Суть эпохи просвещения кратко. Главные идеи эпохи просвещения

Эпоха Просвещения. Характеристика эпохи Просвещения

XVIII в. вошел в историю как век Просвещения - мощного идейного движения, порожденного обострившимися противоречиями эпохи и охватившего всю Европу. Это идейное движение, являясь продолжением гуманистических традиций Возрождения, зародилось в Англии в конце XVII в., свое название и наивысшее развитие получило во Франции в XVIII в. Его характерная черта заключена в самом названии; знания, просвещение рассматриваются просветителями как мощный рычаг прогресса.

Это была эпоха ускорявшегося развития капиталистической экономики и роста экономического могущества буржуазии, с одной стороны, и углублявшегося кризиса феодализма и абсолютной монархии - с другой. Наибольшего обострения это противоречие достигло во Франции.

Французская буржуазия накопила крупные капиталы, стала влиятельной экономической силой. Она требовала подчинения экономики своим интересам и участия в реальном управлении страной.

Но духовенство и дворянство, сплотившись вокруг двора и отгородившись от третьего сословия привилегиями, не желали никаких перемен. Требования буржуазии звучали все громче. Они нашли глубокое отражение в трудах крупнейших просветителей.

Крупнейшие представители Просвещения. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) родился в аристократической французской семье, но стал убежденным противником абсолютизма. В трактате "О духе законов" (1748) он доказывал, что лучшей формой государственного устройства является конституционная монархия с народным представительством в виде парламента.

Крупнейшим представителем французского Просвещения являлся Мари Франсуа Вольтер (1694-1779). Вольтер, как и Монтескье, убеждал современников в необходимости ограничения абсолютной власти короля, ликвидации сословных привилегий духовенства и дворянства и установления равенства перед законом. Он был непримиримым противником католической церкви из-за ее нетерпимости и богатства. Вольтер считал, что церковь как религиозная организация не нужна, хотя вера в Бога необходима. Он призывал "раздавить гадину", т. е. уничтожить церковь. Но он оговаривался, что, "если бы Бога не было, его надо было бы выдумать", так как невозможно управлять хотя бы одной деревней, все жители которой были бы неверующими.

Вольтер и Монтескье считали наилучшим способом усовершенствования общества мирные реформы и распространение просвещения. Частная собственность, по их мнению, должна быть сохранена. Эта программа соответствовала интересам крупной буржуазии и обуржуазившегося дворянства.

Жан Жак Руссо (1712-1778) был настроен решительнее. Он видел в частной собственности источник всех зол, но не верил, что в существующих условиях ее можно уничтожить. Поэтому Руссо предлагал не уничтожать, а уравнять собственность. Тогда, по его мнению, не будет ни нищеты, ни чрезмерного богатства. Эту мысль разделяли широкие массы населения страны. Что касается форм государственной власти, то лучшей из них Руссо считал республику.

Распространению идей просветителей способствовало издание "Энциклопедии наук, искусств и ремесел". Энциклопедия (35 томов) выходила с 1751 г. под руководством французского философа Дени Дидро.

Идеология Просвещения. Несмотря на различия во взглядах просветителей, их объединяло стремление усовершенствовать экономическую систему и государственный строй Франции.

Просветители доказывали необходимость преобразований ссылками на теорию естественного права и народного суверенитета.

Поскольку абсолютная королевская власть нарушает естественные, неотъемлемые права людей, утверждали просветители, эта власть должна быть заменена другой властью (конституционной монархией или республикой).

Народ вправе это сделать, так как он является единственным источником власти (теория народного суверенитета). В таком понимании эта теория служила инструментом в идейной борьбе с защитниками абсолютной монархии.

Идеология Просвещения оказала сильное воздействие на Европу и Америку. В странах Европы и Америки распространялись идеи Вольтера, Монтескье, Руссо. В Англии, Германии, Австрии, Испании, США и во многих других государствах появились их единомышленники. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие европейской и американской культуры. Буржуазные в своей основе (защита частной собственности), они воспринимались как общенациональные, как программа всего третьего сословия. Буржуазия, рабочие, крестьяне могли найти в них объединяющее начало.

Литература эпохи Просвещения (общая хар-ка).

18 век вошел в историю европейской культуры как эпоха Просвещения. Просвещение - это широкое идейное движение, содержание которого определяется прежде всего развернутой беспощадной критикой феодально-абсолютистских порядков. В процессе подготовки данного курса следует внимательно изучить основные теоретические вопросы, связанные с общей характеристикой эпохи Просвещения:

общественно-политическую программу западноевропейских просветителей, общие положения просветительской философии и ее противоречия. Необходимо иметь четкое представление об основных этапах Просвещения.

В литературе эпохи Просвещения развивается целый ряд литературных направлений: классицизм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Общей характерной особенностью литературы Просвещения является ее стремление к постановке больших общественных и государственных проблем и глубокая философичность. Поэтому в основе ее изучения должно лежать достаточно широкое представление о социальной, политической и философской программе Просвещения.

