Орест Кипренский: картины и их описание. Художник Орест Адамович Кипренский

Выдающийся представитель романтизма в России. Он рос в семье дворового человека, но, как полагают, был незаконным сыном хозяина усадьбы, который определил его в Академию художеств, даровал ему «вольную» и необычную фамилию. Закончив в 1803 году Академию, он стал портретистом.

Еще во время учения в Академии Кипренский был покорен романтикой. Он искал ее всюду. После утомительного сидения в рисовальных классах Кипренский уходил на набережную Невы, бродил по ней и читал нараспев стихи…Кипренский первым из русских живописцев завоевал европейское признание. Ему был сделан почетный заказ на автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, где хранятся автопортреты всех мастеров, заслуживших мировую славу.

Кипренскому хотелось быть блестящим не только в живописи, но и в повседневной жизни. Он мечтал, что слава даст ему богатство, беспечность, любовь, преклонение. В Риме, куда он уехал совершенствоваться, Кипренскому пришлось выбирать между суровой жизнью подлинного художника и позолоченным существованием модного живописца. Кипренский выбрал последнее. В то время романтика уже уходила в прошлое, не находя опоры в повседневной жизни. На смену ей пришла реальная жизнь, где герои были реальными. Романтика умирала. Вместе с ней умирал и Кипренский.

Многие биографы утверждают, что Кипренский в конце жизни очень пил, и закончил жизнь чуть ли не под забором. Однако есть сведения, что многие факты в биографии Кипренского являются спорными. Да, к 50 годам у него была слава, но не было денег. Заказов не поступало. К тому же его обвинили в убийстве натурщицы, хотя он не был привлечен к уголовной ответственности, и все, кто его знал, не верили такому обвинению, по характеру Кипренский был очень мягким человеком, но слухи, пятно осталось...

В конце жизни он женился на юной итальянской девочке Мариучче, думая начать все по-новому. Но и это не помогло. Мариучча его не понимала, даже боялась, хотя и была благодарна ему за то, что не дал умереть ей с голоду. Но и этот факт оспаривается, на самом деле Мариучча была очень привязана к художнику, он единственный действительно ее любил. Тем не менее, они очень нуждались в деньгах. У Кипренского наступила стойкая депрессия. К тому же он сильно простыл и заболел.

В октябре 1836 года Кипренский умер от воспаления легких и погребен в церкви Сант,Андреа делле Фратте, в Риме, где на средства русских художников установлена памятная стела.

Через шесть месяцев после кончины Кипренского вдова художника, Анна-Мария (Мариучча) родила дочь. Россия назначила вдове с ребенком небольшую пенсию - 60 червонных в год. К тому же вдова продавала работы Кипренского. Нищета семье Кипренского не грозила.

Галерея работ Кипренского разнообразна. Это великолепные автопортреты, портреты детей и его современников — поэтов, писателей, государственных мужей, полководцев, любителей живописи, купцов, актеров, крестьян, моряков, декабристов, художников, масонов, скульпторов, коллекционеров, просвещенных женщин и архитекторов.

(Использовался, частично, материал из книги И.Бочарова и Ю.Глушаковой "Кипренский")

Это лучшее творение Кипренского, портрет-картина, за которое к нему впервые пришла известность и за которое он получил звание академика. Портрет написан в духе новой. романтической школы: фигура в полный рост, в выгодном для портретиста живописном гусарском одеянии, через характер портретируемого выразить характер всего молодого поколения русского воинства, которому надлежало в недолгом времени отстоять честь и независимость своей родины, переломить хребет считавшемуся непобедимым неприятелю, покорившему всю Европу.
Орест вложил в картину всю душу. Подбоченясь, стоит, опираясь левой рукой на каменную плиту, а круто изогнутой правой - на собственный бок, красавец - усатый гусар с черными вьющимися кудрями и бакенбардами. Сияет золотое шитье на алом парадном ментике, золото сабли, на рукоятке которой покоится кисть левой руки, и кивера. Мягкий свет обрисовывает контур фигуры, отражается на стене за головой гусара. Кивер, небрежно брошенный на каменный выступ слева от фигуры, да сабля, на которую опирается гусар левой рукой - все это красноречиво говорит о личности героя.
Давыдов изображен на фоне пейзажа с грозовыми тучами, предвещающими очистительную грозу. Густые тени и скользящие световые пятна выделяют фигуру воина, контрастное противопоставление красного цвета гусарской куртки и сверкающих белых лосин темному пейзажному фону придают образу Давыдова романтическую взволнованность. В произведении с исключительной силой передана страстность характера Давыдова. Она сквозит во всем его облике - в несколько картинной позе, в горячем взгляде темных глаз, в непокорных завитках волос. В картине художник желает сказать о стремлении Давыдова к подвигу во славу родины, что и составляет личное счастье этого человека.
Следует отметить, что до сих пор идут споры, кого из семейства Давыдовых, с кем дружил Кипренский, он изобразил на портрете. Дело в том, что по описанию современниками, образ не соответствовал до конца ни одному из молодых Давыдовых. Скорее всего, это все-таки собирательный образ героя войны, каким он представлялся Кипренскому.

