Предмет и виды экскурсионной методики. Емельянов Б.В

В педагогике методикой обучения называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо», а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова – совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Методику разделяют на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой при изучении многих наук (последовательность и четкость изложения учебного материала, его доступность для аудитории). Частная методика, исходя из установок общей методики, определяет способы и приемы обучения и воспитания детей и взрослых, приемы наблюдения, изучения и исследования тех или иных объектов. Таким образом, каждая частная методика связана с конкретной наукой и вытекает из самой сущности предмета, служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика является частной методикой, так как она связана с процессом распространения знаний на основе одной формы работы. Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм , совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий нас мир и место в нем человека.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.


Экскурсионная методика является более сложной в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа в большинстве своих средств и приемов носит оригинальный характер. Используется эта методика только в экскурсионной пропаганде.

Что касается рассказа на экскурсии, то в нем экскурсоводы используют обычные формы устной речи – справку, беседу, описание, объяснение, комментирование, литературный монтаж. Значительная часть методических приемов в рассказе экскурсовода заимствуется из арсенала лекторского искусства.

Любая методика – это умение производить определенную работу в четком соответствии с наиболее оптимальными правилами, рекомендациями и обеспечивать ее высокую действенность. На практике – это сумма определенных умений и навыков проводить работу – разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии, закреплять полученные экскурсантами знания, совершенствовать свои знания.

Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, связанных друг с другом частей:

– методики разработки новой для данного бюро темы;

– методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но уже разработанной в данном бюро;

– методики подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;

– методики проведения экскурсии;

– методики послеэкскурсионной работы.

Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа . В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования «портфеля экскурсовода»; использования технических средств пропаганды; наблюдения; изучения и исследования объектов.

Проблемы организации экскурсионной деятельности были и остаются актуальными, при этом в методической лите­ратуре освещены недостаточно.

В на­стоящее время экскурсионная работа приоб­ретает все большую популярность, поскольку именно экскурсия является одной из ведущих форм развития культурно-образовательного уровня личности.

Однако проведение экскур­сии не следует рассматривать в качестве про­стой формы деятельности, позволяющей за счет подготовленных индивидуального тек­ста легко контролировать груп­пу экскурсантов. С точки зрения экскурсанта качественной является экскурсия, в которой запоминается не только информация, но так­же рассказ и показ экскурсовода, то есть весь экскурсионный процесс. С точки зрения экс­курсовода качественной является экскурсия, во время которой правильно используются методические приемы рассказа и показа – экскурсионная методика. В целом же прове­дение экскурсии является одной из наиболее сложных форм образовательного процесса.

Все чаще перед экскурсоводами музеев встает вопрос: как сделать процесс проведения экскурсии удачнее, интереснее. Экскурсоводу приходится придумывать различные формы проведения экскурсии, стараются творчески подойти к тому, как преподнести новый экспозиционный материал. В наше время особое внимание уделяется инновационным технологиям и интерактивным методам.

Музей - это научно-исследовательское и научно-образовательное учреждение, которое выполняет на основании музейных предметов функции документоведения, образования и воспитания. Социальную функцию музей выполняет в процессе комплектования, учета, хранения, изучения, экспозиционирования и пропаганды музейных собраний.

К экскурсионным приемам показа относят прием абстрагирования, интеграции, сравнения, переключения внимания, зрительной реконструкции. Наиболее часто используемыми приемами рассказана экскурсии с детьми являются вопросно-ответный, описание, характеристика, объяснения, цитирования, соучастия, ссылки на очевидцев, анти климактерический.

В образовательном учреждении музей становится не только центром освоения культуры, природы, истории микрорайона, гражданских начал, но и ядром самостоятельно созданного личностно-ценностного культурно-исторического пространства

Таким образом, экскурсионная методика является своеобразным инструментом, помогающим экскурсоводу за короткий отрезок времени переместить в сознание экскурсантов боль­шой объем знаний, а экскурсантам, в свою очередь, увидеть, запомнить и понять зна­чительно больше материала, чем, например, на лекции, которая раскрывает ту же тему.

Это объясняется тем, что методика экскурсии построена на диалоге экскурсовода и экс­курсантов, а также на практическом обще­нии посредством наблюдения за объектами показа, на различных видах анализа, сравне­ния за счет зрительного восприятия. Экскур­сионная методика, как правило, опирается на философию, которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий нас мир и место в нем человека.

