Жилищный кодекс ст 161 1. Старшие по дому

1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

5. Совет многоквартирного дома:

  • 1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
  • 2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;
  • 3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;
  • 4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;
  • 5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;
  • 6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;
  • 7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Председатель совета многоквартирного дома:

  • 1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;
  • 2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;
  • 3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;
  • 4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;
  • 5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;
  • 6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

8.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

9. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

10. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.



1. В случае, если в многоквартирном доме не созданотоварищество собственников жилья либо данный дом не управляетсяжилищнымкооперативом или иным специализированным потребительскимкооперативом и при этом в данном доме более чемчетыре квартиры,собственникипомещений в данном доме на своем общем собранииобязаны избрать совет многоквартирного дома из числасобственниковпомещенийв данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома ворганахместного самоуправления или иных органах не осуществляется.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, приусловии, если в течение календарного года решение об избраниисоветамногоквартирного дома собственниками помещений в нем непринятоили соответствующее решение не реализовано, орган местногосамоуправления в трехмесячный срок созывает общее собраниесобственников помещений в многоквартирном доме, в повестку днякотороговключаются вопросы об избрании в данном доме советамногоквартирного дома, в том числе председателя совета данногодома, или о создании в данном доме товарищества собственниковжилья.

3. Совет многоквартирного дома не может быть избранприменительнок нескольким многоквартирным домам.

4. Количество членов совета многоквартирного домаустанавливается на общем собрании собственников помещений вмногоквартирномдоме. Если иное не установлено решением общегособраниясобственников помещений в многоквартирном доме, количествочленов совета многоквартирного дома устанавливается с учетомимеющегосяв данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

5. Совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собраниясобственниковпомещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений вмногоквартирномдоме в качестве вопросов для обсуждения предложенияо порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, втомчисле земельным участком, на которомрасположен данный дом, опорядке планирования и организации работ по содержаниюи ремонтуобщегоимущества в многоквартирном доме, о порядке обсужденияпроектовдоговоров, заключаемых собственниками помещений в данномдомев отношении общего имущества в данном доме и предоставлениякоммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенциисовета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другиепредложения по вопросам, принятие решений по которым непротиворечитнастоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений вмногоквартирном домепредложенияпо вопросам планирования управления многоквартирнымдомом, организации такого управления, содержания и ремонта общегоимуществав данном доме;

4) представляет собственникам помещений вмногоквартирном домедорассмотрения на общем собрании собственников помещений в данномдоме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемыхдлярассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания вмногоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоровуказанноезаключение представляется советом данного дома совместностакой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или)выполнениемработ по управлению многоквартирным домом, содержанию иремонтуобщего имущества в многоквартирном доме и за качествомпредоставляемыхкоммунальных услуг собственникам жилых и нежилыхпомещенийв многоквартирном доме и пользователям таких помещений, втом числе помещений, входящих в составобщего имущества в данномдоме;

6) представляет на утверждение годового общего собраниясобственниковпомещений в многоквартирном доме отчет о проделаннойработе.

6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общемсобрании собственников помещений в многоквартирномдоме избираетсяпредседательсовета многоквартирного дома.

7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляетруководствотекущей деятельностью совета многоквартирного дома иподотчетен общему собранию собственников помещений вмногоквартирномдоме.

8. Председатель совета многоквартирногодома:

1) до принятия общим собранием собственников помещений вмногоквартирном доме решения о заключении договора управлениямногоквартирнымдомом вправе вступить в переговоры относительноусловий указанного договора, а при непосредственном управлениимногоквартирнымдомом собственниками помещений в данном доме вправевступить в переговоры относительно условийдоговоров, указанных вчастях1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собраниясобственников помещенийв многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам,указаннымв пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственникамипомещенийв многоквартирном доме, заключает наусловиях, указанныхврешении общего собрания собственников помещений в данном доме,договоруправления многоквартирным домом или договоры, указанные вчастях1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. Подоговору управлениямногоквартирнымдомом приобретают права и становятся обязанными всесобственники помещений в многоквартирном доме, предоставившиепредседателю совета многоквартирного дома полномочия,удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений вмногоквартирном доме вправе потребовать от управляющейорганизациикопии этого договора, а при непосредственном управлениимногоквартирным домом собственниками помещений в данном домекопиидоговоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и

