Вакхический поход: покорение Индии Дионисом. Значение имени Ариадна: характеристики, особенности девушки с таким именем Какую роль в судьбе диониса сыграла ариадна

Все величие женщин, принадлежащих к дионисийскому культу, воплощается в Ариадне. Она - идеальный образ чистой красоты, способной сотворить при помощи любви вечную жизнь. Но прекрасной девушке предстоит пройти и путь смерти, полный печали и вечной скорби.

Ариадну открыто называют женой Диониса. Не смотря на то, что Ариадна была рождена смертной, ей, как и Семеле, предстоит раздлить с божеством бессметрие. По словам Гесиода, ради своего сына Диониса Зевс даровал ей вечную жизнь и вечную молодость. Вот почему она парит так высоко над землей в чудесной колеснице Диониса. Согласно легенде, бог увел Ариадну на вершине горы на острове Наксос, где они бесследно исчезли.

Ариадна была одной из дочерей Миноса. Насколько нам известно из сохранившихся источников, почитали Ариадну, в основном, на островах (Наксос, Кипр, Делос и, конечно, Крит), хотя существуют упоминания о присутствии её культа и в других местностях.

Сюжет о похищении Ариадны и её ужасной печали составляет основную часть всех связанных с ней мифов. Самая известная легенда повествует о том, как Тесей похитил Ариадну из Крита и бросил её на побережье пустынного острова. Но внезапно её стоны и плачь заглушил безумный рёв и гул, а затем появился и сам Дионис, чтобы спасти Ариадну и сделать её владычицей дионисийского мира.

Существует и другая, более древняя версия этого мифа, согласно которой Ариадна уже состояла в отношениях с Дионисом, когда её похитил Тесей. И еще до прибытия на остров ей пришлось дорого заплатить за свою измену.

Итак, сменяющие друг друга печаль и блаженство, уже известные нам из культа Диониса, присутствуют и в культе Ариадны. Их единство является одним из ключевых концептов всех мифов, связанных с возлюбленной Диониса. Стоит только зловещей фигуре Тесея появиться в мифе (а миф об Ариадне без него немыслим), жизнь девушки омрачнается невыносимой печалью и горем. Природа божества и смертного противостоят друг другу. И смертный появляется перед нами как отражение божественного. Дионис скрывался на морском дне с Фетидой, Тесей же был сыном морского бога Посейдона. По дороге на Крит, он опускается в морскую пучину, чтобы получить от Амфитрита корону и принести её в дар возлюбленной. Сама Ариадна тоже близка к морю и водной стихии - будучи рожденной на острове и похищенной в море сыном Посейдона, она присоединилась к Дионису, подобно так называемым “морским девам”, последовавшим за богом к Аргосу. Но Ариадна не просто одна из последовавшим за Дионисом женщин. Она - настоящая царица дионисийских женщин. Миф повествует, что она была единственной достойной находиться подле божества и разделить с ним бессмертие.

Изображение 12.

Дионис и Ариадна в сопровождении сатиров и менад (VI век до н.е.)

Изображение на чаше. Коллекция Музея Метрополитан.

Ариадна во многом подобна Афродите как божественному архетипу чарующей красоты и милосердия. В Аматусе (остров Крит) она почиталась как Ариадна-Афродита. Согласно легенде, она перенесла древнюю статую богини из Крита в Делос, а во время празднований на делосском фестивале Афродиты, о котором мы еще будем упоминать далее, образ Ариадны также имел весьма важное значение. Примечательно и то, что храм Афродиты располагался недалеко от святилища Диониса в Аргосе, где Ариадна, согласно одной из версий мифа, была погреблена. Но наиболее примечательным остается имя Ариадны, которое, как уже упоминалось, часто напрямую связывалось с именем Афродиты. Имя “Ариадна” - это диалектическая форма имени “Ариагнэ”, которое часто встречается на древних вазах. Имя часто использовалось и в культе Афродиты (например, на острове Делос) и означало “святейшая”. Однако, упоминание святости не должно ввести нас в заблуждение, так как не имеет никакого отношения к христианскому пониманию этого понятия. Слово “чистейшая” также не может полностью удовлетворить нас, поскольку само понятие чистоты в таком контексте подразумевало бы некую связь с моральными добродетелями. Поэтому наиболее приемлемым было бы слово “неприкосаемая”, поскольку речь идет о неприкосаемости самой природы, далекой и чуждой понятию добра или зла. Эта природа близка божественной, и поэтому понятие неприкосаемости связанно также с тем, что вызывает почитание и поклонение. Cultus и древний эпос связывают это понятие исключительно с женскими божествами. По сути, божественная “неприкосаемость” касается лишь тех, кто связан с таинственными силами земли, влаги и великой тайной зарождения жизни и смерти. Так почитались, в первую очередь, Артемида, Кора, Деметра и Афродита. Но и Ариадна по своей природе подобна богиням, поскольку также близка этим силам. Подобно Артемиде, Ариадна выступает одновременно и в роли девы, и в роли матери или кормилицы, а зловещий ужас смерти отбрасывает на неё ту же мрачную тень, что и на богиню. В своих танцах Ариадна также подобна Артемиде.