Получается, что экскурсионная ме­тодика обобщает опыт проведения экскур­сий, разрабатывает и предлагает такие мето­дические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эф­фективность раскрытия и восприятия темы.

Аспекты экскурсионной мето­дики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экс­курсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии. Экскурсионная методика связа­на с такими понятиями, как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следу­ет с показа, со зрительных или иныхвпечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов. Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффектив­ное использование методических приемов ведения экскурсии.Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздей­ствия на экскурсантов.

Показ и рассказ являются основными элементами любой экскурсии. Но если по­каз является большей частью экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления, то рассказ можно считать ее меньшей частью, которая носит по отно­шению к методике показа подчиненный ха­рактер. Все дело в том, что рассказ строится во многом на показе и практически полно­стью подчинен показу, поскольку на протя­жении большей части экскурсии экскурсовод рассказом раскрывает объекты показа, дает им пояснения, формирует знания экскурсан­тов о них.

Главное требование экскурсионной ме­тодики – обеспечение непрерывности рас­крытия темы в ходе экскурсии как процесса усвоения знаний, то есть воздействие экскур­сионного материала на экскурсантов в течение всей продолжительности экскурсии (без пауз, остановок и перерывов).

Методика требует связи и взаимодей­ствия между показом и рассказом, предусма­тривая либо их сочетание, либо чередование, или же – их отсутствие.

В общепринятом понимании экскурсии известны четыре варианта использования показа и рассказа, которые характерны прак­тически для каждой экскурсии:

1) показ и рассказ идут одновременно – экскурсанты наблюдают объекты, о которых идет речь;

2) идет только рассказ – излагаются исторически события, дается характеристика города,населенного пункта и т. д;

3) идет только показ – происходит на­блюдение (изучение, исследование) объектов под руководством экскурсовода;

4) показа и рассказа нет – экскурсан­ты самостоятельно работают: наблюдают, усваивают полученные знания и впечатления

Главной задачей экскурсовода при проведении экскурсии является контролирование вни­мания группы. Одним из наиболее доступных и качественных методов по его поддержанию является использование диалога, который по­зволяет экскурсантам лучше воспринимать материал в ходе живого общения, а для экс­курсовода важен с точки зрения контроля за вниманием группы, которое заострено на диалоге и не рассеивается. При живом обще­нии экскурсанты не только лучше восприни­мают материал, но и участвуют в экскурсии, а не просто присутствуют на ней. Если не поддерживать диалога с группой, то некото­рые экскурсанты могут ощутить свою вто­ростепенность.

Одним из главных правил экскурсии является адаптация текста для группы и из­ложение его экскурсоводом простым разго­ворным языком. В данном случае экскурсо­вод показывает знания на основе реального общения с группой. Как показывает практи­ка, воспроизведение заученного текста име­ет ряд недостатков.

Таким образом, мы рассмотрели экскур­сионную методику, показав особенности и принципы, используемые в ходе различных экскурсий. Однако была описана лишь часть приемов экскурсовода. Безусловно, значимыми являются не только используе­мые им методы, но речевая культура, уровень общих знаний, внешний вид, жестикуляция, эмоциональный фон. Но важно ответить, что при наличии всех этих деталей, но без ис­пользования методики, невозможно провести качественную экскурсию, поскольку именно применение методики подчеркивает уровень экскурсовода и помогает ему не только гра­мотно работать с группой экскурсантов, но и совершенствоваться, используя на практике новые методы.

Интерактивность – это взаимодействие, процесс коммуникации, предусматриваю­щий двусторонний диалог между экскурсоводом и экскурсантами целью которого является преобразование общей информации в личностные знания.

Сущность интерактивного обучения заключается в постоянном и активном взаимо­действии всех его участников. Совместная деятельность овладения новым материалом означает, что каждый вносит в это процесс свой индивидуальный вклад, способствуя более качественному обмену знаниями, идеями, основами деятельности. Все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимо­помощи, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познаватель­ную деятельность, переводить ее на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом информацией, сменой и разнообразием видов деятельности.

