Григорий яковлев. Иеромонах григорий яковлев Лесин Григорий Исаакович, военврач Интервью - Григорий Койфман

Яковлев Григорий

Я ковлев (Григорий, 1703 - 1756) - автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыне. В Выгорецком монастыре Яковлев проходил должности пономаря, псаломщика, канонархиста и головщика. Прожив около 20 лет в Выгорецком монастыре, Яковлев перешел в Сергиев скит, где прожил семь лет; за это время Яковлев имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и ; при нем происходило составление знаменитых "Поморских ответов" на вопросы иеромонаха Неофита. Размышления и исследования о спорных религиозных вопросах привели Яковлева к соединению с православной церковью. По смерти отца, в 1748 г., Яковлев отправился в Санкт-Петербург. Принятый "благосердно" Святейшим Синодом, Яковлев представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, а затем приступил к составлению "Извещения праведного о расколе беспоповщины", для представления также Святейшему Синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям - принять его в церковное общение, "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также определить его в какое-либо пристойное ему дело, но не в "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". Есть основание полагать, что поступивший в 1755 г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переславского Данилова архимандрит Гермоген - именно бывший беспоповец Григорий Яковлев. Настоятелем Данилова монастыря архимандрит Гермоген был не более года: в 1756 г. он скончался в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим, монастыре. Сочинение Яковлева в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о еретиках, существовавших в греческой церкви, потом о еретиках, бывших в церкви российской - стригольниках, учениках , о начале раскола; излагается история поморского или Данилова раскольнического толка; произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Изложив свою собственную биографию, автор сообщает сведения о всех лицах поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников, а также сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои соображения о средствах к ослаблению поморского раскола, или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Яковлев несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью и, надобно полагать, большим ораторским талантом, - способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову, который называл его "дивным мужем". Как писатель, Яковлев значительно уступает Алексею Иродионову; в его сочинениях ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и правильности речи. Для истории раскола, особенно поморского, сочинения Яковлева - материал великой цены. Профессор издал вполне собственно четвертую главу его, самую обширную и самую важную в историческом отношении, а из других извлек только то, что представляет интерес для истории раскола. Сочинение Яковлева издано по рукописи, находившейся в библиотеке черниговской духовной семинарии (№ 141). Рукопись эта написана довольно красивой и тщательной скорописью, с фигурными заглавными буквами и некоторыми рисунками. В рукописи помещена составленная Яковлевым карта "Суземка раскольнического" в Заонежье, с обозначением существовавших в его время раскольнических скитов и земельных участков, весьма полезная для ознакомления с состоянием поморского раскола в половине XVIII столетия. Точная копия этой ландкарты приложена к изданию сочинения Яковлева. См. Н. Субботин "Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины" (Москва, 1888; здесь же и биографические сведения об Яковлеве).

Эпизоды и сентенции

История... это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей...
(Л.Н. Толстой)

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
(Козьма Прутков)

Григорий Наумович Яковлев - словесник-ветеран, выпустивший в свет несколько поколений школьников. Его можно назвать ветераном и нашей газеты - он давний автор «Литературы». Мы с радостью печатаем его педагогические воспоминания в рубрике «Детское чтение»: ведь это один из вариантов ответа на вечный подростковый вопрос “Кем быть?” Может быть, прочтя мемуары Г.Яковлева, и наши ученики выберут педагогическую стезю? А нашим читателям старшего возраста напоминаем: место и для их интересных мемуаров у нас всегда найдётся.

Вы спрашиваете, как я стал учителем? Решительно никаких предпосылок к занятиям педагогикой - ни родословных, ни каких-либо иных - у меня вроде бы не было. Откуда взялась эта жилка - понятия не имею.

1. Предпосылки

Впрочем, поищем предпосылки. В первом классе моя восемнадцатилетняя учительница Анна Васильевна должна была срочно отлучиться (“Я сама учусь и буду с вами соревноваться”, - говорила она) и неожиданно предложила мне провести урок, а когда перед звонком она вновь оказалась у классной двери, изумилась: в классе было тихо - я, восьмилетка, как ни в чём не бывало вёл урок! Небось наивно подумал тогда: “Пустяки! Легко быть учителем”.

Может быть, это и для меня было первым уроком и первым заблуждением: неужели могу?

Учился я отлично, грамотность была абсолютно пятёрочной. Но один раз мне поставили за диктант “4”: в первом классе я написал “косили лук” (вместо “луг”). Дело в том, что я сразу представил себе баночки с водой на подоконнике, где обычно мы выращивали зелёный лук. Вот его, подумал я, и “косили”, то есть срезали. Эту забавную ошибку я помню всю жизнь. Мне было стыдно.

И в последующие годы мы с моим лучшим другом состязались в грамотности, причём чаще тексты составлял я. Сделать ошибку было совестно, и я до сих пор убеждён, что стыд - великий стимул в одолении неграмотности . Если ребёнок поймёт и почувствует, что позорно делать грамматические ошибки, он многого добьётся, преодолеет даже влияние неблагоприятной социальной среды.

Успешно участвовал я в школьных конкурсах чтецов, а также был самым маленьким “артистом” в Политехническом музее, где проходила встреча с “героями Главсевморпути”, среди которых были трое прославленных папанинцев (четвёртый, сам Иван Папанин, почему-то отсутствовал). Но один из них, Пётр Ширшов, будущий министр морского флота, в антракте остановил меня, похвалил и угостил газированной водой с сиропом. В награду за выступление я получил балалайку. А читал я «Пуговку» Е.Долматовского (теперь - с переделкой - “дворовая песня” в театре М.Розовского), не сознавая её несвоевременности: там ловили японского шпиона, а в это время велись переговоры с Японией.

Имеет ли этот эпизод отношение к будущей профессии учителя литературы? Имеет, хотя не обижусь, если редактор эту “предпосылку” заблокирует. Но убеждён, что имеет, а потому продолжаю.

