Что такое культура в представлении фрейда. культурологическая концепция зигмунда фрейда

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. “Запреты”, которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их “культурными запретами” и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному... на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В‑третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений -это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему “Я”.

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин “культура” в большинстве случаев оказывается равнозначным понятию “общество”. В наиболее развернутом определении “человеческой культуры” Фрейд указывает, что “она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей”, и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции и что эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение среди других.

Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавится от нее) ; с другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. В какую же сторону склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об этом так: “В силу этого всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов передвинут на психику. Решающим является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаградить их за эти жертвы.” Главным остается вопрос о том, как заставить отрицательно настроенную толпу соблюдать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли личности в культуре.

Основные теории происхождения культуры

Одной из наиболее сложных проблем, связанных с культурогенезом, есть проблема происхождения культуры.

Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры

Представители и их труды:

Фридрих Энгельс (1820-1895), статья «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1873-1876), явившаяся одной из глав его работы «Диалектика природы».

Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель.

К. Маркс считал, что в основе развития культуры лежит совершенствование материальной стороны жизни.

К. Маркс утверждал, что культура связана с трудом человека, с производством материальных благ.

Согласно орудийно-трудовой концепции, человек выделился из животного мира.

Ф. Энгельсу принадлежит классическая формула:«Труд создал человека».

Под трудом Ф. Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.

По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда.

В процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу.

Так возникла речь как средство общения в совместной трудовой деятельности.

Последствия этих предпосылок – возникновения процесса труда и речи – огромны.

Деятельность человека стала огромным импульсом, который привел к культурогенезу.

Психоаналитическое объяснение происхождения культуры

Концепция культуры З. Фрейда

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры.

З. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу. З. Фрейд полагает, что культура – это система норм и запретов, направленных на защиту общества от свободного индивида.

З. Фрейд рассматривает табу как результат амбивалентности (двойственности) чувств. Речь идет о совести, как о даре, выделившем человека из царства животных и создавшем феномен культуры.

З. Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенного пралюдьми, – убийства первобытного «отца».

Сексуальное соперничество детей с отцом привело к тому, что они у истоков истории решили убить главу рода.

Однако этот поступок не прошел для них бесследно.

Страшное преступление пробудило раскаяние. Дети поклялись больше никогда не совершать таких деяний.

Так произошло, по З. Фрейду, рождение человека из животного. Раскаяние породило и феномен культуры.

З. Фрейд считал, что ему удалось найти источник социальной организации, моральных норм и, наконец, религии в акте отцеубийства.

Он понимал под человеческой культурой все то, чем человеческая жизнь возвышается над животными условиями и чем она отличается от жизни животных.

Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны.

С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей.

С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений людей, а особенно для распределения достижимых материальных благ.

Каждая культура, по словам З. Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов.

При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции.

Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры.

Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов.

Благодаря им культура многие тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного состояния.

Речь идет о первичных позывах кровосмешения, каннибализма и страсти к убийству.

Главная задача культуры, по З. Фрейду, в том и состоит, чтобы защищать нас от природы.

З. Фрейд считал, что религия оказала культуре огромные услуги.

Она активно содействовала укрощению асоциальных первичных позывов.


2.2. Аналитическая теория культуры К.Г. Юнга

Карл Густав Юнг считал источниками культуры являются сознательное и бессознательное начала.

Во многом следуя в психотерапевтической практике за З. Фрейдом, К. Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры.

Отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры:

1) неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры,

2) модифицированная структура личности и понятие «коллективного бессознательного» наряду с «индивидуальным бессознательным»;

3) у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К.Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга.

Более того, оба они есть источник культуры.

Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:
1) сознание – ЭГО – Я;

2) личное бессознательное – «ОНО»;

3) «коллективное бессознательное».

Личное бессознательное содержит в себе комплексы , это скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.

Эти комплексы могут оказывать сильное влияние на поведение индивидуума.

Всем известно, что Наполеон был маленького роста и вообще был неказист.

Он крайне не любил высоких стройных гвардейцев, и если только такой солдат не отличался уж совсем безумной храбростью, повышения он получить не мог.

В штабе Наполеона тоже все были маленькие и не слишком худые.

Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти.

То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов.

Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.

З.Фрейд (1856-1939) - венский психиатр и невропатолог, первый, кто применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества. Основные работы «Введение в психоанализ» , «Я и Оно» , «Тотем и табу» . Заслугой Фрейда является создание нового направления в медицине – психоанализа. Но значение фрейдовской концепции человека выходит за рамки медицины в сферу философии и культурологии.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ:

    Концепцию Фрейда можно назвать натуралистической , потому что он видел источник культуры в естественно-биологической природе человека. З.Фрейд высказал гипотезу о существовании бессознательного как особого глубинного уровня человеческой психики, который отличается от сферы сознания и оказывает на неё мощное, порой скрытое воздействие.

    Исходный пункт концепции Фрейда – гипотеза о трёхуровневом строении человеческой психики.