литература эпохи Просвещения (общая характеристика).

литература и культура XVIII века ведут отсчёт от 1689 г., когда в Англии произошла «славная революция» и воцарилась династия Ганноверов. Основные политические полномочия были переданы парламенту. В Англии начинается европейское Просвещение. Верхние хронологические границы периода – время Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.). Наполеоновские войны привели к активизации третьего сословия и построению буржуазной системы.

Эпоха Просвещения трансформировала общественное сознание: произошёл переход от старого сословного мышления к индивидуально-личному. Сословное разделение тормозило развитие общества и экономики. В XVIII веке начинается переход экономики на капиталистические основы, и основную роль здесь берёт на себя третье сословие, неоднородное по структуре. Изменяется общественная система: в её центр становится отдельная личность. Она самостоятельно строит свою судьбу. Этот человек обладает эмпирической направленностью сознания. Он внимательно относится к окружающим его обстоятельствам, умеет их подмечать и анализировать. Возникает первое представление о причинно-следственных связях. Также возникает проблема отношений человека с окружающей средой. На место метафизических категорий приходит детальный анализ. Человек этой эпохи обладает борцовским характером, поскольку конфликты эпохи носят межсословный характер. На протяжении XVIII века происходит смена идеалов надличностной ценности на идеалы гражданского общества и прав человека.

В рамках католицизма формируется направление деизма. Деисты считали, что Бог – творец мира, не вмешивающийся в его существование. Из деизма впоследствии возникает атеизм. Другое направление – пиетизм – идеализирует «религию сердца», провозглашает отказ от рационального постижения божественного. Пиетизм особо развивался в Германии.

Универсалии эпохи Просвещения:

1. Идея просвещения. Ведущей способностью человека и движущей силой культуры провозглашается разум. Этот разум развивается нелинейно. Знания могут прогрессировать и регрессировать. Лозунг эпохи – «Мнения правят миром».

2. Проблема воспитания. Изменить общество можно, изменяя сознание конкретного человека. Эту проблему поставил Джон Локк («Опыт о человеческом разуме», 1690 г.). Локк отвергает постулат Рене Декарта о наличии врождённых идей. Естественный человек – состояние гармонии с окружающим миром. Естественное состояние обычно мыслилось как благое. Но значительно чаще внешняя действительность мешает человеку, искажает его природные задатки. Тогда можно говорить об искусственном воспитании. При этом обостряется эгоизм человека. У просветителей формируется определённая историософия: история – ряд уроков общественного развития. Античность считали естественной, идеальной, Средние века – регрессом, новое время – возврат к естественному. Предполагалось, что история должна закончиться, когда наступит возврат к естественности. Следовательно, история представала с двух сторон: как благо, ведущее к гармонии, и как зло в её современном проявлении.

Идеологии развития Просвещения:

1. Рационализм. Ведущая сила воспитания – логика, узкое понимание разумности. Свою педагогическую программу рационалисты нацеливали на формирование знаний, аргументацию положений. Это приводило к схематичности в литературе. Востребованные жанры – философско-аллегорическая повесть, тенденциозная драма.

2. Сенсуализм. Формирование чувствительности. Поль Ван Тигем считал, что само слово «чувствительность» возникло в начале XVIII века, и для века оно было наиболее частотным словом. Основой личности становится её эмоциональный план. Чувствительность XVIII века очень разнится (камерная, агрессивная и т.д.).

Литературные направления XVIII века – рококо, классицизм, сентиментализм и просвещённый реализм. Рококо проявляет себя в начале века и возникает в результате генезиса развития классицизма. Рококо считалось аристократическим искусством, оно было связано с камерными жанрами и изысканным бытом. В литературе оно было связано с маленькими формами и обилием разнообразных словесных украшений (стихи на случай, эксперименты со словом, метром, ритмом). Рококо откликалось на темы частной, интимной жизни: например, на любовные ситуации. Рококо – культура гедонизма. В литературе рококо проявило себя в жанрах сонета, рондо, мадригала, повести, сказки. Ещё одна сфера интересов рококо – комедиография. Самый известный драматург эпохи рококо – Мариво.

Эстетиками просветительского классицизма считаются Поуп, Готшед, Вольтер, Баттё, Лагарп. Эстетика направления опиралась на античные образцы, но темы и жанровые формы ориентировались на актуальное содержание. Просветительский классицизм также называют аллюзионным, так как берётся сюжет из классической истории, ориентированный на современность, но не идёт речь об историзме. Историзм – признание за каждой эпохой своеобразия. Происходит столкновение мнений и жанров. Возникают пограничные жанры вроде философской повести. Происходит экспериментальное зондирование социальных условий жизни. В просветительском классицизме очень острые, доведённые до мелодраматизма, конфликты. Широкое распространение получает жанр трагедии с кровавыми сюжетами. Эмоциональность заменяет психологизм, который упрощается, заменяется одной страстью. Просветительский классицизм даёт варианты в эпической сфере. Развивается жанр поэмы с её вариантами: философская, историческая. Пародийным осмыслением эпической поэмы является «Орлеанская девственница» Вольтера.