1941 год, война, в моей школе разместили госпиталь, и я - сначала в интернате на Рязанщине, а потом с мамой и с осколками бомб, собранными на московских тротуарах, - в Ташкенте. Мне десять лет, я юннат и оплачиваемый (сорок рублей и бублик с чаем) дворник в огромной клетке водоплавающих в зоопарке, а также ученик третьего класса. В ташкентский период я оставался почти безнадзорным и жадно впитывал улично-дворовый детский и взрослый фольклор , до сих пор не выветрившийся из моей памяти. Когда стану учителем, это сыграет определённую роль. Но об этом чуть позже. А будучи студентом, я сдавал очередной языковой экзамен, и в моём билете было требование рассказать об арго и жаргоне; в аудиторию внезапно пожаловал ректор института Д.А. Поликарпов, послушал меня и попросил привести примеры, и тут детские воспоминания меня не подвели.

Памятен и “культурный” эпизод приобщения к литературе. В ташкентском зоопарке - зоолотерея. Мама покупает мне и хозяйской внучке несколько билетиков. Все проигрывают. Рядом оказывается Корней Иванович Чуковский. Видит наши расстроенные физиономии и дарит нам ещё десять билетов. К сожалению, тогда этим “приобщение” и ограничилось, но запомнилось. Через много лет я побывал на встрече с Корнеем Ивановичем, прочёл его серьёзные книги и статьи, интереснейшие дневники и мемуары и проникся глубоким уважением к этому человеку. Его книги и голос - мои помощники на уроках.

Теперь я знаю, что в те военные годы в Ташкенте жила и Анна Ахматова, да и не только она. В мои детские руки попадали другие книги. С искусством связь не прерывалась.

Покусанный лебедями-шипунами и горными гусями, я расстался с зоопарком и был принят в детскую театральную студию, которой руководила женщина - профессиональный режиссёр московского театра, не избежавшая эвакуации. Она посмеялась над моей бойкой жестикуляцией при декламации, но в студию взяла и стала знакомить с основами системы Станиславского. В ташкентском парке имени Э.Тельмана существовал наш детский театр, своё здание, в котором едва ли не еженедельно мы устраивали спектакли (входной билет стоил один рубль), а однажды давали представление на сцене настоящего театра вперемежку с артистами МХАТа. Выступали и в госпиталях перед ранеными бойцами. В нашей студии занимались и будущие народные артисты Роман Ткачук и Игорь Ледогоров. С Игорем у меня сохранилась многолетняя дружба. Немаловажная деталь: студийцев бесплатно кормили обедом. После “затирухи” первых месяцев войны это было роскошью.

Случались и забавные истории. Одна из них связана как раз с выступлением в настоящем театре. Я играл роль Деда Мороза. Маленький, загримированный, с белой бородой, я вышел на сцену и вдохновенно продекламировал:

Гляжу, хорошо ли метели
Лесные тропы замели,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли...

И вдруг сцена поехала, закружилась, а из зала раздался крик опознавшего меня мальчика: “Гриша!” Кружение сцены кто-то остановил, и порядок в зале был восстановлен. Потом выяснилось, что мой первозданно наивный и свято преданный дружок Акрам, стоявший в ожидании меня за занавесом, заметил нечто похожее на круглый докторский стульчик и спокойно присел на него, не подозревая, что “стул” приспособлен для вращения сцены и смены декораций.

Ташкентская, а затем и московская студия художественного слова при Дворце пионеров научили меня выразительному чтению, без чего не может работать учитель-словесник . В институте мэтр И.Блинов только дошлифовывал то, что я приобрёл в детстве.

Война ещё не закончилась, отец воевал, а мы с мамой вернулись в Москву, и я поступил в 5-й класс 324-й школы. В ней учился и Сима Соловейчик (на год старше меня) - курчавый умный мальчик, который в зловещем 1948 году, в разгар ожесточённого преследования “космополитов”, сумел окончить нашу школу с золотой медалью и поступить в МГУ на отделение журналистики филфака. Он стал блестящим журналистом, позднее - организатором огромного издательства, написал увлекательные книги по педагогике, но первые статьи вынужден был подписывать псевдонимом “С.Соловьёв”. С Симой мы общались до его смерти. О 324-й школе и её директоре он написал статью «Апология Горбунова Михаила Ивановича». Но в оценке этой личности мы с ним разошлись. Михаил Иванович был крутым директором и, на мой взгляд, плохим учителем. Он у нас преподавал историю в 8-м классе. В дрожащей тишине садился за учительский стол, клал на него сшитые пять-шесть старых тетрадей с конспектами и начинал читать один из них, спрашивал выученное по учебнику. Из этого состоял урок. И я понял, что так никогда не следует “общаться” с классом .

324-я школа, я полагаю, была на хорошем счету у высокого руководства. Но учителя в ней в послевоенные годы были разные. Очень любили ребята в 6–7-х классах учительницу географии, которая не отличалась глубиной познания предмета, но была “своей в доску”: создавала на уроке атмосферу домашнего уюта, добродушно подшучивала над отдельными персонами, над неудачниками и лентяями, снисходительно ставила оценки. В старших классах её сменил подтянутый и суховатый участник войны, основательно “владевший материалом”; географию учили, но к личности учителя оставались равнодушны.

Попадались и занятные “чудики” вроде математика в 7-м классе. Он, с красноватым припухшим носом, войдя в класс, по-хозяйски располагался за столом, раскладывал на нём бутерброды и крутые яйца и коварно разглядывал журнал, выбирая жертву. Класс замолкал, а педагог грозно возглашал: “Комаров, ко мне!” Едва трепещущий ребёнок приближался, учитель под общий хохот резким движением разбивал яйцо о лоб страдальца и милостиво разрешал: “Садись!” Спокойно покушав, воспитатель уже всерьёз вызывал кого-нибудь к доске, и, если решение задачки или устный ответ были неверными, педагог беззвучно подходил к доске и громко стукался об неё затылком. Этот сигнал означал обречённость отвечавшего.

При всех его причудах к нему относились по-доброму. Привлекала не математика, а особое свойство человека. Однажды в школе погас свет, и учитель достал из кармана небольшую книжку разгромленного Ждановым Зощенко, подошёл к окну, куда ещё доходили лучи солнца (учились во вторую смену), и стал то наизусть, то по книге читать рассказы. Когда сметливые дети установили страсть к Зощенко нашего математика и почти постоянное наличие в его портфеле или кармане весёлых произведений, кое-кто додумался перед его приходом что-то портить в розетке, и мы не раз смеялись в полутьме над тем, что читал нам “артист погорелого театра”, как между собой беззлобно называли мы его.