(или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества вданномдоме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств позаключеннымдоговорам оказания услуг и (или) выполнения работ посодержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме наосновании доверенности, выданной собственниками помещений вмногоквартирном доме, подписывает акты приемкиоказанных услуг и

(или)выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общегоимущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативовкачестваили периодичности оказания услуг и (или) выполнения работпо содержанию и ремонту общего имущества вмногоквартирном доме,акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлениикоммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет ворганыместного самоуправления обращения о невыполнении управляющейорганизацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162настоящегоКодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственникамипомещенийв многоквартирном доме, выступает в суде в качествепредставителя собственников помещений в данном доме по делам,связаннымс управлением данным домом и предоставлением коммунальныхуслуг.

9. Совет многоквартирного домадействует до переизбрания наобщемсобрании собственников помещений в многоквартирном доме или вслучаепринятия решения о создании товарищества собственников жильядоизбрания правления товарищества собственников жилья.

10. Совет многоквартирного дома подлежитпереизбранию на общемсобрании собственников помещений в многоквартирномдоме каждые двагода, если иной срок не установлен решением общего собраниясобственников помещений в данном доме. В случае ненадлежащегоисполнениясвоих обязанностей совет многоквартирного дома можетбыть досрочно переизбран общим собраниемсобственников помещений вмногоквартирномдоме.

11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам,связаннымс деятельностью по управлению многоквартирным домом,могут избираться комиссии собственников помещенийв данном доме,которыеявляются коллегиальными совещательными органами управлениямногоквартирнымдомом.

12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном домеизбираются по решению общего собрания собственников помещений вмногоквартирномдоме или по решению совета многоквартирного дома.

(Статья 161-1 введена Федеральным закономот 4 июня 2011 г. N123-ФЗ - Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2011, N23,ст. 3263)

Еще в 1991 году с принятием З акона о приватизации жилых помещений, государство полностью переложило ответственность за содержание многоквартирных домов на его собственников. Однако, понимания как реализовать эту обязанность не было ни у собственников, ни у государства, и, в реальности, управление домами оставалось в руках муниципальных предприятий, за очень редким исключением, когда наиболее организованные и продвинутые собственники с 1993 г. начали создавать . Привычное нам положение дел, когда треть домов управляется ТСЖ и ЖСК, а оставшиеся 2/3 находятся в управлении УК, берет свое начало с 01.03.2005 (момента вступления ЖК РФ в силу). Тогда ЖК РФ впервые определил 3 способа управления многоквартирными домами, а, главное, снова подчеркнул, что управление домом это не только право, но и обязанность собственников.

В той первоначальной редакции ЖК РФ было установлено, что органом управления и контроля ТСЖ является общее собрание его членов, а реализацией решения собрания занимается правление, которое избирается из самих же собственников и, по сути, является правительством в государстве (если дом воспринимать как мини государство, то правление в нем правительство, собрание членов - парламент, а председатель ТСЖ - президент). В такой структуре участие собственников в жизни дома максимальное, стопроцентное, ведь ТСЖ это и есть собственники, самостоятельно управляющие домом.

Ситуация с УК была обратной, участие собственников в жизни дома было сведено к нулю, выбор такого способа управления означал, что собственники, передав управление профессионалам (специалистам), полностью делегировали свои права и обязанности. Способ контроля над такими профессионалами ЖК РФ предусмотрен не был, хотя был необходим. В связи с этим не на уровне закона, а на уровне бытовой жизни появилось понятие «старший по дому», а также «старший по подъезду», которые брали на себя ответственность по взаимодействию с УК и контроль над ее действиями. Однако, поскольку такой институт как «старший по дому/подъезду» не был предусмотрен законом, то и правовых инструментов осуществления контроля над УК у таких инициативных граждан не было.

Только в 2011 году «старшим по домам/подъездам» дали правовой статус, наделили их правами и обязанностями. Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и появилась новая статья 161.1. «Совет многоквартирного дома».

