Радоница, чтобы поминать самоубийц, утопленников, некрещеных. Как поминают самоубиенных? Радоница - время поминать самоубийц, утопленников, некрещеных Почему нельзя поминать самоубийц в храме

Поминовение усопших накануне дня Святой Троицы ведет свое начало со времен апостольских и установлено ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа УтЕшителя, Которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом "всяка душа живится". Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о "иже во аде держимых".

Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие , невзирая на то, как они покинули этот мир.

Но это является заблуждением! Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу. Нет такого правила. Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не в праве поминать самоубийц, как самостоятельно прервавших один из величайших Божиих даров – саму жизнь.

Такое неправильное поверие возникло из неправильного понимания текстов канона, который читается в церкви в Троицкую родительскую субботу. В нем речь идет о тех, кто утоп, о тех, кто был удавлен. Но не о тех, кто сам себя удавил или кто сам себе жернов на шею повесил и утопился. Речь идет о тех, кого утопили, и о тех, кого повесили. Но совсем не о самоубийцах. Потому что самоубийца - в этом-то и горе, и печаль - это такой человек, который дар, данный ему Богом, возвращает Ему назад. То есть человек отрицает и милосердие Божие, отрицает надежду и так далее. Самоубийцы не могут обрести достойное упокоение после смерти, и об этом свидетельствуют многие богословы Русской Церкви.

Более того, церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (14 правило патриарха Тимофея Александрийского), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения. Искушения эти были весьма опасными, вплоть до умственного помешательства и того, что молящийся сам начинал испытывать непреодолимую тягу к совершению суицида.

Нужно молиться домашней молитвой (но и на нее надо взять благословение священника ), совершать дела милосердия, добродетели, жить благочестиво. И благочестивая жизнь даст свои плоды, если мы понимаем, что побуждает нас к этому благочестию память о родственнике, ушедшем из жизни таким греховным образом. Совершая добрые дела в жизни ради своего родственника, мы верим, что Господь облегчит участь усопшего. Но и для нас это будет ограждение – Господь хранит благочестивых от всякого зла, от всех нападений вражьих.
Исключение делается только для психически больных людей - их могут поминать. Потому что психически больной человек не отвечает за свои поступки, и поэтому ему оказывается снисхождение.

Конечно же, священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших утешительные молитвы.
Название чина говорит само за себя – “молитвенного утешения сродников”, а не “служба об упокоении”, это именно для родственников, для их утешения и укрепления в скорби будет служиться служба. Об отпевании и поминовении людей, покончивших жизнь самоубийством, речи как не шло, так и не идет!

Итак, НЕЛЬЗЯ подавать записки о самоубийцах. Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
- при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
- и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.
Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.

НО:
Возможно поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

НЕЛЬЗЯ заказывать панихиды и отпевание на человека, который сам своевольно отказался от этого заранее и наказал своим родственникам не совершать отпевания над ним.

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
- если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.


Трогательный обычай Троицкого семика
Было прежде такое понятие - семик. Так называли четверг седьмой недели после Пасхи, как раз перед Троицкой родительской. В этот день совершали обряд погребения всех умерших несчастной смертью. А для этой цели за городом отводились особые места, где ставили так называемые убогие дома или сараи, в которых устраивалась одна большая общая могила. Сюда в течение нескольких месяцев свозились тела казненных, утонувших, сгоревших, странников, вообще всех, кто не принадлежал ни к какому приходу и о ком ничего не было известно. Патриарх Филарет приказал хоронить в таких могилах и тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или какое иное дурно сами над собой учинят». То есть тех, кого нельзя было хоронить на церковных кладбищах. Два раза в год: в Троицкий семик и перед праздником Покрова Богородицы, торжественно, крестным ходом отправлялись к убогим домам духовенство и благочестивый народ. Там совершалась общая панихида, за которой поминались души рабов от неизвестной смерти умерших, «их же имена Сам, Господи, веси (знаешь)». Позже и патриархом Адрианом было указано: «сами убитых на разбое и воровстве не класти кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу или в поле без поминовения в семик».