В том же седьмом классе я был удивлён, обнаружив в классном журнале незаслуженную “пятёрку” по зоологии. Спрашиваю учительницу.

Ты же вчера в школьном концерте читал «Песню о Буревестнике» и так хорошо рассказал о пингвинах, гагарах, чайках. Вот и “пятёрка”.

В старших классах я был влюблён в живую и своеобразную математичку и не любил своего классного руководителя-физика, частенько писавшего в моём дневнике воззвания к родителям и не ведавшего, что я уже два года живу без них. Внешне он напоминал Николая II. Физику он, безусловно, знал, но это меня не воодушевляло.

Я сделал вывод о том, что у школьников интерес к предмету и к учителю далеко не всегда вызывается его эрудицией или моральными достоинствами . Поэтому, мне кажется, к идее выбора учениками учителя, что уже кое-где практикуется, надо подходить с умом и осмотрительностью.

Не могу обойти молчанием один эпизод моей жизни школьного периода. Каждое лето я с удовольствием проводил в пионерском лагере. Последнее моё пребывание там ознаменовалось уникальным для меня и, вероятно, типичным для эпохи событием. Это происходило в 1945 году (мне - 14 лет) на станции Удельная под Москвой. Я состоял в самой старшей группе. Властолюбивый пионервожатый был ненамного старше меня, но воображал себя крупным начальником и с упоением командовал и вредничал. Я быстро сочинил про него ироническую песенку, которая, к моему удивлению, мгновенно обрела популярность: дети стали напевать её. На пятый день моего блаженного отдыха объявили всеобщую линейку, и меня торжественно исключили из пионерлагеря с ужасающей формулировкой, весь кошмар которой до меня дошёл через годы: “За антисоветскую пропаганду”. Я с чемоданчиком, к изумлению мамули, стоял в дверях коммуналки, а маме прислали на работу зловещее извещение о моём поступке. А работала мама старшим бухгалтером и ревизором в Министерстве юстиции СССР. Только исключительным уважением к ней могу объяснить то, что политическому делу не был дан ход. Понятно, никаким антисоветчиком я тогда не был, тем более что это был год Великой Победы. Но урок я должен был извлечь: шутить с советской властью и её представителями, даже на низшем уровне, опасно . Должен был извлечь урок, но не извлёк. И тогда, и позже я, как и тысячи людей в стране, верил той радужной информации, которая ежедневно влетала в наши уши и в наше сознание из круглых чёрных репродукторов, громоздившихся в каждой квартире. Мы ничего не знали, мы были молоды, и я радовался жизни, страдал, как и следовало, от любви к девушке, а в остальном был настроен весьма оптимистично. Характерное стихотворение моей юности называлось «Я счастлив!».

Я счастлив нынче. Я иду
По улице моей
И улыбаюсь на ходу:
Бывает же у всех в году
Счастливейший из дней!

И солнце радостно глядит,
И милиционер,
И светом солнечным облит
Ильинский старый сквер.

Сегодня я во всё влюблён
И, кажется, во всех:
И в этот уличный трезвон,
И в милый детский смех,
Во всех, кто честен, добр и смел,
И в новые авто...
Сегодня сделать много дел
Я смог бы, если б захотел,
Так много, как никто.
Но знаю, чувствую, друзья:
У вас вопрос повис:
Какое счастье у меня:
Любовь, письмо, сюрприз?

Да никакого, ерунда:
Я счастлив так почти всегда.

Учась в 10-м классе, я решил, что настала пора внести коррективы в грамматику русского языка. В 1918 году отменили твёрдый знак в конце существительных - и ничего, никого это не волнует ныне. Почему бы теперь не убрать абсолютно бессмысленный мягкий знак в глаголах “смеёшься”, “сидишь”, “дерёшься”, “врёшь”, “идёшь” и т.п.? Я знаю причину появления “ь” после шипящих: в древнерусском языке шипящие звучали мягко, отвердели потом. По крайней мере звук “ш” стал иным. И я отправил письмо в редакцию «Литературной газеты». Шёл 1949 год. К письму десятиклассника отнеслись на редкость серьёзно. Редакция переслала его в Ин­ститут русского языка Академии наук СССР, о чём известил меня учёный секретарь института. К этому извещению, присланному в 324-ю школу на моё имя, был приложен ответ знаменитого лингвиста профессора А.Б. Шапиро. Письмо сохранилось, и я его цитирую: “Употребление буквы «ь» после «ш» во втором лице глаголов в настоящее время дейст­вительно не имеет значения ни для произношения, ни для распознавания грамматической формы. Написание это в настоящее время сохраняется в силу традиции. Однако отмена «ь» в этих формах вызвала бы значительное изменение внешнего вида печатного и письменного текста, что является элементом реформы письма. Реформа же письма в данное время по целому ряду причин нецелесообразна”. В хрущёвские времена языковеды подготовили реформу грамматики. Поднялся шум в прессе, выступали и “за” и “против” реформы. Наконец авторитетный писатель Леонид Леонов оповестил мир, что если реформа будет проведена, то он “не станет есть этих «огурцей»”. Точка была поставлена: нам этого не надобно.

Не так давно группа умных лингвистов, десять лет усердно трудившаяся над проектом поправок к правописанию, выступила с конкретными предложениями. На учёных зашикали, переходя порой чуть ли не на крик: “Мы не позволим уродовать русский язык!” Это прозвучало уже из очень высоких инстанций. Но, помилуйте, кто же собирается уродовать великий язык? Речь шла лишь о разумном упрощении некоторых правил, о единообразии правописания, о сокращении бесчисленных исключений из правил грамматики и т.д. Да, прошло больше пятидесяти лет со времён ответа профессора Шапиро, а “элементы реформы письма” всё ещё “в данное время по целому ряду причин нецелесообразны”. Ждите, дорогие наши ученики!

Возможно, возросший интерес к занятиям русским языком, желание что-то практически исправить в этой области повернули меня лицом к литфаку пединститута.

