Существительное с чередованием согласного в корне. Справочник по русскому языку

Чередованием называется закономерная замена одного звука другим в основах родственных слов или в основах форм одного и того же слова, например: слух – слуш ать (х чередуется с ш ); сбро сить – сбра сывать (о чередуется с а ); воз ит– вож у (з чередуется с ж ).

Чередоваться могут не только звуки, но и звукосочетания: сжа ть–сжим ать (а чередуется с им ). Звук может чередоваться с нулём звука: со н–сна, кусо к, – куск-а (о чередуется с нулём, звука).

Одни чередования объясняются законами произношения, действующими в настоящее время (о них см. § 63, 71, 74). Такие чередования называются фонетическими, и их изучает фонетика. Другие чередования вызваны законами произношения, уже прекратившими своё действие. Некоторые из этих древних чередований продолжают сохраняться в языке. Такие чередования называют историческими или морфологическими; их изучают в морфологии и словообразовании.

Морфологические чередования могут использоваться в качестве вспомогательного приёма для образования грамматических форм и слов; например, при образовании формы несовершенного вида отбрасывать от совершенного отбросить использован не только суффикс (-ыва- вместо -), но и чередование гласных (а вместо о ); тот же приём в случаях: застроить – застраивать; обработать – обрабатывать и т. п.; при образовании слова горчичник от слова горчица используется не только суффикс -ник, но и чередование ц – ч .

Ниже для справок даются таблицы морфологических чередований гласных и согласных звуков в том виде, в каком они сохранены на письме. В произношении эти чередования могут быть изменены.

Таблицы морфологических чередований.

ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ (ВАЖНЕЙШИЕ СЛУЧАИ)

1)е ё: се льский – сё ла, весло – вё сла

2) о –нуль звука: со н – сна, кусо к – куска

е нуль звука: де нь -– дня, оте ц – отца

3) у ов: ку ю – ков ать, сну ю – снов ать

ю ев: клю ю – клев ать

4)а(я) – и– ин: жа ть – жну – пожин ать; мя ть -– мн у – примин ать. а(я) – м– им: жа ть – жм у – пожим ать; взя ть – возьм у– взим ать

5)е – о – нуль звука –и: бе ру – сбо р – собрат – соби рать



6) у – о – ы : сухо – сохнуть – засыхать

7) о нуль звука –.ы : посо л – послать – посы лать

8) о а: хо дит заха живает, про сит – выпраши вает

ТАБЛИЦА ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ

1) к – ч: пе ку – печ ёшь, привлек у – привлеч ёшь, рыбак – рыбач ий

г ж : бег у – беж ишь, жг у – жж ёт, творог – творож ник

х – ш: пух – пуш истый, ух о – уш и

2) с ш: нос ить – нош у, кос ить – кош у

з – ж: маз ать – маж у, близ ок – ближ е

ск – ст – щ: пуск ать – пуст ить – пущ у, густ ой – гущ е

т – ч: ответ – отвеч у, свет ить – свеч у

д ж: ход ить – хож у, вод ить – вож у

б – 6л; п – пл : руб ить – рубл ю, куп ить – купл ю

в – вл;ф фл: лов ить – ловл ю, граф ить – графл ю м мл: слом ить – сломл ю

3) к ц: лик –лиц о, моряк –моряц кий

г – з: друг – друз ья, княг иня – княз ь

4)д, т – с : плет у–плес ти, привед у – привес ти

5) к, г–ч (из сочетанийкти, гти ): пек у–печ ь (из пекти), стерег у – стереч ь (из стерегти)

Примечание. Кроме чередований согласных, в корнях наблюдается выпадение смычных согласных на конце корня, особенно часто перед суффиксом-ну в глаголах: плеск-а-ть–плес-ну-ть; двиг-а-ть–дви-ну-ть; кид-а-ть–ки-ну-ть:шепт-а-ть – шеп-ну-ть; по-гиб-а-ть – с-ги-ну-ть; у-топ-а-ть – у-то-ну-ть.

Перед суффиксом в прошедшем времени глаголов выпадают согласные д и т: вед-у – вёл , плет-у – плё-л .

Изредка наблюдается выпадение согласных и в других случаях, например: ед-а – ем (вместо ед-м).

В начале корня иногда выпадает согласный в после приставки об -: за-вёрт-ыва-ть – об-ёрт-ыва-ть (вместо об-вёрт-ыва-ть).

Чередования звуков, вызванные наличием в русском языке старославянских основ.

1. Полногласие и неполногласие

Полногласием в русском языке называют стоящие между согласными звукосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -еле- (-ело- ), которым в старославянских основах соответствуют сочетания -ра; -ла; -ре-, -ле- (называемые неполногласием): горо д–гра д, воло ку–вле ку. голо с – гла с, о-шело м-ить – шле м, бере г – бре г.

2. д – ж – жд; т – ч – щ

Чередование д – ж исконно русское, а д– жд старославянское; чередование т – ч исконно русское, а т – щ создалось на почве старославянского языка. В современном русском языке в связи с проникновением в него элементов старославянского языка имеем чередования: д – ж жд и т – ч – щ : ход ить – хож у – хожд ение; вод ить вож у – вожд ение, свет ить – свеч у – освещ ение.

Морфологические чередования происходят в пределах одной и той же морфемы: ног нож -к-а, рук -а – руч -к-а, руч -н-ой, руч ищ-а; книг -а – книж -ка – книж -н-ый.

Части слова, различающиеся лишь чередованиями, являются разновидностями одной и той же морфемы. Так, одну и ту же морфему составляют рук-/руч-, ног-/нож-, книг-/книж-, бег-/беж- (бегу – бежать), нос"-/нош- (носить – ношу).

Упражнение 98 . Спишите, выделяя корни слов и подчеркивая гласные (или сочетания звуков), которые чередуются.

Ель – ёлка, испекли – испёк; седло – сёдла, сон – сна, день – дни, лён – льна; заведёт -–заводит; соберу – собрать – собираю – сбор; затёрли – затрут – затирают – затор; посол – послать –посылать; взор – зрение – озираться; коснуться – касаться; предложить – предлагать; пожнёт – пожал – пожинал; примнёт – примял – приминал.

99. Докажите, что следующие слова по происхождению однокоренные.

Куёт – оковы; снуёт – основа – основательный, дух – дыхание – вздох; призыв – воззвание – зов; постель – подстилка; заперли – запирали – запор.

100. Спишите, выделяя корни и подчёркивая чередующиеся согласные.

Пахать – пашет, скакать – скачет, брызгать – брызжет, искать – ищет, плясать – пляшет, мазать – мажет, хлопотать – хлопочет, глодать – гложет, хлестать – хлещет, послать – пошлёт, колебать – колеблет, дремать – дремлет.

101. Читайте и указывайте, какие слова имеют русское чередование, какие – старославянское.

Водить – вожак – вождь; город – горожанин – гражданин; ведать – невежда – невежа; принудить нужный – нужда; могу – во всю мочь – мощь.

В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) "й". Существуют и сонорные звуки - дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з - ж - г (друзья - подружка - подруга);
  • ц - ч - к (лицо - личико - лик);
  • с - ш - х (леший - лес, вспашка - вспахать);
  • ж - д (омоложение - молодой, езжу - ездить);
  • щ - ск (лощеный - лоск);
  • щ - ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю - губить);
  • вл - в (ловлю - ловить);
  • мл - м (кормлю - кормить);
  • пл - п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, "подруга" - это производное от "друг", а вариант "подружка" формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как "дружина", которая сама является упрощением от "другина, другой, другить". Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

"Ц - Ч - К"

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция - "лик". Впоследствии после преобразования появляется слово "лицо". Здесь звук "к" меняется на "ц". Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово "личико". Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, "ко" - это "поверхность, оболочка", "цо" определяется как "полное соединение", а "чи" - "воспроизведение или полное продолжение". В результате измененные конструкции имеют разный смысл: "ликование, облик" (от "лик"), "личинка, личина, отлично" (от "лич"), "облицовка, лицевая" (от лицо").

"Х-Ш"

Рассмотрим чередование согласных в корне слова "пахать". Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от "пах". "Пахать" в древней трактовке - возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию "пах", а личные формы при этом произносятся с "ш". Например: "пахать-пашет-пашу".

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова "лес". Как в этом случае изменяется конструкция? Как только "лес" начинает иллюстрировать что-то "лесное", но при этом "олицетворенное", вместо "с" появляется "ш". Например, "леший". Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется "с". Например, "лесник".