Благочестивый обычай подавать милостыню на помин сохраняется и в наше время, когда это единственная форма помощи (кроме домашней молитвы) тем, кто ушел из этой жизни, не присоединившись к Христовой Церкви или своеволием.

Домашняя молитва за самоубийц, некрещеных и неправославных.

Молитва за умерших имеет двоякую цель: испросить у Бога милости усопшему и принести утешение живым. Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника или самоубийцу взять благословение у священника.
В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: "Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

"Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя".

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.

Как известно, поименное церковное поминовение самоубийц ЗАПРЕЩЕНО. Нет никакой панихиды по самоубийцам и нет никаких особых дней поминовений для них, и молитва церковная о них НЕ возносится. Молитва святому мученику Уару возносится не за самоубийц, а за некрещенных.

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых мы просим, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом все равно не происходит поименного поминовения, и не вынимаются частицы на Литургии за самоубийц.

Самоубийцы не поминаются НИКОГДА (если не было благословения на отпевание).

За самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве, прося, чтобы Господь оказал милость грешникам, поднявшим руку на свою жизнь. Вы можете подавать милостыню за его душу , можете ставить свечи о его упокоении и молиться сами. Как дома, так и в храме.

Известен случай, когда на Афон подавали молиться о упокоении, но через некоторое время монахи вернули деньги и сказали, что Господь не принимает молитву — наверное человек сам ушел.

Однако есть исключения из правил. Некоторых самоубийц отпевают. Это случаи, когда человек был психически нездоровым, либо находился в состоянии настолько сильного аффекта, что имело место умопомрачительство. Об этом должны иметься соответствующие медицинские документы. Но в любом случае священник НЕ ИМЕЕТ права совершать такое отпевание без благословения правящего архиерея. Только если есть благословение архиерея в письменном виде на совершение такового погребения, священник может отпевать самоубийцу. Если священник самостоятельно принимает такое решение, без участия владыки, он подлежит наказанию вплоть до запрета в священнослужении, или лишения сана.

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, ответ 14), как сознательно отторгших себя от общения с Богом

кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца»

Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы.
Но следует учесть, что данный чин не является панихидой, и не совершается ни у гроба, ни на могиле, ни у панихидного стола в храме. Это чин на самом деле является молебном в утешение и поддержку скорбящих родственников самоубийцы. То есть такой молебен будет совершаться специально по отдельной договоренности со священником и обязательно в присутствии родственников — в храме.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского:

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго

утвержден решением Священного Синода Русской
Православной Церкви от 27 июля 2011 года

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий! (Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Из этой статьи вы сможете узнать, как поминают самоубиенных, где их хоронят, как могут помогать им в родственники. А также, что происходит с душами тех, кто добровольно уходит из жизни. К тому же в последнее время это стало случаться все чаще.

Суицид или эвтаназия?

Наша жизнь сейчас такова, что достаточно большое количество людей решают добровольно покинуть этот мир, так и не дождавшись естественного конца. Причины для этого бывают совершенно разные, однако у психологов бытует мнение, что в любом случае в этот момент человек не совсем здоров с психической точки зрения.

Самоубийство - это тяжкий грех практически во всех религиях. Исключениями являются некоторые секты, также в буддизме, индуизме и иудаизме добровольный уход из жизни возможен в некоторых случаях, т. е. не считается смертельным грехом. Если вы задаетесь вопросом, можно ли поминать самоубиенных, то священнослужители однозначно дадут вам отрицательный ответ. Тут даже не может быть и речи об ином. Конечно, существуют исключения, но они достаточно редки и подтверждены документально (подробнее об этом будет написано ниже).

Следует заметить, что в современном мире в некоторых странах практикуется добровольный уход из жизни смертельно больных и тех, кто "превращается в овоща". Этот способ называется эвтаназия. Считается, что это личное дело каждого, "жить растением" или умереть. Однако следует помнить, что Господь никогда не дает человеку ношу, которая ему не по силам. Нужно только правильно расставить свои приоритеты и пересмотреть жизнь, решить, куда двигаться. Может, следует обратиться к Господу?