Современный музей должен быть доступным, а интерактивные занятия позволяют достигнуть этого через вовлечение детей в действие. Таких занятий разработано не мало.

Интерактивные занятия наиболее эффективны в младшем и среднем подростковом возрасте. Дети хотят видеть себя не только зрителями, но и участниками исторических событий. На занятне только смотреть на витрины, но и подержать в руках, орден Красной Звезды, покачать люльку, посидеть за прялкой, написать пером в тетраде, попробовать поиграть на пионерском барабане и горне... Эти занятия помогают раскрывать перед детьми предметный мир, так как строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, но и активно действовать, принимать участие в экскурсии, отвечать на вопросы, манипулировать музейными предметами.

Музейный экспонат аккумулирует в себе знания и умения людей своей эпохи, может также быть своеобразным портретом своего хозяина или создателя, свидетельствовать о его потребностях, вкусах, социальной роли, чувствах и т.д. А «перевоплощение» экскурсовода в того или иного героя: например, в крестьянку в народном костюме, которая используя большую коллекцию рушников или других изделий декоративно-прикладного искусства, рассказывает о развитии различных народных промыслов в районе и его населенных пунктах вызывает у детей просто восторг. Дети погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.

Методы работы с детьми в музее можно разделить на две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности. К первой группе можно отнести словесные, наглядные, практические методы. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские методы относят к методам по характеру мыслительной и познавательной активности.

В настоящее время практически все ведущие музеи отказались от традиционной формы проведения экскурсии, когда ребенок всего лишь пассивно воспринимает информацию, не влияя на ход событий. Сотрудники музеев включают богатый спектр форм, методов приемов, видов деятельности.

Интерактивные и анимированные методы: экскурсанты не только слушают, но и принимают активное участие в проведении экскурсии

Проведение экскурсии смастер - классами

Костюмированные экскурсии

Игровые элементы экскурсии

Прием театрализацци

Флеш – моб,сити-квест,фотоспринт,

Экстрим экскурсии

Виртуальные экскурсии

Экскурсии –приключения

Проблемные экскурсии (экологические,социальные, военно-патриотические)

Корпоративные

Профориентационные

Самыми распостраненными театрализованными праздниками на базе нашего районного музея «Источник жизни» и в населенных пунктах района популярными до сих пор языческие праздники совмещенные с праздниками православными. Так празднование Масленеицы проходит практически во всех селах,на этот праздник стремятся попасть не только разновозрастные школьники но и жители всего села. Также популярны празднки Рождество Христово, праздник Троицы, Ивана Купалы, День Святого Николая Чудотворца, Крещения Господнего. В последнее время большей популярностью пользуется католический праздник всех влюбленных – День Святого Валентина

Кроме календарных праздников, появляетя большое количество экскурсий, связанных с инсценировкой детских сказок.

Среди инновационных методов проведения экскурсии необходимо остановиться на многочисленных этнографических посиделках. В уютной обстановке, чаще всего за чаепитием, участники театрализованной экскурсии погружаются с помощью музейных экспонатов, антуража, в обстановку старины.

Следует подчеркнуть, что именно интерактивные методы раскрывают новый уровень музейной интерактивности, ориенти­рованный на общение в среде музея, выявление разнообразных черт и свойств личности через ее включение в непосредственную деятельность. Таким образом, музей выступает платформой для организации коммуникации, получает возможность обновлять и менять свой контент, а музейный предмет становится своеобразным катализатором коммуника­ции между различными посетителями

В ходе интерактивной музейно-педагогической деятельности активно формируются личностные качества воспитанников, их умение говорить и презентовать себя. Исполь­зование разного рода знаков, ассоциативных символов, создание условий, максимально приближенных к жизненным ситуациям, делает возможным непроизвольное запоминание материала, приближает процесс обучения к непринужденному восприятию. Также сти­мулируется интерес к прошлому, осуществляется передача культурного опыта, а музей становится посредником между посетителем и культурной средой.

Путем приминени интеррактивных методов при проведении экскурсии можно достигать эффективных результатов в учебной деятельности.

