Воронежский медицинский университет кафедры. Гбоу впо «государственная воронежская медицинская академия им


Сегодня Вы стоите на пороге знаменательного события – выбора жизненного пути. Мы верим, что выбор профессии врача, медицинской сестры или фармацевта хорошо осознан и глубоко продуман вами. Мы рады, что для получения образования вы выбрали наш университет.

На протяжении всей истории существования ВГМУ им. Н.Н. Бурденко является важнейшим центром развития высшего медицинского образования, колыбелью передовой мысли, осуществляет огромную работу по развитию и поддержке отечественной медицинской элиты. Тысячи наших выпускников составляют золотой фонд российского здравоохранения и наполняют гордостью за них наши сердца.

Плодотворная, многогранная деятельность коллектива университета в различных областях медицины, в подъеме и развитии здравоохранения и образования снискала высокий авторитет ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в широких научных и общественных кругах не только России, но и за рубежом. Наш вуз является центром внедрения самых современных методик обучения и инноваций в сфере медицинского образования.

Сегодня ВГМУ им. Н.Н. Бурденко объединяет талантливую молодежь, которая стремится получить благородную профессию врача. Мы искренне надеемся, что вы скоро вольетесь в этот дружный коллектив. В процессе обучения в университете вам предстоит по-новому познакомиться с собой, разобраться в закономерностях общения людей, многое узнать и многому научиться. «Медицина – это подвиг, – писал А.П. Чехов, – она требует самоотверженности, чистоты помыслов». Формирование этих благородных качеств начинается со студенческой скамьи. Мы глубоко уверены, что любая задача, которую вы поставите перед собой, будет вам по плечу.

На трудном, но очень интересном пути к профессионализму мы хотим пожелать вам: доверия к себе и к своим силам, вдумчивой собранности и душевной неустрашимости, дерзновения и успеха в достижении святой цели – помочь людям сохранить здоровье!

Уважаемые выпускники!

На факультете подготовки кадров высшей квалификации после сдачи государственных экзаменов вы можете продолжить обучение в ординатуре, которая является частью многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации.

Если вы решили заняться научной деятельностью, то вы можете поступить в аспирантуру, логическим завершением обучения в которой является написание и защита кандидатской диссертации.

ВГМУ им. Н.Н. Бурденко также предоставляет вам возможность получить второе высшее дополнительное профессиональное образование.

Успех каждого человека определяется своевременным и правильным выбором профессии. Все современные абитуриенты это понимают. Они, мечтая об интересной и хорошо оплачиваемой работе, часто испытывают трудности с выбором. На какой специальности и на каком учебном заведении остановить свое внимание? Люди, задумывающиеся об этом, могут выбрать Воронежскую медицинскую академию (университет), ведь с давних времен и по сей день профессии медицинских работников продолжают быть благородными, востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.

Первые страницы истории

Воронежская государственная медицинская академия является одним из старейших учебных заведений нашей страны. Ее история началась в 1801 году, когда в северо-западной области Российской империи открыли Дерптский университет. В 1893 году это учебное заведение было переименовано. Оно получило название Юрьевского университета, а в 1918 году история этого вуза была завершена в связи с оккупацией немецкими войсками территории Прибалтики.

В Юрьевском университете в период его существования учился Николай Нилович Бурденко. Именно его имя носит современная Воронежская медицинская академия (университет). Этот человек в 1906 году окончил учебное заведение. Учился Бурденко блестяще. Он получил диплом лекаря с отличием. После окончания обучения Николай Нилович начал практическую деятельность. В 1917 году он вернулся в родной университет и получил должность заведующего кафедрой хирургии.

Работа после 1918 года в составе ВГУ

В 1918 году русский профессорско-преподавательский состав Юрьевского университета прибыл в Воронеж. Среди приехавших профессоров был и Бурденко. Также в Воронеж была эвакуирована и часть имущества учебного заведения. Все это послужило базой для создания нового вуза. В ноябре 1918 года открыл свои двери для студентов Воронежский государственный университет (ВГУ).