Да и сами врачи, помогая совершиться эвтаназии, понимают, что это банальное убийство. Каждая жизнь ценна для Господа, и он сам знает, когда забрать ее. Следует только положиться на него в своих бедах и печалях.

Отношение православных к самоубийцам

Как было сказано выше, самоубийство - это грех. Это действие приравнивается к нарушению одной из десяти заповедей. Ведь происходит убийство, пусть и своего, но тела. Также это свидетельствует о том, человек не верит в то, что он сможет справиться с ситуацией, обратившись к Господу. Он дерзает решать сам свою судьбу, совершенно не пытаясь пройти испытания, закалить свой дух. обречена на то, чтобы вечно скитаться и мытарствовать.

Следует заметить, что этот грех не может быть отпущен церковью. Все это ведь предполагает покаяние, совершившего это недостойное деяние. Помимо не отпущения греха, церковь не совершает молитвы за душу того, кто добровольно покинул этот мир. Поэтому и не существует традиционного церковного поминовения для него. Также нельзя подавать записочки с именем за упокой.

Самое страшное это то, очень трудно помочь в загробной жизни. Если у родственников возникает вопрос о том, когда можно поминать самоубиенных, то им следует знать, что в церкви это действо запрещено. В порядке исключения отпевание проводится при наличии специального разрешения.

Что говорят христианские писания и каноны по поводу самоубийц?

По поводу тех, кто добровольно лишает себя жизни, в христианских канонах есть особое упоминание. Впервые это случилось в 385 году, когда Александрийским патриархом Тимофеем был записан четырнадцатый канон в виде вопросов и ответов. В нем упоминалось о том, можно ли поминать самоубиенных. Согласно канону, это возможно в том случае, если человек был вне себя, причем в этом необходимо дополдинно удостовериться.

В 452 году на очередном церковном соборе было установлено, что самоубийство случается от дьявольской злобы, отчего считается преступлением. А в 563 году на очередном собрании запретили отпевать тех, кто добровольно уходил из жизни. Также его не погребали по церковным обычаям, не шли за его телом до могилы, а позже еще и перестали хоронить на освященной земле.

Как происходит захоронение тех, кто добровольно ушел из жизни?

Итак, исходя из всего вышеперечисленного, следует знать, как хоронят самоубиенных. В ранние времена захоронение происходило на неосвященной земле (чаще всего у дороги), сейчас всех хоронят на общем кладбище. Однако самоубийц не принято отпевать и проводить панихиды.

Помимо этого, в существуют и другие ограничения. Так, на могиле самоубийцы не ставят крест, который является Доброволньо ушедший из жизни, по мнентю церкви, от нее отказался. Помимо этого, отсутствуют и другие традиционные вещи. К примеру, не кладется в гроб венчик, который является символом посланных Богом испытаний (так как он их не прошел). Также не используется для укрывания тела церковного покрывала, которое является символом покровительства (что в данной ситуации невозможно).

Как видим, в вопросе того, как хоронят самоубиенных, церковь довольно категорична и имеет свод правил, которым неукоснительно следует.

Традиционное поминовение самоубийц в православии

Итак, теперь мы рассмотрим вопрос о том, как поминают самоубиенных в православии. Как было сказано выше, для них не существует традиционного поминовения. О тех, кто ушел самовольно из жизни, нельзя возносить церковную молитву, по ним не служат панихиды. Помните, что молитва св. мч. Уару возносится только за некрещенных, но ни в коем случае не за самоубийц.

Однако есть особые дни - Вселенские родительские субботы (день перед святой Троицей), когда поминают всех умерших. Конечно, во время богослужения происходит всеобщее поминовение, но и от этого самоубийцам может стать легче. Ведь молитва возносится общая, повсеместно за все души, которые находятся в аду. Этим-то и отличается Поэтому если у вас среди родственников есть те, кто покинул жизнь добровольно, то в этот день молиться нужно с особым усердием.

Однако родственником самоубиенных следует помнить, что нельзя скрывать такое деяние. Бывали случаи, когда просьба помолится за упокой такой души, не приносила должного эффекта. Господь не принимал молитву. Это был знак, что, возможно, человек умер по собственной воле.

