беларусь самостоятельно и независимо идет по пути своего становления. За эти годы выросло новое поколение людей, которые уже имеют другие взгляды насемью и семейные ценности. Они иначе понимают значение и важность брачных отношений, чем их отцы и матери. Так какая она, современная семья в Беларуси ? Что она видит для себя и своих детей? С какими трудностями сталкиваются, и какие проблемы решают?

Молодая пара, средний возраст от 23 до 27 лет, один или двое детей, оба работают. Это портрет рядовой семьи практически в любой стране СНГ. Беларусь здесь не исключение. После распада СССР наметилась небольшая тенденция на, своего рода, европеизацию семейного быта. Попытки быть похожими на западные семьи привели к переориентации семейных взаимоотношений. Роль денег в таких семьях стала главенствующей. А довольно сложное экономическое положение в середине 90-ых да и последующих годах так и не позволило семье в Беларуси стать полноценным европейским семейством. Впрочем, это вряд ли так необходимо. Вместе с тем снизился рост вступления в брак в возрасте до 25 лет. Да, люди стали позже заключать браки. Однако процент разводов у таких браков относительно низкий. На 100 браков приходится 40-43 развода. Люди более осознанно и вдумчиво подходят к созданию семьи.

Очень распространенными стали семьи с одним ребенком. Здесь белорусская семья тоже стала походить на европейскую. Несмотря на госпрограмму о поддержке и помощи многодетным семьям в Беларуси , льготное кредитование на постройку жилья, медицинское обслуживание, деторождение в стране неуклонно падает. По данным Белстата, на 2006 год количество родившихся составило 85,6 тыс человек, а в 1990 – 142,2 тыс человек. Тут и экономический, и психологический, и социальный факторы свою роль сыграли. Также довольно много белорусских женщин стало рожать в незарегистрированном браке. То ли отцы теряются, то ли не хотят пары регистрировать свои отношения. По-разному, в общем.

А еще налицо такая тенденция. Очень мало внимания современная белорусская семья стала уделять своему здоровью. Медицина ли подорожала или времени не хватает… Все чаще и чаще можно встретить прогуливающихся с колясками мам и выкуривающих одну за одной сигарету. Нет, конечно, каждый сам решает за свое здоровье, только потом уже поздновато. Для ребенка, в первую очередь. А как приятно видеть зимой семейную пару на лыжах за городом. Совсем другое дело! Хотя в целом активный спорт в современной Беларуси очень популярен.

Хотелось еще упомянуть о роли отцов. Много работают, порой уезжают на стройки за большими деньгами, решают свои проблемы и часто уходят от проблем в семье . Мать-одиночка после развода, довольно характерное явление для современной Беларуси . Каждая пятая женщина в возрасте до 30 лет разведена, имея при этом ребенка. Каждая третья из этого количества повторно выходит замуж.

Но не стоит сгущать краски. Современная семья в Беларуси – это в большей степени ответственная, любящая и заботливая ячейка общества. И приоритет надо делать именно на такие семьи. Ведь не семья для государства, а государство для семьи . Не так ли?

Для каждого человека естественным желанием является иметь семью. Это один из инстинктов человека, который заставляет находить себе пару для продолжения своего рода. Все семьи абсолютно разные, для того чтобы этот союз состоялся, необходимо выполнение и соблюдение многих правил.

Что такое семья?

Определение этого понятия можно дать по-разному.

Семья - это группа людей, которые живут вместе.

Семья - это сплоченный коллектив, который объединяют общие интересы.

Типы семей могут быть разными. Классифицировать их можно по различным признакам, поэтому встречаются непохожие подходы к этому вопросу.