Очевидно, Артемиде действительно близка водная стихия, поскольку она всегда предпочитала обитать в местностях, расположенных возле морского берега или озер. Её похищает сын Посейдона, а Дионис, столь тесно связанный с водой и морем, становиться её женихом. С водой связанны и празднования на честь Артемиды. Примечательно, что даже имя Ариадны встречается вновь в имени нимфы ручьев - Hagno. Но самое главный факт - это то, что на голове Ариадны сияет корона, принесенная ей в дар Тесеем из морских глубин. Первоначально, это был подарок Афродиты, которая также носит золотую корону. Корону изготовил Гефест. На протяжении девяти лет бог прожил в морских глубинах вместе с Фетидой, изготавливая множество драгоценных предметов и украшений. Он также сотворил золотую амфору для Диониса, который принес её в дар Фетиде.

Таким образом, связь Ариадны с морем и Афродитой, рожденной из его вод, очевидна.

Тем не менее, её образ в мифе куда более сложный, чем может показаться на первый взгляд. В ней проявляется не лишь Афродита, но и Артмида и Кора (Персефона), богиня смерти. Необычайно важно понять, что Ариадна связанна с Дионисом и его культом не по какой-то случайности, а в силу того, что она сама подобна богу по своей природе. В тоже время, Ариадна никогда не была одной из тех, кто мог свободно находиться в компании великих богов на равных. Так стоит ли нам пренебрегать всеми примечательными формами верования, которые предлагает нам миф?

История о дочери Миноса скрывает более глубокий смысл. Ариадна - это человеческое воплощение Афродиты. Дионисийской природе свойственно смешание жизни и смерти, смертного и вечного. Противоположности причудливо переплетаются и соединяются воедино в тех, кто окружает бога. Да и сам Дионис - сын смертной женщины. И, точно так же, как Дионису, окрущающим его женщинам суждено вознестись к блаженству, лишь пройдя сквозь горе и страдания. И миф наглядно демонстрирует нам то, насколько подобны Ариадна и Семела. Ведь обе подверглись страданиям и разрушению из-за того, кого так сильно любили. В “Одиссее” встречается рассказ о том, что Тесей хотел забрать Ариадну на Крит, но был вынужден оставить её на острове Наксос (Диа), где, по приказанию Диониса, она была смертельно поражена стрелами Артемиды. Последний стих особенно важен для целостного воссоздания истории. Как уже упоминалось ранее, аналогия с кормилицей Диониса, нимфой Коронидой, помогает лучше понять истинный смысл происходящего. Коронида также погибает от стрел Артемиды. По всей очевидности, это произошло по поручению Аполона, поскольку он уличил Корониду в неверности. Нимфа погибает в тот момент, когда готовится произвести на свет дитя.

Итак, Ариадна и Дионис имели любовную связь. По словам Эпименида, их отношения начались на острове Крит. Тело Ариадны также покоится в подземном святилище “Диониса Критского” в Аргосе. Из мифа нам известно, что Ариадна, подобно Корониде, умирает, когда готовится стать матерью. Её могила в одном из городов на Кипре находилась в роще, принадлежащей Ариадне Афродите, что еще раз подчеркивает её связь с богиней. Существовало также мнение, что после расставания с Тесеем Ариадна погибла в страшных муках, и так и не смогла произвести на свет ребенка.

Плутарх же рассказывает о примечательном культовом действии. На фестивале Ариадны, во время которго совершались посвященные ей жертвоприношения, молодой мужчина должен был имитировать муки роженицы, сопровождая их соответствующими криками и стоном. Существует множество попыток объяснить этот феномен. Но все они весьма неубедительны. Маловероятной представляется популярная версия, согласно которой так называемые “мужские роды” должны были способствовать деторождению. Тем не менее, удевительно то, насколько совпадает эта культовая практика с мифе о Семеле, которая погибла, будучи беременной. Ведь в мифе рождению ребенка способствовал именно мужчина (Зевс), который выносил плод, пришив его к своему бедру.