Модификацией просветительского классицизма являлся революционный классицизм, зародившийся в годы революции. Это была игра в республиканские формы и античные декорации. Революционный классицизм на первый план выдвигает интересы общества. Власть предстаёт корыстолюбивой и несправедливой.

В Германии в 1780 – 1790-х гг. появляется «Веймарский классицизм». В городе Веймар работали Шиллер, Гёте, Гердер и Вилланд. Веймарский классицизм переосмысляет отношение к античности. Древние греки и римляне выявили законы искусства как идеальную гармонию формы и содержания. В «Веймарском классицизме» формируется историзм. Гердер признавал за каждой эпохой своеобразие. Ведущие сюжеты Шиллера и Гёте историчны. Для художественных экспериментов подходили гармоничные жанры, в основе которых лежал синтез. В драматургию проникали элементы эпоса. Этот синтез породил «Фауста» Гёте.

Не менее значимым был просветительский реализм. Его классической страной являлась Англия, породившая целую плеяду авторов. Во Франции ведущим представителем направления был Дени Дидро, в Германии – авторы «бури и натиска». Реалисты обращали внимание на эмпирическую действительность. Литература ставила целью описание обыкновенного человека во всей полноте. Полнота предполагала отказ от разграничения высокого и низкого. Авторов интересовали ситуации среднего уровня. Их герои обычно представляли средний класс и провинцию. Представители этого литературного направления первыми поставили вопрос о сущности человеческой личности. В эстетике просветительского реализма проявляется преобразующая установка. Отсюда явный элемент назидательности. Укореняется представление о человеке как о сложном диалектичном существе. Среди жанров на первое место выдвигаются проза, роман, мещанская драма. Теоретические основы мещанской драмы показал Дени Дидро. Плохо развивается лирика. Из поэтов выделялся лишь Роберт Бёрнс, внесший в поэзию элементы фольклора.

Сентиментализм формируется в Англии в 1720 – 1730-е гг. Первоначально он формируется в лирике, в творчестве Томпсона, Грея и Юнга. К середине XVIII века сентиментализм распространяется и на прозу (Голдсмит, Стерн). Основное внимание сентименталисты обращали на игру психологии. Это интеллектуальная игра, смена ассоциаций. Идеи в ней разворачиваются не по законам логики. Умозаключения рождаются на эмоционально-образной основе. Сюжет и рассказ становится сложным. В рамках сентиментализма герой становится противоречивым до капризности. В произведениях сентиментализма речь идёт о внутреннем конфликте. Это столкновение психологических состояний, борьба страстей или внешний, сословный, конфликт. В Германии у представителей «бури и натиска» возникает своя версия сентиментализма с наиболее высоким уровнем эмоциональности.

Общественно-политические процессы нашли свое отражение в идеологической борьбе - в оживлении идейной жизни, в появлении целой плеяды мыслителей, ставивших в своем творчестве самые острые проблемы философии, социологии, искусства и тому подобное. Поэтому XVIII век во Франции носит имя века Просвещения , и писатели этой эпохи известны в русской исторической литературе под общим именем просветителей.

Просветители обсуждали и оспаривали проблемы собственности и отношения к народу, их мнения разделялись в вопросе о том, давать ли народу полноту истины или оставить ее привилегией избранных; одни из них делали ставку на просвещенный абсолютизм, надеясь с помощью «философа на троне» устранить наиболее вопиющие язвы режима, другие же готовы были искать выход в народном восстании или даже во всеевропейской революции.

Довольно широкое распространение грамотности во Франции XVIII века (историки считают, что во Франции накануне 1789 года было более 47 % грамотных мужчин, около 27 % грамотных женщин) привело к развитию книгопечатания. Правительство, отправляя писателей в Бастилию и сжигая их книги на костре, тем самым вызвало к ним еще больший интерес. По свидетельству современников, книги просветителей были у всех на руках.

Одним из зачинателей французского Просвещения по праву считается сельский кюре Жан Мелье (1664- 1729), сочинение которого «Завещание» остро критикует не только феодально-абсолютистский строй, но и основы общества, построенного на присвоении одними результатов труда других.

Мелье стремился просветить народ, чтобы побудить его совершить революцию. Он призывал своих современников: «Постарайтесь объединиться, сколько вас есть, вы и вам подобные, чтобы окончательно стряхнуть с себя иготиранического господства… ниспровергните повсюду все эти троны несправедливости и нечестия, разможите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех наших тиранов».

Шарль Луи Монтескье

Выдающимся представителем просветительского движения во Франции был Шарль Луи Монтескье (1689-1755), занимавший

видный пост в провинциальном управлении Франции (сначала советник, а затем президент бордоского парламента),- писатель, социолог и историк. В анонимном романе «Персидские письма» (1721) он создал острую сатиру на феодально-абсолютистский строй.