"Ст/ск - Щ"

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой "ск". При этом имеет место тот же "признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом". Например: "лоск-лощеный" и "мост-мощеный". В первом случае выступают вперед ощущения - на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим "лоск" - это что-то безотносительное к человеку, а вот "лощеный" - воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как "простить"-"прощение", "куститься"-"кущение" и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение "ст-щ" имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: "худость"-"худощавый", "сухость"-"сухощавый". Предположительно, именно эти "естественно необходимые" трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

"Л"

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении "л" в составе в смысл добавляется "структурность, ладность, внутреннее состояние". Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук "л " отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление "л" в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то "личное, относящееся ко мне", - это проявление собственного "Я", внутреннего состояния. А вот остальные: "ты, она, они" и прочее - это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть "вне меня", поэтому и "л" там отсутствует.

Наименьшие значимые части слова называются морфемами. К значимым частям слова относятся корень, приставка, суффикс, соединительная морфема, окончание, постфикс. Все морфемы, кроме окончания, входят в основу слова.

  • Разберём такую часть слова как корень.

Корень - это главная значимая часть слова, которая заключает в себе общее лексической значение всех родственных слов. Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Так, следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

  • 1) г\ ж\ з - друг- дружить- друзья;
  • 2) т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение;
  • 3) д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать;
  • 4) а\ о- расти- росток;
  • 5) е\ и- блестеть- блистать;
  • 6) б\ бл- любовь- люблю;
  • 7) в\ вл- ловить- ловля;
  • 8) м\ мл- ломить- преломление;
  • 9) п\ пл- лупить- луплю;
  • 10) ф\ фл- графить- графлю.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Следует отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Однокоренные слова имеют общий корень, но могут иметь различное значении и относиться к разным частям речи, например: соль, солёный, солить. Однокоренные слова образуются в языке в процессе словообразования.

Формы одного и того же слова сохраняют единое лексическое значение и, естественно, относятся к одной части речи, например: работать - работал, работай, работавший, работая. В данном случае происходит процесс формообразования. При формообразовании новых слов не образуются, а появляются лишь новые формы одно и того же слова.

Так, у глагола читать есть множество форм, например: читала, читающий, читая. В приведённых словах суффиксы -л-, -ющ-, -я- являются формообразовательными и в процессе словообразования никакой роли не играют. Следовательно, нельзя говорить, что слово читающий - это лишь одна из форм глагола читать. Таким образом, причастие читающий, как и читала, читая, читать, является непроизводным.

Чередующиеся гласные в корнях

Написание гласной зависит от места ударения

1) Первый случай: если в корне нет ударения пишется буква о, если есть - гласная, которая слышится.

  • -гар-\ -гор-
  • -клан-\ -клон-
  • -твар-\ -твор-

Пример: Загорать, Загар, Склониться, Кланяться, Поклон, Творение, Творчество.

Исключения: пригарь, утварь.

2) Второй случай: если в корне нет ударения пишется а, если есть - гласная, которая слышится.

  • -зар-\ -зор-

Пример: Зори, Зарево, Зарница, Озарение

Написание гласной зависит от наличия суффикса -а- после корня

1) Первый случай: пишется а, если за корнем находится суффикс -а-. В остальных случаях пишется о

  • а\ о
  • -кас-\ -кос-

Пример: Касаться, Коснуться

2) Второй случай: В нижеперечисленных корнях пишется буква и, если за корнем присутствует суффикс -а-, во всех других случаях- буква е.

  • е\ и
  • -бер-\ -бир-,
  • -блест-\ -блист-,
  • -дер-\ -дир-,
  • -жег-\ -жиг-,
  • -мер-\ -мир-,
  • -пер-\ -пир-,
  • -стел-\ -стил-,
  • -тер-\ -тир-,
  • -чет-\ -чит-

Пример: Соберу, собирать, блестеть, блистать, удеру, удирать, выжег, выжигать, замереть, замирать, вычет, вычитать.

Запомните написание слов: с очетать, сочетание, чета, блеснуть, седок, седло, но: сиделка, сидеть

Написание гласной зависит от й согласной корня,которая находится в конце слова

1) Первый случай: перед буквой г- а, перед ж- о.

