Существительное с чередованием согласного в корне. Справочник по русскому языку
Чередованием называется закономерная замена одного звука другим в основах родственных слов или в основах форм одного и того же слова, например: слух – слуш ать (х чередуется с ш ); сбро сить – сбра сывать (о чередуется с а ); воз ит– вож у (з чередуется с ж ).
Чередоваться могут не только звуки, но и звукосочетания: сжа ть–сжим ать (а чередуется с им ). Звук может чередоваться с нулём звука: со н–сна, кусо к, – куск-а (о чередуется с нулём, звука).
Одни чередования объясняются законами произношения, действующими в настоящее время (о них см. § 63, 71, 74). Такие чередования называются фонетическими, и их изучает фонетика. Другие чередования вызваны законами произношения, уже прекратившими своё действие. Некоторые из этих древних чередований продолжают сохраняться в языке. Такие чередования называют историческими или морфологическими; их изучают в морфологии и словообразовании.
Морфологические чередования могут использоваться в качестве вспомогательного приёма для образования грамматических форм и слов; например, при образовании формы несовершенного вида отбрасывать от совершенного отбросить использован не только суффикс (-ыва- вместо -и -), но и чередование гласных (а вместо о ); тот же приём в случаях: застроить – застраивать; обработать – обрабатывать и т. п.; при образовании слова горчичник от слова горчица используется не только суффикс -ник, но и чередование ц – ч .
Ниже для справок даются таблицы морфологических чередований гласных и согласных звуков в том виде, в каком они сохранены на письме. В произношении эти чередования могут быть изменены.
Таблицы морфологических чередований.
ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ (ВАЖНЕЙШИЕ СЛУЧАИ)
1)е –ё: се льский – сё ла, весло – вё сла
2) о –нуль звука: со н – сна, кусо к – куска
е – нуль звука: де нь -– дня, оте ц – отца
3) у – ов: ку ю – ков ать, сну ю – снов ать
ю –ев: клю ю – клев ать
4)а(я) – и– ин: жа ть – жну – пожин ать; мя ть -– мн у – примин ать. а(я) – м– им: жа ть – жм у – пожим ать; взя ть – возьм у– взим ать
5)е – о – нуль звука –и: бе ру – сбо р – собрат – соби рать
6) у – о – ы : сухо – сохнуть – засыхать
7) о – нуль звука –.ы : посо л – послать – посы лать
8) о –а: хо дит – заха живает, про сит – выпраши вает
ТАБЛИЦА ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ
1) к – ч: пе ку – печ ёшь, привлек у – привлеч ёшь, рыбак – рыбач ий
г – ж : бег у – беж ишь, жг у – жж ёт, творог – творож ник
х – ш: пух – пуш истый, ух о – уш и
2) с –ш: нос ить – нош у, кос ить – кош у
з – ж: маз ать – маж у, близ ок – ближ е
ск – ст – щ: пуск ать – пуст ить – пущ у, густ ой – гущ е
т – ч: ответ – отвеч у, свет ить – свеч у
д –ж: ход ить – хож у, вод ить – вож у
б – 6л; п – пл : руб ить – рубл ю, куп ить – купл ю
в – вл;ф –фл: лов ить – ловл ю, граф ить – графл ю м –мл: слом ить – сломл ю
3) к –ц: лик –лиц о, моряк –моряц кий
г – з: друг – друз ья, княг иня – княз ь
4)д, т – с : плет у–плес ти, привед у – привес ти
5) к, г–ч (из сочетанийкти, гти ): пек у–печ ь (из пекти), стерег у – стереч ь (из стерегти)
Примечание. Кроме чередований согласных, в корнях наблюдается выпадение смычных согласных на конце корня, особенно часто перед суффиксом-ну – в глаголах: плеск-а-ть–плес-ну-ть; двиг-а-ть–дви-ну-ть; кид-а-ть–ки-ну-ть:шепт-а-ть – шеп-ну-ть; по-гиб-а-ть – с-ги-ну-ть; у-топ-а-ть – у-то-ну-ть.