1. Совет дома это орган контроля над УК, то есть совет дома создается только в домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

2. Совет дома орган коллективный, количество его членов определяется собранием собственников.

3. Совет дома избирается только на общем собрании собственников. Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

4. Совет дома осуществляет свои функции как коллектив граждан и не регистрируется как юридическое лицо.

5. Совет дома избирается только для данного дома, не может существовать на несколько домов.

6. Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о созданиив данном доме товарищества собственников жилья (ч. 2 ст. 161.1.ЖК РФ).

7. Из состава совета дома избирается председатель совет дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 161.1.ЖК РФ).

8. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера (ч. 8.1. ст. 161.1.ЖК РФ).Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

9. Срок полномочий совета дома устанавливается общим собранием собственников и не ограничен по времени. Если собрание не установило срок полномочий, тогда совет дома должен переизбираться каждые 2 года. Совет дома может быть переизбран досрочно только в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

10. В соответствии с ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям совета дома относятся:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

11. В соответствии с ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям председателя совета дома относятся:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Огромный минус действующего законодательства в части полномочий и возможностей совета дома в том, что все перечисленные в ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ полномочия носят декларативный характер, многие формулировки неточные и вызывают массу вопросов. По своей сути, даже полномочия по контролю за деятельностью УК, ничем не подкреплены, у совета нет механизмов воздействия на УК, нет инструментов (наложение санкций, распоряжение денежными средствами дома, удержание средств в связи с некачественно предоставленными услугами и т.п.). В случае выявления советом со стороны УК каких-либо нарушений, совет с этим ничего не может сделать, только лишь обращаться в надзорные органы, но таким правом обладают и другие собственники дома. Деятельность совета дома в подавляющем большинстве случаев носит безвозмездный характер, т.к. предусмотренная в ч. 8.1. ст. 161.1. ЖК РФ возможность установления вознаграждения членам совета дома, является лишь правом, а не обязанностью собрания, хотя с момента избрания совета дома, члены такого совета обязаны реализовывать свои полномочия. Даже при утверждении такого вознаграждения, механизм его выплаты (должен ли заключаться договор с УК, из каких средств оплачиваются эти деньги, ведь статья «содержание дома» является целевой и не предусматривает таких расходов?) неясен. Письмом от 29.09.2015 N32395-ОГ/04 Минстрой России разъяснил один из возможных порядков оплаты вознаграждения членам и председателям советов МКД, однако письмо содержит лишь мнение Минстроя и нормативным правовым актом не является.

Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ (вступил в силу 30.06.2015) статья 44 ЖК РФ была дополнена пунктом 4.2., теперь общее собрание собственников может принять решение «о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме ». Такое полномочие появилось в кодексе как отражение существующей реальности, когда советы дома только для этого собственниками и создавались, чтобы участвовать в определении видов текущего ремонта, определения сроков, согласование с УК подрядчика на выполнение работ, согласование сметы, участие в приемке результатов выполненных работ. По сути, советы домов только этим и занимались, только в этом видели свою роль, хотя законодательством это никак не было разрешено. Сейчас совет дома может только , но не просто так, а после того, как собрание собственников наделит совет такими полномочиями. Но остается не ясным, а что значит «принимать решение о текущем ремонте »? Проводить или нет и какие виды работ? А как же подрядчик, смета, цена, - то самое принципиальное, что влияет на результат? Кто решает эти вопросы? Представляется, что мало кто из собственников обратит внимание на эти законодательные тонкости, а советы домов продолжат жить так, как привыкли, и так, как это действительно выгодно для их дома.