Множество особенностей культа и мифа подчеркивают связь Ариадны и спутниц Диониса. Среди них особо примечательна страсть Ариадны к танцам. Согласно легендам, Дедал создал для неё особое место на Кноссе, где она могла предаваться безудержным танцам. Не исключено, что это могло быть отсылкой к танцам дионисийского хора который, согласно Виламовицу, был на короне Ариадны. Действительно, нет ничего необычного в том, что творения Гефеста, как и другие божественные артефакты, могли изображать события из жизни людей в том или ином городе. Это касается и известных танцев, поэтому несложно представить себе поднобное оформление короны Ариадны.

Делосский миф и культ подверждают то, насколько значимым был для Ариадны танец. Именно на Делосе Тесей освятил статую Афродиты, которую принесла с собой Ариадна, после чего четырнадцатью спасенными юношами и девушками был исполнен знаменитый танец. Это событие было запечатлено на древней вазе, на которой поза и взгляд Ариадны наталкивают нас на предположение, что танец исполнялся по её наставлению или в её честь.

Так или иначе, во многих источниках упоминается о том, что именно Ариадна была предводительницей дионисийских танцев безумных женщин. Нонн также повествует о её появлении в кругу менад. И у нас есть достаточно причин полагать, что она была во главе их шествия. Согласно одной из версий, Ариадна была одной из тех женщин, которые последовали за Дионисом к Аргосу и были убиты Персеем. Её могила существовала, как известно, как раз в Аргосе.

Существует еще одно весьма занятное свидетельство тесной связи Ариадны и менад. Подобно тому, как нимфы выростили Диониса, Ариадна также играла роль кормилицы божественного ребенка. На изображении на вазе из Палермо женщина, которая приняла Диониса на воспитание у Гермеса, была названа “Ariagne”. Принятно считать, что это связанно исключительно с личным желанием или недостатком знаний художника. Но чтобы изобразить подобное, ему было необходимо принебречь весьма значительным мифом, не имея на то существенных оснований. Несомненно, кормилицу связывают с Дионисом очень нежные чувства. Нимфа Хагно, чье имя на греческом созвучно с именем Ариадны, была, согласно одной из версий, кормилицей Зевса. Некоторые признаки Ариадны проявлялись и в мифе о детях, спасенных Тесеем с её помощью. Её также вспоминали на афинском фестивале Oschophoria, когда два мальчика в женском одеянии несли спелый виноград, а учавствующие женщины должны были играть роль матерей. Итак, Ариадна разделяет трагическую участь тех, кто связан с богом. И вместе с наиболее значимыми для него, она оживает после смерти.

Мы уже говорили об историях, связанных с её смертью. Но все же стоит прибавить, что существовал и другой миф, согласно которому убитая горем Ариадна повесилась после того, как её бросил Тесей. Это похоже на миф об Аригоне, также связанной с культом Диониса. Она также повесилась после того, как её отца убили из-за страшной силы вина. Однако, и Ариадну называют “та, кто себя повесила” в одном из аркадийских культов, связанных с жестоким детоубийством. Наконец, можно вспомнить о дельфийском мифе о Харите и ритуале, в котором принимали участие фиады.

Так или иначе, все версии мифа об Ариадне свидетельствуют о чередовании блаженства и горя. Её культ на острове Наксос столь парадоксален по своей природе, что, казалось бы, принадлежит двум совершенно разным девушкам с именем Ариадна. Часть культа была наполненна радостью и весельем, но другая - скорбью и горем. Здесь мы вновь узнаем двойственность дионисийской природы. Идея смерти также представлена в мифе, когда речь идет о теле убитого Гесиода, которое волны вынесли на берег во время празднований в честь Ариадны. Тем не менее, в основных версиях мифа об Ариадне встречаются разные причины трагичной судьбы девушки. Согласно одной версии, она погибла в пути, когда Тесей пытался похитить её у бога (мы стречаем эту историю в “Одиссее”). Плутарх говорит о том, что она погибла на Кипре или Наксосе. Согласно другим источникам, Ариадна обрела любовь Диониса лишь после того, как её бросил Тесей. И в этой версии мифа бог, чья эпифания внезапно изменяет весь мир, бог, который приносит облегчение и радость, проявляет себя наиболее восхитительным образом. Обессиленная от горя и страданий, Ариадна вздрагивает от пронзительных криков хора и просыпается, благословленная божественной волей, на руках Диониса.