Как показывает опыт, сегодня отмечается постепенное падение интереса школьников к традиционной экскурсии, но у них появляется стремление к самостоятельному знакомству с музеем, поэтому всё больший интерес приобретают интерактивные формы работы с аудиторией, работа краеведческих музеев приобретает новое звучание. Музеи разрабатывают свои программы соответственно возрастным особенностям аудитории, что позволяет обучающимся получать дополнительные знания по истории, культуре, природе нашего края. Музеи стремятся активнее использовать новые информационные технологии. У многих появились свои интернет-сайты, которые приобретают все более интерактивный характер, то есть не только предлагают информацию, но и вовлекают в общение с музеями через анимированные планы и схемы, игры, чаты и прочие «новомодные» средства коммуникации, ставшие для юного поколения уже привычными.

В наше время особое внимание уделяется инновационным технологиям и интерактивным методам проведения экскурсии. Все чаще экскурсионная работа приоб­ретает большую популярность, поскольку именно экскурсия является одной из ведущих форм развития культурно-образовательного уровня личности.

Таким образом, перспективы развития музеев тесно связаны с изменением их имиджа, развитием музейной коммуникации, с превращением музеев в социальный институт, создающий и предоставляющий нужную информацию и массовую доступность к интеллектуальному, историко-культурному и природному наследию.

Интерактивные формы работы позволяют привлечь в музей и заинтересовать самые различные категории посетителей. Кроме того, у экскурсантов остается неизгладимое впечатление после посещения музейного праздника. Интерактивные экскурсии – это эффективное средство в борьбе с явлением «музейной усталости». Но в то же время, сотрудникам не стоит забывать и о традиционных формах работы с посетителями, которые остаются интересными для взрослой аудитории, опытных посетителей, специалистов. Таким образом, именно сочетание традиционных и интерактивных форм подачи материала позволяет привлечь новых посетителей в музей, пробудить интерес к прошлому, а также «воспитать людей с развитым вкусом восприятия музейных экспозиций».

1. Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003, № 10. – С.70-75

2. Крижавских М.Ю. Музей как центр дополнительного образования // Литературный квартал. –Екатеринбург, 2008. - №13.

3. Леонов Е. Е. Экскурсия как форма коммуникативного подхода в школьном музее // Наука и современность-2010: сб. ст. по итогам VII Международ. научно-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – С. 103–106.

4. Майбурова И.Б. Музейная экспозиция как импульс детского творчества // Литературный квартал. – Екатеринбург, 2004. - №11.

5. Хуусконен Н. М., Глушанок Т. М. Практика экскурсионной деятельности. – СПб.: Изд. фонд «Герда», 2008. – 208 с.

Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

ТРЕБОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ

Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т.п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т.е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов, недопустимо, например, всю тему городской обзорной экскурсии раскрывать на памятниках монументальной скульптуры.

Одно из требований методики – обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т.е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе). Все время ведения экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы.

Построение любой экскурсии по этой схеме повышает познавательность и воспитательную роль экскурсионного материала.

Методика требует связи и взаимодействия между показом и рассказом, предусматривая в одном случае их сочетание, в другом – чередование, в третьем отсутствие обоих элементов.

Известны четыре варианта использования показа и рассказа, они характерны практически для каждой экскурсии.

Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переездов или переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, экскурсанты получают возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это «свободное» время наполнено мыслительной деятельностью экскурсантов. Не в меньшей степени паузы необходимы экскурсоводу для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируют в зависимости от маршрута. Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.

Важную роль играет правильное использование пауз. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного. Такие обсуждения методически неоправданны, т.е. они разрушают «ткань» экскурсии, возбуждают аудиторию и снижают в дальнейшем уровень восприятия материала.

Соблюдение требований методики помогает экскурсоводу донести до аудитории знания в форме, отличной от лекции, беседы, устного журнала, тематического вечера, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии. Это особенно важно для той части экскурсии, где много места занимает рассказ. Здесь у экскурсантов могут появиться моменты так называемого кризиса внимания, который у слушателей лекций, как утверждают исследователи, наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т.д. Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить интересный пример, какие-то подробности о событии. На этом построен методический прием новизны материала. Если такой момент наступает, когда группа находится возле объекта, необходимо сократить на 2–3 минуты пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту, сопровождая его рассказом. Если же внимание экскурсантов ослабевает во время движения автобуса, то следует приостановить движение для осмотра памятников. Если представится возможным, нужно выйти из автобуса и продолжить путь к очередному памятнику пешком.