В составе вуза значились 4 факультета. Среди них было и медицинское структурное подразделение, которое когда-то существовало в Юрьевском университете. Одним из самых активных организаторов этого факультета был Бурденко. Когда вуз заработал, он стал заведующим кафедрой факультетской клиники медфака ВГУ, открыл специальные курсы для студентов и врачей по военно-полевой хирургии.

Работа после 1930 года

Медицинский факультет в составе Воронежского государственного университета просуществовал до 1930 года. В декабре он вышел из состава вуза и стал самостоятельным образовательным учреждением - мединститутом. Именно эта дата и считается датой основания Воронежской медицинской академии.

В составе мединститута в то время было всего лишь 2 факультета - лечебный и санитарно-гигиенический. На первом из них освоение учебного плана было предусмотрено на 5 лет, а на втором - на 4 года. В 1933 году организационная структура вуза пополнилась еще одним отделением - факультетом охраны материнства и детства.

Военные и послевоенные годы

До 1941 года медицинский институт постепенно развивался, укреплял свои позиции в образовательной сфере. С началом Великой Отечественной войны возникла угроза дальнейшего существования вуза. В связи с этим была произведена эвакуация учебного заведения. В 1941 году его отправили в Красноярск, а в 1942 году - в Ульяновск. В 1944 году медицинский институт вернулся в свой родной город Воронеж и начал восстанавливать образовательную деятельность. Обучение студентов началось на лечебном и педиатрическом факультетах.

Организационная структура вуза долго не пополнялась новыми подразделениями. Лишь в 1957 году в учебном заведении появился стоматологический факультет, а в 1961 году у медицинского института появилась собственная стоматологическая поликлиника. Другие важные события происходили в следующих годах:

  1. В 1977 году. Вузу присвоили имя Н. Н. Бурденко - того человека, который внес значительный вклад в развитие института.
  2. В 1994 году. У учебного заведения повысили статус. Институт преобразовали в академию.
  3. В 2006 году. Образовательная организация получила орден М. Ломоносова за значительный вклад в развитие здравоохранения, отечественной медицины.

Медицинская академия сегодня

Воронежская государственная медицинская академия имени Николая Ниловича Бурденко в настоящее время является уже университетом. Он представляет собой крупное и значимое образовательное учреждение. Вуз располагает 9 корпусами. В главном здании учебных комнат насчитывается 73, в учебно-лабораторном корпусе - 40, а на базах медицинских учреждений Воронежа - 300. Для проведения лекций оборудовано 28 лекционных аудиторий в главном корпусе и на базах городских медучреждений.

Огромное внимание академия, ставшая университетом, уделяет практическому обучению, ведь каждый студент должен еще в вузе получить все необходимые навыки. Учебное заведение создало симуляционно-тренинговый центр и в настоящее время вкладывает в него значительные средства для приобретения современного оборудования. В этом подразделении вуза имеются:

  • демонстрационные залы;
  • учебная аудитория для проведения интерактивных лекций, оборудованная проектором;
  • компьютерный класс с информационной панелью;
  • различные фантомы, манекены, тренажеры.

Научная деятельность учебного заведения

В Воронежской государственной медицинской академии имени Бурденко развиваются 11 научных школ по лазеротерапии заболеваний внутренних органов, клинической иммунологии, кардиохирургии, детской нефрологии, анестезиологии и реаниматологии и т. д. При вузе работает Научно-исследовательский институт экспериментальной биологии и медицины. В нем имеется центр коллективного пользования, который обеспечивает сотрудникам учебного заведения проведение различных актуальных и востребованных медико-биологических исследований.

Результаты научной деятельности учебного заведения являются достаточно хорошими. В 2016 году университет принимал участие во всероссийском конкурсе под названием «Эстафета вузовской науки». По его результатам ВГМУ стал победителем, вошел в пятерку медицинских образовательных организаций нашей страны. Всего на конкурсе университет представлял 30 научно-инновационных проектов. Все они получили высшие оценки от федеральных экспертов. Один проект заслужил специальную награду - премию совета ректоров фармацевтических и медицинских высших учебных заведений РФ в номинации «Лучшие 10 научных проектов в области профилактической медицины».