В перечне полномочий председателя совета дома сразу же в глаза бросается тот факт, что председатель осуществляет все свои ключевые полномочия в области контроля над УК исключительно на основании доверенности от собственников . Только не ясно, а какое количество доверенностей должно быть у председателя на руках, в каком виде выдается такая доверенность (должен ли это быть специальный отдельный документ или достаточно проголосовать на собрании за указанные полномочия, а бюллетень для голосования и, как результат, протокол собрания, по сути, и будет этой доверенностью?). Что делать в ситуации, когда не все собственники подписали такую доверенность, в таком случае председатель будет действовать только в отношении тех, кто доверенность выдал, а интересы других собственников представлять не будет, или нет? Как быть в ситуации, когда председатель подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 4 ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ), ведь невозможно подписать подобные акты только от имени собственников, которые выдали доверенность, ведь оказанные услуги оказываются в отношении всего дома, и вычленить в натуре долю каждого собственника не возможно.

Необходимо дополнительно учесть, что стороной Договора управления являются собственники помещений, и право подписывать акты приемки выполненных по договору управления работ имеются именно у собственников, как у стороны Договора. Поскольку согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ членами совета МКД являются именно собственники помещений дома, право подписывать акты и у членов, и у председателя совета дома, разумеется, имеется. Таким образом, указанная норма, как и все остальные, касающиеся совета МКД, является декларативной, она не наделяет членов и председателя совета дома некими исключительными полномочиями , она лишь указывает, что такие полномочия у них есть. Но ведь эти полномочия имеются у председателя и членов совета МКД и без указанной нормы, в силу того, что совет МКД формируется из собственников, уже обладающих указанными полномочиями. Более того, полномочиями, указанными в п.4 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ, обладают все собственники помещений МКД, независимо от их членства в совете дома .

Таким образом, мы видим, что придав в 2011 совету дома правовой статус, закон по сути не дал совету дома механизма реализации его прав, а главное, не обязал УК взаимодействовать с советом и выполнять его требования (в ЖК РФ вы не найдете ни одной такой нормы). В связи с этим получается, что собственники действительно нуждаются в контроле над деятельностью УК, но на практике это остается лишь только хорошей идеей.

Особо хочется отметить следующий момент. В данной статье проанализированы некоторые аспекты регулирования деятельности советов МКД, указаны недоработки жилищного законодательства в этой части, но ни в коем случае не делается попытка «принизить» результаты деятельности советов МКД. Активисты, занимающиеся жилищными вопросами, представляющие и отстаивающие интересы своего дома, своих соседей по МКД, заслуживают лишь похвалы. Однако не стоит заблуждаться относительно неких особых полномочий председателей и членов советов домов - в реальности эти полномочия абсолютно такие же, как и полномочия любого собственника помещения МКД, независимо от его членства в совете дома. И любой грамотный активный собственник способен добиться положительных изменений в отношениях с УО, позитивных результатов для своего дома, независимо от того, будет этот собственник избран в состав совета МКД или нет.

Напоследок хочется привести не совсем верную с точки зрения юриспруденции норму, введенную в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ, и имеющую отношение к полномочиям совета МКД, а именно: пункт 4.3 части 2 ст.44 ЖК РФ устанавливает, что к компетенции Общего собрания собственников (ОСС) относится «принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ».

Вообще-то никто не вправе наделять кого-либо полномочиями, которыми сам не обладает!

А указанная норма фактически говорит о том, что ОСС имеет право наделить председателя совета МКД полномочиями, которыми само ОСС не обладает. Например, может ли ОСС возложить на председателя Совета полномочия по объявлению войны соседнему дому (или соседнему государству)? Исходя из приведенной нормы, может!

Можно, конечно, относиться к таким нормам с юмором, но необходимо учесть, что это норма Жилищного кодекса, установленная федеральным законом, проект которого проходил многократные проверки различными инстанциями, и был признан соответствующим действующему законодательству РФ.

Нередкие столкновения интересов жильцов домов и эксплуатационных организаций способствовали введению должности старшего по дому (подъезду), дабы более эффективно и оперативно решать спорные вопросы. Выполнение функций старшего наделяет жильца правами и обязанностями, отличными от прав и обязанностей прочих жильцов дома.

Кто такой «старший по дому» или по подъезду, как правильно называть таких людей, их правовой статус

Ныне действующий жилищный кодекс не содержит таких понятий, как старший по дому (в народе – управдом), старший по подъезду или же главный по дому. Вместе с тем такие лица имеются и их правовой статус закреплен в локальных нормативно-правовых актах на уровне территориальных органов самоуправления.