Функции семьи

Независимо от вида и типа, все семьи должны выполнять некоторые функции. К основным относятся:

  1. Продолжение рода, а, значит, воспроизведение общества.
  2. Воспитательная. Проявляется в материнстве и отцовстве, взаимодействии с детьми и их воспитании.
  3. Хозяйственно-бытовая. На уровне семьи происходит удовлетворение материальных потребностей всех членов семейства - в еде, питье, одежде и так далее.
  4. Эмоциональная. Удовлетворение потребностей в уважении, любви, психологической защите.
  5. Духовное общение. Совместная трудовая деятельность, отдых всей семьей.
  6. Первичная социализация. Семья должна обеспечивать выполнение социальных норм своими членами.

Из этих функций видно, что традиционный тип семьи обладает всеми признаками социальной культуры. Главными из которых являются способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культурных ценностей.

Как каждый организм состоит из клеток, так и все общество построено из семей. Разве будет здоров человек, если его клетки не в порядке? Так и все общество нельзя назвать здоровым, если имеются неблагополучные семьи.

Виды семей

Разные исследователи подходят к классификации по-разному. Чаще всего, чтобы охарактеризовать формы и типы семьи, за основу берут следующие признаки.

  1. Размер семьи. То есть, учитывается количество ее членов.

3. Количество детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • многодетные.

4. Форма брака:

  • Моногамные семьи, состоящие из двух партнеров.
  • Полигамные имеют одного партнера, обремененного несколькими брачными обязательствами.

5. По половой принадлежности супругов.

  • Разнополая.
  • Однополая.

6. По месту положения человека.

  • Родительская семья.
  • Репродуктивная. Собственная семья, созданная человеком.

7. Место проживания.

  • Патрилокальная семья проживает с родителями мужа или жены.
  • Пеолокальная проживает отдельно от родителей.

Если захотеть, то можно еще называть типы современных семей, но это уже отклонение от правил.

Формы брака

Еще совсем недавно стать настоящей и признанной семьей можно было только после регистрации брака. В настоящее время многое изменилось в сознании людей, поэтому на сегодняшний момент браком считается не только тот, который заключен в ЗАГСе (церкви). Имеется несколько их разновидностей:

  1. Церковный. Супруги клянутся в любви и верности «перед Богом». Раньше только такой брак считался действительным, сейчас чаще всего сразу после официальной регистрации некоторые пары предпочитают повенчаться в церкви.
  2. Гражданский брак. Оформляется в ЗАГСе, основные типы семей возникают именно после его заключения.
  3. Фактический. Партнеры просто проживают вместе, не оформляя свои отношения официально. Как правило, такие браки не имеют юридической силы и во многих странах не признаются.
  4. Морганатический брак. Образование семьи людьми разного социального уровня.
  5. Временный союз. В некоторых странах он является достаточно распространенным, заключается согласно брачному договору на определенный срок.
  6. Фиктивный брак. Партнеры, как правило, не планируют создание настоящей семьи, есть только материальная или юридическая выгода.
  7. Полигиния. Когда мужчина официально имеет несколько жен. В России такие браки запрещены.
  8. Однополый брак. В некоторых странах приняты законы, разрешающие вступать в брак лицам одного пола.

Исторические типы семьи

Исторически сложилось разделять семьи в зависимости от распределения обязанностей и лидерства на следующие типы:


Взаимоотношения внутри семьи

Типы семей могут быть разными, но взаимоотношения между ее членами никто не отменял. Еще известный философ Гегель рассматривал несколько типов отношений в ячейке общества:

  • Между женщиной и мужчиной.
  • Родителями и детьми.
  • Братьями и сестрами.

Первый тип, по мнению автора, не имеет человечности, потому что все отношения построены на основе животного инстинкта, то есть сексуального удовлетворения. Людьми партнеры становятся в процессе воспитания детей и труда на благо своей семьи.

Нуклеарный тип семьи как раз и подразумевает наличие обоих родителей и детей. Отношения между ними могут складываться по-разному. Часто бывает так, что дочери больше оказываются привязанными к отцам, а сыновья, наоборот, к маме.

Все здесь зависит от стиля воспитания. Желательно, чтобы родители имели единое мнение по этому вопросу.