  • -лаг-\ -лож-

Пример: Предлагать, предложение

>>Русский язык: Чередования гласных и согласных в корнях, префиксах и суффиксах

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ, ПРЕФИКСАХ И СУФФИКСАХ

Теория А

При словоизменении и словообразовании может происходить изменение звуков в пределах морфемы, то есть чередование. В русском языке чередуются в корнях слов такие гласные:

Гласные о, е могут чередоваться с нулём звука: сон - сна, день - дня . Такие гласные называются беглыми . Беглые гласные могут появляться в корнях, префиксах и суффиках:
Практика А

1. 3аполните таблицу данными словами. Обозначьте морфемы с чередующимися гласными.

Осмотр - осматривать; назову - называть; посол - посылать; вдох - дыхание - душно; призыв - зов; беру - сбор; просить - выпрашивать; запереть - запирать.

2. Измените слова так, чтобы произошло чередование о, е с нулём звука, и запишите их. Обозначьте корни, в которых появляются беглые гласные.

О б р а з е ц .

Конец, пень, день, сон, огонь, ров, шов, зерно, лев, сосна, кукла.

3. Измените слова так, чтобы в префиксах или суффиксах появились беглые гласные. Обозначьте морфемы с беглыми гласными.

О б р а з е ц .

Замочек, снежок, вбирать, звонок, гребешок, сгибать, флажок, платочек, узелок, молоток; отбить, разливать, надпивать, подбирать, поджидать.

4. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные слова. Обозначьте корни в словах, где есть или могут появляться беглые гласные.

А . Первый снежок Б . Бежит ёжик
Сделал первый.... вдоль...
Сделал первый... - да скользит по льду.
упал на... . Говорит ему лисица:
Вставай, снежок, - Дай переведу.
вставай, ...! Отвечает серый ёжик:
Полежу до ночи, - У меня две пары...,
я ушибся.... сам я перейду.
(А. Екимцев ) (С. Маршак )

Д л я с п р а в о к : очень, лужок, дружок, шажок; ножек, дорожек.

Теория Б

В русском языке чередуются в корнях слов такие согласные:

Практика Б

5. Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем - с согласными.

Гружёный - грузить, назову - называть, лицо - личный, осмотр - осматривать, глухо - заглох, крикнуть - кричу, замок - замыкать - замкну, друг - друзья.

6. Выпишите в столбик слова, в которых согласные могут чередоваться. К каждому из них подберите слова с чередующимися согласными и запишите. Подчеркните чередующиеся согласные.

1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Всякий человек у дела познаётся. 3. Дело учит и кормит. 4. Без дела жить - только небо коптить. 5. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 6. Не на то руки даны, чтоб без дела болтались. 7. Сиди у моря да жди погоды. (Пословицы)

7. Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.

О б р а з е ц .

Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.

Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Библиотека русского языка, школьный план уроков, онлайн тесты , курс русского языка, домашняя работа, рефераты скачать бесплатно, всё школьнику для подготовки к домашнему заданию

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Конспект урока русского языка

3 класс, «Школа России»

Тема урока:

Чередование согласных в корне слова.

Подготовила и провела:

Головатюк В. В.

Формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;

Введение в активный словарь школьников формулировки чередование согласных в корне слова;

Формировать практический опыт правописания слов с чередующейся согласной, безударной гласной и парной согласной в корне слова;

Развивать самостоятельность мышления и познавательную активность учащихся;

Воспитывать уважение друг к другу.

Ход урока

    Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы за парты сели ровно.

И к работе все готово.

2.Чистописание.

- Начнем с чистописания.

- Угадайте, какие буквы мы сегодня будем прописывать:

Хохлатый хилый хорек,

хрумкая хвощ,

хвастался холеным хвостом.

На доске записывается буква

У Маши на кармашке

Расцвели ромашки.

На доске записывается буква

- Посмотрите на эти буквы.

- Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?

Запишите эти буквы, чередуя их. А что значит « чередуя», как вы понимаете это слово?

- Чередовать, значит следовать по очереди, сменяя друг друга.

3.Подготовка к изучению новой темы.

- Отгадайте загадку:

Смех-смех

Летом снег.

Вихрем в воздухе летает.

Почему же он не тает?

-Что это?

-Правильно, это пух.

-Запишите это слово в тетради.