Методика рекомендует и другие способы для сохранения и восстановления внимания экскурсантов: прослушивание звукозаписи, показ диапозитивов или слайдов, использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Методика проведения экскурсий строится с учетом интереса экскурсантов. Важно добиваться, чтобы интерес экскурсантов к теме и материалам экскурсии формировался до начала показа и рассказа. С этой целью используют вступительное слово экскурсовода.

Практика показывает, что в первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами объектов, как их известность, экзотичность, познавательная ценность. Устойчивости внимания способствует также правильная последовательность показа объектов.

Одна из трудностей в разработке методики показа состоит в том, что нередко рядом с объектом, который показывается по теме, расположен другой, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по своему внешнему виду. Естественно, что такой объект бросается в глаза. С методической точки зрения вопрос может быть решен различными путями: а) можно дать краткую справку о ненужном объекте. Например, сказать, что это здание не имеет исторической ценности, что при его постройке допущено смешение архитектурных стилей; б) умолчать об объекте; в) так подойти к нужному объекту, чтобы посторонний объект был увиден экскурсантами позже.

Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов: обращение экскурсовода к группе с предложением, неожиданным вопросом; выявление интересной детали в памятнике. Усилия экскурсовода могут быть также направлены на необходимое распределение внимания между объектами. Например, показ архитектурного ансамбля предваряет осмотр городской панорамы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой.

Методика проведения экскурсии, эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звукоусилительных устройств – все это должно быть направлено на преодоление уличного шума, на предельно возможную в городских условиях нейтрализацию посторонних раздражителей. Необходимо, как говорят психологи, «держать эти раздражители на заднем фоне сознания».

Важное требование методики состоит в том, чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Помимо логической последовательности «размещения» объектов на маршруте, своеобразного нарастания в их показе, наличия кульминационного пункта (т.е. момента наивысшего напряжения в раскрытии темы), необходимы также увязка подтем, определенный подбор логических переходов. Поэтому методика требует правильной организации и использования пауз между объектами, определенной логики в изложении содержания основных вопросов, тематичности справок во время переездов между объектами.

С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Эта работа имеет свои сложности. Например, как подойти к методической подготовке рассказа после того, как объект показа определен? С чего начинать рассказ и как его построить? Как организовать наблюдение объекта? Это зависит прежде всего от внешнего вида объекта, степени его сохранности, от того, насколько полное представление о своей сущности, назначении, событиях, с ним связанных, он сам способен дать.

Практически рассказ может быть основан на одной из двух позиций:

– экскурсионный объект (памятник, место события) дошел до нашего времени в полной сохранности (т.е. без каких-либо изменений и перестроек, утраты отдельных частей);

– экскурсионный объект не дошел до нас в своем первоначальном виде.

В первом случае рассказ начинают с описания события, раскрытию которого посвящена подтема. Во втором случае рассказ направляют сначала на реконструкцию объекта и только после этого излагается событие.

Задача рассказа – подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Эта способность не безгранична по времени. Один объект экскурсанты будут с неослабевающим вниманием наблюдать 10–15 мин, другой – не более 2–3 мин. Это качество объекта оказывает влияние на размер рассказа. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом, своими особенностями привлечь внимание экскурсантов.

На вопросы о соотношении показа и рассказа, об их последовательности методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных впечатлений (осязательных, обонятельных) и затем уже вводить рассказ. Однако требования экскурсионной методики, ее аксиому: показ опережает рассказ – не следует понимать буквально. Иногда экскурсовод начинает очередную подтему со словесных указаний – куда, как и на какой именно объект следует смотреть экскурсантам. Эти слова являются началом показа. Методика требует, чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами, т.е. представлял собой словесно-зрительный мостик.

Методическая оправданность рассказа зависит не только от степени сохранности памятника, его отношения к теме экскурсии, но и от характера самого объекта. Если речь идет о памятнике, расположенном на городской площади, то рассказ будет одной формы, а если об оборонительном сооружении на поле сражения минувшей войны, то рассказ будет другой формы. Если это произведение изобразительного искусства, то рассказ будет иметь иную структуру. Первая часть рассказа такого рода – анализ картины, вторая – характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако в любом случае, какую бы структуру и форму не имел рассказ, он должен быть экскурсионным, т.е. связанным с главным элементом экскурсии – показом.