И Пасифаи , внучка солнца Гелиоса . Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр , Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея , устроенных Миносом. Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадны в Афины, покинул её, когда она спала. Бог Дионис , влюблённый в Ариадну, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой . Им Дионис ещё раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия. Ариадна подарила Тесею статую Афродиты, которую он по-святил Аполлону во время своего пребывания на Делосе. Сестра Ариадны - Федра стала потом супругой Тесея.

Миф об Ариадне был чрезвычайно популя-рен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вру-чающая Тесею нить», «спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «шест-вие Диониса и Ариадны). В эпоху Возрож-дения художников привлекали сюже-ты: «боги вручают Ариадне звёздный венец» и «триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иордане и др.), в 18 в. - сюжет «покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).
Миф об Ариадне разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. - «Ариадна» О. Ринуччини; «Ариадна» В. Джусти; «Похищенная Ариадны» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «Ариадна» И. Гундулича; «Ариадна» Т. Корнеля; «Ариадна» У. Девенанта; в 18 в. - «А.» П. Я. Мартелло; «Ариадна на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. - «А.» И. Г. Гердера; в 20 в. - «Ариадна на Наксосе» Э. Людвига; «Ариадна На Наксосе» П. Эрнста; «Ариадна» М. Цветаевой.

Судьба Ариадны послужила сюжетом большого числа опер 17- нач. 19 вв., в т. ч. «Ариадна» К. Монтеверди; «Ариадна» Р. Камбера; «Ариадна и Тесей» и «Ариадна на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней Ариадна» Р. Кайзера; «Ариадна» Б. Марчелло; «А. на Крите» Г. Ф. Генделя; «Ариадна» Дж. М. Орландини; «Ариадна на Наксосе» И. С. Майра и др. Оратории «Ариадна на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («Ариадна» Ж. Массне; «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая Ариадна» Д. Мийо; «Ариадна» Б. Мартину).

На разбор мифа об Ариадне в свете женской и мужской инициации. Как мне тогда показалось, и кажется сейчас, этот разбор слишком прямолинеен и фрагментарен, и я решил написать свой пост на эту тему. Хотя здесь я не предоставляю детального разбора этого мифа, но стараюсь указать на неявняе взаимосвязи, предоставив читателю далее самому для себя трактовать этот миф.

Еще до отъезда на Крит, Тесей, по совету оракула, принес жертвы Афродите, и богиня сделала так, что прекрасная Ариадна, дочь Миноса, с первого взгляда влюбилась в афинского царевича. Красавица тайно пообещала ему помочь убить Минотавра, если Тесей поклянется взять ее с собой в Афины и сделать своей женой. Тесей с радостью принял это предложение и пообещал жениться на Ариадне. Знаменитый строитель лабиринта Дедал ранее подарил Ариадне волшебный клубок ниток и научил ее, как входить в лабиринт и выходить из него. Она должна была открыть дверь и привязать свободный конец нити к дверной притолоке, клубок покатится впереди нее и приведет по хитрым поворотам и переходам к внутреннему помещению, где обитает Минотавр. Этот клубок Ариадна отдала Тесею и наказала ему следовать за клубком, пока тот не приведет его к спящему чудовищу, которого следует схватить за волосы и принести в жертву Посейдону. Обратную дорогу он найдет, сматывая нить в клубок. К этому времени двое юношей, переодетых девушками, убили стражей женских покоев и освободили пленниц, остальных юношей освободил Тесей. Они продырявили днища у критских судов, чтобы помешать погоне, а затем дружно налегли на весла и выскользнули в открытое море. Ариадна тайно бежала с Тесеем.

По другой версии, Минотавр никогда не существовал и Ариадна не была похищена Тесеем, а досталась ему в жены вполне законно. Лабиринт был просто хорошо охраняемой тюрьмой, в которой содержали афинских юношей и девушек, намеченных в жертвы на погребальные игры в честь Андрогея, а также в качестве призов победителям. Жестокий и надменный критский военочальник Тавр каждый год забирал их себе, выигрывая все соревнования. Он злоупотреблял доверием Миноса, вступив даже в любовную связь с Пасифаей (один из ее сыновей очень походил на Тавра). Поэтому Минос с радостью разрешил Тесею побороться с Тавром. Ариадна влюбилась в Тесея, наблюдая за его победой в поединке. Миносу зрелище поверженного Тавра тоже доставило огромное удовольствие, и он не только отменил жестокую дань с Афин, но и отдал свою дочь в жены Тесею.