Одна из лучших работ Кипренского. Художник изобразил портрет двенадцатилетнего мальчика, который готовится поступать в Пажеский корпус. Челищеву уготовано великое будущее. В 1812 году юноша станет участником Отечественной войны, позднее -будет состоять в Северном обществе декабристов. Но это в будущем. Сейчас мы видим мальчика, у которого все впереди, который еще только собирается взрослеть. Мальчик открыто смотрит на мир. Его большие темные глаза излучают доброту, детскую непосредственность и наивность. Пухлые губы, кажется, сейчас расплывутся в улыбке. Круглое лицо, слегка растрепанные волосы. Так и кажется, что мальчишке сейчас надоест позировать, он сорвется и убежит прочь. Но время детства уже проходит. Если приглядеться, то можем увидеть, что в глазах отражаются уже не детские мечты. И мальчик не такой наивный, как может показаться с первого взгляда, в его образе читается разум и сильная воля. Завершает образ сочетание красок, выбранных художником: темная куртка, едва заметный ворот белой рубашки, жилет алого цвета - они придают портрету Челищева нотку загадочности.

Девочка, изображенная на портрете, - шестилетняя итальянка Мариучча, которая заняла особое место в жизни Кипренского. Это одна из самых необычных любовных историй. В первый приезд художника в Италию он искал натурщицу для своей картины. Выбор пал на маленькую итальянскую девочку Мариуччу, мать которой плохо следила за девочкой, вела беспорядочный образ жизни. Кипренскому стало жаль девочку, и он принял в ее жизни самое горячее участие. Забрал Мариуччу к себе, воспитывал как родное дитя. А когда ему пришлось уехать на родину, он поместил девочку в воспитательный дом при монастыре.
И лишь через 17 лет, пережив много страданий, неудач, разочарований, он вернулся в Италию и женился на ней. Конечно, это нельзя было назвать любовью в общепризнанном смысле. Кипренский надеялся с помощью молодой девушки наладить новую жизнь, а Мариучча была благодарна художнику за покровительство, за то, что спас ее от нищеты и голода. Однако их надежды не оправдались. Счастье длилось всего три месяца. Да и счастьем это было назвать нельзя - Кипренский заболел и ему становилось все хуже, а Мариучча его побаивалась, он был ей непонятен. Портрет девочки дышит нежностью, доверчивой искренностью. Символично изображение цветов - мак-символ сна и ночи, а гвоздика-символ невинности. Чувствуется, что портрет навеян незабываемыми полотнами эпохи Возрождения.

Это одно из самых значительных прижизненных изображений великого поэта. Сам Пушкин очень ценил этот портрет. Известно, что полотно Кипренскому заказал друг Пушкина А.А.Дельвиг. Однако, после смерти друга Пушкин выкупил портрет у вдовы, заплатив большую по тем временам сумму, хотя и очень сам нуждался в средствах. Портрет всегда висел в рабочем кабинете петербургской квартиры поэта.

Полотно выполнено в гамме черно-коричневых тонов, мужественная сдержанность которых хорошо подчеркивается мерцанием красных пятен клетчатой подкладки плаща («шотландки»), переброшенного через плечо. Руки, скрещенные на груди, придают фигуре уверенность, мужество. Произведение выявляет непоколебимость духа поэта в тяжкую годину испытаний, выпавшую на долю передовых сил России после поражения декабристов.

Пушкину очень понравился портрет, он посвятил Кипренскому такие строки:

Любимец моды легкокрылой, хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый, меня, питомца чистых муз,

- И я смеюся над могилой, ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу пристрастья важных аноид.

Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид. (1827 год)

С Наташей Кочубей, дочерью Виктора Павловича Кочубея, князя, графа, министра внутренних дел России, Кипренский познакомился в Царском Селе, где она проводила с родителями лето. Это именно она была "первым предметом любви Пушкина", и это чувство оставило в душе как самой Наташи, так и Пушкина, очень светлый след. Наташа была на год моложе Пушкина, и в год создания портрета ей было всего 13 лет. Она еще - полуребенок-полубарышня. Но именно в этом возрасте девочкам так хочется быть взрослыми.

Кипренский с удивительной душевной деликатностью сумел подметить это и передать в своем портрете. Трогательно-наивное, комически-серьезное лицо девочки, повернутое в сторону собеседника, прямо-таки заражает зрителя доверием к людям и верой в жизнь. Весь облик Наташи дышит такой чистотой, такой незамутненностью души, таким открытым сердцем, что кажется, это с нее писал Пушкин образ Татьяны Лариной. Легко представить, что именно такая девушка, как Наталья Кочубей, могла сказать словами Татьяны к Онегину:

Другой!..Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!