Несоблюдение требований методики приводит к такому недостатку в проведении экскурсии, как лекционность. Лекционность при раскрытии темы состоит в том, что рассказ строится в отрыве от показа, не подкреплен наблюдениями экскурсантов. Лекционность построена на обмене местами двух элементов экскурсии – показа и рассказа, когда первичным становится рассказ, а показ становится вторичным или вообще отсутствует.

Еще одно требование экскурсионной методики – не считать работу законченной после того, как определен методический прием. Задача методики – подсказать пути для наиболее эффективного применения этого приема, т.е. дать экскурсоводу «ключ» к использованию приема на практике.

Методика требует, чтобы экскурсант не только познакомился с объектами, но и правильно их воспринял, дал объективную оценку всему, что с ними связано, правильно толковал увиденное и услышанное. Важную роль в этом играют эмоциональные моменты. Они широко используются в экскурсии, воздействуют на чувства ее участников, вызывая радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев и т.д.

Методика в своих рекомендациях учитывает эмоциональную сторону дела. Эмоциональное воздействие на аудиторию оказывает не только рассказ, но и показ таких предметов, как пробитая осколком снаряда гимнастерка, надпись на стене дома на Невском проспекте в Петербурге: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Такие же эмоции вызывают встречи с местами известных экскурсантам событий: дуэли и смертельного ранения А. С. Пушкина, бессмертного подвига Александра Матросова и др.

Интересны результаты анкетного опроса участников одной из московских экскурсий. На вопрос: «Что в экскурсии вам больше всего зрительно запомнилось?» – большинство ответило, что это была картина древней Москвы, «показанная» возле Малого театра. В таком ответе нет ничего удивительного: на этом месте в показе экскурсовод умело использовал прием реконструкции. Это позволило экскурсантам вместо современной асфальтированной улицы с троллейбусами и автомашинами увидеть реку Неглинку, на месте современных зданий – ее берега, женщин, стирающих белье, и верховых воинов, съезжающих к реке по косогору от старого Кремля. Так же легко запоминаются картины и события в других экскурсиях, а экскурсанты и не подозревают, что «повинна» в этом методика. Требования методики по отношению к каждой экскурсии носят конкретный характер.

Из книги Экскурсоведение. Учебник автора Емельянов Борис Васильевич

2.1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ МЕТОДИКИ В педагогике методикой обучения называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ Экскурсионные учреждения России используют различные пути повышения качества методической работы:Первый путь - систематическое пополнение и обновление знаний методистами и экскурсоводами, их обучение в высших учебных заведениях, на

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

2.2.5. Технотронные методики Современная наука предложила много специфичных способов для управления поведением, мыслями и чувствами человека. При этом в частности используют:- нижепороговое аудиовизуальное

Из книги Как учить чужой язык? автора Хрипко Антон

Из книги Криминалистика. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Моховой Андрей

97. Структура типовой методики расследования преступлений Большинство методик расследования включает в себя следующие части. 1. Криминалистическая характеристика преступлений. Другая, более распространенная, точка зрения: «криминалистическая характеристика

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов Из книги Уроки чемпиона мира по бодибилдингу. Как построить тело своей мечты автора Спасокукоцкий Юрий Александрович

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2 Двенадцать принципов методики Фактически эта глава является самой важной во всей книге: в ней излагаются принципы, на которых базируется моя методика. Если вы ленитесь прочесть книгу целиком, прочтите хотя бы эту главу. Она не такая уж и большая, но после ее

Из книги автора

Глава 3 Краткое научное обоснование методики Идеальной тренировочной системы не существует. Нет такой системы тренинга, которая гарантировала бы выдающийся результат всегда и абсолютно всем по ней тренирующимся. Зато есть системы, которые приносят результат единицам,

Из книги автора

Глава 4 Принципы методики для начинающих Эта глава посвящена исключительно тем, кто только начинает свой путь в бодибилдинге и фитнесе. Частично об адаптации моей методики для начинающих я рассказал в главе «12 принципов методики», сейчас же я хочу развить эту

Этапы подготовки и проведения экскурсий. Составление документации к экскурсиям.