    ОНО (Бессознательное) – бессознательный уровень психической жизни. Это животные инстинкты, безотчётные влечения, первичные желания унаследованные человеком от животных предков. Два основных инстинкта: Эрос – сексуальные влечения и Танатос - стремление к разрушению и смерти направленное вовне. Оно живёт по принципу удовольствия и наслаждения.

    Я(сознание) – сфера осознанного, рационального в психической жизни человека. Я регулирует действия индивида, обеспечивает выживание человека в мире природы и общества, приспосабливается к объективным условиям. Я живёт по принципу реальности .

    Сверх-Я – это запреты и нормы социокультурного характера (включает простые понятия «можно», «нельзя», «должен», и более сложные социальные предписания и ценности, представляющий для человека моральный закон). Они усваиваются личностью бессознательно в процессе воспитания. «Сверх-Я» - это своеобразная проекция мира культуры в человеческую психику, которая тоже проявляется в форме бессознательного. Сверх-я живёт по принципу совести и защищает общество. Именно Сверх-Я заставляет человека преодолевать инстинкты, и результатом становится появление культуры.

3. По Фрейду «Оно» - активно вмешиваются в нашу жизнь, а представление, что нашими поступками руководит наше «Я» - лишь иллюзия. Оно сильнее Я , т.к. в нем сосредоточена вся психическая энергия. Но человек в обществе может выжить, благодаря наличию системы норма и запретов, т.е. культуры. Жизнь Я очень трагична, т.к. именно на уровне сознания человек должен найти компромисс между ОНО и Сверх-Я.

Человеческое Я (сознание) может выбрать 3 формы (стратегии) поведения:

    Удовлетворение Оно (принцип удовольствия, наслаждения). Судьба такого человека трагична. Человека, удовлетворяющего свои желания и инстинкты без учёта моральных норм и законов, определяющих жизнь в обществе, изолируют от общества.

    Подавление Оно (по совести), по мнению Фрейда, приводит часто к психическим заболеваниям (неудовлетворенность – чувство несчастности – депрессия – и т.д.)

    Сублимация - выработанная в процессе исторического развития способность человека переводить энергию животных инстинктов в разнообразные формы творчества, в различные виды деятельности на благо общества и культуры . З.Фрейд считал, что неудовлетворённые желания, накапливаясь, превращают психику человека в «кипящий котёл», поэтому они должны периодически «разряжаться» безопасным для общества способом. И культура предоставляет человеку возможность сублимировать энергию инстинктов . Спорт, наука, искусство, одухотворённая любовь и все виды человеческой деятельности – всё это, по мнению З.Фрейда, продукты сублимации первичных инстинктов.

4. Момент возникновения культуры – это момент когда агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества. Культура возникла вместе с первым табу – запретом.

5. Развитие культуры ведёт к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворённости из-за подавления желаний. И чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее человек. По мнению З.Фрейда культура носит невротический характер. Особенно негативно Фрейд оценивает европейскую культуру - культуру христианскую с её очень жёсткими запретами (10 заповедей). Сублимацию З.Фрейд оценивал как псевдореализацию человека.

Концепция Фрейда оказала огромное влияние на развитие науки и общественной мысли ХХ века. Но в его теории не лишена недостатков (например, он биологизировал происхождение культуры и бессознательное, свел к минимуму роль сознания, лишив его свободы воли и т.д.). Но его вклад в развитие представлений о культуре трудно переоценить. З.Фрейд основоположник метода психоанализа, организатор психоаналитической помощи в США и Европе.

Интересное продолжение идеи Фрейда получили в концепции Карла Густава Юнга.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в книге «Тотем и табу» попытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Он показал, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, табу. Фрейд счи-тал, что ему удалось найти источник социальной организации, мораль-ных норм и, наконец, религии. Он понимал под человеческой культу-рой все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животны-ми условиями и чем она отличается от жизни животных. Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенное людьми знание и умение, дающее чело-веку возможность овладеть силами природы и получить от нее матери-альные блага для удовлетворения своих потребностей. С другой сторо-ны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упоря-дочения взаимоотношений между собой, а особенно, для распределе-ния достижимых материальных благ. Характерной чертой психологического направления в исследова-нии культуры является то, что предметом анализа становится личность в культуре, ее психологические характеристики, поведенческие стерео-типы, взаимодействие с окружающей средой, а также внутриличност-ные процессы. Культура у Фрейда выступает в качестве системы норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между уст-ремлениями к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя ин-тересов социума) эти устремления культурными нормами. Предложенная Фрейдом трактовка психики человека позволила создать оригинальную концепцию культуры, методом познания кото-рой и стал психоанализ. Культура, по Фрейду, является средством принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавле-ния первичных желаний, угрожающих действительности, препятст-вующим проявлению темных природных сил первичных влечений. Чтобы выполнить свою функцию, культура должна подчинить се-бе «Оно», в котором сосредоточена вся психологическая энергия чело-века, «переключить» его на иные пути. Способ, которым культура осуществляет свои цели, используя «Оно», Фрейд называет сублимаци-ей. Сублимация - это изменение цели первичных влечений и направ-ление сексуальной энергии на цели культурного творчества. Чтобы вы-полнить свои функции, сама культура присутствует в бессознательном как специфическая установка – «Сверх-Я». Таким образом, человече-ское «Я» раздирается между крайними противоположностями - причи-ной этой борьбы между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» и является культура. Таким образом, культура, в рамках психоаналитической теории, осно-вана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавле-ния первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет ин-стинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического нездоровья индивида. Вклад Фрейда в развитие культурологической мысли огромен. Впервые предметом анализа культуры стали психологические характе-ристики личности. Впервые на основе психоанализа были исследованы культурные нормы, вскрыта причина конфликта между стремлением индивида к личной свободе и нормами культуры. В создании психоаналитической теории приняли участие также ученики Фрейда - К.Г.Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.