То в высшем суждено совете...То воля неба:я твоя;

Вся жизнь была залогом Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой...

Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты уж был мне мил,

Твой чудный взгляд меня томил, В душе твой голос раздавался...

В качестве модели Кипренский выбрал юную девочку-подростка. Она спокойно держит в руках корзину с плодами. За ее плечами зритель узнает голубой простор Неаполитанского залива с изломанным силуэтом острова Капри справа и выступом Соррентийского мыса слева. Все детали одежды и украшения, тщательно прописанные, придают цветовое богатство картине и вместе с фоном подчеркивают, что перед нами именно юная итальянка, написанная в окружении родной природы, в пору сбора даров итальянской земли.

Екатерина Телешова - наследница обедневшего дворянского рода. Закончила театральное училище в Петербурге. Впервые появилась на петербургской сцене еще будучи ученицей, в 1820 году. После окончания училища выступает в балетной труппе петербургского Большого театра. Выступает с большим успехом. Это была изящная, привлекательная женщина, стройная, высокая. Она была пантонимной танцовщицей с чрезвычайно выразительной мимикой, обладала необычайной легкостью в танце. Одновременно Телешова была и талантливой драматической актрисой. В 1827 году она получила звание придворной танцовщицы. Екатерина Телешова была необыкновенно обаятельной и имела огромный успех у мужчин. Ее покровителем и любовником был известный граф Михаил Андреевич Милорадович. В нее был влюблен Александр Грибоедов, тогда еще офицер гусарского полка. Он посвятил ей стихотворение после просмотра спектакля "Руслан и Людмила":

О, кто она? - Любовь, харита, Иль пери для страны иной

Эдем покинула родной.

Тончайшим облаком обвита И вдруг - как ветр ее полет!

Звездой рассыплется, мгновенно Блеснет, исчезнет, воздух вьет

Стопою свыше окрыленной...

Карл Павлович Брюллов пригласил ее для картины "Итальянка у фонтана", а Кипренский изобразил в образе Зелии, одной из ее героинь.

В гражданском браке Телешова состояла с богачем А.Ф.Шишмаревым, от которого имела шестеро детей. Умерла Екатерина Телешова в возрасте 53 лет.

Парные портреты супругов Ростопчиных очень понравились москвичам прежде всего потому, что художник, отступив от общепринятых правил, совсем не захотел польстить своим моделям и написал их такими, какими они представились художнику в жизни.
Ф.В.Ростопчин, розовощекий, самоуверенный вельможа с большим лысеющим лбом и глазами навыкате изображен художником сидящим в кресле и погруженным в размышления. Но его глаза странным образом обращены не внутрь себя, как у всякого задумавшегося человека, а зорко следят за чем-то, что происходит где-то в стороне. Оттого в его фигуре нет и тени расслабленности, она полна скрытого беспокойства и напряженности, точно сильно сжатая стальная пружина, готовая в любую минуту расправиться и высвободить сдержанную энергию.
Вместе с чрезвычайно активным, действенным началом в характере Ростопчина Кипренский откровенно показал и его чванливость, взбалмошность, деспотические черты...

Полную противоположность Федору Васильевичу представляет собой образ его жены, хрупкой по сложению, с покатыми плечами, на вид безвольной особы, которую художник изобразил с таким потерянным выражением на лице, что кажется, будто вот-вот из глаз брызнут слезы. Но вглядевшись пристальнее в эту женщину со скромной наружностью, пожалуй, даже некрасивую, в ее глазах замечаешь глубоко затаенную силу духа и характера.
Екатерина Петровна, которую за тихий нрав и ее невзрачную внешность в салоне Ростопчиных незнакомые люди принимали за служанку, тщательно оберегала независимость своего внутреннего мира. В 1806 году она тайно перешла в католичество, о чем долгое время никто, включая мужа, не догадывался. Графиня, став "вероотступницей", что компроментировало ее и без того опального мужа в глазах царя, исповедовалась аббату Сюрюгу, еженедельно обедавшему у графа Ростопчина, гуляя с ним по обширным покоям своего дома и притворяясь, что ведет с иезуитом светскую беседу. С годами ее приверженность католицизму приобрела прямо-таки фанатический характер. Она обратила в католичество свою дочь, любимицу отца, умиравшую в 18 лет от чахотки, что было большим ударом для мужа, который скончался через 2 года после смерти дочери. Она не пошла даже на похороны мужа, объясняя это разностью религий. В конце своей длинной жизни Ростопчина впала в мистицизм и даже писала религиозные трактаты на французском языке.
Ничего этого Кипренский не знал, но он сумел своим зорким глазом разглядеть в Екатерине Петровне мистические наклонности и очень тонко посвятить в это зрителя, погрузив модель свою в полумрак, откуда она предстает подобно видению в светящемся ореоле кружев чепца и воротника, с воздетым к небу, полным религиозного экстаза взглядом...