Этапы подготовки экскурсий:
Определение темы экскурсии, ознакомление с её содержанием (для этого необходимо освоить минимум литературы и музейную экспозицию на поставленную тему).
Составление плана экскурсии (он проходит несколько ступеней, на каждой из которых он уточняется).
Разработка структуры экскурсии, выделение тем, под тем, установление их "порядка".
Наметка объектов экскурсионного показа - экспозиционных материалов.
Этапы проведения экскурсий:
Вступительная беседа (введение в экскурсию, общий обзор). Основная часть экскурсии (раскрытие материала, его подробности и анализ). Заключительная беседа (подведение итогов, выслушивание вопросов, и т.д.).
Рекомендации к проведению экскурсии: а) экскурсия разделяется на элементы, каждый из которых заканчивается выводом. б) по окончании экскурсии даётся общий вывод. в) переход от одной под темы к другой, от одного экспоната к другому должен быть обоснован логически или эмоционально.

МЕТОДИКА И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ

Экскурсоводу необходимо постоянно пополнять и совершенствовать свои политические и специальные знания, обладать чувством нового, изучать запросы и интересы аудитории; проявлять воспитанность, высокую культуру в работе; быть вежливым, тактичным в общении с экскурсантами; владеть методикой проведения экскурсии; любить свое дело.

Важное условие успешного проведения экскурсии – владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена грамотно, логично; во-вторых, чтобы дать наиболее полное представление об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в то же время образной, что достигается умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях.

Экскурсовод должен тщательно отбирать специальные термины и иностранные слова и в совершенстве владеть техникой речи: четкостью дикции, правильным произношением звуков. Следует избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания экскурсантов, более глубокому восприятию темы в целом.

Немаловажное значение имеет правильно выбранный темп рассказа. Скорость речи экскурсовода зависит от содержания экскурсии (например, медленнее излагаются выводы, обобщения) и скорости движения автобуса. Объект находится в поле зрения экскурсантов считанные секунды, и экскурсовод должен дать основной материал, ускоряя темп речи. Торопливость речи в течение экскурсии недопустима, поскольку у экскурсантов может создаться впечатление о безразличии экскурсовода к теме экскурсии.

Экскурсовод не должен говорить непрерывно в течение всей экскурсии. Короткие паузы необходимы для подчеркивания фразы, перед изложением выводов, обобщений. Более длительные паузы допускаются при переездах от объекта к объекту. В городских экскурсиях они, ккак правило, не превышают 1-2 мин., в загородных – 15-20 мин.

На аудиторию оказывают сильное воздействие интонация, эмоциональность рассказа экскурсовода , которая придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к событиям, объектам, о которых идет речь. Тон рассказа в экскурсии должен меняться в зависимости от событий, о которых идет рассказ, от чувств, которые пытается выразить экскурсовод.

Экскурсовод должен находиться в приподнятом рабочем настроении и каждый раз заново переживать события и факты, излагаемые в экскурсии. Увлеченность темой, умение подняться над обыденностью, эмоциональность в изложении материала – эти качества экскурсовода вызывают ответную реакцию у слушателей. В этом случае обеспечен контакт даже с самой неподготовленной аудиторией.

Экскурсовод в начале экскурсии должен установить контакт с группой, определить её интересы, уровень знаний, и исходя из этого вести рассказ и показ по теме. Например, если группа состоит из местных жителей, которые все здания, памятники и другие объекты видят каждый день, задача экскурсовода сводиться к показу деталей объектов и рассказу о малоизвестных фактах.

Иногда экскурсоводу необходимо снять напряжение с экскурсантов, появляющееся обычно не по его вине (не пришел вовремя автобус, не работает микрофон, испортилась погода и т.п.). Уместная шутка, улыбка, приподнятое настроение способствует установлению хорошего "психолог7ического климата" на все время экскурсии. Однако юмор должен быть тактичным, ненавязчивым. Стремление во что бы то ни стало развеселить экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к экскурсии, что приводит к утрате контроля над группой.