Перед суффиксом -л в прошедшем времени глаголов выпадают согласные д и т: вед-у – вёл , плет-у – плё-л .
Изредка наблюдается выпадение согласных и в других случаях, например: ед-а – ем (вместо ед-м).
В начале корня иногда выпадает согласный в после приставки об -: за-вёрт-ыва-ть – об-ёрт-ыва-ть (вместо об-вёрт-ыва-ть).
Чередования звуков, вызванные наличием в русском языке старославянских основ.
1. Полногласие и неполногласие
Полногласием в русском языке называют стоящие между согласными звукосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -еле- (-ело- ), которым в старославянских основах соответствуют сочетания -ра; -ла; -ре-, -ле- (называемые неполногласием): горо д–гра д, воло ку–вле ку. голо с – гла с, о-шело м-ить – шле м, бере г – бре г.
2. д – ж – жд; т – ч – щ
Чередование д – ж исконно русское, а д– жд старославянское; чередование т – ч исконно русское, а т – щ создалось на почве старославянского языка. В современном русском языке в связи с проникновением в него элементов старославянского языка имеем чередования: д – ж – жд и т – ч – щ : ход ить – хож у – хожд ение; вод ить – вож у – вожд ение, свет ить – свеч у – освещ ение.
Морфологические чередования происходят в пределах одной и той же морфемы: ног -а – нож -к-а, рук -а – руч -к-а, руч -н-ой, руч ищ-а; книг -а – книж -ка – книж -н-ый.
Части слова, различающиеся лишь чередованиями, являются разновидностями одной и той же морфемы. Так, одну и ту же морфему составляют рук-/руч-, ног-/нож-, книг-/книж-, бег-/беж- (бегу – бежать), нос"-/нош- (носить – ношу).
Упражнение 98 . Спишите, выделяя корни слов и подчеркивая гласные (или сочетания звуков), которые чередуются.
Ель – ёлка, испекли – испёк; седло – сёдла, сон – сна, день – дни, лён – льна; заведёт -–заводит; соберу – собрать – собираю – сбор; затёрли – затрут – затирают – затор; посол – послать –посылать; взор – зрение – озираться; коснуться – касаться; предложить – предлагать; пожнёт – пожал – пожинал; примнёт – примял – приминал.
99. Докажите, что следующие слова по происхождению однокоренные.
Куёт – оковы; снуёт – основа – основательный, дух – дыхание – вздох; призыв – воззвание – зов; постель – подстилка; заперли – запирали – запор.
100. Спишите, выделяя корни и подчёркивая чередующиеся согласные.
Пахать – пашет, скакать – скачет, брызгать – брызжет, искать – ищет, плясать – пляшет, мазать – мажет, хлопотать – хлопочет, глодать – гложет, хлестать – хлещет, послать – пошлёт, колебать – колеблет, дремать – дремлет.
101. Читайте и указывайте, какие слова имеют русское чередование, какие – старославянское.
Водить – вожак – вождь; город – горожанин – гражданин; ведать – невежда – невежа; принудить нужный – нужда; могу – во всю мочь – мощь.
В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.
Общая информация
Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) "й". Существуют и сонорные звуки - дрожащие и носовые.
Чередование согласных
Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:
- з - ж - г (друзья - подружка - подруга);
- ц - ч - к (лицо - личико - лик);
- с - ш - х (леший - лес, вспашка - вспахать);
- ж - д (омоложение - молодой, езжу - ездить);
- щ - ск (лощеный - лоск);
- щ - ст (мощеный-мост);
- бл-б (гублю - губить);
- вл - в (ловлю - ловить);
- мл - м (кормлю - кормить);
- пл - п (куплю-купить) и другие.
Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.
Первоначальный облик конструкции
В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, "подруга" - это производное от "друг", а вариант "подружка" формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как "дружина", которая сама является упрощением от "другина, другой, другить". Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.