Публикация статьи произведена при поддержке сервиса по продаже билетов на концертные мероприятия Москвы Vipticket.ru. На сайте вы сможете приобрести онлайн билеты на концерты в Москве . Гастроли звезд мирового уровня, выступления исполнителей отечественной эстрады самых разнообразных жанров или театральные постановки, спортивные мероприятия или представления для детей – сервис Vipticket.ru даст вам возможность приобрести любые билеты с доставкой, в любом количестве, без очередей и по цене ниже розничной.

Автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины"; родился в 1703 г. в Великом Новгороде и происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в Даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыни. Будучи 10-летним мальчиком, Я. был поставлен своим отцом на клирос в Выгорецком монастыре, где он постепенно проходил должности - пономаря, псаломщика, канонархиста и наконец головщика. Главным наставником и руководителем его в отправлении этих должностей, и вообще воспитателем в духе Выгорецкого общежития, был известный сотрудник Денисовых - уставщик Трифон Петров, у которого он начал жить в келье. Здесь, по собственным словам его, он "научился всякого лжеучения раскольнического и действ и обычаев их". Трифон Петров научил его также "грамматическому отчасти художеству и несколько риторическому". Но более всего приохотился Я. к иконописному искусству, в котором и сделал значительные успехи, так что иконописание сделалось для него средством к существованию. В Выгорецком монастыре он прожил около 20-ти лет; потом (1733 г.) перешел на жительство в Сергиев скит, где провел 7 лет. За это время Я. имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова, и был свидетелем важнейших событий, происходивших на Выге; при нем происходило здесь и составление знаменитых "Поморских Ответов" на вопросы иеромонаха Неофита. В 1740 г. Я. предпринял путешествие на свою родину, в Новгород, Старую Руссу, в Польшу, Лифляндию и Курляндию, а оттуда в Москву. Его ревность в распространении раскола, начитанность и проповеднический талант снискали ему такое уважение в обществе московских беспоповцев, что эти последние предложили ему принять должность настоятеля, или отца, и править у них все необходимые требы. Но Я. отклонил это предложение вследствие тех сомнений, какие возникли у него относительно раскола и явились результатом размышлений и исследований о спорных религиозных вопросах; этому немало способствовало и чтение старописьменных и древнепечатных книг. Вернувшись после 4-летней отлучки на Выг, Я. вступил в откровенные беседы с выгорецкими учителями о своих "изменившихся первых раскольнических разумениях". Убедившись в явной расположенности Я. к православной церкви, выгорецкие старшины запретили всем "грамотникам и крылошанам" своего общежития входить в беседы с ним, опасаясь, очевидно, как бы своим влиянием он не поколебал и других в приверженности к расколу. В 1748 г., похоронив своего отца, Я. немедленно отправился в Петербург. Принятый св. Синодом "благосердо", Я. представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, и затем приступил к составлению своего "Извещения праведного о расколе беспоповщины" для представления также св. Синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям принять его в церковное общение и сподобить причастия св. тайн "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также "определить его в какое-либо пристойное ему дело", но не "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". О судьбе Я., по присоединении его к православной церкви, вполне точных сведений мы не имеем, кроме сообщаемого протоиереем Алексеем Иродионовым известия, что он "пострижен был в монашество в Новом Иерусалиме, в Воскресенском монастыре, и произведен в архимандрита в Переяславский Залесский монастырь св. Даниила". На основании этого известия можно с полной достоверностью полагать, что поступивший в 1755 г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переяславского Данилова архимандрит Гермоген есть именно бывший беспоповец Григорий Я. Настоятелем Данилова монастыря архимандрит Гермоген был не более года: 31 августа 1756 г. он скончался в Воскресенском монастыре, называемом Новый Иерусалим.

Сочинение Я., написанное им перед своим присоединением к церкви и представленное св. Синоду, в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о древних еретиках, существовавших в греческой церкви, потом об еретиках, бывших в церкви Российской - стригольниках, учениках Феодосия Косого, о начале раскола и, наконец, излагается история Поморского или Данилова раскольнического толка. Далее, в это сочинение входит прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны и прошение св. Синоду. В последнем между прочим говорится о частных толках беспоповщины и произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Наконец, названное сочинение заключает в себе отдел под заглавием: "Особенное о себе покаяние и о других подобных такожде неутаение Святейшему же Синоду". Эта последняя, самая обширная глава, состоящая из нескольких отдельных статей с особыми заглавиями, имеет весьма большую важность для истории раскола. Изложив в ней сначала свою собственную биографию, автор сообщает потом сведения о всех лицах Поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников; здесь же сообщает он сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои достойные внимания соображения о средствах к ослаблению Поморского раскола или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Точность и несомненная правдивость сообщаемых автором сведений о Поморском расколе, особенно же о лицах, с которыми в течение своей долгой жизни в расколе Я. находился в более или менее близких отношениях, - сведений большей частью неизвестных, - сообщают последней главе в сочинении Я. особенную ценность для истории раскола. Я. несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью, строгим нравственным характером и, нужно полагать, большим ораторским талантом и способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову (бывший беспоповец, впоследствии перешедший под влиянием Я. в православие и сделавшийся новгородским протоиереем и противораскольничьим писателем), который, без сомнения, за эти качества и назвал его "дивным мужем". Правда, в сочинении Я. ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и точности и правильности речи, тем не менее для истории раскола, особенно Поморского, оно имеет громадное значение. Это сочинение издано проф. Субботиным по рукописи, находящейся в библиотеке Черниговской духовной семинарии (№ 141), причем четвертая глава ее издана полностью, а из первой и третьей извлечено только то, что представляет интерес для истории раскола.

H. Субботин, "Бывшего беспоповца Григория Яковлева извещение праведное о расколе беспоповщины", M., 1888 г. - Ф. В. Ливанов , "Раскольники и острожники", т. 4, стр. 96. - П. Строев , "Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви", стр. 46. - Филарет , архим., "Обзор русской духовной литературы", кн. 2, отр. 318-321.