Главное в учении Монтескье - различение трех форм государственного управления: деспотии, основой которой является страх, монархии, основанной на «принципе чести», и республики, покоящейся на добродетели. Признавая теоретически преимущество республики, Монтескье объявлял ее осуществимой только в малых странах; деспотия же, по его учению, характерна для огромных государств Востока - Персии, Индии, Китая. Наиболее пригодной для Франции формой правления объявлялась, таким образом, монархия.

Взгляды Монтескье были для своего времени прогрессивными, хотя они и проникнуты духом компромисса. Не признавая революционных методов борьбы, Монтескье пытался поставить преграду законов на пути произвола власти. Поэтому его учение нашло много сторонников среди либеральных верхов. Оно отразилось в американской конституции и в ряде конституционных документов первых этапов Французской революции.

Из всех французских просветителей наибольшее влияние на современников оказал (Франсуа- Мари Аруэ, 1694-1778), чьим именем иногда обозначают всю эпоху Просвещения. Это был писатель, драматург, публицист, историк и философ огромного таланта, оставивший глубокий след в развитии общественной мысли своего времени во Франции и далеко за ее пределами.

Всю свою долгую творческую жизнь, начавшуюся в 1717 году трагедией «Эдип», Вольтер отдал борьбе против религиозного фанатизма, против остатков крепостничества во Франции, против придворной клики. Его «Философские письма» поражали читателя смелостью мыслей. «Не знаю, кто полезней для государства,- отлично напудренный сеньор, точно знающий, в котором часу король встает и в котором ложится, и напускающий на себя важный вид, играя роль раба в прихожей какого-нибудь министра, или негоциант, обогащающий свою страну, рассылающий из своей конторы приказы Сурагу и Каиру и содействующий счастью вселенной».

Вольтер выступал крайне активно во всех жанрах, берясь решать проблемы современных точных наук, поэзии, драматургии. Огромное влияние Вольтера на современников и последующие поколения определялось духом его вольнолюбивого, насмешливого сомнения во всех законах и нормах старого мира, которое рождало блещущее талантом, иронией, умом его яркое творчество.

Громадное значение в развитии просветительской идеологии имел философ-материалист и писатель большого таланта Дени Дидро (1713-1784), создатель и многолетний редактор знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Среди сотрудников «Энциклопедии» были Монтескье, Тюрго, Вольтер, Руссо, Даламбер, все самые крупные мыслители эпохи, ученые, инженеры, врачи.

«Энциклопедия» была одновременно справочным, научным и полемическим изданием. Многое, чего авторы не могли написать из опасения цензурных преследований, было высказано намеком и в таком виде доходило до читателей.

Среди единомышленников Дидро выделялись философы Гольбах (1723-1789) и Гельвеций (1715- 1771), оставившие заметный след в развитии материалистической мысли. Гольбах также известен как один из крупнейших воинствующих атеистов своего века; в отличие от Вольтера, он выступал не только против фанатизма и нетерпимости католической церкви, но и против религии вообще, отрицая существование бога.

Политические взгляды Гольбаха и Гельвеция отличались умеренностью. Гольбах писал, что социальное «неравенство является опорой общества… Благодаря различию людей и их неравенству слабый вынужден прибегать к защите сильного; оно же заставляет последнего прибегать к знаниям, мастерству более слабого, если он их считает полезным для самого себя».

Из среды народа, как и Дидро, вышел и Жан-Жак Руссо (1712-1778), один из зачинателей нового направления общественной мысли - эгалитаризма. Он заявлял: «Труд… есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут». Руссо этимвысказал отношение трудящихся масс Франции к приви¬легированным сословиям.

Руссо объявляет частную собственность виновницей всех социальных зол.

Особое значение имеет трактат Руссо «Об общественном договоре, или Принципы политического права», в котором автор выразил в ясной и образной форме смутные чувства и скрытые чаяния народа. Сильнее, чем кто-либо из писателей Просвещения, Жан-Жак Руссо поставил проблему равенства как главное требование века.

Эпоха Просвещения выдвинула также несколько передовых мыслителей, представителей утопического коммунизма. Они идут дальше эгалитаристов, усматривая источник всех зол общества в частной собственности. Взамен нее они выдвигают идеал социального строя, основанного на началах общественной собственности, совместного труда и уравнительного распределения. История сохранила их имена - это Морелли и Габриель Бонно де Мабли.

А Франция шла навстречу надвигавшейся буре. Из уст в уста передавались слова Руссо из ставшего знаменитым его романа «Эмиль»: «Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций». Этот «век революций» уже надвигался вплотную. Тысячелетняя французская монархия вступала в полосу решающих испытаний.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном и эстетическом развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной, прежде всего к человеку вне зависимости от его социальной принадлежности системы эстетических ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации История мировой культуры. / пор ред. Марковой А.Н.- М.: ЮНИТИ, 1998 , с.- 384..

Эпоха просвещения в Европе

XV--XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако объективно эту эпоху следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются предпосылки буржуазных общественных отношений, меняется отношение церкви и государства, формируются мировоззрение гуманизма как основы нового секулярного сознания. В полной мере становление характерных черт эпохи Нового времени осуществляется в XVIII в.

XVIII в. в жизни народов Европы и Америки -- это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. В исторической науке эпоха Нового времени обычно связывается с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе. Действительно, это важная социально-экономическая характеристика данной эпохи. Но в Новое время одновременно с этим процессом происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация -- это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию -- постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией -- небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией -- высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего его мира. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества и на основе этого знания изменить природу и общество в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время -- это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек -- это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют эпохой Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма и его духовной опоры католической церкви, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека, предпосылку и наиболее яркое проявление всех его других качеств: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения деятелей Просвещения, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Существенную черту идеологии эпохи Просвещения отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов какого-то бы то ни было рода они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй -- все должно было быть подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него, мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.-- С. 16.

Европа XVIII в. в цивилизационном отношении еще не представляла собой целостное образование. Народы Европы отличались по уровню экономического развития, политической организации, характеру культуры. Поэтому идеология Просвещения в каждой стране отличалась своими национальными особенностями.

В наиболее ярких, классических формах идеология Просвещения развивалась во Франции. Французское Просвещение XVIII в. оказало значительное воздействие не только на собственную страну, но и на целый ряд других стран. Французская литература и французский язык сделались модными в Европе, а Франция стала центром всей европейской интеллектуальной жизни.

Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики Эстетика раннего французского романтизма.- М.: Искусство, 1982.- с.-249..

Крупнейшими представителями французского Просвещения были: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро.

XVIII в. вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами. Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры -- земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанском королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм -- форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается -- значит перестает им быть.

Великая французская революция оказала огромное влияние на развитие европейских стран. Ее последствия -- политические, экономические, социальные -- носили долговременный характер и придали динамизм историческому процессу. Восприятие идей французской революции населением Европы не оставляло место сомнениям, что деспотический режим в просвещенной или непросвещенной форме отжил свое время, что залог будущего экономического процветания европейская буржуазия видела в освобождении от абсолютизма.

XVIII в. стал веком промежуточным, приготовлением для исторических процессов, развернувшихся в последующий период. Борьба между буржуазией и землевладельцами не была закончена, ее завершило следующее поколение.

Другим наследием XVIII в., доставшимся следующему веку, была борьба буржуазии и пролетариата, и ее прогноз не был еще очевиден. XIX в. позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, необходимые предпосылки которой были заложены в XVIII в.

Толчком к переходу к эпохе Просвещения во всех странах является отказ от феодального образа жизни, переход к более демократичному строю. В чем же проявляется его демократичность? Во-первых, культура Просвещения предназначена не для какого-то выбранного слоя общества, не для богатой его верхушки, а для всего народа.

Цель Просвещения – сделать весь народ более образованным. Вот почему значение эпохи Просвещения в целом для всего культурного процесса в мире очень велико. Благодаря ему заметно расширились культурные рамки, которые до этого охватывали лишь незначительный слой общества. Именно благодаря такому понятию, как Просвещение, определения «культурный» и «образованный» могли относиться к любому человеку, стремящемуся к обогащению своего внутреннего мира, даже если этот человек обладал малыми средствами.

Равенство – вот что привнесло Просвещение в жизнь. Как раз понятие равенства и стало ключевым для дальнейшего культурного развития. Тот факт, что все люди изначально равны между собой и имеют одинаковые права на свое дальнейшее развитие как личностей, и послужил основой для создания идеалов эпохи Просвещения. Кто же был идеалом данной эпохи, которую часто называют «веком Разума»? Конечно же человек, которого и отличает от животного способность разумно мыслить. Именно он обладает не только физической, но и духовной мощью.

По мнению многих мыслителей, Просвещение – это главный двигатель общественного прогресса.

К примеру, немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) писал, что «Просвещение – это выход человека из состояния его несовершеннолетия...». А «несовершеннолетие» же «есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». По мнению И. Канта, в этом несовершеннолетии человек «находится по собственной вине», исключительно из-за «недостатка решимости и мужества пользоваться» самостоятельно собственным рассудком.

Это стремление к самостоятельности, участию каждого человека в переустройстве окружающего мира посредством возможностей своего разума и привело к тому, что кардинально изменились религиозное представление и мышление народа. Одна из крайностей этих изменений – появление просветителей-атеистов, которые отрицали религиозные представления и культы и вопреки этим представлениям превыше всего ставили человека. Как следствие – появление в эпоху Просвещения новой формы веры – деизма. Просветители-деисты не отрицали существование Бога как мирового разума, а также того, что именно он есть первопричина мира. То есть, по мнению деистов, Бог является создателем мира как некой «машины», которой он определил законы ее движения. Всякое дальнейшее вмешательство Бога в устройство этой «машины» деистами отклоняется, здесь на первый план выходит человек, который и вносит свои коррективы.