Несколько дней спустя, высадившись на остров Наксос, Тесей оставил спящую Ариадну на берегу, а сам уплыл. Мотивы этого его поступка объясняют по-разному. Одни говорят, что он покинул ее из-за новой возлюбленной по имени Эгла, дочери Панопея, другие - что он опасался неприятностей, которые мог вызвать приезд Ариадны в Афины, третьи - что он оставил её на острове из-за разыгравшейся бури, четвёртые - что влюбившийся в Ариадну бог Дионис явился Тесею во сне и потребовал отдать девушку ему. Как бы то ни было, но жрецы Диониса в Афинах подтверждают, что когда Ариадна обнаружила, что осталась одна, покинутой на острове, она стала горько причитать, проклиная Тесея, ради которого она бросила родителей и родину.

Тогда для спасения Ариадны явился нежный и ласковый Дионис со своей веселой свитой сатиров и менад. Он без промедления женился на ней, а она родила ему много детей.

Боги услышали проклятья Ариадны, и ее месть настигла Тесея. Возможно, из-за того что потерял Ариадну, возможно, от радости при виде родного берега, но он забыл о своем обещании отцу поднять белый парус. Эгей, наблюдавший корабль с акрополя, увидел черный парус и с горя бросился с утеса в море, которое с тех пор зовется Эгейским.

Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия. После свадьбы с Дионисом Зевс ради своего сына сделал Ариадну бессмертной.

Ариадна очень близко ассоциируется с богиней любви и красоты Афродитой, и на Кипре существовал культ Ариадны-Афродиты. Вообще-то некогда Ариадна была богиней луны на Крите, но в греческой мифологии она выступает в качестве униженной смертной женщины, которая снова становится богиней благодаря Дионису.

Чтобы трактовать этот миф нужно также понять кем является Дионис, ведь именно за него в итоге вышла замуж Ариадна (и вознеслась на Олимп, став бессмертной богиней). Согласно мифам, Дионис путешествовал по всему миру, призывая женщин на некоторое время оставитьдомашние очаги и ткацкие станки, чтобы отправиться вслед за ним в горы для экстатических празднеств. Этим он нередко пробуждал враждебность местного населения. Не удивительно, что богиня брака Гера стала его непримиримым врагом, - ведь они с Дионисом проповедуют совершенно противоположные ценности. Гера чтит прочный брак с его социальными обязательствами, нерушимыми узами и верностью. Дионис пробуждает всепоглощающую страсть и призывает женщин забыть свои привычные роли.

Трактовать это миф можно на нескольких уровнях, соединение которых вполне может дать целостную картину.

Дионис самый женственный из всех Олимпийских богов-мужчин, бог без матери (которая была убита Зевсом до его рождения в следствии интриги Геры), но с самого детства окружённый женщинами, которые в его детские годы были для него мамочками, в юношеские - любовницами. И, кроме того, Дионис единственный из богов, который вознёс на Олимп и обессмертил двух женщин - свою жену Ариадну, и мать (за которой он спускался в царство Аида) - Семелу.

Если внимательно изучать мифологию доэллинистических времён, то можно узнать, что Ариадна (жена Диониса) почиталась как богиня Луны, а Семела (его мать) - как богиня Земли. Таким образом Дионис восстановил в правах этих богинь, которые изначально в мифе предстают в виде смертных женщин (по аналогии - свергнутые богини в результате завоевания народов, поклоняющихся женским богиням, и их замены на патриархальный Олимпийский пантеон), в последствии обретая бессмертие и былое уважение.

Обе женщины мифологически перед вознесением оказались убитыми: Семела от молний Зевса, Ариадна - после предательства Тесеем была «убита горем».

По другим версиям, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще. И если вспомнить, кем является богиня Артемида (в греческой мифологии девственная, всегда юная богиня охоты, богиня плодородия, богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах, позднее богиня Луны), то можно предположить, что её стрелы могли символизировать лишение девственности и беременность. Таким образом в мифе происходит смерть Ариадны как девушки и последующее её рождение в роли матери и жены Диониса. В некоторых версиях мифа на это указывается более явно: «По рассказу Пеона Амафунтского, Тесей покинул ее на Кипре, она умерла во время родов, ее могила была в роще Ариадны-Афродиты. Согласно Стефану Византийскому, она была на острове Донусия».

Интересно, что в таком случае у Симелы и Ариадны очень много общего. Обе они были беременны, обе умерли во время родов, обе воскрешены Дионисом и вознесены на Олимп обретя бессмертие.

Следует так же вспомнить, какое влияние оказывал Дионис на женщин. Он пробуждал в них их женственную сущность, подавляемую социумом (особенно в патриархальном обществе).

Учитывая это всё можно проследить инициативный путь, который необходимо пройти женщине, для обретения её «бессмертия». В мифологии ещё лучше прописан инициативный путь мужчины-Диониса, но это тема отдельного разговора.

Ариадна пробуждается, видит, что Тесей ее бросил, и горько плачет и корит себя за то, что покинула свой род и поверила Тесею. В это время появляется Дионис в сопровождении сатиров и менад и овладевает расстроенной и покинутой Ариадной.

В минойской культуре Ариадна занимала довольно высокое место, ведь ее имя означает "святая", "чистая" - имена, которые присваивали правительнице подземного царства. В прекрасном стихотворении Ницше "Жалоба Ариадны" она свою боль и свои муки доводит до того, что она готова открыться чувственной любви, вот тогда и появляется Дионис и берет ее в супруги. Освобождение Ариадны приходит с Дионисом, который берет ее себе в жены. В связи с этим любопытно отметить, что у Минотавра есть еще и другое имя - Астерий; поклонники Минотавра чтили его как звезду. В то же время Астерий - имя, которое во время мистерий выкрикивают, желая вызвать Диониса как мальчика и дитя. В Дионисе Ариадна вновь находит своего брата, находит утраченную связь с родом. Это совершенно отчетливо видно на одной известной фреске в римской галерее. Здесь бог встречается со своей невестой, не земной женщиной, а возникающей откуда-то Персефоной или Афродитой. Она спит, но она не покинута. Богиня принимает приближающегося к ней бога с сопровождающей, сидя на скале. Она протягивает Дионису чашу, которую Дионис наполняет вином.

Ариадна - дочь критского царя Миноса и Пазифаи. Когда Тезей решился убить минотавра, которому афиняне, по требованию отца А., посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц и, таким образом, избавить отечество от чудовища, он получил от любившей его А. клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал минотавр. Совершив геройский подвиг, Тезей бежал с А. на остр. Наксос, где, по одному сказанию, А. была убита стрелами Дианы, по другому - покинута Тезеем и найдена Дионисием, который на ней женился. После ее смерти Дионисий сделался бессмертным богом и поместил ее корону среди созвездий. Во многих произведениях искусства изображен момент отчаяния А., покинутой Тезеем на остр. Наксосе, затем изображается спящая А. и появление Дионисия; чаще же всего встречается изображение А. на колеснице, окруженной вакханками. Известное произведение Даннекера во Франкфурте на М. изображает А. на пантере.

Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти А. в Афины, покинул ее, когда она спала (Hyg. Fab. 42). Бог Дионис, влюбленный в А., похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак (Apollod. epit. I 9). Когда боги справляли свадьбу А. и Диониса, то А. была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис еще раньше обольстил А. на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из темного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесен Дионисом на небо в виде созвездия (Ps.-Eratosth. 5).

Миф об А. был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чем свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: "А., вручающая Тесею нить", "спящая А.", "Тесен, покидающий А.", "Дионис, обнаруживающий спящую А.", "шествие Диониса и А."). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: "боги вручают А. звездный венец" и "триумф Диониса и А." (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иордане и др.), в 18 в. - сюжет "покинутая А." (картина А. Кауфман и др.).

На обратном пути команда остановилась на острове Наксос. Усталые мореплаватели заснули. Тесею приснился сон: бог Дионис призывает его покинуть Ариадну, он сам хочет взять ее в жены" Нельзя не повиноваться богу, и Тесей, проснувшись, всходит на корабль, оставив на берегу спящую Ариадну" На заре просыпается дочь Миноса и сразу понимает, что покинута. Отчаянье сменяют безразличие и тоска. Но вот в сумерках зажигаются огни, они приближаются, слышно пение в честь бога Гименея, ее имя повторяют вместе с именем Диониса, вот и он стоит в колеснице, весенний бог, и таинственно улыбается ей. "Забудь о нем, теперь ты моя невеста", - говорит Дионис. Его поцелуй заставляет Ариадну забыть все, что с ней раньше было. Она стала богиней и поселилась на Олимпе"

4. Бахус и Ариадна. Именно Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тесею, которого она любила, выбраться из лабиринта с помощью клубка ниток, но в результате он покинул ее спящей на острове Наксос [ТЕСЕИ, 2]. Здесь ей на помощь пришел Бахус. Изображения, относящиеся к античной эпохе, показывают Ариадну спящей, когда к ней является Бахус, как описал это Филострат [Картины, 1:15]. Но согласно Овидию [Мет, 8:176-182], она в этот момент сидела "слезно молящей", и художники Ренессанса и более позднего времени обычно изображают ее бодрствующей. Бахус взял ее венец, украшенный драгоценными камнями, и "до созвездий метнул", чтобы "славилась в небе она". Так она стала созвездием. Он легко утешил ее, и вскоре они поженились. Он спускается на землю или поднимает Ариадну вверх в колесницу. Бахус снимает корону с ее головы, или же она уже на небе (светящийся круг из звезд). Свита Бахуса может отправлять свои обряды: один сатир демонстрирует, как его обвивают змеи, другой размахивает телячьей ногой, в то время как сатир-малыш тащит за собой голову теленка (ср. Катулл, Кармина, 64) (Тициан, Национальная галерея, Лондон). Овидий [Фасты, 3:459-516] описывает, как Бахус сам покинул Ариадну, чтобы совершить свое путешествие на Восток. По этой версии их встреча является, следовательно, новым их соединением после его возвращения. Это согласуется с присутствием леопардов, которые часто везут его колесницу.

На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. (Apollod. epit. I 9).

«В 99 случаях женщины ведут себя как дуры, но на сотый оказываются хитрее мужчин», – говорила Агата Кристи.

В действительности женская хитрость не знает границ, о чем и свидетельствовали литературные деятели. Даже древние греки сочинили миф о , где главный герой не смог бы выбраться из злополучного лабиринта Минотавра без клубка ниток, который даровала ему возлюбленная. Казалось бы, этой героине должны достаться все лавры почета, но судьба была к ней немилостива, о чем и свидетельствует вымышленная биография дочери Миноса.

История создания

Древнегреческая мифология тесно связана с религией этой страны и оказала огромное влияние на литературу и искусство. Помимо этого, религиозные представления греков переплетались с их историей и бытом. Румынско-американский исследователь Мирча Элиаде выделил периодизацию древнегреческой религии, которая начинается от крито-минойского периода (30-15 вв. до н.э.) и заканчивается эллинистической эпохой (3-1 вв. до н.э.).

В культуре жителей этой жаркой страны конкретные представления преобладали над абстрактными: человекоподобные боги и богини превосходят по количеству умозрительных божеств и получают антропоморфические черты.

Благодаря археологическим раскопкам ученые узнали, что в разных регионах Греции почитались различные боги: так, например, главенствовал в Додоне и Олимпии, завоевала славу в Афинах и в Линдосе, а Гера покровительствовала Аргосу и Самосу. Причем государство и религия были не порознь: тот же член чиновничьей инстанции мог носить титул жреца. Мифология, религия и культура были единым целым, а все элементы замещали друг друга.


Если говорить о Тесее, который получил лавры почета благодаря путешествию на остров Крит, то стоит различать его мифологическую и историческую сущность. Так, в мифологии молодой человек представляется героем, подобным . В ином аспекте он – реформатор Афин, а в классической эпохе считался чуть ли не национальным героем.

Как зародился миф сам по себе, как была придумана история с Ариадной и ее путеводной нитью, представить сложно. Однако профессор Алексей Лосев сумел выделить четыре этапа в развитии мифологии.


Первоначально существовала «наивная мифология», которая получила рефлективную обработку у . Затем ученый выделяет «гилозоистическое мировоззрение», сочетающееся с предпосылками к анимизму.

То есть, мир воспринимался как одушевленное, но не антропоморфное тело, управляемое высшими законами и силами. Далее профессор обозначил миф, который образовался во времена раннего эллинизма, и, наконец, выделил реставрацию мифа путем логики или диалектики.

Образ и сюжет

В древнегреческой мифологии девушка с красивым именем Ариадна – дочь Миноса, который царствовал на острове Крит, и Пасифаи, происходящей от Гелиоса. По легенде, у матери Ариадны была любовная связь с быком: такой нетривиальный сюжет, по мнению исследователей, был отголоском анималистического течения.