Общее впечатление об экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Экскурсовода должна отличать доброжелательность, уважение к личности экскурсантов; чуткость, внимательность к их психологическому состоянию; ровность, выдержка в отношениях с экскурсантами. Экскурсовод должен быть точен, являться к месту приема экскурсионной группы заблаговременно, за 10-15 мин. до начала экскурсии. Следует помнить, что немаловажное значение в установлении контакта с группой имеет внешний вид экскурсовода – скромность в одежде, прическе, выражение лица, походка, жесты.

Однако главное в экскурсии – это её высокая идейность и убедительность содержания, яркая эмоциональная форма проведения, широкий культурный диапазон экскурсовода. От этого зависит авторитет экскурсовода, и завоевывается он каждый раз заново в процессе экскурсии.

Подготовка экскурсии

Методика экскурсионной работы

Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии включает разработку новой темы экскурсии и подготовку экскурсовода к новой для него темы. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.

Этапы подготовки экскурсии

1. Определение цели и задачи экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы.

4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Подготовка текста экскурсии.

8. Комплектование "портфеля экскурсовода".

9. Составление методической разработки.

10. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение.

В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):

1. познавательная ценность;

2. известность (популярность);

3. необычность (экзотичность), неповторимость;

4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);

5. сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);

6. месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).

Изучение объектов экскурсоводами не должно ограничиваться знакомством с литературными источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ.

1. наименование объекта (первоначальное и современное);

2. историческое событие, с которым связан объект, дата события;

3. местонахождение объекта и на чьей территории он расположен (город, поселок, промышленное предприятие, совхоз, колхоз);

5. источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ);

6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата реставрации);

7. охрана памятника (на кого возложена, каким решением);

8. в каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа;

9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

Экскурсионная теория

Важным качеством экскурсии, является ее научный характер. Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний, обеспечить высокий уровень изложения материала. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными современной науки. Все факты, события, теоретические положения, рассматриваемые на экскурсии, дают в научной трактовке, освещают с учетом достижений отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

В дословном переводе греческое слово «теория» означает наблюдение, рассмотрение, исследование. Этот термин рассматривается в нескольких значениях:

1) теория – обобщение опыта, общественной производной практики, в котором находят отражение объективные закономерности развития природы и общества;

2) теория - совокупность обобщенных положений, образующих определенную науку или один из ее разделов;

3) теория – система идей в одной из отраслей знаний;

4) теория – высшая, самая развития форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях существующих связей определенной области.

Когда мы рассматриваем вопросы экскурсионной теории, то:

Моделируем, какой в идеале должна быть экскурсия

Изучаем механизм воздействия экскурсии на сознание человека;

Предполагаем осмысление, использование основных закономерностей и особенностей экскурсии;

Определяем критерии качества экскурсий, средства повышения качества их эффективности;

Формулируем теоретические основы экскурсионного дела.

Итак, изучение вопросов экскурсионной теории позволяет представить средства повышения эффективности экскурсий; механизм воздействия экскурсии на сознание людей: предполагает осмысленное, с учетом сложившейся практики ведения экскурсий, использование основных закономерностей и особенностей экскурсий.

Экскурсионная теория – это общая сумма теоретических положений, которые служат основой экскурсионного дела, определяют главные направления его развития и совершенствования.

Экскурсионная теория – это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты, особенности показа и рассказа, экскурсионный метод, классификация экскурсий, основы профессионального мастерства экскурсовода.

Свое название методика получила от греческого слова «метод», что в буквальном переводе означает: «путь к чему- либо», а также путь исследования или познания; теория; учение.

Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий на определенную тему и для определенной группы.



Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов.

Овладение экскурсионной методикой означает не только усвоение научных основ, приемов, но и ее творческое применение экскурсоводом, которое не терпит шаблона, готовых решений.

Значительную роль играют творческие способности экскурсовода, раскрывающиеся в процессе подготовки и проведения экскурсии.

Общая экскурсионная методика состоит из двух главных разделов:

а) подготовка экскурсии;

б) проведение экскурсии.

Методика экскурсионной работы отвечает на следующие вопросы :

1. Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?

2, Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержание)?

3. Как проводить экскурсию (методические приемы)?

Основой для экскурсионной методики служат два понятия – показ и рассказ. С одной стороны, это название двух основных элементов экскурсии, которые раскрывают тему, с другой, – два самостоятельных раздела методики подготовки и проведения экскурсий и, наконец, это два целенаправленных вида деятельности экскурсовода.