Международная деятельность

Воронежская медицинская академия Бурденко активно сотрудничает с иностранными организациями. Одни из партнеров вуза - Гамбургский институт гематологии, «Шарите» (университетская клиника Берлинского университета имени Гумбольдта и Свободного университета Берлина). С иностранными организациями ВГМУ взаимодействует по проблемам изучения молекулярной морфологии, по проведению исследований в области эндокринологии, пародонтологии и ортодонтии.

Еще работа в сфере международной деятельности ведется по привлечению иностранных абитуриентов в вуз, ведь здесь можно получить качественное высшее образование. В 2015 году удельный вес численности студентов, являющихся гражданами других стран, составлял 7,36%. В 2016 году этот показатель возрос до 8,32%.

Достоинства и недостатки вуза

Характеристика Воронежской медицинской академии имени Бурденко свидетельствует о том, что учебное заведение является хорошим, эффективным, имеет достаточную материально-техническую базу. У ВГМУ развитый кадровый, инновационный и научный потенциалы, имеются авторитетные научные школы. Активно используются современные образовательные технологии, устанавливаются международные связи.

При этом вуз имеет и недостатки. Есть у Воронежской государственной медицинской академии им. Бурденко следующие слабые стороны:

  • износ и постепенное старение материально-технической базы;
  • старение высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава;
  • несоответствие уровня материального обеспечения работников вуза и условий труда европейским стандартам и статусу передового вуза.

Востребованность ВГМУ среди абитуриентов

Сотрудники Воронежского государственного медицинского университета отмечают одну важную для абитуриентов тенденцию: с каждым годом растет количество подаваемых заявлений, увеличивается проходной балл. Все это свидетельствует о том, что вуз становится все более востребованным, интересным для молодежи. В 2017 году в университете велся набор на 5 направлений. На них было подано 2653 заявления. Конкурс был более 6 человек на место.

После анализа приемной кампании 2017 года сотрудники вуза пришли к выводу, что проходной балл в Воронежской медицинской академии составлял:

  • 249 и 144 балла на «лечебном деле»;
  • 249 и 143 балла на «стоматологии»;
  • 241 и 130 баллов на «педиатрии»;
  • 206 и 138 баллов на «фармации»;
  • 214 и 125 баллов на «медико-профилактическом деле».*

* Первое число - проходной балл на бюджете, а второе - проходной балл на коммерческих местах.

Оценка вуза студентами

Воронежский государственный медицинский университет за годы существования заработал как положительные, так и отрицательные отзывы. Хорошее мнение высказывают студенты, которые довольны учебным процессом, наличием бюджетных мест в вузе. При этом обучающиеся отмечают, что учиться в университете сложно. Со студентов большой спрос, ведь их будущая работа будет очень ответственной. Незначительная ошибка может стоить пациенту жизни.

В отрицательных отзывах чаще всего пишут о коррупции. Некоторые студенты утверждают, что есть в университете такие преподаватели, которые требуют деньги за пересдачи. При этом руководство просит всех людей жаловаться по поводу коррупции. При вымогательстве денег вышестоящие сотрудники советуют обращаться в деканат или к проректору по учебной работе.

Воронежская медицинская академия (университет) - это вуз, в котором студенты не только учатся, но и развиваются в личностном и творческом плане. Здесь организованы волонтерские движения, отряды помощи инвалидам и детям, работают художественно-творческие коллективы, имеются спортивные секции.