Минос, утвердивший свою власть на самом большом греческом острове, чтил богов и восхвалял их молитвами. Однажды владелец короны попросил у повелителя морских волн Посейдона быка, предназначавшегося для церемониального жертвоприношения. Бог исполнил его просьбу, и из моря вышел белоснежный бык.

Царь Минос восхитился красотой грациозного животного, поэтому на жертвенный алтарь отдал быка из своего стада, сохранив жизнь животному, подаренному . Такой поворот событий разгневал Посейдона, который в отместку внушил Пасифае противоестественное влечение к животному: жена Миноса влюбилась в белоснежного быка. Находчивая женщина рассказала о своей страсти Дедалу, который был искусным мастером, и тот решил помочь несчастной героине.


Изобретатель сделал деревянную корову и обтянул ее шкурой животного. Этот механизм, внутри которого спряталась Пасифая, был выкачен на луг. В тот же день мать Ариадны удовлетворила свою нездоровую потребность. В конечном итоге Пасифая забеременела, и у нее родился – чудовище с телом человека и головой быка.

Однако у мифа имеется и другой сюжет. Возможно, эти события случились из-за мести богини любви: отец несчастной Пасифаи рассказал мужу о том, что богиня изменяет тому с Аресом. Минос обратился к оракулу, который посоветовал пойти к Дедалу. Талантливый изобретатель помог царю и сделал запутанный лабиринт, дабы отец Ариадны спрятал туда монстра и позабыл о своем позоре. Но на этом история не закончилась.


Чтобы успокоить получеловека, афиняне каждый год посылали Минотавру дань: семь юношей и семь девушек. Храбрый воин Тесей решил покончить с этой жестокой и кровавой традицией. Ариадна, влюбившаяся в героя, дала ему клубок ниток. Этой хитрости научил девушку все тот же Дедал.

Так как Тесею предстояло найти монстра в подземном лабиринте, в котором можно заблудиться, юноша привязал нить к входу в убежище Минотавра и разматывал ее по мере продвижения по галерее. Таким образом, подарок возлюбленной помог Тесею найти выход из запутанных коридоров.


После того, как Тесей совершил подвиг, он бежал вместе с Ариадной на остров Наксос. Дальше судьба девушки покрыта ореолом таинственности. Одни говорили, что ее покарали стрелы Артемиды, другие же считали, что героиня была покинута своим возлюбленным, но вступила в брак с богом виноделия – , а Зевс подарил ей бессмертие.

По одной из версий, Дионис тоже покинул Ариадну, влюбившись в индийскую царевну. Пеон Амафунтский считал, что Ариадна умерла во время родов, а Стефан Византийский рассказывал, что дочь Миноса поселилась на острове Донусия.


Что касается образа Ариадны, то он широко использовался в искусстве. Его пытались воплотить знаменитые художники. Как правило, мастера кистей и красок изображали героиню в моменты отчаяния на острове Наксос. Среди полотен существуют и другие сюжеты, например, когда к длинноволосой красавице явился Дионис.

Другие же изображали героиню мифов как женщину, сидящую на колеснице. Образом девушки вдохновлялись такие художники, как , Морис Дени, Батиста Греза и другие деятели искусства.

Девушке, которая подарила Тесею путеводную нить, посвящались и литературные произведения. Среди литераторов, описавших нетривиальный сюжет с участием Ариадны, можно выделить , автора , и прочих творческих личностей.


Не отстал от коллег по цеху представитель постмодернизма . Автор произведений поместил миф о Тесее и Ариадне в своеобразную форму «интернет-чата». Книга называется «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре».

Композиторы тоже не остались в стороне, сочинив оперы, где Ариадна – главное действующее лицо. К таким творцам относятся Клаудио Монтеверди, Богуслав Мартину, Вольфганг Рим и другие.

  • В Советском Союзе миф о Минотавре, Тесее и Ариадне был перенесен с книжных страниц на экраны телевизоров: режиссеры представили на суд зрителей короткометражный мультфильм.
  • Если взглянуть на ночное небо, то можно увидеть созвездие под названием «Северная корона». Древние греки трактовали этот символ, образованный из звезд, по-своему. Якобы Корона – это светящийся венец Ариадны, который помог Тесею выйти из лабиринта. По легенде, украшение было помещено на небо Дионисом.

  • Именем, принадлежавшим древнегреческой героине, названы астероид и группа космических ракет-носителей.
  • По некоторым сказаниям, Ариадна передала герою не только клубок ниток, но и меч отца, с помощью которого Тесей сразил чудовище.