Стоит отметить, что эпохе Просвещения были свойственны оптимистические настроения, связанные с верой в то, что человека можно изменить в лучшую сторону. Недаром существовало еще одно определение эпохи Просвещения как «золотого века утопии». Эта утопия относилась прежде всего к изменению в политическом и социальном устоях. Гармоническое общество, живущее по разуму, с чувством ответственности за каждого отдельного человека, – это и есть идеальное общественное устройство просветителей-утопистов. Но несмотря на огромное желание получить такое общество, многие утописты, например Жан Жак Руссо (1712–1778), мало верили в его возможность.

Феодальный строй уступил место новому буржуазному виду экономических отношений. Но переход этот был не очень гладким. Ему предшествовали не просто постепенные прогрессивные преобразования, а настоящие перевороты, коснувшиеся различных сторон человеческой жизни.

Эпоха Просвещения, начавшаяся с последней революции в Англии (1689 г.), вместила в себя впоследствии сразу три революции:

1) промышленную в Англии;

2) политическую во Франции;

3) философско-эстетическую в Германии.

Но Просвещение сказалось не только на социальном устройстве общества, но и на культурном развитии.

В философии наметилось лидерство рационализма, который пришел на смену метафизике. То есть именно разум стал почитаться основой познания и поведения людей. Только за разумом признавалось решающее слово, как в жизни, так и в науке, и даже в религии.

Хотя эпоха Просвещения и охватила множество стран, для каждой из них были характерны свои черты, связанные прежде всего с национальной самобытностью.

Родиной Просвещения считается Англия. Даже церковь здесь шла не вопреки Просвещению, а принимая его ценности и идеалы. Переустройство общества после революции и гражданских войн, укрепление правового государства с его стремлением к равенству сделало Англию неким эталоном, к которому стремились и остальные государства.

Первым сформулировал программу английского Просвещения, которой придерживались и во Франции, философ Джон Локк (1632–1704). В своем произведении «Опыт о человеческом разумении», написанном в 1689 г., он выделил три основных права человека, которые относятся к «неотчуждаемым правам»:

1) право человека на жизнь;

2) право человека на свободу;

3) право на собственность.

Результат принятия этих трех прав Д. Локк видел в «правовом равенстве индивидов».

Большое значение Д. Локк приписывал человеческому труду. По его мнению, именно труд и определяет, какой собственностью будет обладать человек.

Идеи равенства придерживался и другой английский просветитель, философ Томас Гоббс (1588–1679). Он верил в то, что все люди равны от природы, а неравенство есть причина многих бед, таких как конфликты, войны и т. д. А чтобы избежать этих бед, считал Т. Гоббс, каждому человеку нужно избавиться от его эгоистических страстей.

Но были мыслители, которые придерживались абсолютно противоположного мнения. Так родилось новое направление в философии, названное этикой самолюбия или разумным эгоизмом. Его последователями были английский мыслитель и писатель Бернард Мандевиль (1670–1733), а также английский философ и социолог Иеремия Вентам (1748–1832). По мнению сторонников этики самолюбия, эгоизм есть движущая сила культурной и нравственной жизни людей.

Среди шотландских просветителей стоит выделить экономиста и философа Адама Смита (1723–1790). Он выдвинул свою новаторскую идею гражданского поведения и социальных отношений, в которой большую роль отводил рынку. Именно благодаря рынку, по мнению А. Смита, человек и смог скинуть с себя оковы феодализма. Свобода же человека определяется прежде всего его ролью в экономических отношениях.

Именами великих мыслителей прославилась эпоха Просвещения во Франции. Прежде всего – Вольтер, Жан Жак Руссо, Цени Дидро и Шарль Луи Монтескье.

Одним из сторонников деизма во Франции был писатель и просветитель Вольтер (1694–1778), настоящее имя которого Мари Франсуа Аруэ. Уже в ранних его произведениях прослеживалось его негодование относительно абсолютизма, он всячески высмеивал феодальное общество с его принципами и моральными ценностями. Критике феодально-абсолютистской системы посвящены такие произведения, как «Философские письма», написанные в 1733 г., и «Философский словарь», написанный в период с 1764 по 1769 гг. Но творчество Вольтера охватывало не только философско-политические темы. Его проза была посвящена весьма разнообразным темам, написана в различных жанрах: от трагедии и комедии до стихов и романов. Идеи Вольтера сыграли не последнюю роль в развитии мировой мысли. В частности, в России очень большое распространение получило вольтерьянство, которое ассоциировалось со свободомыслием, религиозным скептицизмом, ниспровержением авторитетов.

Еще одним критиком абсолютизма был современник и соотечественник Вольтера правовед и философ Шарль Луи Монтескье (1689–1755). Его основные произведения – «Персидские письма», написанные в 1721 г., и книга «О Духе законов», написанная 1748 г. В них Ш. Л. Монтескье рассуждает о причинности возникновения той или иной формы государственности, видит решение проблем, связанных с законностью, в разделении властей.