Однако источники зарождения старейшего медицинского вуза России уходят в далекое прошлое, а именно - 12 апреля 1801 года, когда указом царя Александра I был учрежден Дерптский (позже Юрьевский, затем Тартуский) университет с четырьмя факультетами: юридическим, богословским, философским и медицинским.На медицинском факультете среди преподавательского состава было всего три профессора: Д.Г. Балк, М.Э. Стикс и Э.Г. Арцт. Первым деканом факультета был назначен профессор М.Э. Стикс.В 1832 году после окончания Дерптского «профессорского института» были удостоены степени доктора медицины великие русские врачи Николай Иванович Пирогов, Федор Иванович Иноземцев, Алексей Матвеевич Филомафитский, Григорий Иванович Сокольский и другие, впоследствии ставшие знаменитыми учеными нашей страны. 7 марта 1918 года Юрьевский университет закрылся. Возник вопрос о его переводе в один из городов России. В трудные годы после Первой мировой и Гражданской войн медицинский факультет Воронежского университета готовил врачей, боролся с эпидемиями, совершенствовал учебную деятельность, вел научную работу.Уже в тот период формировались основы научных и педагогических школ хирургов (Н.Н. Бурденко, А.Г. Русанов), терапевтов (П.И. Философов, Г.И. Коппель), педиатров (Н.И. Красногорский), акушеров-гинекологов (С.Д. Михнов), фармакологов (Д.М. Лавров), морфологов (И.В. Георгиевский, В.А. Афанасьев) и других.По инициативе профессора Н.Н. Бурденко были организованы краткосрочные курсы медицинских сестер в помощь госпиталям, которые в последующем явились основой рабфака, давшего возможность готовиться к поступлению в университет. Деканом рабфака назначен А. Князев. В 1930 году медицинский факультет ВГУ преобразован в самостоятельный медицинский институт. Первым директором Воронежского медицинского института назначен И.Г. Григорьев. С 1937 по 1943 год его возглавлял Е.Н. Ковалев, в последующие годы- Л.М. Эйдлин (1944-1945), Д.А. Бирюков (1945-1949), В.П. Радушкевич (1950-1954), Н.И. Одноралов (1955-1963), И.П. Фурменко (1963-1983), А.С. Фаустов (1984-1999). С 2000 года ректором является профессор И.Э. Есауленко.За периоде 1930 по 1941 год Воронежский медицинский институт превратился в один из крупных вузов страны. Он имел три факультета: лечебный, педиатрический и санитарно-гигиенический, более 40 кафедр, около 2500 студентов и 200 преподавателей, из них 26 профессоров.В июне 1941 года мирная жизнь страны была нарушена вероломным нападением Германии. Началась Великая Отечественная война. В этот тяжелый период Воронежский медицинский институт развернул большую работу по подготовке врачей для Советской армии и гражданского населения. В первые дни войны сотни студентов-медиков и 156 профессоров и преподавателей ушли на фронт. Среди них ассистент В.И. Завражнов, доцент М.В. Земсков, студенты И.Д. Боенко, В.П. Розин, Н.П. Беляев, О.А. Васильева, Н.П. Ланецкий, К.Б. Беляев. В медсанбатах, госпиталях, санитарных поездах, дивизиях, в лечебных учреждениях оборонных объектов они честно выполняли свой врачебный и патриотический долг перед Родиной. Многие сотрудники и студенты института принимали непосредственное участие в боевых действиях. Среди них Федор Ионович Пашанин. Будучи врачом медсанбата, он храбро сражался в рядах бойцов. Погиб 17 ноября 1941 года. Незабываем подвиг Александры Герасимовны Петуниной, которая 18 марта 1943 года сопровождала группу раненых бойцов, встретивших на пути прорвавшуюся танковую колонну фашистов. Спрятав в лесу раненых, она одна вышла навстречу танкам и была расстреляна. Раненые спаслись, а на месте гибели Петуниной ее однополчане установили впоследствии памятную доску: «Внимание! Здесь, на украинской земле, 18 марта 1943 года смертью героя погибла одна из лучших дочерей русского народа военврач Александра Петунина. Вечная память героине!».В послевоенные годы Воронежский государственный медицинский институт «залечивал раны», восстанавливал материально-техническую базу, учебный и научный потенциал.В 1947 году вуз имел лишь два факультета: лечебный и педиатрический. За первую послевоенную пятилетку благодаря трудовому подвигу сотрудников и студентов значительно улучшились условия работы института. В эти годы за счет сдач и в эксплуатацию основной части разрушенного здания анатомикума учебная площадь увеличилась более чем на 3000 кв.м.Заново были оборудованы спортивный зал, две аудитории. Было восстановлено студенческое общежитие на 300 мест. Восстанавливались и строились заново клинические базы института, разрушенные во время войны: областная клиническая и 7-я детская инфекционная больницы, 1-й и 4-й родильные дома, онкологический диспансер и многие другие. В это время многие кафедры получили новое оборудование для учебной и научной работы. Только в 1947-48 учебном году на него было израсходовано более 90 000 рублей. Постепенно институт входил в число ведущих медицинских вузов страны.