Взаимоотношения между братьями и сестрами порой складываются непросто. Все зависит от разницы в возрасте, особенностей воспитания и отношения родителей. Они часто допускают ошибку, когда предъявляют разные требования к детям, тем самым способствуют нарастанию враждебности между ними.

Нуклеарная семья

Еще совсем недавно было обыденностью, когда под одной крышей проживали несколько поколений сразу. Хотя и сегодня можно встретить такие семьи, всему виной нехватка средств для приобретения собственного жилья.

Нуклеарный тип семьи стал постепенно вытеснять патриархальную ячейку и становится господствующим видом. Такая семья имеет некоторые особенности:

  • Малая численность.
  • Ограниченность эмоционального опыта.
  • Больше свободы и способность уединиться.

Возникает вопрос о том, почему такие семьи стали преобладать. Совместное проживание нескольких поколений требует от каждого умения находить компромисс, готовность выполнять поручения старших членов семьи.

С одной стороны, в патриархальной семье есть все предпосылки для формирования коллективизма, но в то же время практически полностью уничтожается индивидуализм.

В нуклеарной семье проживает, как правило, два поколения, то есть родители и их дети. Часто отношения между членами строятся на основе демократии, поэтому у каждого может быть собственное личное пространство.

Несмотря на распространенность таких семей, статистика неумолимо свидетельствует о большом количестве разводов в них. Все чаще стали практиковаться отношения без регистрации брака, даже рождение детей не может заставить некоторых мужчин повести свою избранницу в ЗАГС.

Это говорит о том, что на первое место ставится личный комфорт и удобство, а общественно мнение не играет значения. Стремление к свободе и наличию личной жизни приводит к тому, что даже между членами одной семьи отсутствует взаимопонимание, поддержка.

Все чаще встречаются случаи, когда молодое поколение предпочитает отправить своих стареньких родителей в дом престарелых, вместо того, чтобы ухаживать за ними. Детей на воспитание отдают в детские сады и няням, а раньше этим занимались бабушки и дедушки.

Нуклеарная семья является отражением процессов, протекающих в нашем обществе, а это, к сожалению, способствует и разрушению государственных традиций.

Партнерская семья

При создании своей семьи каждый хочет, чтобы отношения в ней были равноправными. Это естественное желание, но на практике такое случается не всегда.

Семья партнерского типа подразумевает следующее:


Если вы планируете иметь такую семью, то все заранее необходимо обговаривать, чтобы потом не возникали недоразумения.

Чистые партнерские семьи встречаются достаточно редко, потому что всегда имеется перевес на какую-либо сторону по некоторым вопросам.

Неполные семьи

Исходя из количества разводов в нашей стране, нетрудно предположить, что количество семей с одним из родителей будет только увеличиваться.

Как правило, воспитание детей ложится на плечи матери, в некоторых случаях этот процесс доверяют отцам.

Стать матерью-одиночкой - это значит попасть в непростую жизненную ситуацию. Но в этом положении имеются и свои плюсы:

  • Избавление от неудачного брака.
  • Возможность распоряжаться своей жизнью.
  • Эмоциональный подъем от ощущения свободы и начала новой жизни.
  • Моральное удовлетворение от работы.
  • Уважение своих детей за достигнутые профессиональные успехи.

Несмотря на все плюсы, проблем в неполных семьях также достаточно:


Приемные семьи

Не всем детям посчастливилось жить и воспитываться в семье со своими родными родителями. Некоторые попадают в приемные, которые можно разделить наследующие типы семей:

  • Усыновление. Ребенок становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями. Бывают случаи, что за всю свою жизнь он так и не узнает, что воспитывается приемными родителями.
  • Опека. В семью берут малыша для воспитания. Биологические родители не освобождаются от обязанности по его содержанию.
  • Патронат. Ребенка отдают в профессионально замещающую семью, перед этим подписывается договор между органами опеки, семьей и учреждением для детей-сирот.
  • Приемная семья. Детей передают в семью на определенный срок, который оговаривается в договоре.