Оре́ст Ада́мович Кипре́нский (13 (24) марта 1782 - 5 (17) октября 1836) - русский художник, график и живописец, мастер портрета.

Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губернии (позднее - Ямбургского уезда, ныне - Кингисеппского района Ленинградской области).

По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812, 1823-1828), а в 1816-1822 и с 1828 года - в Риме и Неаполе.

В июле 1836 года, за три месяца до своей смерти, Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, музе художника в течение почти 20 лет, для чего ему предварительно пришлось принять католичество. Её детский портрет написан художником в 1819 году под названием "Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке". Дочь художника Клотильда родилась уже после его смерти.

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант Анреа Делле Фратте в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, архитекторы и скульпторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Памятник знаменитому художнику на его родине в деревне Нежново установлен 24 марта 2017 г. Авторы - члены Союза художников, выпускники Академии художеств им. И. Е. Репина – Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев.

О. Кипренский - первый по времени русский портретист XIX века. Его кисти принадлежит «Портрет А. К. Швальбе» (1804), которым он дебютировал как портретист. В Италии работу приняли за творение Рембрандта .
В 1809 году Кипренский создает «Портрет Е. В. Давыдова».

Наиболее известные произведения - портрет мальчика А. А. Челищева (1810-1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815), Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург, В. А. Жуковского (1816).

В 1827 году О. А. Кипренским по заказу А. А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина (весной того же года Пушкин стал моделью В. Тропинина). На создание портрета поэт ответил посвящением Кипренскому:

1831 год отмечен работами «Неаполитанская девочка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе».

А. Н. Андреев. Из книги «Живопись и живописцы главнейших европейских школ.» 1857:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Русский портретист, первый романтик. Работы Кипренского современники путали с картинами Рубенса.

Жизнь художника полна загадок, одна из которых – рождение художника. Родила его дворовая девушка отставного бригадира Алексея Степановича Дьяконова. Матери с сыном была дарована вольная, но отца ребёнок обрёл только через год, им стал дворовой человек Адам Карлович Швальбе. Согласитесь, имя Орест не характерно для крестьянского отпрыска.

Спустя шесть лет была подтверждена «законнорожденность» Кипренского Дьяконовым. Он повёз мальчика в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств и предоставил документы – заявление, подписанное А. Швальбе, который удостоверял, что Орест является его родным сыном. К заявлению приложили свидетельство копорского священника, с фиктивной датой рождения Ореста – 13 марта 1783 года. В документах впервые появилась фамилия Кипрейский (позже её модернизировали в «Кипренский»). Почти нет сомнений, что истинным отцом Кипренского был бригадир Дьяконов.

Об учёбе художника в Академии художеств также мало что известно. В 1797 году мальчика определили в класс исторической живописи, куда брали лучших учеников. Одно из сохранившихся, первых произведений русского художника – это рисунок «Поклонение пастухов», выполненный итальянским карандашом, пером и маслом в типичной академической стилистике (1799 год). В Академии мальчика называли безрассудным Орестом. Это подтверждает и совершённый поступок в 1799 году, когда во время военного парада, Орест бросился на колени перед императором Павлом и просил чтобы его отпустили в армию. За этот проступок его арестовали, и он получил академический выговор. Что послужило причиной? Возможно несчастная любовь, возможно очарованность примером Наполеона. Ясно одно – мальчик не чувствовал в те годы призвания быть художником.

В 1803 году Кипренский сдал работу на Большую золотую медаль, обеспечивающую поездку за границу. Но, увы, его как особо одарённого художника, оставляют учиться в Академии ещё на 3 года и только в 1805 году он получает вожделенную Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле», исполненную в духе правоверного классицизма.

Заграничная поездка по неизвестным причинам была отсрочена, а русского художника оставили при Академии ещё на 3 года. Так у Ореста появилась своя мастерская и первые заказы. Он пишет портреты, сначала безвозмездно, для друзей и знакомых, а затем для тех, кто готов заплатить за работу.

В России шли Александровские реформы, правила новая власть, в воздухе зазвучал дух свободы. В это время Кипренский стал своим человеком в доме президента Академии А.С. Строганова, которого называли «Периклом Древней Греции для русского искусства». Его творчество было пронизано духом романтизма. Общество давно уже устало от сухого академизма.

Известность художника росла. На месяц в 1809 году, вместе со скульптором И. Мартосом, Кипренского командируют в Москву – для работы над памятником Минину и Пожарскому. Один месяц растянулся на три года. В это же время в Твери он выполнял заказы по написанию портретов «малого двора» Великой княгини Екатерины Павловны. Попав в Москву по протекции знаменитого Ф. Ростопчина, Кипренский заводит знакомства с ведущими литераторами – Карамзиным, Батюшковым, Вяземским, Жуковским. Гнедичь называл его «российским Рубенсом», Батюшков – «вандиковым (то есть Ван Дейковым) учеником и любимым живописцем нашей публики».

Любимец моды легкокрылой…

А.С. Пушкин.