Фактически старший по дому – это один из жильцов дома , которому остальные жильцы в установленном локальной инструкцией порядке делегировали право осуществлять представительство своих интересов перед ТСЖ или ЖСК, или УК (управляющая компания). Узнать, кто именно им является в вашем доме или подъезде, можно в одной из вышеупомянутых организаций.

Конкретный перечень полномочий, которыми наделен старший по дому, и прочих вопросов, касающихся его деятельности, прописывается в местной инструкции и индивидуален для каждой административно-территориальной единицы. Узнать, что конкретно включает в себя должность старшего, можно лишь изучив действующую в данном населенном пункте инструкцию.

Однако ряд положений будет присутствовать в инструкциях всех административно-территориальных единиц. В частности:

  • Общие положения, которыми определяется, кто такой старший по дому (подъезду), как происходит его назначение и в подчинении у кого он находится;
  • Правовой статус: права и обязанности старшего по дому;
  • Ответственность, которую может понести управдом, и ее основания.

Права, обязанности и ответственность

Управдом наделен особым правовым статусом по сравнению со всеми остальными жильцами дома, и ему предоставлены определенные полномочия.

Так, в обязанности старшего по дому входит:

  • Осуществление на постоянной основе контроля за качеством и регулярностью уборки всех объектов общего пользования (лестниц, лифтов и т.д.) и придомовой территории, в том числе проверка качества уборки снега в зимний период;
  • Контроль деятельности организаций, осуществляющих эксплуатацию жилого фонда, в вопросах исполнения ими обязательств, принятых на себя на основании договоров, — уборка, благоустройство и т.д.;
  • Контроль за проведением текущего или капитального ремонта;
  • Контроль за соблюдением стандартов в области гигиены, санитарии, экологии, противопожарной безопасности, над качеством проведения дезинфекция, и в том числе оценка условий содержания кошек, собак и прочих домашних животных;
  • Принятие мер, направленных на устранение нарушений в использовании и содержании общего имущества дома;
  • Предложение и внедрение идей и решений по поддержанию и обеспечению сохранности общедомового имущества;
  • Разъяснение жильцам их правового статуса в вопросах содержания и использования жилых и нежилых помещений и общих мест;
  • Доведение до сведения жильцов контактов эксплуатационных учреждений, которые могут понадобиться в чрезвычайной и иной нестандартной ситуации;
  • Взаимодействие с органами пожарного надзора для обеспечения надлежащего противопожарного состояния дома;
  • Общение с органами созцащиты и здравоохранения при оказании помощи малоимущим и проведении профилактических мероприятий;
  • Общение с правоохранительными органами для обеспечения правопорядка и профилактики бытового насилия.

Хранение ключей от аварийных выходов, подсобок, служебных, технических помещений (исключение — электрощитовые и пусковые), а ведение и хранение журналов с протоколами собраний собственников, учет обращений жильцов, паспортов на МКД и т.д. также входит в обязанности старшего по дому.

По итогам года управдом отчитывается о проделанной работе с представлением соответствующих документов общему собранию жильцов.

Обязанности старшего по подъезду

Фактически обязанности старшего по подъезду и обязанности старшего по дому в многоквартирном доме идентичны, разница заключается лишь в масштабах.

Права старшего по дому

Старший по дому имеет право:

  • Запрашивать в различных инстанциях сведения и направлять управляющей организации требования об устранении нарушений в области принятых обязательств;
  • Предлагать варианты улучшения содержания и использования объектов общего пользования, а также работ по ремонту;
  • Контролировать расходование средств, предназначенных для ремонта и содержания имущества дома;
  • Участвовать в начислении платы за ЖКУ;
  • Указывать управляющей организации на необходимость проведения работ по капремонту имущества дома;
  • Оценивать качество услуг и работ УК, участвовать в приемке произведенных работ с составлением актов;
  • Способствовать оказанию общественного воздействия на жильцов, нарушающих правила пользование жильем;
  • Инициировать созыв общего собрания жильцов;
  • Может быть избран членом районного домового комитета и «старшего по району».