{Половцов}

Яковлев, Григорий

(1703-1756) - автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыни. В Выгорецком монастыре Я. проходил должности пономаря, псаломщика, канонархиста и головщика. Прожив около 20 лет в Выгорецком м-ре, Я. перешел в Сергиев скит, где прожил семь лет; за это время Я. имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова; при нем происходило составление знаменитых "Поморских ответов" на вопросы Иеромонаха Неофита. Размышления и исследования о спорных религиозных вопросах привели Я. к соединению с православной церковью. По смерти отца, в 1748 г., .Я. отправился в СПб. Принятый "благосердо" св. синодом, Я. представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, а затем приступил к составлению "Извещения праведного о расколе беспоповщины", для представления также св. синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям - принять его в церковное общение, "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также определить его в какое-либо пристойное ему дело, но не "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". Есть основание полагать, что поступивший в 1755 г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переславского Данилова архимандрит Гермоген - именно бывший беспоповец Григорий Я. Настоятелем Данилова м-ря архим. Гермоген был не более года: в 1756 г. он скончался в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим, монастыре. Сочинение Я. в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о еретиках, существовавших в греческой церкви, потом о еретиках, бывших в церкви российской - стригольниках, учениках Феодосия Косого, о начале раскола; излагается история поморского или Данилова раскольнического толка; произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Изложив свою собственную биографию, автор сообщает сведения о всех лицах поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников, а также сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои соображения о средствах к ослаблению поморского раскола, или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Яковлев несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью и, надобно полагать, большим ораторским талантом, - способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову, который называл его "дивным мужем". Как писатель, Я. значительно уступает Алексею Иродионову; в его сочинении ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и правильности речи. Для истории раскола, особенно поморского, сочинения Я. - материал великой цены. Проф. Н. Субботин издал вполне собственно четвертую главу его, самую обширную и самую важную в историческом отношении, а из других извлек только то, что представляет интерес для истории раскола. Сочинение Я. издано по рукописи, находящейся в библиотеке черниговской дух. семинарии (№ 141). Рукопись эта написана довольно красивой и тщательной скорописью, с фигурными заглавными буквами и некоторыми рисунками. В рукописи помещена составленная Я. карта "Суземка раскольнического" в Заонежье, с обозначением существовавших в его время раскольнических скитов и земельных участков, весьма полезная для ознакомления с состоянием поморского раскола в половине XVIII ст. Точная копия этой ландкарты приложена к изданию сочинения Я. См. Н. Субботин, "Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины" (М., 1888; здесь же и биографические сведения об Я.)

  • - ветеринарн. врач, р. 1865...
  • - Корнилий - Донской атаман в гг. 1663, 1672, 1674-75; крестный отец Степана Разина и его противник. По происхождению считается Черкасом, Казаком из кавказских выходцев...

    Казачий словарь-справочник

  • - священник великоустюжск. собора, сочинитель "Летописца Устюга Великого"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - автор кн. "Богатство из мусора" , инж.-технол...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - известный педагог, р. 5 апр. 1841 в СПб., с англичанина, препод. детей имп. Александра III, † в СПб. 13 д. 1888...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - педагог, сотр. "Русск. вед."...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - штаб-лекарь 1823 г. писал 1848 г.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - д-р мед., р. 15 авг. 1854, поч. лейб-мед., гл. военно-сан....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - 27 января 1742 г. произведен в архимандр. Антониев Сийский монастырь...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - геолог, ред. изданий т-ва "Просвещение", р. 15 янв. 1875 в Могилеве, с. театр. антрепренера...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - парижск. корреспондент "Нов. времени"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал от артиллерии, член военного совета...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-майор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - псевдоним журналиста Исаака Яковлевича Павловского...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Род. в г. Харьков в семье служащих. Окончил Харьковский инженерно-строит. институт. Работает инженером в проектных институтах Харькова. Печатается с 1986: журнал "Лит. Армения"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - гравер, числился в граверном классе в 1817 году...

    Большая биографическая энциклопедия

"Яковлев, Григорий" в книгах

ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ? ЭТО СОЛНЦЕ… Юрий Яковлев

Из книги Актеры нашего кино. Сухоруков, Хабенский и другие автора Лындина Эльга Михайловна

ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ? ЭТО СОЛНЦЕ… Юрий Яковлев В последние годы Юрий Васильевич Яковлев долго не появлялся на экране. Причин для этого, во многом от самого актера не зависящих, немало. И, пожалуй, одна из самых существенных та, что нынешний кинематограф отнюдь не щедр на роли для

Глава 7. Григорий Яковлев

Из книги «В институте, под сводами лестниц…» Судьбы и творчество выпускников МПГУ – шестидесятников автора Богатырёва Наталья Юрьевна

Глава 7. Григорий Яковлев

Григорий VII Гильдебранд и Григорий - епископ нисский}

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Григорий VII Гильдебранд и Григорий - епископ нисский} Приводимый ниже параллелизм накладывает некоторые детали биографии римского папы XI века Григория VII на жизнеописание известного христианского святого Григория, епископа нисского (ниццкого), а западный Рим - на

4. Григорий заключает мир с Агилульфом. - Фока вступает на трон в Византии. - Григорий шлет ему свое приветствие. - Колонна Фоки на римском форуме

автора Грегоровиус Фердинанд

4. Григорий заключает мир с Агилульфом. - Фока вступает на трон в Византии. - Григорий шлет ему свое приветствие. - Колонна Фоки на римском форуме В действительности Григорий пользовался почти всей властью государя, так как нити политического управления сами собою

2. Григорий X едет в Лион. - Гвельфы и гибеллины во Флоренции. - Собор в Лионе. - Григорий X издает закон о конклаве. - Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. - Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. - Грамота, данная Лозанне. - Григорий X во Флоренции. - Его смерть. - Иннокентий V.