В 1812 году 1 сентября Кипренского избрали академиком живописи. Это было время войны с Наполеоном, Кипренский сделал несколько портретных рисунков, отправившихся на войну.

И только в 1816 году Кипренский отправился в Италию. А в 1816 первый из русских живописцев получил заказ галереи Уффици на исполнение автопортрета – это было зримым признанием заслуг мастера. Тут в Италии русский художник работал без устали, много помогал другим русским художником, также прибывшим в Италию. Тут же он познакомился с известным русским художником – Сильвестром Щедриным (1791-1830).

С карманами, набитыми кренделями и сухарями, которыми он имел обыкновение кормить голодных римских собак, Кипренский являлся на чердак какого-нибудь неизвестного художника и, заметив в нём признаки таланта, помогал и словом и делом

Биограф Кипренского

Дважды императрица продлевала командировку Кипренского. В 1819 году началась романтическая история, продлившаяся до конца его жизни. Моделью для молоденькой вакханки в новой картине художника «Анакреонова гробница» стала восьмилетняя девочка Мариучча Фалькуччи. Кипренский в ней души не чаял, а узнав, что её мать ведёт непристойную жизнь, приютил у себя – выплачивая ежемесячное пособие матери, Когда в 1820 году Кипренского отозвали в Россию, он вернулся не сразу, пытаясь определить девочку в какое-нибудь закрытое заведение, о местонахождении которого не должна была знать её мать. Папские власти выполнили просьбу художника, но о местонахождении Мариуччи не знал и Кипренский.

В России Кипренского приняли холодно – и за опоздание, и в следствии слухов, докатившихся до Петербурга о его порочной связи с девочкой и о натурщице, будто бы убитой художником (на самом деле это убийство совершил его слуга). Кипренский был в отчаянии – дополнительные страдания ему приносил провал его лучших картин в парижском Салоне, где он показал их, задержавшись во Французской столице на 16 месяцев по пути домой.

Прошло время, были несколько успешных выставок в России, благодаря которым у художника снова появились заказы, он писал большой портрет императрицы. Двери высшего света вновь открылись для Кипренского. Но художнику не давала покоя мысль о возвращении в Италию, о поисках Мариуччи. В 1828 году он едет в Италию. В 1829 году находит в одном из приютов Мариуччу и делает ей предложение стать его женой. В последние годы Кипренский пытается выровнять своё материальное положение, переезжая из одного итальянского города в другой, он пишет портреты, сочиняет прошения в Петербург царю – дать денег, под залог своих лучших картин.

В июне 1836 года художник принял католичество, в июле женился на Мариучче. Спустя 3 месяца Кипренский умер от воспаления лёгких, оставив беременную жену вдовой. Художника похоронили в римской церкви Сант’Андреа Делле Фратте. Родилась дочь Клотильда. Мариучча по пришествию нескольких лет вновь выходит замуж. Но больше о них ничего не известно.

Известные произведения Кипренского Ореста

Картина «Портрет Е.В. Довыдова» исполнена художником в 1809 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Все считали, что герой полотна – друг Пушкина, знаменитый поэт, воитель Давыдов. Из письма же Кипренского Николаю I, где указано название картины «Портрет Ев.В. Давыдова, в лейб-гусарском костюме…», ясно, что это не так. Но это не проясняет загадки. У Дениса Давыдова был брат Евдаким и племянник Евграф – оба они покрыли себя немеркнущей славой на полях сражений с французами. Известно и так же, что Евграф в 1809 году служил в лейб-гусарах, однако, историки спорят и точно не установлено кто же всё таки изображён на портрете. Но главная задача автора – показать собирательный образ русского воина и она блестяще выполнена.

Для художника изображение одежды является формальной частью картины, поэтому есть некоторые неточности написания гусарской формы. Вместо 15 рядов шнурков на костюме изображено лишь 11. Гусар стоит, подбоченись, - в характерной позе, выявляющей одну из черт его характера: перед нами отчаянный рубака, немного позёр, немного игрок. Задумчивое лицо открывает зрителю острый умственный интерес героя картины, столкнувшегося с проблемами современной жизни. Левая рука гусара сжимает эфес сабли.

Картина «Портрет В.А. Жуковского» была исполнена в 1816 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Это самый известный портрет Василия Андреевича Жуковского. Кипренского с поэтом роднило романтическое мироощущение. И хотя они творили в разных областях искусства, Жуковский говорил, что поэзия и живопись «родные сестры». Поэта и художника сближала и тайна их происхождения и многое другое. Познакомились они в те годы, когда Кипренский был ещё в Москве, потом Жуковский долго странствовал, а в 1815 году они встретились вновь, в Петербурге. Так и появилась эта картина. Это были годы борьбы между литераторами староверами, собравшиеся в шишковской «Беседе любителей русского слова», и революционерами от литературы, организовавшими весёлое общество «Арамас», знаменем которых была поэзия Жуковского. В 1810-х Жуковский – первый русский поэт.