Орудийно-эволюционная версия происхождения культуры

Представители и их труды:

Фридрих Энгельс (1820-1895), статья «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1873-1876), явившаяся одной из глав его работы «Диалектика природы».

Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, общественный деятель.

К. Маркс считал, что в основе развития культуры лежит совершенствование материальной стороны жизни.

К. Маркс утверждал, что культура связана с трудом человека, с производством материальных благ.

Согласно орудийно-трудовой концепции, человек выделился из животного мира.

Ф. Энгельсу принадлежит классическая формула:«Труд создал человека».

Под трудом Ф. Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева.

По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда.

В процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу.

Так возникла речь как средство общения в совместной трудовой деятельности.

Последствия этих предпосылок – возникновения процесса труда и речи – огромны.

Деятельность человека стала огромным импульсом, который привел к культурогенезу.

Психоаналитическое объяснение происхождения культуры

Концепция культуры З. Фрейда

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры.

З. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу. З. Фрейд полагает, что культура – это система норм и запретов, направленных на защиту общества от свободного индивида.

З. Фрейд рассматривает табу как результат амбивалентности (двойственности) чувств. Речь идет о совести, как о даре, выделившем человека из царства животных и создавшем феномен культуры.

З. Фрейд выводил феномен совести из первородного греха, совершенного пралюдьми, – убийства первобытного «отца».

Сексуальное соперничество детей с отцом привело к тому, что они у истоков истории решили убить главу рода.

Однако этот поступок не прошел для них бесследно.

Страшное преступление пробудило раскаяние. Дети поклялись больше никогда не совершать таких деяний.

Так произошло, по З. Фрейду, рождение человека из животного. Раскаяние породило и феномен культуры.

З. Фрейд считал, что ему удалось найти источник социальной организации, моральных норм и, наконец, религии в акте отцеубийства.

Он понимал под человеческой культурой все то, чем человеческая жизнь возвышается над животными условиями и чем она отличается от жизни животных.

Культура, по его мнению, демонстрирует две свои стороны.

С одной стороны, она охватывает все приобретенные людьми знания и умения, дающие человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей.

С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений людей, а особенно для распределения достижимых материальных благ.

Каждая культура, по словам З. Фрейда, создается принуждением и подавлением первичных позывов.

При этом у людей имеются разрушительные, следовательно, противообщественные и антикультурные тенденции.

Этот психологический факт имеет решающее значение для оценки человеческой культуры.

Культурогенез, следовательно, обусловлен наложением запретов.

Благодаря им культура многие тысячелетия назад начала отделяться от первобытного животного состояния.

Речь идет о первичных позывах кровосмешения, каннибализма и страсти к убийству.

Главная задача культуры, по З. Фрейду, в том и состоит, чтобы защищать нас от природы.

З. Фрейд считал, что религия оказала культуре огромные услуги.

Она активно содействовала укрощению асоциальных первичных позывов.


2.2. Аналитическая теория культуры К.Г. Юнга

Карл Густав Юнг считал источниками культуры являются сознательное и бессознательное начала.

Во многом следуя в психотерапевтической практике за З. Фрейдом, К. Юнг существенно расходился с ним в понимании культуры.

Отличия теории К. Юнга от классического психоанализа культуры:

1) неприятие пансексуализма Фрейда и эротической интерпретации всех явлений культуры,

2) модифицированная структура личности и понятие «коллективного бессознательного» наряду с «индивидуальным бессознательным»;

3) у Фрейда культура включена в Сверх-Я, стоящее в оппозиции к Оно (вместилище бессознательного); у К.Юнга сознательное и бессознательное дополняют друг друга.

Более того, оба они есть источник культуры.

Юнг рассматривал структуру личности как состоящую из трех компонентов:
1) сознание – ЭГО – Я;

2) личное бессознательное – «ОНО»;

3) «коллективное бессознательное».

Личное бессознательное содержит в себе комплексы , это скопление эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.

Эти комплексы могут оказывать сильное влияние на поведение индивидуума.

Всем известно, что Наполеон был маленького роста и вообще был неказист.

Он крайне не любил высоких стройных гвардейцев, и если только такой солдат не отличался уж совсем безумной храбростью, повышения он получить не мог.

В штабе Наполеона тоже все были маленькие и не слишком худые.

Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти.

То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влияние матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов.

Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение.