Надписи на памятниках известных людей. Эпитафии отечественных и зарубежных поэтов XIX-XX веков

Надгробная надпись или эпитафия призвана отражать личность покойного, его индивидуальные черты характера и судьбу. Кроме того, в эпитафии родные усопшего могут высказать некое посмертное обращение к нему, высказать свою печаль. Цель нанесения эпитафии в большинстве случаев — сделать памятник непохожим на остальные. Красивая и необычная надпись на памятнике несомненно будет привлекать внимание тех, кто будет посещать могил, и простых прохожих.

Все знаменитые эпитафии являются переведенными латинскими или греческими высказываниями из известных мифических или художественных произведений. Тем не менее,эти знаменитые надписи на памятник очень различны: одни отражают всепоглощающую грусть, другие написаны в более нейтральном тоне, и отражают жизненный путь погибшего. Выбор надписи во многом зависит от причин смерти и возраста усопшего. Если смерть была внезапной в молодом возрасте, чаще наносятся скорбные траурные надписи. Когда же человек умер собственной естественной смертью, эпитафия подводит некую черту жизни, ее итог.

Фото знаменитой эпитафии

Как выбирать знаменитые надписи на памятник

Вовсе необязательно использовать знаменитые надписи на памятник из известных произведений. Эпитафия может быть написана в стихах или прозе родственниками усопшего самостоятельно или даже быть высказыванием умершего при жизни, которое он часто повторял. Главными правилами написания надгробного изречения являются:
— лаконичность
— философское содержание
— красивый слог
— проникновенность
— отражение индивидуальности покойного

Мексиканские надгробья

Слева направо:

«Томас Химотео Шиншила. 1967—1989. Покойся с миром. Теперь ты в руках Бога. Господи, следи за своим кошельком...»

«Здесь покоится моя дорогая жена Брунжильда Джаламонте. 1973—1997. Господи, прими ее с таким же удовольствие, с которым я посылаю ее тебе»

«Здесь покоится Панкрацио Хувеналес. 1968—1993. Он был примерным мужем, отличным отцом, но плохим электриком»

«Густава Гумерсинда Гутиеррес Гузман. 1934—1989. Вечная память твоих сыновей (кроме Рикардо, который не сбрасывался)»

Эпитафии в стихах известного Эдуарда Асадова:

Эпитафия на могиле брюзги:

Весь состоя из мелочных обид,

Брюзжал он зло, придирчиво и много.

Он и в могиле, говорят, ворчит,

Но этого не слышно, слава богу!

Эпитафия на могиле жадюги:

С собой забрать не смог он ничего.

Но вид богатства так его тревожил.

Что он, обидев бога самого,

От жадности еще три года прожил.

Эпитафия на могиле лгуна:

Он лгал с рожденья не моргнувши глазом,

Зимой и летом многие года.

Но раз вдруг молвил правду. И тогда

Сам потрясен был так, что умер сразу.

Эпитафия на могиле скандалистки:

Кричать на всех весь день она могла.

Но знать бы ей, что смерть не за горами,

То, чтоб успеть побольше сделать зла,

Она б еще скандалила ночами.

Эпитафия на могиле скупца:

Он жаден был, хоть мог купить полцарства.

Но как-то простудился сгоряча

И умер, радуясь, что обманул врача

И не купил ни одного лекарства.

Эпитафия на могиле циника:

Он так сумел душой доразлагаться,

Что в час, когда настал последний срок,

Рассыпался и телом в порошок,

Чем сэкономил близким на кремации.

Эпитафия на могиле гулящей женщины:

Она была веселою путаной.

Для всех мужчин минутная жена.

И лишь отныне, как это ни странно,

Она впервые будет спать одна.

Эпитафия на могиле ловеласа:

Он в чувствах клялся иногда до слез

И мастер был во лжи непревзойденный.

Но раз при встрече правду произнес

И от испуга умер, потрясенный.

Эпитафия на могиле обжоры:

Он столько съел, что трудно даже счесть,

И жадностью довел себя до смерти,

Однако и в аду он будет есть,

Поэтому остерегайтесь, черти!

Эпитафия на могиле холостяка:

Он был всю жизнь холостяком

И знал невзгод немало.

Зато не умер дураком,

И это утешало.

Эпитафия на могиле честного чиновника:

Он крупный пост на службе занимал

И путь прошел свой с праведными думами.

Он честным был. Он лжи не признавал

И взяток в жизни никогда не брал,

По крайней мере маленькими суммами.

На десерт три эпитафии на могилах знаменитых людей

Самая известная эпитафия: «Остановивший солнце - двинувший землю» на постаменте памятника Николаю Копернику в городе Торуни.

«Здесь покоится Исаак Ньютон, беспримерною силою ума и могуществом математики впервые объяснивший движение планет, пути комет, приливы и отливы океана...» и так далее.

И просто: «Гению Лейбница»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Короткий текст, который гравируется на могильном памятнике или надгробии в память об усопшем называется эпитафией. Трудно представить, что нечто настолько мрачное может быть забавным по форме или содержанию, но есть люди, чувство юмора которых не умирает вместе с ними. Большинство эпитафий посвящаются семье погибшего, его профессиональным или другим важным достижениям в жизни, часто с выражением любви и уважения, но бывают надгробные надписи намного более необычные, интересные и креативные.

«Вот и всё, ребята!»

Мел Банк не расстался с образами из мультфильмов даже после смерти

Американский актёр озвучки Мел Бланк, работавший в студии Warner Bros. и подаривший голоса Багзу Банни, Даффи Даку, Поросёнку Порки, Фогхорну Легхорну, Спиди Гонсалесу и многим другим персонажам мультфильмов, выбрал в качестве эпитафии знаменитую фразу «That´s all folks» («Вот и всё, ребята!»), звучавшую в конце каждой серии мультсериала.

Ну я же вам говорил!


Мрачная шутка некого Уильяма Ханы

«Я же говорил, что болен» – эпитафия Уильяма Хана, похороненного на Принстонском кладбище в штате Нью-Джерси. Хан заказал эту забавную надпись за неделю до смерти.

У каждого свои недостатки


На могильной плите режиссёра фильма «В джазе только девушки» обыгрывается знаменитая реплика из этой картины

Билли Уайлдер, американский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, художник и журналист родом из Австрии, положил в основу своей эпитафии смешной диалог из легендарного фильма «В джазе только девушки» 1959 года: «Я писатель, но у каждого свои недостатки».

Смерть от поцелуев


Джордж погиб в тот день, когда ему исполнилось пятнадцать

Эпитафия Джорджа Спенсера Миллета на кладбище Вудлон в Нью-Йорке в странности не уступает обстоятельствам смерти несчастного подростка. «Погиб, упав и напоровшись на скребок для чернил, когда убегал от шести девушек, пытавшихся поцеловать его в честь дня рождения в офисе Метлайф-Билдинг».

Последняя шутка


Даже при выборе эпитафии звезда «Голого пистолета» не смог удержаться от шутки в своём стиле

Эпитафия Лесли Нильсена, популярного канадского и американского комедийного актёра, появившегося более чем в 100 фильмах и 150 телепередачах. Его последняя шутка: «Не держи в себе».

На страже очевидности


По всей видимости, Доктор Картер, как и полагается настоящему учёному, обладал железной логикой

Любопытная эпитафия «Пока он жил, он был живым» на кладбище Южного университета в городе Севани, штат Тенесси.

Непобедимый оптимизм


Некий Мёрфи Дреер утверждает, что в загробной жизни есть свои плюсы

Некоторые люди остаются оптимистами даже после смерти. Как, например, Мёрфи Дреер-младший. Надпись на его надгробии: «Это не так уж плохо, когда привыкнешь».

Не ешьте клейстер

Могила человека, который не знал о токсичности клейстера

«Неизвестный, умер от поедания клейстера». Эту странную эпитафию можно увидеть на кладбище города Голдфилда в штате Невада. Употребление клейстера в больших количествах действительно может привести к смерти, поскольку он содержит ядовитые алюминиевые квасцы.

Прощальная записка


Мерв Гриффин был автором шоу «Jeopardy!» (российский аналог - «Своя игра») и «Колесо Фортуны» («Поле Чудес»)

Американский телеведущий, музыкант, певец, актёр и медиа-магнат Мерв Гриффин, похороненный в Лос-Анжделесе, выбрал в качестве эпитафии фразу «Я не вернусь после этого сообщения».

Кулинарная эпитафия


Эпитафия некой Кей дополнена рецептом, по всей видимости, одного из её любимых блюд - фаджа (молочного ириса)

Фотографию этой необычной мраморной плиты прислал в журнал Family Tree Дэн Конвери из города Модесто в Калифорнии, и она была опубликована в июньском выпуске 2006 года.

«Рецепт фаджа от Кей»

2 дольки шоколада и 2 столовые ложки сливочного масла растопить на медленном огне. Добавить, помешивая, 1 чашку молока. Довести до кипения. Добавить 3 чашки сахара, 1 столовую ложку ванилина и щепотку соли. Варить до состояния мягкого шарика (консистенция, при которой капля смеси превращается в мягкий шарик в холодной воде - прим. переводчика). Выложить на мраморную доску. Остудить, отбить и есть».

Ниже: «Куда бы она ни пошла, она приносит с собой веселье».

Верность убеждениям


Видимо, Билл Кагл был образцовым демократом

Некоторые люди не могут удержаться от политических высказываний даже после смерти. «Он никогда не голосовал за республиканцев и не имел к ним ни малейшего отношения».

Мистер и миссис Мертвец


Странно, что супруга не стала менять фамилию, оставшись Сарой Дейвис

Некоторые фамилии просто созданы для эпитафий, например, Deadman («Мертвец»).

Неудачная сделка


На могильной плите нет ни имени, ни дат, зато есть хорошая шутка

Некоторые эпитафии позволяют предположить, что у покойного было прекрасное чувство юмора. «Я заключил несколько хороших сделок и несколько плохих. С этой я просто вылетел в трубу».

Герой вестернов


Роберт Клэй Эллисон: «Ни разу не убил человека, который этого не заслуживал»

Роберт Клэй Эллисон, ковбой и стрелок с Дикого Запада, после смерти прославился как человек, который «убивал, но только плохих парней».

«Лучшее ещё впереди»


Знаменитый певец Фрэнк Синатра оставил в качестве прощания строчку из песни

Популярный американский певец, актёр и продюсер Фрэнк Синатра выбрал в качестве эпитафии строчку из популярной песни 1959 года «Лучшее ещё впереди».

Несбывшиеся мечты


Могила неизвестного, мечтавшего стать фараоном

Эпитафия может рассказать о том, чего человеку не хватало при жизни: «Я надеялся на пирамиду».

Сладкий сон


Актриса Джоан Хакетт просит её не будить

Американская актриса Джоан Хакетт похоронена в Голливуде, где на её могильной плите выгравировано: «Уходите, я сплю» (Джоан любила поспать днём).

Действительно большое достижение


Могила неизвестной матери-героини

Некоторые эпитафии посвящены заслугам усопшего, как, например, эта: «Вырастила четырёх прекрасных дочерей в доме с одной ванной, и при этом в семье царила любовь».

Кровные узы


Неизвестно, кем был Сесил О’Делл Идс, но он явно не ладил с братом или сестрой

Не всегда можно доверить составление эпитафии родственникам: «Мой брат умел выводить людей из себя».

Не верьте рекламе

Могила 26-летней Эллен Шеннон, погибшей от несчастного случая

Какая смерть, такая и эпитафия. «В память об Эллен Шеннон, 26 лет, сгоревшей заживо 21 марта 1870 года из-за взрыва лампы, наполненной невзрывоопасной горючей смесью R.E. Danforth’s».

Не дружите с рифмоплётами


Несерьёзный стишок на могильной плите некого Фреда

Эпитафии в стихах - нередкое явление, но этот опус действительно необычен:

«Здесь мы похороним Фреда-старину,

Камень здоровенный упал на голову ему».

Кое-что важное о Джорджтауне


Кэтрин и Стерлинг Айвисоны подошли к составлению эпитафии с юмором

Эту исполненную чёрного юмора эпитафию обнаружили на кладбище в округе Колумбия: «Мы наконец-то нашли где припарковаться в Джорджтауне!»

Разгаданный кроссворд


По всей видимости, Леона Фланаган любила кроссворды

Иногда эпитафия - это в буквальном смысле загадка. Этот кроссворд можно увидеть на Арлингтонском национальном кладбище в Вирджинии. Судя по всему, здесь похоронена некая Леона Фланаган, можно также различить даты: август 1926 - апрель 2009.

«Вот такие соседи»


Родни Дэнджерфилда возмущают соседи

Американский стендап-комик и актёр Родни Дэнджерфилд был известен своей коронной фразой «Никто меня не уважает». Его могильная плита на Вествудском кладбище в Лос-Анджелесе гласит: «Вот такие соседи».

Возможно, самая короткая эпитафия


Могила неизвестного: «Пока»

Чем длиннее эпитафия, тем она дороже, поэтому некоторые люди предпочитают выражаться кратко: «Пока».

Из приведённых выше примеров становится ясно, что некоторые люди видят в эпитафии возможность заставить членов семьи и прохожих улыбнуться. Благодаря этим творческим личностям кладбище становится чуть менее мрачным местом, и среди скорби и слёз неожиданно находится место для радости. Знаменитые актёры и певцы, а также менее известные люди с прекрасным чувством юмора решили рассмешить нас напоследок, и мы им за это очень благодарны.

Есть ситуации, когда словесное выражение чувств регламентируется неписаными правилами поведения строже обычного, вплоть до запрета высказываться. Несметное разнообразие индивидуальных оттенков чувства приводится в таких случаях к общему знаменателю — к произнесению заученных слов древней молитвы или к сакральному молчанию. Так ведут себя в храме в час богослужения, у памятников во время общественного ритуала возложения цветов. Так люди разговаривают с вечностью языком эпитафий — надписей, высеченных ими на камне кладбищенских надгробий.

Отечественная традиция надписей такого рода — не очень древняя, ведь для ее возникновения нужно было не только создать и внедрить письменность. В душе человека должна была возникнуть и развиться потребность в надписании надгробий.

Отделка формы могла доводиться до такого изыска, как акростих, воспроизводящий имя усопшей, Ирины Глебовской (1725 ):

Имущеся долг внити до гроба,
Реку: да приимет мя земная утроба,
Иже отшедше света мимо грядуща,
На 10 число октобрия по утру текуща.
Аз есмь Володимирова дочь.

Русские эпитафии не избежали участи, которую имел этот жанр на западноевропейской почве, где сочинения такого рода давно размежевались на два неслиянных направления. Были эпитафии, создававшиеся для того, чтобы стать настоящими надписями на кладбищах, но возникали и литературные фикции, их никто бы и не подумал предлагать для исполнения в камне. Увы, эти незаконнорожденные детища поэтов сплошь и рядом оказывались талантливее тех, которые имели законное право на место на сакральной территории кладбища.

Этому однако соответствует персональный состав авторов. Виднейшие национальные поэты писали эпитафии для кладбищенских монументов очень редко. Эти поэты по меньшей мере не хуже других знали горечь утрат, они тоже хоронили своих близких — но они молчали, как и поныне молчат ближайшие родственники на траурных церемониях, по неписаному закону речи произносят другие люди. Ясно, что при каких-то иных человеческих сочетаниях в числе этих «других людей» может оказаться настоящий причем задетый за живое художник слова, поэтому и случается, наряду с обычными, незапоминающимися выступлениями, слышать такую надгробную речь читать такой некролог, которые оставляют в нас неизгладимый след, незаметно формируют отношение к жизни и смерти, духовную культуру всех окружающих. Заметим, что все или почти все лучшее из сказанного и написанного по этому печальному поводу возникло не по заказу, а спонтанно.

Надгробие — предмет заказной. Создающие его архитектор, скульптор обладают профессиональным умением чувствовать волю заказчика, подстраиваться под нее, не выходя из сметы разрешенных расходов, для них это нормальная творческая ситуация. Но поэту она покажется неволей, он привык к другой гораздо большей степени свободы. Вовлечь большого поэта в число соавторов проекта надгробия — задача деликатная, решить ее мало кому удавалось. Качество кладбищенских эпитафий золотого века русской поэзии на материале столицы охарактеризовал Пушкин:

Купцов, чиновников усопших мавзолеи.
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;
По старом рогаче вдовицы плач амурный.
( «Когда за городом, задумчив, я брожу», 1836)

Иначе говоря, на первом месте фактически находится богатая безвкусица, кичащаяся тем, что она в состоянии громоздить на свои могилы целые мавзолеи, по тогдашнему смыслу этого слова — подражания галикарнасскому Мавзолею, одному из античных семи чудес света, гигантской гробнице карийского царя Мавзола и его сестры-супруги Артемизии. Сколько ни вложено денег в эти претенциозные сооружения, надписи на них все равно оказались дешевыми…

А.С. Пушкин
Моя эпитафия

Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей Богу, добрый человек.

Эпитафия младенцу. Кн. Н.С. Волконскому

В сиянии и в радостном покое,
У трона вечного творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.

Обращаясь к Кутузову:

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди , спасай!» Ты встал — и спас.
( «Перед гробницею святой», 1831)

***
М.Ю. Лермонтов

Эпитафия

Простосердечный сын свободы,
Для чувств он жизни не щадил;
И верные черты природы
Он часто списывать любил.

Он верил темным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои.

И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей.

Эпитафия Наполеона

Да, тень твою никто не порицает,
Муж рока! Ты с людьми, что над тобою рок;
Кто знал тебя возвесть, лишь тот низвергнуть мог:
Великое ж ничто не изменяет.

***
В.С. Соловьев

Владимир Соловьев
Лежит на месте этом.
Сперва был философ,
А ныне стал шкелетом.
Иным любезен быв,
Он многим был и враг;
Но, без ума любив,
Сам ввергнулся в овраг.
Он душу потерял,
Не говоря о теле:
Её диавол взял,
Его ж собаки съели.
Прохожий! Научись из этого примера,
Сколь пагубна любовь и сколь полезна вера.

***
И.А. Бунин

Надпись на могильной плите

Несть, Господи, грехов и злодеяний
Превыше милосердья Твоего!
Рабу земли и суетных желаний
Прости грехи за горести его.
Завет любви хранил я в жизни свято:
Во дни тоски, наперекор уму,
Я не питал змею вражды на брата,
я всё простил, по слову Твоему.
Я, тишину познавший гробовую
Я, воспринявший скорби темноты,
Из недр земных земле благовествую
Глаголы Незакатной Красоты!

***
М.И. Цветаева

Эпитафия

Тому, кто здесь лежит под травкой вешней,
Прости, Господь, злой помысел и грех!
Он был больной, измученный, нездешний,
Он ангелов любил и детский смех.

Не смял звезды сирени белоснежной,
Хоть и желал Владыку побороть…
Во всех грехах он был — ребенок нежный,
И потому — прости ему Господь!

Микеланджело Буонарроти

Для красоты, что здесь погребена
Безвременно, — одно есть утешенье:
Жизнь принесла ей смертное забвенье,
А смертью ныне жизнь возвращена.
***

Зачем не к ликам, старостью измятым,
Пришла ты, Смерть, а сорвала мой цвет?
— Затем, что в небесах приюта нет
Запятнанному тленьем и развратом.
***

Смерть нанести не пожелала рану
Оружьем лет и преизбытком дней
Красе, что здесь почила, — дабы ей

Биография и эпизоды жизни Александра Грибоедова. Когда родился и умер Александр Грибоедов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты драматурга, изображения и видео.

Годы жизни Александра Грибоедова:

родился 4 января 1795, умер 30 января 1829

Эпитафия

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Надпись, сделанная женой А. Грибоедова на его надгробном памятнике

Биография

Александр Сергеевич Грибоедов оставил след в русской литературе как автор одного произведения — знаменитой пьесы «Горе от ума». Всё, написанное им до этой вещи, было ещё по-юношески незрело, а написанное после — автор не успел довести до конца. Между тем Грибоедов был человеком блестящего ума и разносторонних талантов: он сочинял музыку, прекрасно играл на фортепьяно, писал критические статьи и очерки, выдвинулся на дипломатической службе. Возможно, не оборвись его жизнь так трагически, сегодня потомкам досталось бы гораздо более обширное наследие Грибоедова.

Грибоедов родился в Москве, в богатой семье и с самого детства отличался живым и острым умом и способностями к обучению. В возрасте 6 лет Грибоедов свободно говорил на трёх иностранных языках, позднее выучил ещё три.


После окончания университета Грибоедов какое-то время отдал военной службе, но вскоре оставил её ради писательских упражнений, столичной жизни и, впоследствии, дипломатической карьеры. Грибоедов был отправлен на восток, затем на Кавказ, выучил ещё четыре языка и продолжал работать над переводами, стихотворениями и вещами в прозе.

Там же, в Тифлисе, Грибоедов женился на красивой и знатной девушке, княжне Нине Чавчавадзе. Увы, молодым удалось прожить вместе лишь несколько месяцев.

Смерть Грибоедова в расцвете сил стала внезапной и трагичной. Толпа религиозных фанатиков разгромила русское посольство в Тегеране и убила всех, кто там находился. Тело Грибоедова было так изувечено, что опознать его удалось только по следу от дуэльной раны на руке.

Грибоедов был похоронен в Тифлисе, близ церкви Св. Давида на склоне горы Мтацминда. К столетней годовщине его гибели в 1929 г. на месте погребения драматурга и его жены был открыт пантеон, где упокоились останки многих выдающихся общественных деятелей Грузии.

Линия жизни

4 января 1795 г. Дата рождения Александра Сергеевича Грибоедова.
1803 г. Поступление в Московский университетский благородный пансион.
1805 г. Работа над первыми стихотворениями.
1806 г. Поступление на словесное отделение Московского университета.
1808 г. Получение звания кандидата словесных наук, продолжение обучения на нравственно-политическом, а затем на физико-математическом отделениях.
1812 г. Вступление в добровольческий Московский гусарский полк графа Салтыкова.
1814 г. Первые литературные опыты (статьи, очерки, переводы) во время службы в звании корнета.
1815 г. Переезд в Петербург. Публикация комедии «Молодые супруги».
1816 г. Уход с военной службы. Вступление в масонскую ложу. Появление замысла комедии в стихах «Горе от ума».
1817 г. Поступление на дипломатическую службу (губернский секретарь, впоследствии — переводчик Коллегии иностранных дел).
1818 г. Назначение на должность секретаря в Тегеране (в Персии).
1821 г. Перевод в Грузию.
1822 г. Назначение на должность секретаря при генерале Ермолове, командующем русской армией в Тифлисе.
1823 г. Возвращение на родину, жизнь в Петербурге и Москве.
1824 г. Завершение комедии «Горе от ума».
1825 г. Возвращение на Кавказ.
1826 г. Арест по подозрению в принадлежности к декабристам, следствие в Петербурге, освобождение и возвращение в Тифлис.
1828 г. Назначение министром-резидентом в Иране, женитьба на княжне Нине Чавчавадзе.
30 января 1829 г. Дата смерти Александра Грибоедова.
18 июня 1829 г. Похороны Грибоедова в Тифлисе, близ церкви Св. Давида.

Памятные места

1. Дом № 17 по Новинскому бульвару в Москве, где родился и вырос Грибоедов (реплика оригинального здания).
2. Московский университет, где учился Грибоедов.
3. Дом № 104 (доходный дом Вальха) по наб. канала Грибоедова (ранее — Екатерининского канала) в Петербурге, где драматург жил в 1816-1818 гг.
4. Дом № 25 на пр. Кирова (бывшая гостиница «Афинская») в Симферополе, где Грибоедов жил в 1825 г.
5. Дом № 22 по ул. Чубинашвили в Тбилиси (ранее — Тифлис), ныне дом-музей Ильи Чавчавадзе, где состоялось венчание его внучки Нины с Грибоедовым.
6. Пантеон Мтацминда в Тбилиси, где похоронен Грибоедов.

Эпизоды жизни

В 1817 г. произошла знаменитая четверная дуэль с участием Грибоедова, причиной которой послужила знаменитая балерина Истомина. Грибоедов и его противник Якубович стрелялись годом позже первой пары дуэлянтов, и в этой дуэли Грибоедов получил ранение в руку.

Знаменитый ми-минорный вальс, написанный Грибоедовым, считается первым русским вальсом, партитура которого сохранилась до нашего времени.

К моменту свадьбы с Грибоедовым Нине Чавчавадзе было всего 15 лет, но после смерти супруга она сохранила ему верность и носила траур по нему до собственной кончины в возрасте 45 лет, отвергая все ухаживания. Верность погибшему мужу снискала его вдове уважение и славу среди тифлиссцев.

Заветы

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете».

«Счастливые часов не наблюдают».

«Не наслажденье жизни цель,
Не утешенье наша жизнь».


Два вальса А. Грибоедова

Соболезнования

«Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил свое отечество, как Грибоедов любил Россию».
Фаддей Булгарин, писатель и критик

«Кровь сердца всегда играла у него на лице. Никто не похвалится его лестью; никто не дерзнет сказать, будто слышал от него неправду. Он мог сам обманываться, но обманывать — никогда».
Александр Бестужев, писатель и критик

«В Грибоедове есть что-то дикое, de farouche, de sauvage, в самолюбии: оно, при малейшем раздражении, становится на дыбы, но он умен, пламенен, с ним всегда весело»
Пётр Вяземский, поэт и критик