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Григорий X едет в Лион. - Гвельфы и гибеллины во Флоренции. - Собор в Лионе. - Григорий X издает закон о конклаве. - Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. - Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. - Грамота, данная Лозанне. - Григорий X во Флоренции. - Его

66. Старинная легенда утверждает, что папа Григорий VII «был Фаустом» Но ведь Григорий VII - это действительно отражение Андроника-Христа

Из книги автора

66. Старинная легенда утверждает, что папа Григорий VII «был Фаустом» Но ведь Григорий VII - это действительно отражение Андроника-Христа Как показано в книге А.Т. Фоменко «Античность - это Средневековье», гл. 4, знаменитый папа Григорий VII Гильдебранд якобы из XI века

Александр Меншиков - Григорий Потемкин - Алексей Аракчеев - Константин Победоносцев - Григорий Распутин

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Александр Меншиков - Григорий Потемкин - Алексей Аракчеев - Константин Победоносцев - Григорий Распутин Фаворитизм - это оборотная сторона любой монархии. Мировая история прошлых веков пестрит именами знаменитых временщиков и фаворитов, оказавших огромное влияние

Григорий Богослов (Григорий Назианзин)

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Григорий Богослов (Григорий Назианзин) (ок. 329 – 390 гг.) христианский греческий писатель, поэт и оратор [О недостойных пастырях – своих современниках:] С неумытыми, как говорится, руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело, и прежде, нежели сделались достойными

Григорий Чудотворец (Григорий-Феодор)

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Григорий Чудотворец (Григорий-Феодор) (ок. 210 – 270 гг.) христианский богослов [Сторонник какого-либо учения] не имеет (…) никакого другого основания, кроме безотчетного влечения к названным философским учениям, и не имеет другого основания для оценки того, что считает

Александр Степанович Яковлев (Трифонов-Яковлев) 5 января (23 ноября) 1886 – 11 апреля 1953

Из книги История русской литературы XX века. Том I. 1890-е годы – 1953 год [В авторской редакции] автора Петелин Виктор Васильевич

Александр Степанович Яковлев (Трифонов-Яковлев) 5 января (23 ноября) 1886 – 11 апреля 1953 Александр Степанович Трифонов-Яковлев родился в 1886 году в городе Вольске Саратовской губернии в семье маляра. «Все мои родственники со стороны отца, – писал он, – крестьяне, бывшие

Лесин Григорий Исаакович, военврач Интервью - Григорий Койфман

Из книги По локоть в крови [Красный Крест Красной Армии] автора Драбкин Артем Владимирович

Лесин Григорий Исаакович, военврач Интервью - Григорий Койфман - Родился 8/8/1920 года в Белоруссии, в городе Витебске.Мой отец, Исаак Гиршевич Лесин, 1879 г.р., окончил на рубеже веков коммерческое училище и до революции был арендатором озер, а после нее был небогатым

Взрослые писатели, детские читатели Что и зачем читают наши дети Эдуард Успенский, Марина Москвина, Григорий Остер, Михаил Яснов, Григорий Гладков

Из книги Тем временем: Телевизор с человеческими лицами автора Архангельский Александр Николаевич

Взрослые писатели, детские читатели Что и зачем читают наши дети Эдуард Успенский, Марина Москвина, Григорий Остер, Михаил Яснов, Григорий Гладков Участвуют: Эдуард Успенский, Марина Москвина, Григорий Остер, Михаил Яснов. Все - детские писатели; можно сказать,

Григорий Синаит и Григорий Палама

Из книги Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси автора Концевич И. М.

Григорий Синаит и Григорий Палама В блестящий период расцвета исихазма на Афоне прославились тезоименитые Григорий Синаит и Григорий Палама.Преп. Григорий Синаит ОН 346 г.) родился в шестидесятых годах XIII века в Малой Азии. Он получил хорошее образование. Еще в молодости

Любимая святыня Протодиакон Григорий (Григорий Лаврентьевич Михеев) (1889–1958)

Из книги У Троицы окрыленные автора Тихон (Агриков)

Любимая святыня Протодиакон Григорий (Григорий Лаврентьевич Михеев) (1889–1958) Радуйся, святыням чистое и непорочное жилище. (Акафист Преподобному Сергию) В жизни каждого человека есть вещи, к которым он проявляет особое внимание, имеет особую любовь. Еще в детстве одно