"Ц - Ч - К"
Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция - "лик". Впоследствии после преобразования появляется слово "лицо". Здесь звук "к" меняется на "ц". Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово "личико". Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, "ко" - это "поверхность, оболочка", "цо" определяется как "полное соединение", а "чи" - "воспроизведение или полное продолжение". В результате измененные конструкции имеют разный смысл: "ликование, облик" (от "лик"), "личинка, личина, отлично" (от "лич"), "облицовка, лицевая" (от лицо").
"Х-Ш"
Рассмотрим чередование согласных в корне слова "пахать". Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от "пах". "Пахать" в древней трактовке - возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию "пах", а личные формы при этом произносятся с "ш". Например: "пахать-пашет-пашу".
Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова "лес". Как в этом случае изменяется конструкция? Как только "лес" начинает иллюстрировать что-то "лесное", но при этом "олицетворенное", вместо "с" появляется "ш". Например, "леший". Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется "с". Например, "лесник".
"Ст/ск - Щ"
Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой "ск". При этом имеет место тот же "признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом". Например: "лоск-лощеный" и "мост-мощеный". В первом случае выступают вперед ощущения - на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим "лоск" - это что-то безотносительное к человеку, а вот "лощеный" - воплощение восприятия, человеческого ощущения.
То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как "простить"-"прощение", "куститься"-"кущение" и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение "ст-щ" имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: "худость"-"худощавый", "сухость"-"сухощавый". Предположительно, именно эти "естественно необходимые" трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.
"Л"
В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении "л" в составе в смысл добавляется "структурность, ладность, внутреннее состояние". Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук "л " отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление "л" в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то "личное, относящееся ко мне", - это проявление собственного "Я", внутреннего состояния. А вот остальные: "ты, она, они" и прочее - это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть "вне меня", поэтому и "л" там отсутствует.
Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.
- Разберём такую часть слова как корень.
Корень - это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.
Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:
- 1) г\ ж\ з - друг- дружить- друзья;
- 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
- 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
- 4) а\ о- расти- росток;
- 5) е\ и- блестеть- блистать;
- 6) б\ бл- любовь- люблю;
- 7) в\ вл- ловить- ловля;
- 8) м\ мл- ломить- преломление;
- 9) п\ пл- лупить- луплю;
- 10) ф\ фл- графить- графлю.
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.
Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать - работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.
Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы -л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий - это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.
Чередующиеся гласные в корнях
Написание гласной зависит от места ударения
1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть - гласная, которая слышится.
- -гар-\ -гор-
- -клан-\ -клон-
- -твар-\ -твор-
Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.
Исключения: пригарь, утварь.
2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть - гласная, которая слышится.
- -зар-\ -зор-
Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение
Написание гласной зависит от наличия суффикса -а- после корня
1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс -а-. В остальных случаях пишется о
- а\ о
- -кас-\ -кос-
Пример: Касаться, Коснуться
2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс -а-, во всех других случаях- буква е.
- е\ и
- -бер-\ -бир-,
- -блест-\ -блист-,
- -дер-\ -дир-,
- -жег-\ -жиг-,
- -мер-\ -мир-,
- -пер-\ -пир-,
- -стел-\ -стил-,
- -тер-\ -тир-,
- -чет-\ -чит-
Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.
Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть
Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова
1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.
- -лаг-\ -лож-
Пример: Предлагать, предложение
>>Русский язык: Чередования гласных и согласных в корнях, префиксах и суффиксах
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ, ПРЕФИКСАХ И СУФФИКСАХ
Теория А
При словоизменении и словообразовании может происходить изменение звуков в пределах морфемы, то есть чередование. В русском языке чередуются в корнях слов такие гласные:
Гласные о, е
могут чередоваться с нулём звука: сон - сна, день - дня
. Такие гласные называются беглыми
. Беглые гласные могут появляться в корнях, префиксах и суффиках:
Практика А
1. 3аполните таблицу данными словами. Обозначьте морфемы с чередующимися гласными.