Радоница - особый православный праздник

Теперь рассмотрим поподробнее, что такое такое Радоница. Она выпадает на вторник второй недели после Пасхи. Поэтому нельзя точно сказать, какого числа Радоница, так как этот день будет зависеть от того, когда будет Светлое Воскресенье. Этот день еще называют родительским. Он, естественно, отличается от того, который случается перед Великой Троицей.

Если обратиться к далекому прошлому, то этот праздник восходит еще к языческим временам. Только тогда он именовался Навьим днем, Могилками, Тризнами. В этот день было принято радоваться тому, что души умерших обрели второе рождение. По древним поверьям считается, что в этот день истончается граница между миром живых и мертвых. И тот человек, который добровольно ушел из жизни, может оказаться ближе, чем вам кажется. Поэтому, когда на Радоницу поминают самоубиенных, то делают это очень осторожно, обязательно после благословления священника. Однако польза от этого действа несомненна. Хотя, конечно, если вы желаете помочь своему родственнику, умершему таким образом, то следует выполнить ряд совокупных действий, которые описаны выше.

Следует также заметить, что в этот день происходит поминовение тех, кто утонул и умер некрещенным. Итак, теперь вы знаете, какого числа Радоница, на какой день после Пасхи она выпадает.

Особые случаи в поминовении

Следует заметить, что существуют особые исключения, когда можно поминать самоубиенных в церкви. Священники могут отпевать некоторых из них. Однако для этого следует точно знать, что человек совершил этот грех, когда не мог себя контролировать из-за психического нездоровья или сильного умопомешательства из-за каких-либо событий. Конечно, все это нужно подтвердить надлежащими медицинскими документами.

Перед тем как выполнять отпевание, следует получить благословление архиерея, являющегося правящим на тот момент. Он должен дать его в письменном виде, и только после этого делать это действо. Если же решение было принято самостоятельно без вышестоящего разрешения, и священнослужитель отступил от правила, когда можно поминать самоубиенных, то он наказывается. Ему могут запретить исполнять свои обязанности некоторое время или вообще лишить сана.

Как родственники могут облегчить участь тех, кто добровольно ушел из жизни

Если в семье случилось так, что кто-то из родных ушел из жизни по своей воле, то родственникам следует знать, как поминают самоубиенных. Конечно, ни о каких церковных поминовениях и речи быть не может, так как это запрещено. Но сами родственники могут совершать за них утешительные молитвы. Их можно проводить в дни памяти. Священнослужители отдельно читают этот молебен в храме в присутствии скорбящих родных.

Однако следует помнить, что он не является панихидой. Его нельзя совершать возле гроба и панихидного стола. Это делается только для родственников в утешение. Он был специально утвержден для таких случаев лишь в 2011 году, так как количество людей, лишивших себя жизни, с каждым годом неумолимо увеличивается.

Помимо вышеописанного чина, существуют еще и другие правила того, как поминают самоубиенных. Так, есть особое келейное чтение молитвы пр. старца Льва Оптинского. Конечно, перед ее выполнением нужно обязательно получить благословление священника. Но самым действенным методом, который может помочь умершим по своей воле в загробной жизни, является милостыня и благочестивая жизнь всех родственников.

Еще можно совершать самостоятельные молитвы как дома, так и в храме. Можно ставить свечи в храме за упокой его души, просить Господа о милости.

Желательно также не устраивать общепринятые поминки по самоубийце на третий, девятый, сороковой день и на год со дня смерти. Этого не следует делать потому, что умерший в эти особые дни проходит определенные мытарства. Поэтому, чтобы облегчить ему эти деяния, следует усерднее молиться в эти дни (а не распивать ликеро-водочные напитки). Однако те, кто самовольно ушел из жизни, по церковным канонам сразу попадают в ад. Поэтому традиционные поминки не имеют смысла и могут даже навредить живым. Вот почему от них следует воздержаться.

Спорные случаи самоубийств

Когда можно поминать самоубиенных в церкви? За всю историю христианства были и довольно спорные случаи добровольных уходов из жизни. К примеру, мученица Домнина и ее дочери. Для того чтобы уберечь свою честь от поругания, не осквернить свою чистоту, они бросились в море и утонули. Если посмотреть на этот случай под другим углом, то они совершили самоубийство. Однако во имя чего они приняли добровольную смерть? И это, конечно, не было решением, которое обдумывалось заранее.