V. Отцы церкви: св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский (IV век)

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

ЯКОВЛЕВ ГРИГОРИЙ

Яковлев (Григорий, 1703 - 1756) - автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыне. В Выгорецком монастыре Яковлев проходил должности пономаря, псаломщика, канонархиста и головщика. Прожив около 20 лет в Выгорецком монастыре, Яковлев перешел в Сергиев скит, где прожил семь лет; за это время Яковлев имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова; при нем происходило составление знаменитых "Поморских ответов" на вопросы иеромонаха Неофита. Размышления и исследования о спорных религиозных вопросах привели Яковлева к соединению с православной церковью. По смерти отца, в 1748 г., Яковлев отправился в Санкт-Петербург. Принятый "благосердно" Святейшим Синодом, Яковлев представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, а затем приступил к составлению "Извещения праведного о расколе беспоповщины", для представления также Святейшему Синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям - принять его в церковное общение, "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также определить его в какое-либо пристойное ему дело, но не в "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". Есть основание полагать, что поступивший в 1755 г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переславского Данилова архимандрит Гермоген - именно бывший беспоповец Григорий Яковлев. Настоятелем Данилова монастыря архимандрит Гермоген был не более года: в 1756 г. он скончался в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим, монастыре. Сочинение Яковлева в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о еретиках, существовавших в греческой церкви, потом о еретиках, бывших в церкви российской - стригольниках, учениках Феодосия Косого, о начале раскола; излагается история поморского или Данилова раскольнического толка; произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Изложив свою собственную биографию, автор сообщает сведения о всех лицах поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников, а также сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои соображения о средствах к ослаблению поморского раскола, или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Яковлев несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью и, надобно полагать, большим ораторским талантом, - способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову, который называл его "дивным мужем". Как писатель, Яковлев значительно уступает Алексею Иродионову; в его сочинениях ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и правильности речи. Для истории раскола, особенно поморского, сочинения Яковлева - материал великой цены. Профессор Н. Субботин издал вполне собственно четвертую главу его, самую обширную и самую важную в историческом отношении, а из других извлек только то, что представляет интерес для истории раскола. Сочинение Яковлева издано по рукописи, находившейся в библиотеке черниговской духовной семинарии (¦ 141). Рукопись эта написана довольно красивой и тщательной скорописью, с фигурными заглавными буквами и некоторыми рисунками. В рукописи помещена составленная Яковлевым карта "Суземка раскольнического" в Заонежье, с обозначением существовавших в его время раскольнических скитов и земельных участков, весьма полезная для ознакомления с состоянием поморского раскола в половине XVIII столетия. Точная копия этой ландкарты приложена к изданию сочинения Яковлева. См. Н. Субботин "Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины" (Москва, 1888; здесь же и биографические сведения об Яковлеве).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯКОВЛЕВ ГРИГОРИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЯКОВЛЕВ ГРИГОРИЙ
    (1703—1756) — автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и …
  • ЯКОВЛЕВ, ГРИГОРИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1703?1756) ? автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и …
  • ЯКОВЛЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ЯКОВЛЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от имени в повседневной русской форме Яков (из церковного Иаков). Притяжательное прилагательное Яковлев (“сын Якова”) образовано суффиксом -ев. Принадлежность …
  • ЯКОВЛЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Эта фамилия в первой десятке самых распространенных в России, за ней восьмое место. Возникла от православного имени Яков, что в …
  • ГРИГОРИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Григорий VII Гильдебранд (между 1015 и 1020—1085 гг.) — папа Римский с 1073 г. Фактически правил при папе Николае II …
  • ЯКОВЛЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Яков Аркадьевич (1896-1939). Большевик с 1913 г. Будучи наркомом сельского хозяйства, в 1929 г. проводил в жизнь насильственную коллективизацию и …
  • ЯКОВЛЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Иван Яковлевич (1848- 1930), чувашский просветитель, педагог-демократ, писатель. В 1868 организовал в Симбирске школу для чувашей, которая при поддержке И.Н. …
  • ЯКОВЛЕВ
    (наст. фам. Эпштейн) Яков Аркадьевич (1896-1938) российский политический деятель, академик ВАСХНИЛ (1935). С 1926 заместитель наркома РКИ. С 1929 нарком …
  • ГРИГОРИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    VII (Gregorius) Гильдебранд (между 1015 и 1020-85) римский папа с 1073. Фактически правил при папе Николае II в 1059-61. Деятель …
  • ЯКОВЛЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Алексей Семенович) - трагический актер, сын костромского купца. Род. в 1773 г.; рано осиротел и, получив самое ничтожное образование; на …
  • ГРИГОРИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Богослов Haзиaнcкий, св. род. в 328 г. в Kaппaдоки, близ Назианза. Благочестию научен был своей матерью Нонною. Светским наукам учился …
  • ЯКОВЛЕВ
    ́ЯКОВЛЕВ (наст. фам. Эпштейн) Як. Арк. (1896-1938), полит. и гос. деятель, акад. ВАСХНИЛ (1935). С 1926 зам. наркома РКИ. С …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Юр. Вас. (р. 1928), актёр, нар. арт. СССР (1976). С 1952 в Т-ре им. Вахтангова. Актёр широкого диапазона, обладающий …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Сер. Вас. (р. 1914), …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ник. Феофанович (1892-1974), языковед, д-р филол. наук (1947). Один из основоположников моск. фонологич. школы. Осн. тр. в области общей …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ник. Ник. (1870-1966), геолог и палеонтолог, ч.-к. РАН (1921), АН СССР (1925). Тр. по стратиграфии пермских отложений Донбасса, Урала, …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ник. Капитонович (1869-1950), актёр, нар. арт. СССР (1944). С 1893 в Малом т-ре. Владел мастерством образной, богатой тончайшими нюансами …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ник. Дм. (1898-1972), маршал артиллерии (1944). В Вел. Отеч. войну нач. Гл. арт. управления Кр. Армии. С 1946 на …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Леон. Георг. (1858-1919), певец (баритон). Солист и режиссёр Мариинского т-ра (1887-1906), руководитель провинц. оперных трупп. Лучшая партия - Онегин …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Конд. Ник. (1864-1928), актёр, засл. арт. Республики (1921), Герой Труда (1923). Играл в разл. театрах страны, с 1906 в …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ив. Як. (1848-1930), педагог-просветитель, писатель. Организовал в 1868 в Симбирске учительскую школу для чувашей. Составил буквари, книги для чтения. …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ег. Вл. (р. 1930), журналист. С 1956 сотрудничал в центр. газетах. Организатор и гл. ред. (1967-68) ж. "Журналист". С …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Вл. Иг. (1934-98), живописец, график. Сформировался в кругу мастеров моск. "неофициального иск-ва". Простые мотивы его произведений (цветы, портреты, натюрморты, …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Викт. Леонт. (р. 1934), учёный в области горного дела, ч.-к. РАН (1991). Осн. тр. по открытой разработке м-ний полезных …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Вениамин Фёд. (р. 1932), юрист, д-р юрид. наук (1973). С 70-х гг. на науч. и преподават. работе. В 1989-90 …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Вас. Ник. (1893-1953), живописец, нар. худ. РСФСР (1943), д.ч. АХ СССР (1947). Тематич. картины, портреты, натюрморты ("Рыбы", 1933), рисунки …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Валер. Ник. (р. 1939), режиссёр, нар. арт. СССР (1991). С 1967 режиссёр, с 1979 гл. режиссёр Чуваш. драм. т-ра …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Бор. Ник. (1890-1972), живописец-пейзажист, нар. худ. РСФСР (1962), ч.-к. АХ СССР (1958). Чл. АХРР. Мастер индустриального пейзажа, отмеченного широтой …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ал. Сем. (1773-1817), актёр. С 1794 в С.-Петерб. т-ре. Прославился в трагедиях В.А. Озерова, Ж. Расина, Я.Б. Княжнина. В …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ал. Ив. (1878-1951), историк, ч.-к. АН СССР (1929). Тр. и публ. док-тов по соц.-экон., воен.-полит. истории России ("Холопство и …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ал-др Сер. (1906-89), авиаконструктор, акад. АН СССР (1976), ген.-полк. авиации (1946), Герой Соц. Труда (1940, 1957). Под рук. Я. …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ал-др Ник. (р. 1923), полит. деятель, акад. РАН (1990). В 1965-73 1-й зам. зав. отделом пропаганды ЦК КПСС. В …
  • ЯКОВЛЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ЯКОВЛЕВ Ал-др Евг. (1887-1938), живописец. Работал в С.-Петербурге, завоевал известность как мастер живописи и графики в духе неоклассицизма. С 1917 …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213 - ок. 270), отец Церкви, епископ г. Неокесарии; "апостол …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ТУРСКИЙ (Gregorius Turonensis), Георгий Флоренций (Georgins Florentius) (ок. 540 - ок. 594), епископ Тура (с 573) в Галлии, автор …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ СИНАИТ (60-е гг. 13 в. - 40-е гг. 14 в.), визант. мыслитель и церк. деятель, возродивший в кон. 13-14 …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ПАЛАМА (1296-1359), визант. богослов и церк. деятель, систематизатор исихазма. В полемике с Варлаамом Калабрийским развил идеи о различии …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ НИССКИЙ (ок. 335 - ок. 394), христ. церк. писатель, богослов и философ-платоник; епископ г. Ниса (М. Азия), младший брат …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ БОГОСЛОВ (Григорий Назианзин) (ок. 300 - ок. 390), христ. мыслитель, поэт, церк. деятель, один из трёх "вселенских" учителей Вост. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ ХIII (1502-85), папа Римский с 1572. Один из вдохновителей Контрреформации. Стремился распространить католицизм в Рус. гос-ве. Провёл реформу календаря …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ IX (ок. 1145-1241), папа Римский с 1227. Боролся с имп. Фридрихом II, стремясь установить верховенство пап над светскими государями. …
  • ГРИГОРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГРИЃОРИЙ VII (Gregorius) Гильдебранд (между 1015 и 1020-85), папа Римский с 1073. Фактически правил при папе Николае II в 1059-61. …