Ответственность за нарушения обязанностей старшего наступает в соответствии с законодательством РФ. В зависимости от характера нарушений она может быть административной, уголовной или гражданско-правовой.

Избрание и переизбрание — кто может стать управдомом

Претендовать на звание старшего может лишь собственник жилья в доме!

Старшая или старший по дому получают такой статус в результате голосования. Выборы старшего по дому проводятся на общем собрании собственников жилья. Итог выборов фиксируется в протокол о выборе. Введение такой административной единицы, как упрадом, зависит от желания жильцов, и при его отсутствии у большинства жильцов о выборах речи быть не может. Установлен необходимый кворум голосов – 2/3 собственников. В отсутствие управдома председатель совета дома реализует часть его полномочий.

Согласно законодательству, инициатором введения управдома может выступить любой собственник как на очередном, так и на внеочередном собрании, которое также проводится по инициативе одного из собственника, заблаговременно (за 10 и более дней) уведомившего остальных и составившего повестку собрания.

Стать старшим может лишь жилец, в пользу которого отдано более половины всех голосов.

В многоквартирных домах выбрать старшего можно с применением заочного голосования. Правом голоса наделены лишь собственники, арендаторы не участвуют в голосовании.

Результат отражается в протоколе, а решение выборов обязательно для исполнения всеми жильцами, как принимавшими участие, так и нет.

Переизбрать старшего можно аналогичным назначению способом. Проводятся выборы, ОС. Переизбрание либо продлевает срок полномочий, либо прекращает их досрочно.

Зарплата, ее размер и кто должен ее оплачивать

Управдом за выполнение своих функций получает зарплату. Зарплата старшего по дому устанавливается по принципу, аналогичному выборам самого управдома. На общем собрании жильцов определяется, каким из не противоречащих закону способом будут производиться выплаты и их ежемесячная сумма.

Оплата услуг старшего может производится:

  • Путем предоставления скидки на оплату ЖКУ;
  • Путем ежемесячного сбора средств с совладельцев МКД и передачи их членам совета. Такой способ позволяет гарантировать управдому вознаграждение и возмещение его личных затрат, понесенных им при выполнении своих функций.

Льготы

Постановление Правительства Москвы от 13 апреля 1999 г. N 328 предусматривает определенные льготы для управдома. К ним относятся:

  • 100% освобождение от оплаты вывоза мусора,
  • 100% освобождение от платы за домофонную систему;
  • 100% освобождение от оплаты услуг консьержа.

Иных снижений сумм платы за коммунальные услуги не предусмотрено.

Работники, числящиеся в штате жилищной организации и являющиеся старшими, могут получать доплату к зарплате, не превышающую 5% от должностного оклада.

Решение о применении такой стимулирующей меры может принять только руководитель жилищно-эксплуатационной организации.

В управдомы стоит выбирать человека не просто наобум, из числа владельцев жилья в доме, а исходя из личностных качеств. Такой человек должен пользоваться авторитетом среди всех жильцов, ответственно подходить к возложенным обязанностям, быть организованным и обладать базовыми правовыми знаниями.

Совет многоквартирного дома

Комментарий к статье 161.1 ЖК РФ:

1. С 18 июня 2011 г. ЖК РФ пополнился новым институтом, именуемым советом многоквартирного дома. Название коммент. ст. представляется не вполне корректным, поскольку у любого объекта недвижимости никакого совета, равно как и одушевленного органа управления, быть не может. С позиций здравого смысла этот совет следовало бы назвать советом жителей или советом собственников помещений. Появление указанного института в предметном поле жилищного законодательства свидетельствует об очередной попытке государства активизировать граждан, не желающих или не способных по разным причинам заниматься управлением многоквартирными домами, в которых они являются собственниками помещений, а также поставить их под контроль профессиональных управленцев, которые заведомо будут диктовать собственникам выгодные для себя условия.

По своей сути совет многоквартирного дома является аналогом правления товарищества собственников жилья или жилищного кооператива, но действует там, где жилищных объединений граждан в форме юридических лиц не создано.