И таких примеров множество в жизни христианских мучеников. Многие приняли смерть во имя Господа. Конечно, может возникнуть вопрос о том, правильно ли это? Но тут нет верного ответа. Церковь не причисляет к самоубийствам тех, кто лишился жизни во имя ее или Бога, а также для спасения большой группы людей. Все это считается самопожертвованием. Однако где правда на самом деле? Нельзя судить все человеческими мерками, ведь истину знает только Господь.

Черная магия и могилы самоубиенных

Отдельно следует сказать про могилы самоубийц. Они пользуются особым спросом для черных ритуалов, которые проводят те, кто решил связать свою жизнь с колдовством. Почему именно они так приглянулись нечистым? Дело в том что, как уже было сказано выше, тела самоубийц не отпеваются, могилы зачастую не имеют крестов, что создает благодатную почву для создания различных ритуальных предметов. Для многих заговоров используется земля, взятая с такой могилы.

Не случайно раньше хоронили тех, кто умер добровольно, по своему желанию, не на общем кладбище. И даже не стоял вопрос о том, поминают ли самоубиенных, так как этого обычно не делалось. Вот такая нечистая могила и привлекала раньше (да и сейчас тоже) тех, кто служит Дьяволу.

Заключение

Вот и подошла в концу наша статья, которая рассказала о том, можно ли поминать самоубийц. Конечно, это страшная трагедия, когда человек по каким-либо причинам не может вынести груз своих забот и найти выход из сложившегося положения. Таким образом, самоубийца отказывается от заступничества Господа, не проходит свой жизненный путь до конца, каким бы сложным он ни был. Конечно, бывает трудно, порой кажется, что выхода нет, но это не так. Обращение к Богу, чистая и искренная молитва помогут найти покой и успокоить душу. Прежде чем сделать опрометчивый шаг и уйти из жизни добровольно, вспомните о Всемогущем, о том, как он любит вас. Не забывайте, что назад дороги не будет, а вашим родственникам предстоит пройти через страдания, на которые вы обречете их своими собственными руками. Берегите себя и своих близких! Будьте сильными!

Как известно, поименное церковное поминовение самоубийц ЗАПРЕЩЕНО. Нет никакой панихиды по самоубийцам и нет никаких особых дней поминовений для них, и молитва церковная о них НЕ возносится. Молитва святому мученику Уару возносится не за самоубийц, а за некрещенных.

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых мы просим, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом все равно не происходит поименного поминовения, и не вынимаются частицы на Литургии за самоубийц. То есть, НИКОГДА самоубийцы не поминаются (если не было благословения на отпевание).

ЗА самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве , прося, чтобы Господь оказал милость грешникам, поднявшим руку на свою жизнь. Вы можете подавать милостыню за его душу , можете ставить свечи о его упокоении и молиться сами. Как дома, так и в храме.

Известен случай, когда на Афон подавали молиться о упокоении, но через некоторое время монахи вернули деньги и сказали, что Господь не принимает молитву - наверное человек сам ушел.

Однако есть исключения из правил. Некоторых самоубийц отпевают. Это случаи, когда человек был психически нездоровым, либо находился в состоянии настолько сильного аффекта, что имело место умопомрачительство. Об этом должны иметься соответствующие медицинские документы. Но в любом случае священник НЕ ИМЕЕТ права совершать такое отпевание без благословения правящего архиерея. Только если есть благословение архиерея в письменном виде на совершение такового погребения, священник может отпевать самоубийцу. Если священник самостоятельно принимает такое решение, без участия владыки, он подлежит наказанию вплоть до запрета в священнослужении, или лишения сана.

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, ответ 14) , как сознательно отторгших себя от общения с Богом: кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца» . Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Указанное правило святого Тимофея Александрийского было направлено против отпадших членов Церкви. Однако в настоящее время большая часть покончивших с собой это люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.