Непримиримым с религиозными идеями, а также абсолютизмом во власти на протяжении всей жизни оставался великий французский писатель и философ Дени Дидро (1713–1784). Он был материалистом, т. е. сторонником той идеи, что именно материя первична, а всякое мышление и сознание являются лишь свойствами этой материи. Одно из наибольших достижений Д. Дидро – идея создания «Энциклопедии» (1751–1780 гг.). Он был не только ее вдохновителем, но и создателем и редактором. «Энциклопедия» состояла из тридцати пяти томов.

Жан Жак Руссо (1712–1778), французский писатель и философ, который, как и остальные просветители, с недоверием и даже с негодованием относился к официальной церкви. В его произведениях прослеживается основная идея эпохи Просвещения – идея всеобщего равенства. Эта тематика характерна для таких его произведений, как «Рассуждение о начале и основаниях неравенства» (1755 г.), «Об общественном договоре» (1762 г.). В них он критикует абсолютизм и крайний деспотизм власти.

По мнению Ж. Ж. Руссо, многие проблемы человека являются следствием его испорченных нравов. Эта испорченность шла от плохого воспитания и неравенства. Поэтому выход виделся Руссо в искоренении всякого неравенства, в правильном воспитании людей, которые бы могли служить на благо общества. Вот почему одним из известнейших произведений Ж. Ж. Руссо является его роман «Эмиль, или о Воспитании», посвященный педагогическим проблемам в системе воспитания. Главная цель образования, по мнению Руссо, – развитие в человеке внутреннего сознания добра и защита его нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

Не стояло на месте и Просвещение. Сложное положение, в котором находилась Германия, ее раздробленность и экономическая нестабильность наложили свой характерный национальный отпечаток на немецкое Просвещение.

Среди немецких философов-просветителей стоит выделить Иммануила Кантам его современников: Готхолъда Эфраима Лессинга и Иоганна Готфрида Гердера.

Основной идеей немецкого философа, теоретика искусства и драматурга Готхолъда Эфраима Лессинга (1729–1781) было политическое обновление, которое он видел в единстве человеческого рода. Цель этого обновления – завершающий этап развития человеческой цивилизации, «эпоха нового, вечного Евангелия».

Сторонником гуманистических идей был другой немецкий философ-просветитель, критик и эстетик Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803). Он выступал за самобытность в искусстве, за национальные различия и разнообразие. Одними из наиболее значимых его произведений, пронизанных идеями гуманизма, были сочинение «Еще одна философия истории для воспитания человечества», а также «Письма для поощрения гуманности» (1793–1797 гг.).

И. Канту принадлежала своя концепция Просвещения, согласно которой Просвещение есть освобождение человека от моральной и интеллектуальной зависимости. В этом плане стоит отметить такое произведение И. Канта, как «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного». Прекрасное и возвышенное – две главные категории согласно И. Канту. Все чувства человека И. Кант наблюдает только через призму этих категорий.

И если прекрасное и возвышенное, скорее, относится к миру искусства и творчества, то существовали и другие темы, которых касался И. Кант в своих сочинениях. Его волнуют многие социальные вопросы. К примеру, такие близкие к искусству вопросы, как развитие культуры, созданной человеком, законы этого развития. Причиной всякого развития И. Кант видит естественную конкуренцию людей в стремлении к их личной свободе, самореализации, достижению значимости своей личности.

Важным понятием в философии И. Канта является понятие «вещь в себе». Это понятие означает вещь, рассмотренную со стороны таких ее качеств, которые от человека никак не зависят. Интересно, что в первом издании своего произведения «Критика чистого разума», написанного в 1781 г., И. Кант отрицает всякое существование «вещи в себе». А уже во втором переиздании доказывает обратное, что «вещь в себе» может быть реальной.

Значение философии И. Канта для последующего развития философской мысли огромно. Именно И. Кант являлся основателем немецкой классической философии.

Для искусства Просвещения были характерны свои стилевые и жанровые особенности. Можно выделить три основных направления, характерных для европейского искусства.

1. Классицизм, от латинского слова classicus, что значит «образцовый».

2. Романтизм, от французского слова romantisme.

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. По их мнению такие природные зоны, как сады и парки, являются наиболее благоприятными местами для человека, который стремится к своему развитию и совершенствованию.

Здесь парки не просто места с естественной или посаженной растительностью. Они включают в себя различные культурные здания, такие как музеи, библиотеки, театры, картинные галереи и храмы и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что искусство эпохи Просвещения достигло огромных высот.

Искусство во Франции связано прежде всего с таким новым понятием, как рококо. Для него характерна асимметрия, игривость и вычурность, роскошь и манерность.

Примером рококо являются работы французского живописца Франсуа Буше (1703–1770), такие как «Венера, утешающая Амура» (1751 г.), «Завтрак» (1750 г.), «Купание Дианы» (1742 г.), «Утро» (1745 г.), «Отдыхающая девушка» (1752 г.), «Туалет Венеры» (1751 г.) и др.