2. В части 1 коммент. ст. содержится предписание, обязывающее собственников помещений в многоквартирном доме, который не управляется ни одним из жилищных объединений, избрать из своего состава совет многоквартирного дома. Указанное предписание представляется не вполне оправданным с точки зрения его обязывающего характера. Было бы предпочтительнее наделить собственников помещений правом на избрание из своего состава соответствующего совета.

Буквальное толкование первого предложения ч. 1 коммент. ст. в его системной взаимосвязи с правилами ст. 164 ЖК РФ показывает, что совет дома должен быть избран и при осуществлении непосредственного управления таким домом, если последний состоит из более чем четырех квартир. Четырех и менее квартирные дома, вне зависимости от количества помещений в них, не обязаны избирать совет дома.

Совет многоквартирного дома избирается на общем собрании собственников помещений, проводимом по правилам, установленным нормами ст. ст. 44 - 46 коммент. закона.

3. В части 3 коммент. ст. определено юридически значимое последствие непринятия решения об избрании совета многоквартирного дома или нереализации принятого решения о таком избрании. Таковым последствием является принудительный по существу созыв органом местного самоуправления общего собрания собственников помещений, результаты голосования на котором далеко не предсказуемы.

Календарный год для принятия решения об избрании совета дома в добровольном порядке истекает 18 июня 2012 г.

4. Норма, сформулированная в части 3 коммент. ст., означает, что каждый дом, не управляемый товариществом или жилищным кооперативом, должен иметь свой совет, образованный из числа собственников помещений в данном доме.

5. В части 4 коммент. ст. содержатся рекомендации, ориентирующие собственников помещений на верный, по мнению законодателя, количественный состав членов совета многоквартирного дома. При этом профессиональные навыки того или иного собственника помещения значения, видимо, не имеют. Представительство в совете от имени собственников не предусмотрено.

6. Часть 5 коммент. ст. содержит нормы, очерчивающие круг обязанностей совета многоквартирного дома. В содержательном плане исполнение установленных законодателем обязанностей, как представляется, не под силу обычным гражданам, не являющимся профессионалами в той либо иной сфере деятельности.

7. В частях 6 и 7 коммент. ст. сформулированы правила, на которые следует опираться при избрании председателя совета многоквартирного дома и установлении границ его компетенции.

8. Полномочия председателя совета многоквартирного дома очерчены в ч. 8 коммент. ст. Указанные полномочия сводятся в основном к ведению договорной работы, что делает председателя-любителя заведомо более слабой стороной в отношениях с профессиональными юристами ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. Юридическая поддержка деятельности председателя совета, равно как и совета многоквартирного дома в целом, правилами коммент. ст. не предусмотрена. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по смыслу правил, закрепленных в , не обладает правом найма специалистов по направлениям, связанным с управлением общим имуществом многоквартирного дома.

9. Жизненный цикл существования персонально избранного совета многоквартирного дома установлен диспозитивной нормой, закрепленной в ч. 10 коммент. ст., и равняется двум годам. Совет может досрочно прекратить свою деятельность по двум основаниям, а именно:

В случае принятия решения собственниками помещений о создании товарищества собственников жилья;

В случае досрочного переизбрания общим собранием по причине ненадлежащего исполнения советом своих обязанностей.

В первом случае совет продолжает функционировать до формирования правления товарищества собственников жилья.

Во втором случае совет продолжает функционировать до формирования его нового состава.

10. Нормами, закрепленными в ч. ч. 11 и 12 коммент. ст., допускается создание в многоквартирном доме еще нескольких структур совещательного характера, призванных вырабатывать предложения, касающиеся деятельности по управлению указанным домом. В состав этих структур, именуемых комиссиями собственников помещений, могут входить только лица, имеющие в собственности помещения в данном доме. Количество таких комиссий не ограничено, равно как не ограничен и их персональный состав. Формула избрания комиссий советом дома законодателем не определена.

11. Правила коммент. ст. не содержат норм, которые бы устанавливали ответственность совета многоквартирного дома и его председателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. В этом, как представляется, кроется известная опасность, поскольку желающих безответственно "порулить" общим имуществом на общественных началах будет предостаточно.