Для некоторых детей приемная семья порой становится лучше, чем родная, в которой родители ведут аморальный образ жизни и воспитанием подрастающего поколения не занимаются.

Неблагополучные семьи

Такие семьи могут разительно отличаться друг от друга. Среди них выделяют две группы:

  1. Асоциальные семьи. В них родители ведут разгульный образ жизни, пьют, занимаются наркоманией, поэтому на воспитание детей у них просто не остается времени. Сюда же можно отнести родителей, которые сознательно занимаются преступной деятельностью.
  2. Респектабельные семьи. Они внешне совершенно не отличаются от обычных семей, но семейные устои и принципы не позволяют воспитать полноценного гражданина и нормальную личность. Сюда можно отнести семьи сектантов, которые не пускают ребенка в школу по каким-то своим соображениям.

Каждый сам создает свою семью, только от вас зависит, какие отношения сложатся между детьми и родителями, а также супругами. Типы семей могут быть разными, но уважение друг к другу, взаимопомощь, любовь и сострадание являются общечеловеческими качествами, которые должны проявляться в каждой ячейке общества.

Выходные данные сборника:

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БЕЛОРУСОВ

Кондрашова Виктория Олеговна

аспирант, ГУО «Академия последипломного образования», г. Минск

На современном этапе, когда институт семьи претерпевает серьезные изменения, важно рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности сегодня и предвидеть ее развитие в перспективе.

Ценность – «то, что человек особенно ценит в жизни, окружающем его мире, людях, материальной и духовной культуре людей; то, чем он особенно дорожит и чему придает наиболее важное значение в своей жизнедеятельности» . Понятие ценностей и их сущности на всех исторических этапах интересовали философов, психологов, педагогов, социологов, культурологов, политиков (Аристотель, Гессен С.И., Каптерев П.Ф., Платон, Рубинштейн С.Л., Ушинский К.Д. и др.).

Изменения социальных условий жизни, развитие потребностей общества и личности ведут к существенным изменениям семейных ценностей. Понятие «семейные ценности» различными авторами (Головин С.Ю., Крайг Г., Немов Р.С., Сизанов А.Н., Шарфф Д., Шварц Р. и др.) определяется и рассматривается по-разному. Согласно Эйдемиллеру Э.Г., «семейные ценности – это выработанный, открыто одобряемый и культивируемый семейным сознанием идеал, в котором содержатся абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах жизнедеятельности. Семейные ценности входят в психологическую культуру личности каждого родственника в виде важного источника мотивации его поведения» . Пергаменщик Л.А. находит ценность семьи в том, что «семья, созданная представителями одного поколения, рождается, живет и умирает, но, подобно человеку, в определенном смысле, обретает бессмертие в своем потомстве» .

Формирование семейных ценностей определяется содержанием воспитания в семье. Семья формирует физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотическим, экономическим, экологическим, политическим, половым воспитанием. Белорусскую семью стабилизируют эмоциональные отношения, в первую очередь, отношения любви и привязанности.

В семье закладывается фундамент ценностей, на которых базируется отбор информации, предпочтения ее одних форм и источников другим. Семья считается хранительницей культурных ценностей и традиций, которые она в ходе духовной, нравственной, трудовой, творческой деятельности обогащает и передает новым поколениям.

Семья для ребенка является не только, местом, где он родился и живет. Она играет существенную роль в формировании у ребенка представлений о самом себе. Именно здесь его должны принимать и понимать таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками. В силу этого значимым фактором для развития ребенка в семье является отношение к нему родителей, а также педагогические установки взрослых. Важны ценности и идеалы, которые родители считают приоритетными в воспитании и формировании личности, отношение родителей к детям, выбор средств и способов воздействия на ребенка.