-Подберите к нему однокоренные слова. (по мере подбора учитель и дети записывают слова в тетради).

Пух, пушинка, пушистый, пуховой, пуховик.

Выделим корень.

- Что вы заметили? (ш и х меняются).

- Такая замена называется чередованием и это тема урока сегодня.

(Учитель записывает тему на доске).

-Какие же буквы чередуются в словах, которые мы записали? (Ш-Х )

Учитель вывешивает на доску карточку с этими буквами.

-Только ли эти буквы могут чередоваться?- давайте посмотрим.

4. Работа по теме урока.

1. На доске слова:

Снег

Берег

Пирог

Сапог

-Что общего у этих слов?

- Объясните написание парной согласной на конце.

- Образуйте новые слова при помощи суффикса -ок и запишите их парами в тетради.Один ученик у доски.

Какие слова получатся?

- Выделите корень. Как меняется последняя согласная? (г меняется на ж). Подчеркните последнюю согласную в корне. Учитель вывешивает на доску табличку с парой г-ж.

- В какой части слова это происходит? (в корне слова).

- Как называется это изменение согласных в корне? (чередованием).

Давайте прочитаем в учебнике на стр. 120 новые сведения о русском языке.

5. Закрепление.

1. Какие еще буквы могут меняться в корне? Давайте посмотрим.

- Прочитайте слова:

Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.

Река, речка, речушка, речь, реченька.

Рука, ручка, ручей, ручонка, ручной.

- Можно ли слова каждой строки назвать однокоренными?

-Почему нет? Выделим корень в однокоренных словах.

- Какие звуки чередуются в этих корнях?

Д-ж, к-ч.

ФИЗМИНУТКА

Руки в стороны в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре-

Полетел наш самолет!

    Работа по учебнику.

- Упражнение 74 на стр. 119.

- Прочитайте стихотворение Елены Трутневой.

-Вставьте пропущенные буквы.

- Какие буквы вставили? Почему?

-Какое задание предлагается выполнить в упражнении, прочитайте.

- Ответьте на вопросы:

1) Кого Мороз отряхнул с рукавов?(Один ученик записывает ответ на доске):

Дед Мороз отряхнул с рукавов снегирей.

2)Что лежит под высокой березкой?

Под высокой березкой лежит снежок.

3) Что сбросит сорока с веток?

Сорока сбросит с веток снежный ком.

-Найдите в этих предложениях однокоренные слова. Выделите в них корень. Какие буквы чередуются?

-Подчеркните главные члены предложений и укажите, какой частью речи они выражены. У доски это задание выполняет………………………….

-Какие словосочетания можно выписать из этих предложений?(Устно)

- А сейчас вы поработаете самостоятельно и найдете, какие еще буквы могут чередоваться в корне слова.

3. Словарная работа.

Мороженое-

Огуречный-

Столичный-

Яблочный-

-Найдите в словаре однокоренные слова и запишите пары. Выделите в них корень и подчеркните буквы, которые меняются. Самостоятельно.

Проверка :-Какие буквы подчеркнули?

- Что общего у слов 1 столбика? У 2? У всех слов?(Непроверяемая безударная гласная).

- И последнее задание, где вам будет нужно показать все свои знания и умения.

6. Письмо по памяти.

-Прочитайте маленькое стихотворение.

По узкой тропинке

Гусиным шажком

Гусиное войско

Шагает гуськом.

- Назовите однокоренные слова с чередующейся согласной. (ж-г).

-Какие еще однокоренные слова здесь встретились?

-Что значит «гуськом».

- Как вы представляете себе «гусиное войско»?

-Что значит «гусиным шажком»?

-Какие орфограммы здесь встречаются? Подберите проверочные слова.

-Прочитайте это стихотворение и постарайтесь запомнить для письма по памяти.

Через 1 минуту учитель закрывает запись и дети записывают стихотворение по памяти.

Взаимопроверка.

7. Итог урока.

- Итак, подведем итог.

- Как называется замена звуков в корне однокоренных слов?(чередованием).

-Какие буквы могут чередоваться в корне слов?

-А могут ли другие буквы чередоваться? – об этом вы узнаете на следующем уроке.

7. Домашнее задание.

Стр. 120 упр.78.

- Вам нужно будет выписать однокоренные слова группами и разобрать их по составу.