В 1977 году Воронежскому государственному медицинскому институту было присвоено имя выдающегося нейрохирурга, первого президента Академии медицинских наук СССР, генерал-полковника медицинской службы, академика Николая Ниловича Бурденко.Несмотря на трудности конца 1980-х и начала 1990-х годов, вуз и в этот период продолжал расти и развиваться. В 1994 году приказами Министерства здравоохранения и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию Воронежскому медицинскому институту был присвоен статус академии. К этому времени Воронежский государственный медицинский институт имени Н.Н. Бурденко стал одним из крупнейших научно-педагогических и лечебно-диагностических центров России.В XXI век Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко вошла как мощный учебный, научный, лечебный и производственный комплекс, в котором проходят подготовку более 10 000 студентов, курсантов и врачей. В структуре академии пять факультетов, три учебно-образовательных института, шесть научно-исследовательских институтов, работающих в рамках хорошо известных и последовательно развивающихся научных школ, Центральная научно-исследовательская лаборатория, две собственные клиники (стоматологическая и детская), спортивный комплекс с плавательным бассейном, Региональная научно-медицинская библиотека, имеющая фонд свыше 700 000 томов, музейный комплекс, пять студенческих общежитий, ботанический сад.Гордостью академии являются ее преподаватели. Именно они закладывают прочный фундамент профессионального мастерства будущих специалистов. В вузе преподают, оказывают лечебно-консультативную помощь свыше 800 преподавателей. Среди них пять академиков РАН и РАМН, шесть заслуженных работников высшей школы Российской Федерации, 12 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 29 заслуженных врачей Российской Федерации, два заслуженных изобретателя Российской Федерации, два лауреата премии Совета министров СССР, 146 докторов медицинских паук и профессоров, более 600 кандидатов медицинских наук и доцентов. В числе значимых достижений коллектива академии восемь научных открытии (из них семь - с 2000 года).Студенческая научная конференция в соответствии с общепринятыми системными тенденциями высшего медицинского образования, современная концепция развития которого предусматривает значительное увеличение практической составляющей в образовательном процессе, в академии реализуется комплексная программа обеспечения педагогического процесса современным фантомным оборудованием. В рамках данной программы в академии открыт Центр практической подготовки специалистов, пропускная способность которого составляет более 3000 обучающихся в год. В центре размещены четыре специализированных зала: педиатрический, хирургический, акушерско-гинекологический и общего ухода. Парк тренажеров состоит из 75 единиц техники, включая высокотехнологичные муляжи, имитирующие сложные биологические процессы. В стадии подготовки к открытию находятся учебная аптека и музей фармации, в которых студенты фармацевтического факультета смогут на практике отработать полученные знания. Важнейшей задачей коллектива академии было и остается совершенствование и развитие образовательных, научных, воспитательных и нравственных традиций, заложенных подвижниками науки, сохранение в вузе духа творчества, интеллигентности, абсолютной преданности интересам медицинской профессии. Именно поэтому воспитательной работе в вузе отводится доминирующая роль.В тесном содружестве работают координационный совет по воспитательной работе, совет студенческого самоуправления, успешно функционируют общественные, творческие и спортивные организации. Совместно с Воронежской духовной семинарией организованы факультативный курс «Основы православной культуры» и студенческий православный клуб «Лекарь», работа которого направлена на развитие и закрепление в сознании студентов общечеловеческих ценностей - духовности, морали и нравственности. При академии открыт домовый храм апостола и евангелиста Луки.За свою более чем 90-летнюю историю академия подготовила свыше 50 000 специалистов не только для России, но и для стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди воспитанников вуза лауреаты Государственных премий СССР и Российской Федерации, академики и члены-корреспонденты РАН, РАМН, РАСХН, ученые с мировым именем, известные клиницисты, организаторы здравоохранения: иммунолог Р.В. Петров, эндокринолог И.И. Ледов, гинеколог В.П. Козаченко, хирург-aнгиолог А.В. Покровский, фтизиатр А.А. Приймак, иммунолог В.М. Земсков, член Международной ассоциации астронавтов В.В. Антипов и многие другие. Ставные страницы истории ВГМА имени Н.