Осмотр - осматривать; назову - называть; посол - посылать; вдох - дыхание - душно; призыв - зов; беру - сбор; просить - выпрашивать; запереть - запирать.
2. Измените слова так, чтобы произошло чередование о, е с нулём звука, и запишите их. Обозначьте корни, в которых появляются беглые гласные.
О б р а з е ц .
Конец, пень, день, сон, огонь, ров, шов, зерно, лев, сосна, кукла.
3. Измените слова так, чтобы в префиксах или суффиксах появились беглые гласные. Обозначьте морфемы с беглыми гласными.
О б р а з е ц .
Замочек, снежок, вбирать, звонок, гребешок, сгибать, флажок, платочек, узелок, молоток; отбить, разливать, надпивать, подбирать, поджидать.
4. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные слова. Обозначьте корни в словах, где есть или могут появляться беглые гласные.
А
. Первый снежок Б
. Бежит ёжик
Сделал первый.... вдоль...
Сделал первый... - да скользит по льду.
упал на... . Говорит ему лисица:
Вставай, снежок, - Дай переведу.
вставай, ...! Отвечает серый ёжик:
Полежу до ночи, - У меня две пары...,
я ушибся.... сам я перейду.
(А. Екимцев
) (С. Маршак
)
Д л я с п р а в о к : очень, лужок, дружок, шажок; ножек, дорожек.
Теория Б
В русском языке чередуются в корнях слов такие согласные:
Практика Б
5. Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем - с согласными.
Гружёный - грузить, назову - называть, лицо - личный, осмотр - осматривать, глухо - заглох, крикнуть - кричу, замок - замыкать - замкну, друг - друзья.
6. Выпишите в столбик слова, в которых согласные могут чередоваться. К каждому из них подберите слова с чередующимися согласными и запишите. Подчеркните чередующиеся согласные.
1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Всякий человек у дела познаётся. 3. Дело учит и кормит. 4. Без дела жить - только небо коптить. 5. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 6. Не на то руки даны, чтоб без дела болтались. 7. Сиди у моря да жди погоды. (Пословицы)
7. Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.
О б р а з е ц .
Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.
Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Библиотека русского языка, школьный план уроков, онлайн тесты , курс русского языка, домашняя работа, рефераты скачать бесплатно, всё школьнику для подготовки к домашнему заданию
Конспект урока русского языка
3 класс, «Школа России»
Тема урока:
Чередование согласных в корне слова.
Подготовила и провела:
Головатюк В. В.
Формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;
Введение в активный словарь школьников формулировки чередование согласных в корне слова;
Формировать практический опыт правописания слов с чередующейся согласной, безударной гласной и парной согласной в корне слова;
Развивать самостоятельность мышления и познавательную активность учащихся;
Воспитывать уважение друг к другу.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно.
И к работе все готово.
2.Чистописание.
- Начнем с чистописания.
- Угадайте, какие буквы мы сегодня будем прописывать:
Хохлатый хилый хорек,
хрумкая хвощ,
хвастался холеным хвостом.
На доске записывается буква
У Маши на кармашке
Расцвели ромашки.
На доске записывается буква
- Посмотрите на эти буквы.
- Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?
Запишите эти буквы, чередуя их. А что значит « чередуя», как вы понимаете это слово?
- Чередовать, значит следовать по очереди, сменяя друг друга.
3.Подготовка к изучению новой темы.
- Отгадайте загадку:
Смех-смех
Летом снег.
Вихрем в воздухе летает.
Почему же он не тает?
-Что это?
-Правильно, это пух.
-Запишите это слово в тетради.
-Подберите к нему однокоренные слова. (по мере подбора учитель и дети записывают слова в тетради).
Пух, пушинка, пушистый, пуховой, пуховик.
Выделим корень.
- Что вы заметили? (ш и х меняются).
- Такая замена называется чередованием и это тема урока сегодня.
(Учитель записывает тему на доске).