Взаимоотношения в семье представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско - детские, детско - детские, прародительско - родительские, прародительско - детские отношения. Особая ценность семьи – это целостность семейной общности, ценностное единство ориентаций, определяющее сходство индивидуальных действий членов семьи во внешней среде. Каждый член семьи ведет себя одновременно и как индивид, и как часть семейной целостности. Семейные отношения представляют систему взаимных требований и ожиданий, и эти требования и ожидания оказываются ориентированными во всех направлениях – и сверху вниз по возрастной лестнице и снизу вверх .

Семейные отношения регулируются нормами морали и права, общепринятыми в обществе. При этом каждая семья уникальна и исключительна в выборе своего индивидуального пути достижения гармонии и баланса. В каждой отдельной семье преобладает свой определенный тип взаимоотношений.

Петровский А.В. указывает на типы взаимоотношений, на основе которых складывается система воспитания и формирования семейных ценностей. Сотрудничество и совместные переживания радости, горя, надежды, мечты сплачивают семью, укрепляют ее основы. Именно на этой основе строится единство, гармония семейных взаимоотношений – это главные семейные ценности .

Гармония отношений рассматривается как одна из ценностей взаимоотношений в семье. Карабанова О.А. считает, что выполнение требований, которым отвечает гармоничная семья, можно отнести к ценностям семейных взаимоотношений. Это взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей между супругами. Эффективное авторитетное родительство и детско-родительские отношения обеспечивают защиту и безопасность ребенка; процесс воспитания и социализации ребенка на основе уважения и принятия его прав. Разделенная система убеждений и ценностей в рамках всех существующих поколений семьи, обеспечивающая доверие, близость и возможность успешно разрешать проблемные ситуации .

Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга. Ценности, на которых базируется семья, оказывают существенное влияние на семейные взаимоотношения.

Общество предъявляет высокие требования к каждому его члену – и к взрослому, и к ребенку. Эти требования зафиксированы в социальных нормах, правилах поведения, нравственных критериях и т.д. Выполнение семейных норм и правил обусловливает взаимодействие в семье, которое обеспечивает взаимосвязь поколений в семье, не оставляя места равнодушию, черствости, эгоизму. Гармония семейных отношений предполагает совместные переживания, без которых немыслимы передача семейных ценностей и сотрудничество поколений в семье.

Человеку важно знать о своих прародителях и прапрародителях, на этом строятся его чувства, формируются его семейные ценности. На основе чувства по отношению к своим предкам воспитываются такие качества, как гордость за своих предшественников, стремление превзойти их достижения, здоровое соперничество, желание сохранить семейные традиции, которые определяют правила и нормы отношений к другим людям и вещам. От одного поколения к другому передаются не только материальные блага, но и структура мировоззрения и отношения от родителей к детям. Семейные традиции берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, укореняются, усваиваются детьми и передаются следующему поколению.

Главенствующая роль старшего поколения в семейных взаимоотношениях дает серьезные предпосылки для эффективности воспитания ребенка и формирования семейных ценностей. Самое старшее поколение обеспечивает необходимый для детей эмоциональный комфорт, на что у отца и матери часто не хватает ни сил, ни времени. Появление бабушки в семье существенно трансформирует всю систему семейных взаимоотношений и оказывает серьезное влияние на процесс воспитания.

Семейные отношения – это система взаимных требований и ожиданий всех членов семьи. Хухлаева О.В. утверждает: «Гармоничное сочетание психологических особенностей всех поколений в семье дает возможность формирования личности детей, семейных ценностей и норм, сохранения активной позиции в своей жизнедеятельности. Прародители признаются центром семьи, источником сплоченности, основаниями ощущения собственной силы и жизнестойкости» .

Во многих белорусских семьях присутствует мнение о наличии тесной связи через поколение. Утверждается не только сходство внуков и прародителей, но и фактически тождество внешности и характера, что делает отношения детей с бабушками и дедушками особенно доверительными.

Влияние старшего поколения в семье состоит в любви и доброте, поэтому если бабушка и дедушка несут эти чувства своим поведением, то складываются хорошие взаимоотношения с детьми и внуками, а также благоприятный микроклимат в семье, что является семейной ценностью белорусов.