Н. Бурденко подробно отражены в постоянно обновляющихся экспозициях музейного комплекса, включающего музеи истории академии, истории здравоохранения Воронежской области, космической медицины, истории фармации, лекарственных растений, редкой книги.Биологический и анатомический музеи академии располагают комплексом экспонатов, постоянно использующихся в образовательном процессе.Обширную международную деятельность академия ведет в рамках собственного Международного института медицинского образования и сотрудничества, которым подготовлено более 700 специалистов из 36 стран мира: Великобритании, Китая, Германии, Индии, Израиля, Греции, Кении, Турции и других. В 2006 году за значительный вклад в развитие отечественной медицины и здравоохранения Воронежская государственная медицинская академия имени Н.Н. Бурденко награждена орденом М.В. Ломоносова.Одним из приоритетных направлений деятельности академии является последипломное образование врачей первичною звена здравоохранения, которое осуществляет Институт последипломного медицинского образования (ИНМО) ВГМА имени Н.Н. Бурденко.В течение последних трех лет значительно увеличился объем подготовки участковых терапевтов, участковых педиатров и семейных докторов, обучение которых осуществляется не только на базе ВГМА, но и в крупных районных больницах с использованием дистанционных форм обучения, телемедицинских технологий. Выделение последипломной подготовки медицинских кадров, как одного из наиболее значимых компонентов национального проекта «Здоровье», не только позволило увеличить количество обучающихся поликлинических врачей, но и улучшить качество проведения циклов, разработать новые учебные программы, внедрить новые педагогические методики. Ежегодно ИПМО издаются десятки методических пособий, создаются электронные базы данных по актуальным вопросам медицины. Реализация национального проекта позволила значительно улучшить материально-техническую составляющую педагогического процесса. В результате все кафедры укомплектованы новейшим мультимедийным демонстрационным оборудованием, компьютерной техникой, широко использующейся в образовательном процессе. Центральная медицинская аудиторияС 2003 года ВГМА имени Н.Н. Бурденко реализует комплексную региональную программу «Здоровье в каждую семью». Бригады ведущих специалистов академии-профессоров и доцентов безвозмездно выезжают в районные центры и отдаленные поселения. Во время таких выездов специалисты проводят консультативные приемы больных в районных и сельских больницах, амбулаториях, отбирают больных для лечения в условиях клинических лечебных учреждений города Воронежа, оптимизируют схемы лечения больных в районных ЛПУ, проводят семинары с медицинскими работниками, читают лекции для населения, посвященные актуальным вопросам профилактики различных заболеваний и популяризации здорового образа жизни.Летом 2008 года в ВГМА имени Н.Н. Бурденко создан попечительский совет. Целью создания совета стато усиление роли академии в социально-экономическом и культурном развитии Центрально-Черноземного региона, консолидация деятельности сотрудников академии, повышение качества подготовки специалистов высшего и среднего звена, обобщение и распространение положительного опыта по организации учебного процесса, научной работы, распространение передовых педагогических технологий, совершенствование системы непрерывного образования.В состав попечительского совета входят видные деятели политики, искусства, бизнеса, журналистики. Деятельность совета направлена на решение проблем высшего медицинского образования в Центрально-Черноземном регионе.В сфере интересов совета вопросы совместного участия членов попечительского совета и профессорско-преподавательского состава ВГМА имени Н.Н. Бурденко в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров, учреждение и присуждение студентам и преподавателям ВГМА имени Н.Н. Бурденко именных стипендий и т.п.Происходящие в настоящее время процессы реформирования образования и здравоохранения нашли свое применение в работе Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко. Активно идут разработка и внедрение в образовательный процесс современных образовательных и лечебно-диагностических технологий, научных исследований. Это позволяет уже сегодня обеспечивать квалифицированными медицинскими и фармацевтическими кадрами территории, с которыми академия работает на договорной основе через государственный заказ. А это - 11 областей Центрального Черноземья, Чеченская республика, Чукотка и Калининград. Академия располагает всеми необходимыми условиями для того, чтобы профессорско-преподавательский состав и студенты постоянно пополняли и совершенствовали свои знания, способствовали прогрессу медицинской науки и практики, были горячими патриотами Отчизны, крепили и преумножали славные традиции Alma mater.