-Какие же буквы чередуются в словах, которые мы записали? (Ш-Х )
Учитель вывешивает на доску карточку с этими буквами.
-Только ли эти буквы могут чередоваться?- давайте посмотрим.
4. Работа по теме урока.
1. На доске слова:
Снег
Берег
Пирог
Сапог
-Что общего у этих слов?
- Объясните написание парной согласной на конце.
- Образуйте новые слова при помощи суффикса -ок и запишите их парами в тетради.Один ученик у доски.
Какие слова получатся?
- Выделите корень. Как меняется последняя согласная? (г меняется на ж). Подчеркните последнюю согласную в корне. Учитель вывешивает на доску табличку с парой г-ж.
- В какой части слова это происходит? (в корне слова).
- Как называется это изменение согласных в корне? (чередованием).
Давайте прочитаем в учебнике на стр. 120 новые сведения о русском языке.
5. Закрепление.
1. Какие еще буквы могут меняться в корне? Давайте посмотрим.
- Прочитайте слова:
Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.
Река, речка, речушка, речь, реченька.
Рука, ручка, ручей, ручонка, ручной.
- Можно ли слова каждой строки назвать однокоренными?
-Почему нет? Выделим корень в однокоренных словах.
- Какие звуки чередуются в этих корнях?
Д-ж, к-ч.
ФИЗМИНУТКА
Руки в стороны в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолет!
Работа по учебнику.
- Упражнение 74 на стр. 119.
- Прочитайте стихотворение Елены Трутневой.
-Вставьте пропущенные буквы.
- Какие буквы вставили? Почему?
-Какое задание предлагается выполнить в упражнении, прочитайте.
- Ответьте на вопросы:
1) Кого Мороз отряхнул с рукавов?(Один ученик записывает ответ на доске):
Дед Мороз отряхнул с рукавов снегирей.
2)Что лежит под высокой березкой?
Под высокой березкой лежит снежок.
3) Что сбросит сорока с веток?
Сорока сбросит с веток снежный ком.
-Найдите в этих предложениях однокоренные слова. Выделите в них корень. Какие буквы чередуются?
-Подчеркните главные члены предложений и укажите, какой частью речи они выражены. У доски это задание выполняет………………………….
-Какие словосочетания можно выписать из этих предложений?(Устно)
- А сейчас вы поработаете самостоятельно и найдете, какие еще буквы могут чередоваться в корне слова.
3. Словарная работа.
Мороженое-
Огуречный-
Столичный-
Яблочный-
-Найдите в словаре однокоренные слова и запишите пары. Выделите в них корень и подчеркните буквы, которые меняются. Самостоятельно.
Проверка :-Какие буквы подчеркнули?
- Что общего у слов 1 столбика? У 2? У всех слов?(Непроверяемая безударная гласная).
- И последнее задание, где вам будет нужно показать все свои знания и умения.
6. Письмо по памяти.
-Прочитайте маленькое стихотворение.
По узкой тропинке
Гусиным шажком
Гусиное войско
Шагает гуськом.
- Назовите однокоренные слова с чередующейся согласной. (ж-г).
-Какие еще однокоренные слова здесь встретились?
-Что значит «гуськом».
- Как вы представляете себе «гусиное войско»?
-Что значит «гусиным шажком»?
-Какие орфограммы здесь встречаются? Подберите проверочные слова.
-Прочитайте это стихотворение и постарайтесь запомнить для письма по памяти.
Через 1 минуту учитель закрывает запись и дети записывают стихотворение по памяти.
Взаимопроверка.
7. Итог урока.
- Итак, подведем итог.
- Как называется замена звуков в корне однокоренных слов?(чередованием).
-Какие буквы могут чередоваться в корне слов?
-А могут ли другие буквы чередоваться? – об этом вы узнаете на следующем уроке.
7. Домашнее задание.
Стр. 120 упр.78.
- Вам нужно будет выписать однокоренные слова группами и разобрать их по составу.