Взгляд Жуковского отражает мир фантазии творца-одиночки. Кажется, на наших глазах рождаются поэтические строки. Романтическая поэзия отражается в фоне картины. Вся поза поэта, задумчиво глядящего вдаль, подчёркивает ту напряжённую творческую работу, что происходит в его душе. Новизной в портрете является лёгкий беспорядок причёски, как необъемлемая часть образа поэта-романтика.

Картина «Портрет А.С. Пушкина» выполнена в 1827 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Этот портрет известен каждому со школьной скамьи. В этот же году был написан портрет А. Пушкину Тропиныным. Оба портрета противопоставлены друг другу. У Тропинина в отличие от Кипренского Пушкин находится в домашней обстановке, Пушкин «в халате». Когда познакомился Кипренский с поэтом неизвестно, но существует множество свидетельств о их дружбе. Представленный портрет заказал художнику А. Дельвиг. Законченный его вариант, гравированный Н. Уткиным, вышел в виде приложения к альманаху «Северные цветы» (а позже – и в виде приложения к отдельному изданию «Руслана и Людмилы») и стал широко известен. В 1831 году, после смерти Дельвига, Пушкин приобрёл эту работу, держал он её у себя перед глазами – в своём кабинете. Именно по завершению этого портрета Пушкин написал послание Кипренскому («Любимец моды легкокрылой…»).

Вот поэт Пушкин, видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому не достаёт лишь беспристрастного вздрагивания.

Современник Пушкина

Фон картины дополняет целостность образа поэта, указывая на его святое ремесло. Романтический дух героя подчёркивает небрежно наброшенный на плечи плащ. Скрещенные на груди руки – жест, который передаёт отъединённость в момент высокого творчества от мира обычных людей.

«Бедная Лиза» (1827). Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Эта картина отклик художника на повесть «Бедная Лиза» (1792) Н.М. Карамзина, наделавшая в своё время много шума в русской литературе. «Бедная Лиза» ознаменовала приход синтементализма на русскую литературную сцену. В 1809 году, когда Кипренский приехал в Москву, состоялось знакомство писателя и художника в одном из литературно-светских салонов. Именно Карамзин познакомил Кипренского с талантливыми поэтами Жуковским, Батюшковым и Вяземским. Сам Карамзин, не выдержав непосильных трудов, умер в 1826 году, так и не окончив своего гигантского исторического труда. Картину «Бедная Лиза» можно считать данью памяти выдающегося писателя.

В этой картине художник отступил к синтементализму, идеализируя черты лица. Героиня полотна совсем не похожа на крестьянок, изображённых другими художниками. Цветок в руке «бедной Лизы» - символ немеркнущеё любви.

И крестьянки любить умеют!

Н. Карамзин

Шедевр Кипренского О. – картина «Читатели газет в Неаполе»

Картина исполнена в 1831 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Смысл картины до конца не разгадан. На картине «читатели» читают французскую газету, из названия которой понятно, что речь идёт о событиях в Польше. В 1830 году, в Польше вспыхнуло освободительное восстание, жестоко подавленное царскими войсками. В результате чего была отменена Конституция 1815 года, дарованная Александром I польскому народу. Самый главный вопрос, который мы задаём себе глядя на «читателей» – кто изображён на картине? Сам автор говорил о «русских путешественниках», но существует мнение, что на картине изображены польские революционеры. Происходящие волнения в Европе с XVIII столетия, и имевшие продолжение в XIX веке, послужили возникновению жанра политической живописи.

Читатели газеты очень взволнованны. Один из персонажей держит в руках, чуть ли не комкая, газету. Все читатели в домашних платьях. Слушатели кажутся статичными. Один из них являет собой воплощение внимания.

Внимание его совершенно изображено художником

А.И. Иванов в письме своему сыну Александру, знаменитому автору «Явления Христа народу»

Искусствоведы неизменно отмечают, что собачку, которую читающий газету герой держит в правой руке, можно рассматривать как «тициановскую» или «леонардовскую» реплику. Аллегорическая деталь картины итальянский пейзаж, открывающийся за окном. Тут изображён Везувий, вершина которого окутана облаками.

Знаете ли, что говорят об этой картине глубокие знатоки и художники? Они говорят, что голова в соломенной ермолке окончательностью выполнения и выражением достойна учёной кисти Леонарда Да Винчи!