Родоначальником же стиля рококо по праву считается французский рисовальщик и живописец Антуан Ватто (1684–1721). Его работы, от бытовых сцен до галантных празднеств, выделяются своей яркостью, изысканностью, красочностью. Наиболее известные его картины: «Общество в парке» (1716–1719 гг.), «Танец» (1710–1720 гг.), «Меццетен» (1717–1719 гг.), «Влюбленные на отдыхе», «Паломничество на остров Киферу» (1717–1718 гг.).

Но самым первым живописцем-просветителем являлся англичанин Уильям Хогарт (1697–1764). Именно он стал первым внедрять светские темы в живопись, тогда как раньше преобладали произведения искусства с религиозной тематикой. Для картин У. Хогарта была характерна сатира, он с помощью живописи высмеивал пороки аристократии. Примером тому могут послужить его картины «Карьера проститутки» (1730–1731 гг.), «Карьера мота» (1732–1735 гг.), «Брачный контракт», «Выборы» (ок. 1754 г.) и др.

Его соотечественник, живописец эпохи Просвещения Томас Гейнсборо (1727–1888) был одним из наиболее выдающихся портретистов. Его портреты («Автопортрет» (1754 и 1758 гг.), «Портрет дамы в голубом» (1770 г.), «Девочка с поросятами» (1782 г.), «Утренняя прогулка» (1785 г.) и др.) одухотворены, поэтичны, полны лиризма и душевной утонченности.

В Италии, а именно в Венеции, в XVIII в. зародилось новое направление живописи – ведута.

Ведута (от итальянского слова veduta) – это городской архитектурный пейзаж. Представителями этого направления были венецианские живописцы-просветители Джованни Каналетто (1697–1768) («Портелло и канал Брента в Падуе», «Двор каменотеса», «Площадь святых Иоанна и Павла в Венеции», «Церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции», «Площадь Сан-Марко в Венеции»), Франческо Гварди (1712–1793) («Вид площади с дворцом», «Каприччо на набережной Венецианской лагуны», «Отплытие дожа на „Бученторо“ в церковь Сан-Николо на Лидо», «Вид на Венецианскую лагуну с башней Мальгера»).

Не стояло на месте и литературное искусство эпохи Просвещения. Во многом это связано с расцветом театрального искусства. Ведь недаром эпоху Просвещения называют «золотым веком театра».

В Англии это связывают с именем драматурга Ричарда Бринсли Шеридана (1751–1816). Он прославился своими сатирическими комедиями: «Соперники» (1775 г.), «Поездки в Скарборо» (1777 г.), «Школа злословия».

Высокое развитие получило театральное искусство в Венеции. Здесь, в небольшом по размеру городе, существовало семь театров. Венецианские театры существовали во многом благодаря заслугам выдающихся драматургов: Карло Гольдони и Карло Гоцци.

Наиболее известные произведения Карло Гольдони (1707–1793) – «Хитрая вдова» (1748 г.), «Трактирщица» (1753 г.), «Слуга двух господ» (1745–1753 гг.). Благодаря своему остроумию и искрометному юмору К. Гольдони получил широкую известность во всем мире.

Его современник Карло Гоцци (1720–1806) писал сказки (фьябы ) для театра, которые основывались на фольклоре: «Любовь к трем апельсинам» (1761 г.), «Король – олень» (1762 г.), «Турандот» (1762 г.) и др. И если К. Гольдони отказался от метода комедии дель арте (импровизации на основе сценария), то К. Гоцци, наоборот, продолжал широко использовать этот метод.

Больших высот комедии нравов достигли в творчестве французского драматурга эпохи Просвещения Пьера Огюстена Бомарше (1732–1799). Герои его произведений пытались всячески протестовать и высмеивать существующий режим. («Севильский цирюльник» (1775 г.) и «Женитьба Фигаро» (1784 г.)).

В эпоху Просвещения в Германии появился «универсальный гений», основоположник немецкой литературы, писатель Иоганн Вольфганг Гете (1749–1832). Его произведения проникнуты антифеодальными настроениями, в них описываются проблемы человеческих взаимоотношений, поиск смыла жизни (пьеса «Эгмонт» (1788 г.), трагедия «Фауст» (1803–1832 гг.), автобиографическая книга «Поэзия и правда» и др.). И. Гете был не только талантливым писателем, но и блестящим естествоиспытателем («Опыт о метаморфозе растений» (1790 г.), «Учение о цвете» (1810 г.)).

Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.

Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И.-С. Бах, Г Ф. Гендель, И Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.

Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники. Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.), множество концертов и кантат, Месса си-минор (1747–1749 гг.) и др.

В отличие от И.-С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759) принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.

Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732–1809). Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14 месс и т. д.

Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве. Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием«(1791 г.), песни, мессы и др.

Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер. На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.

Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.

Содержание статьи

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел , 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д"Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций , Гольбах, Монтескье, Руссо . Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти , Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете (1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.

Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо , 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г.Лессинг Лаокоон, или о границах живописи и поэзии ,1766; И.Винкельман История искусства древности ,1764).

Людмила Царькова