Яковлев Григорий Яковлев (Григорий, 1703 - 1756) - автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыне. В Выгорецком монастыре Яковлев проходил должности пономаря, псаломщика, канонархиста и головщика. Прожив около 20 лет в Выгорецком монастыре, Яковлев перешел в Сергиев скит, где прожил семь лет; за это время Яковлев имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова; при нем происходило составление знаменитых "Поморских ответов" на вопросы иеромонаха Неофита. Размышления и исследования о спорных религиозных вопросах привели Яковлева к соединению с православной церковью. По смерти отца, в 1748 г., Яковлев отправился в Санкт-Петербург. Принятый "благосердно" Святейшим Синодом, Яковлев представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, а затем приступил к составлению "Извещения праведного о расколе беспоповщины", для представления также Святейшему Синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям - принять его в церковное общение, "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также определить его в какое-либо пристойное ему дело, но не в "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". Есть основание полагать, что поступивший в 1755 г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переславского Данилова архимандрит Гермоген - именно бывший беспоповец Григорий Яковлев. Настоятелем Данилова монастыря архимандрит Гермоген был не более года: в 1756 г. он скончался в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим, монастыре. Сочинение Яковлева в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о еретиках, существовавших в греческой церкви, потом о еретиках, бывших в церкви российской - стригольниках, учениках Феодосия Косого, о начале раскола; излагается история поморского или Данилова раскольнического толка; произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Изложив свою собственную биографию, автор сообщает сведения о всех лицах поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников, а также сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои соображения о средствах к ослаблению поморского раскола, или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Яковлев несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью и, надобно полагать, большим ораторским талантом, - способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову, который называл его "дивным мужем". Как писатель, Яковлев значительно уступает Алексею Иродионову; в его сочинениях ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и правильности речи. Для истории раскола, особенно поморского, сочинения Яковлева - материал великой цены. Профессор Н. Субботин издал вполне собственно четвертую главу его, самую обширную и самую важную в историческом отношении, а из других извлек только то, что представляет интерес для истории раскола. Сочинение Яковлева издано по рукописи, находившейся в библиотеке черниговской духовной семинарии (№ 141). Рукопись эта написана довольно красивой и тщательной скорописью, с фигурными заглавными буквами и некоторыми рисунками. В рукописи помещена составленная Яковлевым карта "Суземка раскольнического" в Заонежье, с обозначением существовавших в его время раскольнических скитов и земельных участков, весьма полезная для ознакомления с состоянием поморского раскола в половине XVIII столетия. Точная копия этой ландкарты приложена к изданию сочинения Яковлева. См. Н. Субботин "Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины" (Москва, 1888; здесь же и биографические сведения об Яковлеве).

Биографический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Яковлев Григорий" в других словарях:

    Автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины"; родился в 1703 г. в Великом Новгороде и происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в Даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыни.… …

    - (1703 1756) автор сочинения Извещение праведное о расколе беспоповщины. Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыни. В Выгорецком монастыре Я. проходил… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Яковлев Григорий - (1704 1756) – духовный писатель, автор сочинения: Извещение праведное о расколе беспоповщины, имеющего громадное значение для истории раскола. Будучи с детства беспоповцем и проживая долгое время в беспоповщинских монастырях (20 лет в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Яковлев. Григорий Кузьмич Яковлев … Википедия

    Генерал от артиллерии, член военного совета. Родился 18 го января 1801 г. Воспитывался сначала дома, потом в частном учебном заведении, по окончании которого решил посвятить себя военной службе и в конце 1817 г. поступил юнкером в 25 ю… … Большая биографическая энциклопедия

    Григорий Иванович Яковлев Дата рождения 4 июля 1834(1834 07 04) Дата смерти 1894 год(1894) Принадлежность … Википедия

    Генерал майор; р. 30 января 1801 г., † 22 февр. 1875 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    Содержание 1 A 2 Б 3 В 4 Г 5 Д … Википедия

    1 й секретарь Ленинградского обкома КПСС в 1970 1983 Дата рождения: 7 февраля 1923 Место … Википедия

    Григорий Васильевич Романов 1 й секретарь Ленинградского обкома КПСС в 1970 1983 Дата рождения: 7 февраля 1923 Место … Википедия

Книги

  • Свой круг , Григорий Забельшанский, Екатерина Бобринская, Александр Кроник, Сергей Кусков. Коллекционер Александр Кроник начал собирать работы своих современников, будущих классиков нонконформизма Анатолия Зверева, Владимира Яковлева, Дмитрия Плавинского, Владимира Немухина и…