Посетитель петербургской академической выставки 1833 года


  • Портрет Е.В. Давыдова

Великий русский художник Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном помещика, который, пряча концы в воду, приказал усыновить мальчишку своему крепостному слуге Адаму Швальбе Не все ясно в судьбе этого замечательного художника. Исследователи до сих пор распутывают тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, различных толкований творческого метода художника, который сплелся вокруг его личности. Но загадочного в судьбе живописца, пожалуй, нет.
Мать - Анна Гаврилова-крепостная небогатого ораниенбаумского помещика А.С.Дьяконова, была выдана замуж за его дворового человека Адама Швальбе через год после рождения у нее сына. Долгое время историки считали, что мальчик родился в 1783 году, но это оказалось датой усыновления. Имя Ореста - персонажа «Илиады», олицетворяющее сыновнюю верность отцу и мужскую дружбу, дал ребенку Дьяконов, не чуждый модным в ту пору веяниям классицизма.
Этими же причинами объясняется и вымышленная фамилия Кипренский - от греческой богини любви Киприды (Афродита). (Впрочем, есть более прозаическая версия происхождения фамилии - по названию древней русской крепости и местности в Ораниенбаумскoм уезде - Капорье.)

Следует отдать должное помещику, которого исследователи считают отцом художника,- он и позаботился о будущем Ореста. Дьяконов дал мальчику вольную и отдал шестилетнего Ореста, видимо рано проявившего свои способности, в Воспитательное училище при Академии художеств. Но это был, так сказать, перваначальный толчок. Всем дальнейшим Кипренский обязан своему дарованию.

Обучение в Воспитательном училище, затем и в Академии художеств, которую он окончил в 1803 году по классу исторической живописи, заняло 15 лет. Юный Кипренский был учеником известного русского живописца и портретиста Г. И. Угрюмова. Это предопределило и творческую судьбу художника.

Уже одна из первых работ юного Ореста Кипренского - портрет приемного отца Адама Швальбе - имела большой успех: студенческая работа казалась всем произведением европейского мастера XVII века.

Портрет А. Швальбе

А по выпуску Совет Академии художеств за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» присудил Кипренскому Большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу.

Но в Европе в то время шли наполеоновские войны, и поэтому Кипренский был откомандирован на три года в Москву. Там он создал несколько полотен, за которые его в 29 лет избрали академиком. Одно из них - парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова, который многие сегодня принимают за портрет его двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова.

Затем Кипренский написал великолепный портрет поэта Василия Жуковского и ряд других портретов современников. Бесконечно талантливые работы принесли ему заслуженную славу.

В.Жуковский

Загадочный портрет

Лишь в 1816 г. Кипренский, уже сложившийся мастер, впервые поехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, работая в основном над историческими картинами. Приняты они были с восторгом!

Но одна работа стоит особняком, до сих пор волнуя умы искусствоведов и романистов.

Это портрет семилетней девочки, написанный Кипренским в 1819 году в Риме. В «Реестре» своих картин Кипренский назвал его длинно и выспренно «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». Три года он никому тот портрет не показывал. Лишь в 1822 году выставил его в парижском Салоне под названием «Голова ребенка».

Позднее, в 1830 году, картина под названием «Девочка с цветком в маковом венке» экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский, согласно их мнению, написать ее не мог, о чем художник со смехом писал А. Х. Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г.г. профессора <…> якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвесть оное чудо?».

Так что же это за чудо, что за девочка? Тогда её звали Мариучча, позже - Анна-Мария Фалькуччи. Она родилась около 1812 года и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, которая не только позировала Кипренскому, но и жила в его доме и была близка с ним.

Но в 1822 году, произошло событие загадочное и трагическое, наложившее черную тень на всю дальнейшую жизнь Кипренского.

Две загадочные смерти

Вот что пишет об этом Константин Паустовский в повести «Орест Кипренский».

«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный. Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито« умер от неизвестной болезни слуга Кипренского - молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи - ремесленники и торговцы - грозили убить.Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж».

Но и Париж его не принял: слух о таинственных смертях дошел и сюда. Двери всех домов захлопывались перед художником. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. В Италию возврата тоже не было. Он затаил обиду. Осталось только одно место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была покинутая родина, видевшая его расцвет и славу.

Уезжая в Россию, Кипренский письменно обратился к итальянскому кардиналу Гонзальви с просьбой определить Мариуччу в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сиротки.

В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. На родине художник нашел искомое вдохновение, написал множество прекрасных портретов, в том числе портрет Пушкина, признанный лучшим портретом гениального поэта.

Эта работа тогда понравился и самому Александру Сергеевичу, несколько иронично написавшему:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...

Девочка и страсть

Несмотря на многочисленные заказы, деньги и славу, Кипренский всё время стремился уехать из России. И в 1828 году он таки покинул родину - теперь уже навсегда.

Покинул потому, что в далеком Риме, в монастырском пансионе воспитывалась юная шестнадцатилетняя девушка, к которой стареющий уже сорокашестилетний художник все эти годы испытывал нежную привязанность, граничащую со страстью. Он рвался из России с тем, чтобы разыскать свою любовь. И разыскал.

Но при этом утратил себя как художник. Его прежний успех в Италии был забыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал Карл Брюллов, далеко оттеснивший всех соперников. Кипренский почти не получал заказов и начал испытывать нужду. Он объездил всю Италию, много работал, написал несколько хороших портретов, в том числе портрет Б. Торвальдсена, но не приблизился в них к прежним достижениям. Силы его как художника иссякали.