В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших следующие утешительные молитвы. Но следует учесть, что данный чин не является панихидой, и не совершается ни у гроба, ни на могиле, ни у панихидного стола в храме. Это чин на самом деле является молебном в утешение и поддержку скорбящих родственников самоубийцы. То есть такой молебен будет совершаться специально по отдельной договоренности со священником и обязательно в присутсвии родственников - в храме.

Кроме совершения предложенного чина родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского . Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго
(утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года)

Благословен Бог наш:

Трисвятое по Отче наш:

Аллилуия, глас 6. Стих 1: Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, / ниже гневом Твоим накажеши мене. Стих 2: Помилуй мя, Господи, / яко немощен есмь.

Тропари: Помилуй нас, Господи помилуй нас:

Слава: Господи, помилуй нас:

И ныне: Милосердия двери:

Псалом 50-й.

И абие антифон, глас 3:

Стих: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, / яко помногу исполнихомся уничижения (Пс. 122:3).

(Кондак прп. Романа Сладкопевца в Вел. Четв.).

Стих: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52:1).

Отче Небесный, / Любвеобильне, Человеколюбче, / Милостив, милостив, милостив буди нам, / о, вся Объемлющий / и всех Приемлющий!

Слава:

Егда, Судие, сядеши яко Благоутробен, и покажеши страшную Славу Твою, Спасе: о, каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего! (Вел. Пок. Канон.Чт., п. 8, тр. 4).

И ныне:

Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице, / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Господу помолимся.

Господи, помилуй.

Молитва
Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.
Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.
Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрость.

Пресвятая Богородице спаси нас.

Честнейшую Херувим:

Именем Господним благослови, отче.

Обычный (малый) отпуст.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения
Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Христианские каноны строго регламентируют все вопросы, касающиеся церкви и служения Богу, а том числе и поминание тех, кто ушел из жизни добровольно. На то у человека могли быть самые разные, в том числе и уважительные причины, поэтому в любом случае по вопросу того, когда поминают самоубиенных, стоит обратиться к священнику и в подробностях рассказать ему о случившемся.

Когда в церкви поминают самоубиенных?

Церковно, на богослужениях самоубийц в православных храмах не поминают. Все дело в том, что добровольный уход из жизни является очень тяжким грехом, причем практически во всех религиях. Ведь это, по сути, убийство – нарушение одной из десяти заповедей. То есть человек поставил себя выше Бога, не положился на его милость, а дерзнул сам решить свою , отказавшись закалить свой дух путем тяжких испытаний. В 452 года на церковном соборе постановили, что самоубийство является следствием дьявольской злобы, а значит считается преступлением. Спустя 111 лет отпевать тех, кто выбрал такой путь, запретили.

Поэтому традиционного поминовения для таких людей нет и панихиды по ним не служатся. Не принято устраивать поминки на 3, 9 и 40 день, а также ровно через год после смерти. Это связано с тем, что умерший таким образом человек не проходит мытарства, как все остальные, а сразу попадает в ад. Поэтому традиционные поминки смысла не имеют, так как молитва собравшихся за одним столом Господом все равно услышана не будет.

Когда можно поминать самоубиенных?

Три года назад православная церковь приняла «чин молитвенного утешения сродников, живот свой самовольно скончавшаго». По сути, это молебен, который совершается в церкви по просьбе близких и родственников умершего в их присутствии. Его можно проводить неоднократно. Тем, кто интересуется, есть ли день, когда поминают самоубиенных, стоит ответить, что таким днем является родительская суббота перед праздником Троицы. Однако, полноценным поминовением это также считать нельзя, потому как имена покончивших с собой не называются и частицы на литургии не вынимаются.

Однако, в песнопениях в этот день слова о милости Господа к тем, кто сам покончил с жизнью, произносятся и весь смысл такой службы состоит в том, чтобы все присутствующие на ней родственники и близкие мысленно помолились о дорогом для них человеке. Тем, кто спрашивает, как поминать самоубиенных христиан, можно сказать, что с позволения священника можно читать молитву оптинского старца Льва. Если человек ушел из жизни в состоянии сильного или душевного помешательства и не понимал, что делает, священник может разрешить поминать его, как обычно.