К психологическим особенностям белорусской семьи относится ярко выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений, т.е. связи, которые объединяют семью в единое целое, являются по преимуществу эмоциональными. Эйдемиллер Э.Г. считает, что это особое качество настоящей семьи.

В семьях, в которых личность оценивается через следование нормам и требованиям, у ребенка формируется ценностность действовать в соответствии с нормами и требованиями. Формирование личности ребенка обусловлено определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношения, общения с ребенком, стилем жизни семьи и местом, которое в ней занимает ребенок, являясь главной ценностью в белорусской семье.

Таким образом, семейные ценности, с одной стороны, – это семья как общечеловеческая ценность, с другой стороны, – это семейные ценности как социокультурные предпочтения людей в браке. Особенностями семейных ценностей являются взаимоотношения в семье, на основе которых складывается система воспитания и формирования семейных ценностей. Формирование семейных ценностей осуществляется в тесной связи с содержанием семейного воспитания белорусов.

В пилотажном исследовании семейных ценностей современной белорусской семьи, проведенном в 2010 году, приняли участие случайно выбранные белорусские семьи. В состав каждой семьи входят родители, прародители (бабушки и дедушки), один, два и три ребенка, в том числе дошкольники 5-летнего возраста. Папам, мамам, бабушкам и дедушкам было предложено пять вопросов, касающихся ценностей семейных взаимоотношений, главных семейных традиций, темы общения с ребенком, значимости семейных ценностей.

При анализе ответов на вопрос о ценности семейных взаимоотношений, не смотря на разницу в возрасте, ярко выделены такие ценности, как взаимопонимание в семье, взаимоуважение и любовь – 90 % ответов. Проанализировав ответы на вопрос о главных семейных традициях, родители и прародители в белорусских семьях указывают на семейные праздники, совместное времяпровождение всей семьей, уважение к старшему поколению – 95 % ответов.

Результаты опроса показывают, что главной темой общения с внуками прародители считают обучение, воспитание ребенка, передачу жизненного опыта, приобщение к культуре и принятому в обществе поведению. В то время как молодые родители считают главной темой общения с ребенком совместные игры, прогулки и удовлетворение интересов ребенка.

В общении с ребенком как бабушки и дедушки, так и родители главным считают понимание ребенка, радость от общения с ним, положительный эмоциональный контакт – 75 % ответов.

Особый интерес представляют результаты ответов на вопрос о значимости семейных ценностей для сохранения семейных взаимоотношений. Проанализировав полученные данные, выявлено, что, не зависимо от возраста и семейной роли, родители и прародители выделяют: уважение к старшему поколению, опыт поколений – 35 % ответов, материальное благосостояние – 35 %, любовь и взаимоуважение – 20 %, взаимопонимание – 10 %, здоровье и счастье – 10 %.

Проведенный анализ результатов показал, что в каждой отдельной белорусской семье существуют свои семейные ценности и традиции. Вместе с тем, мнения прародителей о семейных ценностях в большинстве случаев совпадает с мнением молодых родителей не только в своей семье, но и с другими семьями. Таким образом, взаимосвязь поколений состоит в единстве взглядов на те семейные ценности, которые передаются из поколения в поколение, в том числе от прародителей к внукам.

Список литературы:

1.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. – 328с.

2. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 351с.

3.Пергаменщик Л.А., Мороз В.Е. Психология и педагогика: курс лекций [Текст] / Л.А. Пергаменщик, В.Е. Мороз. – Минск: БГУ, 2002. – 62с.

4.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. пособие [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 512с.

5. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 324с.

6.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская, И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. СПб.: Речь, 2003. – 336с. – ил.

7.Scanzoni J. Contemporary families and relationships / J. Scanzoni – New York, 1995. – 383p.

8.Schwartz S.H. & Bilsky W. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social Psychology, 1987, 53. – pp. 550-562.