Б. Торвальдсен

Но в начале 1836 года он все же расплатился с кредиторами и осуществил своё заветное, страстное желание – он женился на Мариучче. Для этого православному Кипренскому пришлось принять католичество и обвенчаться без огласки.

Обрел ли он счастье? Вряд ли. Современники говорили, что бедная девушка не любила его, хотя была благодарна за заботу о ней. А пожилой уже, пятидесятичетырёхлетний Кипренский, чтобы обеспечить молодую супругу, брался за любую работу и брал, брал в долг, где только мог. Современники вспоминали, что он при этом постоянно ссорился с женой, от чего постоянно и помногу пил.

Не обрел он счастья ещё и потому, что не успел. Что его жизнь с Мариуччи продлилась чуть больше трёх месяцев. В неистовой работе Кипренский жестоко простудился, заболел воспалением легких и скончался на руках молоденькой супруги. Спустя еще несколько месяцев на свет появилась его дочь Клотильда Кипренская, но след ее, равно как и след её матери, безнадежно затерялся в истории...

Кипренского похоронили в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

Орест Кипренский, автопортрет

А в Третьяковской галере висит портрет, на котором милая девочка со сломанной гвоздикой облокотилась на высокий стол и заинтересовано обернулась к художнику.

В ее движении - чистота и естественность ребенка. И еще кажется, что она минутой раньше что-то спросила и ждет ответа, который затянулся на долгие, долгие годы...

Вам также будет интересно:

Коты Эрмитажа. И открытки Эльдара Закирова

Художник «древнерусского склада». Елена Дмитриевна Поленова

Любителям Кошек. Английская художница Susan Herbert

Орест Адамович Кипренский - гениальный русский портретист, живописец и график, человек сложной и интересной судьбы. Как и , он родился вне брака, но в отличие от титана Возрождения, ему в молодости пришлось побывать в рабстве - так как он был внебрачным ребенком помещика, то по официальным сведениям был крепостным и числился сыном Адама Швальбе, крепостного, которого женили на его матери после рождения ребенка от помещика Дьконова. Родился будущий известный мастер портретной живописи на территории нынешней Ленинградской области, в деревне Нежново, в марте 1782 года.

В возрасте всего лишь шести лет будущий художник Кипренский получил вольную и избавился от клейма крепостного, которое никогда не позволило бы ему подняться выше скотного двора. Нужно отдать должное его отцу - ребенком занимались, ему обеспечили будущее, что делали далеко не все отцы незаконнорожденных детей. Он даже получил модное в то время имя и лирическую фамилию. Предположительно, ее образовали от имени Афродиты Кипрской - Киприды.

Мальчика отдали на обучение в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. Затем талантливый юноша поступил в саму Академию. В общей сложности он успешно проучился 15 лет, окончив Академию с золотой медалью. Это давало право медалисту на поездку за границу, но воспользоваться им художник смог намного позже из-за военных действий.

Художник жил и работал по несколько лет в , Твери и , пока в 1828 года не поселился в . Здесь его ждал очередной крутой поворот и настоящая любовь всей жизни. Он женился на итальянке, и даже необходимость поменять вероисповедание и стать католиком его не остановила от решительного шага.

Будущность и профиль работы художника обусловило его обучение в Академии художеств по классу исторической живописи у известного мастера-портретиста Угрюмова. Хотя можно утверждать, что задатки гениального мастера камерного и парадного портрета у него были еще в детстве. В возрасте всего 12 лет он написал портрет своего приемного отца Швальбе в такой виртуозной технике, что картину принимали за работу самого .

Но во «взрослых» работах художника прослеживается явный отход от изображения «в подражание Рембрандту». Его зрелые работы более воздушные, часто используют яркие и нежные краски, в них больше реализма и одухотворенности, нежели трагизма. Одним из самых известных работ Кипренского стал , героя Отечественной войны 1812 года. За него мастер заслуженно получил почетное звание академика.

Этот портрет впечатляет и правильной композицией, и выразительным, живым лицом легендарного партизана-гусара, его непринужденной, естественной позой. В полотне использованы два чистых, «открытых» цвета - алый для кафтана и белый для лосин. Их сочность разбавлена мягкими размытыми цветами фона и множеством мелких деталей, которые органично вливаются в общую канву изображения.

На портрете множество мелких подробностей, которые можно рассматривать бесконечно. Это золотое шитье доломана, аккуратная меховая выпушка, шелковые кисти и плетение на поясе и на сабле героя войны, изящный рисунок его щегольских сапожек, перья на шляпе, которая лежит у его ног.

За свою очень короткую жизнь художник создал яркую галерею выразительных и запоминающихся портретов, среди которых и портрет великого поэта А.С. Пушкина. Скончался художник в любимой им Италии, не пережив тяжелого воспаления легких, в 1836 году. Памятник на его могиле поставили благодарные